ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Цените боль, ведь это самое чистое чувство, и только оно вас никогда не предаст!” Интервью с группой Антифаза

13-12-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Лучшим релизом октября у нас на ASTARTA стал EP Антифаза “Обескровленный мир”, и теперь по этому поводу вас ждёт заслуженное и закономерное интервью с участниками проекта. Но перед нами сейчас не просто рядовой тест-опросник, а полноценный большой разговор о музыке и источниках инспирации Антифазы, в котором впервые приняли участие все три участника коллектива: сам мастермайнд и основатель Ник, новый гитарист Илья и штатный иллюстратор Антифазы Дарья, которая даже выступила как соавтор одной из композиций с их актуального мини-альбома. Наш разговор действительно получился большим и непредсказуемым, и, поговорив о медийности и фитах, а затем упомянув Даню Милохина с Дельфином, мы вдруг заговорили о Тони Левине, феноменологии, герменевтике, Библии и Бердяеве с Абеляром, а затем вырулили на былинное поле вопроса о смысле жизни. Приятного прочтения и продуктивных вам размышлений по поводу нашего общения и победившего у нас EP “Обескровленный мир”, конечно же! 

Алексей: Доброго времени суток, Ник, Илья и Дарья! Поздравляем вас с победой в нашем опросе. А как сами считаете, это заслуженная и закономерная победа? Лет двадцать назад, в прессе часто мелькали возгласы наподобие того, что если в чарты пробрался Slayer, то значит, с обществом происходит что-то ужасное и невообразимое. А о чём сигнализирует нам попадание в номинацию “лучший релиз месяца” альбома Антифазы, как считаете?

Виктория: Приветствую Вас, Антифаза! Ваш EP "Обескровленный мир" стал лучшим релизом октября у нас в ASTARTA, с чем я Вас искренне и поздравляю! Что самое ценное принесла Вам эта победа?

Ник: Приветствую, Алексей и Виктория! Спасибо вам за поздравления и за сам конкурс! Я лично склонен считать нашу победу скорее счастливой случайностью, нежели закономерностью. Приятной и воодушевляющей, но всё же случайностью. А самое ценное, что она принесла, и что хоть как-то останется в истории – это данное интервью.

Алексей: А Вы сам как автор считаете “Обескровленный мир” лучше и сильнее дебюта? Он объективнее качественнее, серьёзнее?

Ник: Трудно выражать оценочные мнения относительно собственного творчества, но, учитывая то, что «Обескровленный мир» – это своего рода мостик между дебютником и вторым полноформатником, он является логическим продолжением «Побега из бесконечности», но в более лайтовой версии.

Алексей: А что Вы считаете для себя творческим катализатором и основным мотиватором для занятия творчеством в Антифазе: это необходимость творческого самовыражения (не могу не творить), накопившиеся эмоции, жажда признания или что-то другое?

Ник: Именно необходимость самовыражения и накопившиеся эмоции. Своеобразный сеанс психотерапии и совмещение приятного с полезным. Ну и, конечно, не могу не творить – музыкой я буквально живу.

Алексей: Хотел ещё в предыдущем вопросе продолжить ассоциативный ряд гипотетических причин для творчества Антифазы и добавить туда творческий эксгибиционизм, но почему-то не дописал… А что думаете по поводу такого феномена? Ощущаете ли Вы как творец и автор какой-то катарсис после того, как такие интимные и глубокие переживания оказываются выложены в свободный доступ в Интернете? На что вообще это похоже?

Ник: Выход релиза могу, пожалуй, сравнить с ребёнком, начинающим собственную жизнь, после того как я его создал, выносил и воспитал. А катарсис ощущаю скорее от того, что вся нудная работа закончена, и какое-то время можно не нянчиться бессонными ночами с этим, хоть и родным, но непослушным чадом. Переживания же оставляю ещё на этапе сочинения и записи, если это, конечно, удаётся.

