ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Тиран "No Gods, No Masters"

25-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ТИРАН
Релиз
“NO GODS, NO MASTERS” (EP)
Год
2019
Стиль
Thrash metal / death metal
Лейбл
WINGS OF DESTRUCTION
Страна, город
Россия, Великие Луки

С творчеством великолукского Тирана я познакомился, учитывая его немалую историю и солидное количество разнокалиберных релизов, очень поздно – в 2015 году, но сразу же пришло понимание, что группа огненная и стоящая. Те четыре трека, что вошли на сплит Тирана с Социопатом, отличались невероятной энергетикой, ржавой бескомпромиссностью и чадили как старые, давно списанные, но всё ещё использующиеся и в хвост, и в гриву трубы у нас в котельной, а в целом Тиран оставил у меня ощущение злого, по-настоящему харизматичного и способного отвечать за свои слова (и что важнее – произносить их осмысленно и по делу) монстра-мутанта, который неведомо как выжил, когда 80-е давно миновали, успешно адаптировался к цифровой эпохе и вполне комфортно себя чувствует в мире поколения смартфонов и айподов (и это при том, что участники группы ещё вполне себе молоды и на пенсию отнюдь не собираются!)

Полноформатник 2017 года порадовал ещё больше, а личное общение с предводителем капеллы Александром Горбанёвым, скрупулёзное исследование дискографии состава и перелистывание интервью мэтра ещё более укрепили категорически позитивное отношение к деятельности великолукского чудовища. Александр не понаслышке знает о том, что такое настоящий андеграундный метал, как его нужно играть и любить, что в нём хорошего, а как следствие, делает всё как будто по нотам: правильно, планомерно, прицельно и очень убедительно. Не могу сказать, что чисто по музыке Тиран лучшая современная трэш-группа, но это определённо самая трушная трэшевая банда из всех современных отечественных групп, и если кого-то сравнивать с западными отцами и апологетами 80-х, которые могли жалить в интервью языком как сумасшедшие, а при случае и в нос дать вполне конкретно были не дураки, то именно группу Тиран.

Но если вы думаете, что сейчас перед вами ещё одна хвалебная рецензия, где будут тонны дифирамбов, пафоса и восхищений, вы ошибаетесь. Восхищения закончились. Трэшер, не знающий взлётов и падений, ошибок и поражений - не трэшер, а робот, коммерческий продукт, за которым стоят толстозадые коммерсанты, покупающие ему эфир и уверенно прокладывающие дорогу своему насквозь проплаченному детищу, предварительно долго и нудно взвешивающие все нюансы и запросы рынка. Тиран не таков, и уже это означает, что он не будет тупо клепать одно и то же или заглядывать в рот и в задницу своим слушателям (даже если слушатели очень достойные и трушные металлеры с самыми лучшими мотивами и намерениями). Любой монстр (и любой тиран, хех, раз уж на то пошло, тоже) своенравен и норовист как маленький природный катаклизм, предсказать действия которого просто невозможно, да и не нужно.

Можно добавить ещё, что я никогда особо не любил демки, синглы и EP, предпочитая им увесистые и полнокровные полноформатники, но – что делать – их очень любит Тиран, и вот перед нами очередное творение команды, которым оказался четырёхтрековый EP, в лазерных дорожках которого вы сможете отыскать всего только две новые вещи, а остальные две окажутся очень специфического качества концертными записями номеров с “Apocalyptic Tales”. Открывающая диск титульная вещь интересна, но не показалась мне такой уж хорошей. Очень бодро стартуя и раскочегариваясь в лучших традициях великолукских маньяков и их западных предтеч, композиция очень быстро сворачивает куда-то на аннигилейторовские переборы (привет, Питер Пэн и Неверляндия, у нас снова суббота, и в школу идти не надо), а потом и вовсе начинает блуждать где-то в прогрессивных коронеро-анакрузисовских дебрях.

