ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Spaint "Вкус земли - Цвет неба"

11-08-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
SPAINT
Релиз
“ВКУС ЗЕМЛИ – ЦВЕТ НЕБА”
Год
2011
Стиль
Modern metal
Лейбл
MAZZAR
Страна, город
Россия, Москва

Спустя три года после своего дебюта мелодично-риффовые конкистадоры из Spaint вернулись со своим очередным полноформатником, и он по всем пунктам превзошёл своего предшественника. Гитары стали мобильнее и пластичнее, мелодии увереннее, аранжировки разнообразнее, а впечатление от альбома в целом оставалось всё таким же забористым и бронебойным. Приблизиться к высотам хитовости Цоя и Короля и шута, но не уподобиться им, не раствориться в их поп-развязности и не снизить планку качества – это почти невероятный подвиг, но Spaint решили попробовать проделать такую рискованную штуку на своём втором диске, и у них всё получилось, в который раз показав, что по-настоящему талантливый метал можно переплавить во что угодно без какого-либо вреда для его основных свойств и характеристик.

Смесь напора, драйва, мелодики и слегка грустноватой русскоязычной лирики в уникальных, одним только авторам из Spaint известных пропорциях представлены уже в открывающей альбом “Как в кино”, а затем, по ходу развития альбома музыканты по-новому подходят к этой же самой схеме и пробуют её на вкус с разных сторон и под новым соусом. Чёрный Обелиск? Копайте глубже – Кино, Алиса, Наутилус – как будто говорят нам этим своим треком Spaint, и на их новейшем альбоме традиции, история и современность русского рока и металла действительно сближаются самым всесторонним и парадоксальным образом. И, кстати, по сравнению с дебютным диском ребят, их вторая пластинка отличается ещё и потрясающим разнообразием, но не будем забегать вперёд, а обо всём поговорим по порядку.

Риффы утяжеляются в “Адреналине”, ещё больше грозовых и жёстких интонаций слышится в “Странном азарте”, а в треке “Век одиночества” перед нами и вовсе пантероподобный грув со странными восточными мотивами (!), но на самом деле это всё те же Spaint, и спутать их с кем-то совершенно нереально. “Несовершенный” вполне мог бы попасть в саундтрек к “Брату-2”, а “Красота” удивляет неожиданной темой, но, пожалуй, самый яркий и тяжёлый трек на альбоме это десятый по счёту титульный номер, и если его выдернуть из альбома и поставить на какой-нибудь трэш-сборник, большинство слушателей, вероятно, даже не заподозрят ничего крамольного и действительно будут думать, что перед ними убеждённые трэшеры. И ведь всё это при том, что композиция отличается невероятными мелодиями, прочувствованными соло, мечтательными вставками и даже обильными электронными фишками в финале.

Именно на “Вкус неба – цвет земли” Spaint впервые попробовали себя в фит-формате, пригласив по этому поводу Юлиану Савченко из замечательной мелодик-метал-группы АнДем, и, естественно, без некоторой коррекции стиля в данном треке не обошлось. У меня осталось такое впечатление, что участники коллектива нарочно решили испытать себя и бросили себе такой вызов: а сможем ли? И смогли. Лав-металлические клавишные, романтический м/ж-дуэт в лучших традициях фэгтезийного пауэра, основательное хардовое соло, которого не постеснялся бы даже Слэш – эксперимент прошёл на “ура” и лишний раз подтвердил многогранность Spaint и их умение быть разными. Сколько лет прошло, уже нет больше АнДем, Юлиана присоединилась к WitchcrafT, но данный фит не потерял своего очарования даже сейчас, в 2021 году.

И снова авторы поставили на альбом две англоязычные композиции как особый привет давнему иноязычному прошлому коллектива. Резковатая, грувовая, но всё равно очень мелодичная “The Old Name” и складно грохочущая в такт летящих с высокой горы камней “Let Go” – эти треки одновременно показывают, что музыканты не забыли про то, с чего начинали и по-прежнему ценят тяжесть, напор и олдскульную агрессию, и в то же время убедительно демонстрируют, что Spaint способны писать композиции, интересные не только у них на родине, но и за бугром, и им подвластна не только утяжелённая бардовская песня с диско-мелодиями, но и современный евро-трэш в самом широком смысле. Вот так легко, играючи, не изменяя себе, но и не повторяясь, Spaint вновь покорили всех своим гипер-мело-риффовым хэви-металлом, и подтвердили свой статус.

В исполнении таких групп как Spaint тяжёлая музыка становится достоянием широких масс, а условное разделение на жанры и направления отходит на второй план. “Главное, чтобы песня была хорошей” любителей попсы и “главное, чтобы было жёстко, ритмично, по-рокерски и чтобы земля сотрясалась от грохота и драйва” заядлых рок-фанов – всё это в равной степени про них, и ведь эти композиции действительно можно без проблем сыграть на акустической гитаре и спеть хоть у костра на тур-слёте, хоть у подъезда прекрасной незнакомки. И кто-то с уверенностью скажет, что всё это признаки невероятно плохого вкуса и крайне сомнительного качества продукта, но Spaint с лёгкостью разбивают все стереотипы и вновь выходят сухими из воды всех предрассудков и клише. А это уже признак настоящего мастерства.