Алексей: Ранит ли Вас непонимание Ваших идей и концепций или, скажем, одни и те же, не особо вдумчивые вопросы в интервью? Не бывает ли такого, что открываясь людям и вынося на обозрение свои интимные переживания, начинаешь чувствовать себя ещё более одиноким и уязвимым, чем до этого?

Ник: Вообще зачастую близким людям открыться гораздо труднее, чем абстрактному слушателю из интернета. Это как разговор в поезде с незнакомцем, с которым больше никогда и нигде не встретишься. С непониманием периодически приходится сталкиваться, как же без этого. Но для меня это ни разу не повод всё бросить и перестать творить. Движущая сила для моего творчества отнюдь не в принятии и признании кем-то со стороны. Когда находятся люди, разделяющие мои мысли и эмоции, это здорово. Но и непонимание – абсолютно нормальная ситуация, ведь все люди разные и по-разному ощущают даже одни и те же эмоции.

Алексей: Мы начали говорить о предпосылках и причинах Вашего творчества в Антифазе, а теперь хотелось бы спросить о результатах и следствиях из этого творчества. Что даёт Вам запись и выпуск альбомов в рамках этого проекта?

Ник: Кроме всего вышеобозначенного, это даёт мне некоторую уверенность в своих творческих силах. Осознание того, что желания не расходятся с возможностями, а цели оправдывают средства.

Алексей: Я правильно понимаю, что Антифаза помогает вам находить нужных людей и таким образом в некоторой степени восполнять (или как-то влиять на) имеющийся у Вас коммуникативный статус-кво? Выход дебютника Антифазы способствовал тому, что вы нашли каких-то интересных и важных собеседников, общение с которыми как-то повлияло на Вас как на личность, человека и автора?

Ник: Скорее наоборот, появление важных и интересных собеседников повлияло на выход дебютника. Антифаза не вытащит отшельника из его кельи, а только напротив, загонит в дальний угол. Что не так уж и плохо на самом деле.

Алексей: А что хорошего в том, чтобы быть отшельником и сидеть в дальнем углу? Вам близки идеалы и воззрения хикикомори?

Ник: Я имел в виду скорее то, что такое DIY-творчество, в котором ты сам себе хозяин, делает тебя одновременно и рабом, занимая гигантскую массу свободного времени, которого в свою очередь не жалко на занятие любимым делом. Насчёт идеалов хикикомори – называйте как хотите, но меланхолики-интроверты вроде меня просто нуждаются в периодическом уединении и отдыхе от внешнего мира и социума.

Алексей: А как началось Ваше общение с нынешним гитаристом Антифазы Ильёй и со штатной теперь уже художницей проекта Дарьей? Это не только деловое и творческое взаимодействие, но и дружеское?

Ник: Абсолютно дружеское. Я бы при всём желании не смог работать с людьми, с которыми бы не нашлось взаимопонимания, и которым была бы чужда деятельность Антифазы, какими бы профессионалами они ни были. С Ильёй мы познакомились по объявлению в одной из групп ВКонтакте и оказались взаимно заинтересованы творчеством друг друга. А с Дашей мы уже относительно давние друзья.

Илья: Летом, когда учитель музыкальной школы на каникулах, он мнит себя гитаристом, композитором, виртуозом, творцом. :))) Я искал единомышленников и наткнулся на паблик с хорошей музыкой и незаурядной лирикой и сразу предложил вписаться! И на записях чувствовал себя рок-героем. :))

Дашка: Мы с Ником познакомились порядка двух лет назад и уже даже успели увидеться вживую, притом что живём сравнительно далеко друг от друга. Как ни банально – познакомились мы в общей беседе по интересам; в тот момент я только начала заниматься музыкой и узнала, что Ник уже давно в этой сфере, хотя проект Антифаза на тот момент хоть и был начат с горем пополам, но был больше мёртв, чем жив. Изначально я скидывала ему какие-то свои наработки, чтобы он мог покритиковать их и дать мне совет (в общем-то, сейчас я продолжаю делать то же самое). И хоть после первой демки наше общение на том и закончилось, в будущем мы как-то нашли общий язык и стали общаться на постоянной основе. Как я выше говорила, Антифаза тогда была не в лучшем состоянии, и когда Ник поведал мне о ней в общем и целом, у него были записаны лишь две демки — «Люди в моей голове» и «In Memoriam». Хоть стиль Антифазы достаточно далёк от меня, мне они очень понравились, и я спросила у Ника, почему он ничего больше не выпускал, и «уговорила» его продолжить. Хотя думаю, что там больше сыграло его желание, нежели мой «пинок». К выходу первого альбома именно Ник предложил мне сделать ему обложку, и я согласилась. И с тех пор он назначил меня штатным художником своего проекта. 🙂

