ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом проекта Антифаза "Обескровленный мир"

25-10-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
АНТИФАЗА
Релиз
“ОБЕСКРОВЛЕННЫЙ МИР” (EP)
Год
2021
Стиль
Alternative darkwave
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Есть такое понятие в музыке как “концентрация”. Впрочем, не только в музыке, а вообще практически во всех сферах нашей жизни, будь то разведение соков дистиллированной водой, собранность на экзамене в автошколе или готовность оперативно отреагировать на просьбу друга и сгонять по необходимости в магазин за внезапно закончившимся лимонадом. И вот концентрации у молодого one-man-проекта Антифаза очень и очень немало. В какой-то момент знакомства с его творчеством у меня даже сложилось впечатление, что собранности и сосредоточенности, которые обычно и подразумеваются под концентрацией, у них буквально выше крыши, и их треки целиком сотканы из неё, являя собой воплощение монументальной осмысленности.

Смыслы, переживания, эмоции, обнажённая боль, и всё это в максимально чистом виде и без каких-либо посторонних примесей, что в итоге создаёт впечатление мощного потока сознания в лучших традициях знаменитых философов и драматургов - вот что мы находим на дебютном полноформатнике Антифазы “Побег из бесконечности”, а дальше стало может быть не больше, но в том же самом духе - точно. Лидер проекта задумал трилогию, и сейчас предлагает своим слушателям её вторую часть, которую почему-то решил выпустить в виде лаконичного четырёхтрекового мини-альбома с дополнительным CD-бонусом в качестве поощрения для любителей изданий в физических форматах. Скажу сразу, такого от склонного к всяческой основательности Ника я не ожидал, и тем удивительнее стал для меня “Обескровленный мир”.

Исходя из изначальной настроенности на трилогию, в которую должны сложиться первые три альбома проекта, “Обескровленный мир” радикально не отличается по материалу от своего предшественника, но по ходу прослушивания данной работы у меня осталось ощущение большей свободы и экспериментальности, которую теперь позволяет себе, пригласивший в Антифазу гостевого гитариста Ник. Как свидетельствуют альбомные “credits”, музыку для одного из треков в этот раз написала штатная художница проекта, и такое вливание “свежей крови” в композиторском и исполнительском плане, конечно, не могло не отразиться на том, как зазвучит в итоге актуальная пластинка. Всё та же альтернативная электроника, тревожные ритмы дарквейва, угрожающие гитары и нонкомформистская читка, что и в начале года на “Побеге из бесконечности”, но как будто под другим углом.

Почти синти-поп в “Анестезии”, сумрачный полуавангардный психодел в “Ангеле”, дарк-нуар-дарквейв-кабаре с провокационным альтернативным речитативом и восточными мелодиями в “Забытом пути” и, наконец, неожиданный глубокомысленно-медитативный инструментал в “Heartmachine” - вот что ждёт нас в недрах лазерных дорожек “Обескровленного мира”, а в плане музыкальных решений альбом, как ни странно, оставляет более светлое ощущение в силу своего большего разнообразия и разбросанности цитируемых жанров. На свежем диске больше смелых мелодичных припевов, больше саунд-поисков и попыток выйти за грани изначального найденного сплетения жанров, и как и любая эволюция в творчестве, пластинка словно изнутри наполнена динамикой, сообщая слушателям желание расти над собой, меняться и сбрасывать омертвевшую кожу прошлых дней.

Нужно сказать, что подобные вещи я привык видеть только у одного российского проекта, а именно у Сумеречной Депрессии, и пусть Антифаза переосмысливает и развивает найденные Денисом Ядровым метафизические посылы совершенно по-своему и с удивительным славянофильским свободолюбием, сомнений в том, что перед нами сейчас всё тот же интеллектуальный некрофилический театр самокопаний и поисков вечных истин не возникает никаких. И дебютный полноформатник проекта, и его нынешний, несколько редуцированный по длительности EP отличаются искренностью, повышенной тревожностью на грани аффекта, столь характерной для отечественных литературных классиков жаждой предельных смыслов и болезненным неприятием повседневной реальности, и в этом смысле Антифаза замечательна и прекрасна.

Да, “Обескровленный мир” - это тот же “Побег из бесконечности”, но в варианте light-версии, с более простыми структурами треков и с хитовыми мелодиями, и тем не менее даже за этой видимой и кажущейся простотой без труда просматриваются резкие интонации, нежелание идти на компромиссы и больная неуспокоенность настоящих странников и искателей. Конечно, “Обескровленный мир” легче воспринимать, и в его лазерных дорожках определённо присутствует нечто от радиоформатности мейнстрима, а потому вы уж решайте сами, с какого бока вам подступиться к этой музыке, и нужна ли она вам вообще. Скорбей и внутренних терзаний от знаний, выпущенных под эгидой Антифазы, у вас определённо станет больше (о чём, кстати, предупреждал ещё премудрый царь Соломон в своём “Экклезиасте”), но ни один отпивший однажды из подобного источника, уже не захочет светлого и бессмысленного существования.