ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Spaint "Krypto"

20-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
SPAINT
Релиз
“KRYPTO” (EP)
Год
2020
Стиль
Modern metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Столичный коллектив Spaint - это во многом удивительный феномен и потрясающий в своём роде нонсенс: ребята играют модный и современный модерн-метал, ничуть не чураются разных альтернативных или даже вовсе танцевальных фишек, но в то же время умудряются делать это так адекватно и аккуратно, что даже такие упёртые и убеждённые олдскуллеры как Александр Горбанёв (Тиран, Wings Of Destruction, HELZ ZINE, etc.), на дух не переносящие материал с приставкой “модерн”, отзываются о группе исключительно в положительных и респектных тонах. Как это им удаётся – большой вопрос, но то, что удаётся – факт, не подлежащий никаким сомнениям. И превосходный миник 2014 года, и последовавший за ним полноформатник “Живые камни” – это яркие и убедительные аргументы в пользу состоятельности и фундаментальной сноровки этой группы, а слушать их будет приятно и старорежимным металлистам в потёртых косухах, и современным хипстерам-интеллигентам.

Уже название свежего мини-альбома команды однозначно намекает на то, что нас ждёт преемственность, преемственность, ещё раз преемственность и массированные отсылки к уже упоминавшемуся мной EP 2014 года со стилизованным под греческий язык и алфавит названием “МЕΛОΔIA”. Дурашливая обложка с дискотечным шаром и грубо приделанным сбоку смайликом обескураживает и немного напрягает, но дальше этого небольшого и эпизодического хулиганства мастера из Spaint не пошли – на музыку диска несерьёзность арта никак и никоим образом не повлияла. “Krypto” – это действительно греческое слово и означает оно “тёмный”, “тайный”, “скрытый”, что очень точно подходит по настрою и по тематике текстов этому короткострельному, но от этого не менее великолепному диску, который звучит как отличный образчик старого доброго отечественного металла, который не пытается войти дважды в одну и ту же реку и повторить собственные былые подвиги.

На “Krypto” всего четыре композиции, но уже этого более чем достаточно для того, чтобы как следует распробовать мастерство Spaint образца 2020 года и составить представление о современном векторе их творческого развития. Сегодняшний материал команды – это предельно свободный, альтернативный и творчески переосмысленный Чёрный Обелиск, который исполняется и подаётся так, чтобы быть актуальным и современным в эпоху криптовалют и прочих криповых тенденций. Вокалист Михаил Краснов ныне ещё свободнее обращается с мелодиями и ещё динамичнее использует свои вокальные данные, о чём свидетельствует уже открывающая диск одноимённая с названием диска вещь с этими отрывистыми кричалками-речёвками и немного легкомысленными альтернативными “о-о” в припеве. Такой трек действует как бутылка пива с утра, то есть практически равнозначен шагу в никуда и прыжку в бесконечность – после такой бодрящей и взрывной вещи можно ждать чего угодно и в каком угодно стиле.

Вторая вещь “Своя” более сдержанна и ортодоксальна с точки зрения металлических стандартов, а напоминает в большей степени как раз поздний Чёрный Обелиск времён Дмитрия Борисенкова, где в припеве вновь настаёт время душещипательных мега-задушевных припевов, которыми так славятся Spaint, когда душа сначала медленно и нежно разворачивается, а потом так же медленно и нежно сворачивается обратно. Этническое вступление “Н.К.М.” выливается в такую же богатую этническими отсылками вещь, которая удивительным образом напоминает Amorphis, а по настрою лирики и атмосфере имеет нечто схожее с творчеством гипер-серьёзных американцев из Queensryche, ну а финальная “Восход” с первых же секунд своего звучания берёт быка за рога и буквально обрушивает на головы слушателей лавины обгоняющих друг друга завораживающих мелодий.

Ещё наш замечательный российский художник Илья Ефимович Репин замечал интересную закономерность: сначала художник рисует просто и плохо, потом - сложно и плохо, потом сложно и хорошо, и только потом - просто и хорошо. И Spaint на своём новейшем четырёхтрековом мини-альбоме окончательно утвердились на четвёртой, финальной стадии этого поэтапного восхождения к мастерству. Их новые песни просты, доходчивы и универсальны, а их модерн-метал хоть и не грешит однообразием и очевидностью, но порой доходит до очевидности и супрематической ясности задушевных бардовских песен, которые так приятно петь летними ночами у костра. “Музыка должна быть универсальной, даже если это трэш, чтобы можно было включить её человеку, который в принципе такое не слушает и ни разу не слышал раньше, и чтобы он сходу въехал и проникся” – хочется вновь вспомнить мне и процитировать Анатолия Крупнова, ведь Spaint сейчас даже ещё более превзошли в этой доходчивости и понятности своих старших товарищей и наставников.

На альбоме нет каких-то экспериментов и попыток расширять стиль группы и её возможности за счёт использования пограничных жанров и нехарактерных для Spaint приёмов, нет англоязычных треков и экстремального вокала, чем отличался материал с “МЕΛОΔIA”, нет крышесрывающих риффов и качающих грувовых прогонов, зато на альбоме полным полно отличных риффов, запоминающихся припевов и забористых куплетов, а эти песни просто приятно слушать и переслушивать, а потом напевать себе под нос, направляясь за пивом или возвращаясь домой с работы. Группе очень идёт игривая альтернативность a la Amaranthe, которой так много в треке “Krypto” (не случайно именно эта вещь стала титульной и программной), но те более душевные, жизненные и экзистенциальные темы, которые ребята продвигают в “Своей”, “Н.К.М.” и “Восходе”, хоть и не врезаются в мозг так беспардонно, однако обладают ещё большей глубиной и смысловой нагрузкой.

Насколько я знаю, изначально для “Krypto” музыканты запланировали более обширный треклист, и помимо четырёх композиций основной программы задумывали включение в программу мини-альбома также дополнительные бонус-треки, но разыгравшаяся некстати пандемия коронавируса внесла свои коррективы, и релиз был выпущен в таком несколько усечённом и урезанном виде, а идея с бонусами была задвинута в долгий ящик и теперь уже неясно, окажется ли реализованной когда-либо. Как бы там ни было, “Krypto” выпущен, реализован, доступен для прослушивания и, как обещают авторы, в скором времени будет выпущен в CD-формате. Вероятно, босс HELLZ ZINE поставил бы такому релизу четыре, но я не могу скрыть своего восхищения, и с удовольствием отправляю в качестве оценки альбому все пять возможных из пяти звёзд. “Krypto” не случайно отдалённо напоминает русское слово “круто”, это действительно очень крутой миник, на который вошли только по-настоящему сильные и бронебойные вещи.