Ник: Вот именно её пинок, вера в Антифазу и её согласие создать обложку для дебютника как раз во многом определило дальнейшее развитие проекта. Это, без лести, был первый человек, кто в меня поверил, за что я благодарен ей по сей день.

Алексей: Дарья, как так вышло, что Вы поучаствовали в создании музыки для одной из композиций с альбома? И как Вам результат?

Дашка: Ну, началось всё с того, что я в очередной раз скинула Нику свои какие-то «зарисовки», и вот одна их них так ему понравилась, что он доработал её и написал полноценную песню… Грубо говоря, это была случайность — я, сама того не ожидая, написала трек в стиле Антифазы.

Алексей: Ждать ли от Вас новых композиторских и музыкальных свершений на будущих релизах Антифазы? Что-то такое планируется и вообще в принципе возможно?

Дашка: Не знаю, не знаю. Это было случайностью, а в будущем я даже не знаю… Когда-то мы с Ником планировали совместный проект, но что-то более «светлое», нежели Антифаза. Тот проект должен был быть наполнен больше моими идеями, наверное, но у нас что-то с ним не сложилось. Музыка «Ангела» тоже сначала должна была принадлежать тому проекту.

Ник: Всё ещё впереди, я думаю.

Виктория: А что для вас троих самое приятное и интересное в Антифазе и что, наоборот, самое неоднозначное, трудное и сомнительное?

Дашка: Трудного и сомнительного я назвать не могу, а «неоднозначное» – это вся музыка Антифазы. :)))) Приятного много, на самом деле, весь процесс работы с Ником – это что-то интересное.

Илья: Самое интересное – возможность сотворчества, у меня в таком амплуа дебютный опыт.

Ник: Мне в свою очередь взаимно приятно и интересно работать с ребятами, и это очень мотивирует и вдохновляет. В процессе же созидания самое интересное – это сочинение песен. Вот если бы изобрели способ просто скачивать их из головы, у нас было бы уже альбома четыре как минимум. Вся остальная работа не сказать что трудная и уж точно не сомнительная, но довольно-таки ресурсо- и энергозатратная. А неоднозначная, соглашусь с Дашкой, сама музыка. Но в том её аутентичность и самобытность, как мне кажется.

Виктория: А был ли у вас какой-то период привыкания и притирки друг к другу, или вы сразу нашли общий язык и настроились на общую волну?

Илья: Мне кажется, сразу. 🙂

Дашка: Ну, конкретно мы с Ником сначала нашли общий язык в обыденном, дружеском общении, и только потом пошёл разговор о совместной работе…

Виктория: А как можно было бы охарактеризовать каждого из участников Антифазы, и как вы сами характеризуете себя и свой вклад в коллектив?

Дашка: Ох, с Ильёй мы, к сожалению, не знакомы, а вот Ника бы я описала как «капитана корабля», потому что он всё-таки главная движущая сила, и без него, очевидно, проект существовать не может. Мой вклад, я думаю, больше в визуализацию песен Антифазы, потому что Ник даёт мне очень много простора для фантазии относительно идей для обложек, и иной раз я даже могу смело перекраивать идею так, что она совсем не будет похожа на первоначальную. В общем, мы с Ильёй аки «правая и левая руки», и всё под предводительством Ника.

Илья: Ну, у меня лично вклада не так, наверное, много. Весь материал уже был, я покайфовал, импровизируя над ним.