И это совсем не плохо (кто способен в здравом уме и в светлой памяти брякнуть, что ранний Annihilator и классические Coroner с Anacrusis это плохо?!), но это не тот угловатый и неправильный стиль Тирана, который, как мне кажется, уже прочно ассоциируется у многих с этим названием. Да, вещь интересна и неплоха, имеет интересный зачин, ещё более интересное продолжение, нестандартное развитие и под неё по-прежнему можно будет очень здорово поразмять шейные позвонки (а потом и вздремнуть немного, пока звучат переборы и техничные соло-выверты), но мне она не показалась по-настоящему крутой и сногсшибательной. “Witchflight” в этом плане намного лучше, мощнее и ярче, хотя на Destruction 80-х в этой композиции Тиран похожи даже более, чем сами современные Destruction, а вокал Александра просто не оставляет свободы для манёвра и звучит ну просто как стопроцентный кондовый Шмир.

Ну и по прослушивании “No Gods, No Masters” у меня остался только один вопрос: интересно, чем слушают музыку все те, кто всё-таки слышал Тиран, но в итоге составил о нём негативное мнение? Сыро, жёстко, ржаво? Гм, а что вы хотели найти на альбоме трэш-метал-группы? Стравинского и Римского-Корсакова услышать? Да и не так уж грязен и сыр Тиран, как его малюют – по сравнению с “No Gods, No Masters” добрая половина классиков трэш-металла (и среди них даже такие интеллектуалы и спецы как Sabbat и культовые канадцы Sacrifice, входящие в местную канадскую большую трэш-четвёрку, не говоря уже о менее упёртых и значительных группах) кажется чёртиками из табакерки, от звучания которых возникает ушная боль и эти самые уши вянут. Гармонии, структуры треков, уровень исполнительского мастерства, вокальная техника – всё это у Тирана более чем на уровне, и на очень достойном уровне, который выше, чем у очень многих.

Ну а коль скоро я уж упомянул “Apocalyptic Tales”, то сразу же попутно замечу: звучать и играть Тиран стали лучше и убедительнее. Жёстче, объёмнее, профессиональнее, чётче, точечнее. Соло стали круче и разумнее, барабаны строже и солиднее, а намёки на панк исчезли без следа. Я скажу даже больше: если вы сейчас, как и я, держите в руках этот релиз и/или даже загрузили уже его к себе в стереосистему, то постарайтесь получше запомнить этот момент: на наших глазах рождается новая трэш-легенда, которая сможет стать такой же крутой, популярной и котируемой, как Slayer и Sodom. Я нисколько бы не удивился, даже если бы увидел интервью с Тираном в каком-нибудь Cool Girl (или что там сейчас выходит вместо него?) или мой глаз наткнулся бы по пути в булочную на какую-нибудь teen-girl в майке “Apocalyptic Tales” – они достойны такого признания и могут быть теми ещё няшками, ничуть не изменяя при этом канонам жанра.

Релиз очень симпатично издан в лакированном конверте с вкладочкой-бумажечкой и артом с какими-то адскими потрохами в узнаваемом тирановском ключе, в котором была так эффектно и здорово нарисована обложка “Apocalyptic Tales”; заиметь это дело в коллекцию приятно и радостно, даже если вы не являетесь маньяком-фетишистом и не собираете как угорелый редкие ипишки, демки и rehearsal, так или иначе связанные с золотой эпохой расцвета трэша. Релиз приятный, но неоднозначный (хотя для меня зачастую всё, что не лонгплей – неоднозначно), а я воспринял его как разминку, в ходе которой великолукские “тираны” пробуют силы перед очередным полновесным залпом: сможем ли, потянем ли, затмим ли? И сможете, и потянете, и затмите. Но не надо лишних экспериментов, а просто будьте собой и побольше хороших качающих песен в вашем фирменном ключе и новых апокалиптических историй. И, пожалуйста, сделайте, что-нибудь с вокалом, чтобы его не лихорадило так из стороны в сторону.