Алексей: Стоит ли понимать, что Антифаза стремится к тому, чтобы мигрировать из ранга проекта в статус полноценной группы? Вы допускаете такое развитие событий?

Ник: Безусловно, допускаю, и даже в какой-то мере стремлюсь к тому.

Алексей: А насколько Антифаза на данный момент близка к тому, чтобы стать группой в традиционном смысле слова, как считаете? Насколько вы близки к этому?

Илья: В смысле гитара, барабаны и поорать? 🙂 Ну можно, конечно!

Ник: Смотря с какого бока посмотреть. То, что мы работаем удалённо, делает ли нас не группой? В условиях пандемии это уже вполне себе стандартная практика. При этом работаем на энтузиазме и доброй воле, никто не является наёмным работником, никто не действует по указке. А поорать – это всегда святое! 🙂

Алексей: Если кто-то сейчас читает это интервью и хотел бы примкнуть к Антифазе, чтобы играть на басу, стучать на барабанах или помогать писать тексты, что нужно иметь в виду такому человеку, чтобы не тратить всуе и своё, и ваше время? Есть какие-то требования и критерии для потенциальных участников Вашего проекта?

Ник: Так, записывайте. Басист должен играть не хуже Фли и Тони Левина, а барабанщик – стучать на уровне Джои Джордисона и Винни Пола… Стоп, я не закончил! Что, почему, куда все убежали? ;)))

Энивей, всё это опять же возможно лишь в условиях полного взаимопонимания между участниками, что не так-то просто. Но в целом я открыт к любым предложениям, а дальше уже будет видно. Основные пожелания помимо – быть вовлёченным в процесс, быть готовым тратить часть свободного времени на работу с материалом и иметь возможность делать качественную запись. К слову, к проекту уже был готов подключиться барабанщик, но отвалился по причине занятости и сложностей со студийной записью. А вот по поводу текстов – при всём уважении к талантливым поэтам, с чужими текстами Антифаза перестанет быть Антифазой.

Алексей: Никогда бы не подумал, что участники Антифазы вдохновляются группами вроде King Crimson! Это действительно так или Тони Левин был упомянут лишь для того чтобы подчеркнуть уровень ваших требований и притязаний?

Ник: Я вообще в числе прочего люблю прог- и арт-рок. И в «Побеге из бесконечности» даже присутствуют некоторые «приветы» оттуда. А требования к профессиональным навыкам музыкантов у нас гораздо более щадящие. Немного странно, когда приходится объяснять столь очевидные шутки.

Алексей: Кстати, вы в курсе, что участники King Crimson и тот же Тони уже не раз и не два принимали участие в записях российских групп, и вполне реально наладить с ними сотрудничество? Как считаете, смог бы Левин понять посыл вашей музыки и адекватно дополнить её со своим басом?

Ник: Левин-то смог бы, кто бы сомневался. Но для сотрудничества с кем-либо из King Crimson необходимо достичь как минимум уровня БГ. Что само по себе уже звучит как вызов.

Илья: Я плохо знаю творчество этого коллектива, но почему нет. 🙂

Алексей: Не знаю, почему, но у меня уже давно сложилось впечатление, что люди, которые руководят проектами наподобие вашего, это жуткие тираны и автократоры (вспомнить хоть Михаэля Драу…), а как вам самим кажется, насколько это вообще про вас? Ник, замечаете за собой имперские замашки и склонность к тоталитаризму?

Дашка: Ну, кто из нас с Ником ещё тиран. 🙂 С Ником отлично работать и не страшно выражать своё мнение по поводу проекта.  А касательно, например, обложек, я имею огромную творческую свободу, без каких либо ограничений. Ник всегда готов выслушать идеи других и очень лоялен в целом.

Ник: Нет, конечно, последнее слово в рамках исключительно проекта я оставляю за собой, иначе всё сложится как в басне про лебедя, рака и щуку, но я всегда готов идти на компромиссы и прислушиваться к конструктивным и креативным идеям и советам от единомышленников. Всё, что вы перечислили, вообще не про меня, хочется верить.

Илья: Лично у меня совершенно противоположные замашки и крайне либертарные убеждения. 🙂

Алексей: У вас есть или был кумир, которого вы считали для себя идеалом и образцом для подражания? И насколько велики шансы, например, у Иосифа Сталина, чтобы стать вашим кумиром? А у Ленина? Вообще если выбирать между этими двоими, то на чьей стороне ваши симпатии?

Ник: Кумиров нет, но в творческом плане я очень симпатизирую Торбену Вендту из Diorama и всей группе в целом. Про Сталина и Ленина странный вопрос. Предпочту выбрать Леннона, да и то не в качестве кумира и эталона. 🙂

Илья: Ульянов и Джугашвили не мои кумиры от слова совсем, мне ближе Хомский, Гребер и Делез. Но в целом есть авторитеты, кумиры часто вводят в догматизм.

Дашка: Акснес Акбар.

Алексей: А в чём главное отличие работы над песнями проекта в одиночку от коллективной работы? Есть какие-то принципиальные нюансы, которые кардинально влияют на результат?

Ник: Ну, скажем так, я не владею музыкальными инструментами, за исключением клавишных, поэтому, конечно, профессиональный гитарист, барабанщик или кто-либо ещё лучше знает нюансы своих инструментов и то, как было бы грамотнее вписать партию своего инструмента в аранжировку.

Илья: Да это круто! Я раньше страшно был разочарован, что фиг кого соберешь, а тут каждый работает в своем темпе, предлагает идеи, мне вообще кайфово. 🙂

Алексей: В одном из треков с нового EP есть стилизованный под сэмпл из фильма или аудиокниги отрывок разговора.  Это одна из тем, на которые вы общаетесь в своей повседневности и такой разговор действительно имел место быть? Перед нами не просто некие выдуманные и сочинённые фразы, а часть вашей реальной жизни и вашей реальной личности с её интересами и жизненными диалогами?

Ник: Увы, это именно сочинённая фраза, родившаяся из текста песни. Часть художественного произведения, прекрасно дополняющая атмосферу оного. Но если бы мы и вели такой диалог в реальной жизни, он носил бы скорее шуточный характер. Не такие уж мы и романтики, какими можем казаться. 🙂

Дашка: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам… (Мф. 7:7)

Алексей: То есть вы те же циники и реалисты, что и большинство музыкантов вашего направления, но порой мимикрируете под романтиков? Или это получается не намеренно?

Илья: Скорее экзистенциалисты. 🙂

Ник: Именно они, да. Вот чего уж точно нет, так это притворства. Всё наше творчество искренне, никакой мимикрии. Циником лично я себя назвать никак не могу, но временами цинизм может проявляться в качестве защитной реакции. «Раскаянье и злость скрыты под маскою цинизма, рассудок задремал под покосившейся кровлей», ю ноу. Но можно быть романтиком в душе и не выражаясь повседневно «шекспировскими» фразами.

Алексей: Многие отметили тот факт, что “Обескровленный мир” звучит легче, доходчивее и разнообразнее, чем дебютный лонгплей Антифазы, а как вам кажется, с чем это связано и так ли это?

Ник: Отчасти так, да. Он легче в эмоциональном плане, а вот насчёт саунда я бы поспорил. Связано это с тем, что изначально вместо EP должен был выйти сингл. Но появились треки, не вписывающиеся ни в один из будущих альбомов, и было решено объединить их в мини-альбом. Эти треки хоть и связаны по смыслу темой боли и отчаянья, но сюжетной концепции между ними не прослеживается. И у этой разнородности звучания есть своя функция – продемонстрировать различные аспекты творчества Антифазы, с какими ещё будет суждено встретиться слушателю.

Алексей: А хотелось ли бы вам какой-то известности, популярности, востребованности и медийности с Антифазой? Вообще нужно ли вам хоть в какой-то степени быть услышанным и “звучать” для многих и разных?

Ник: Быть услышанным хочется любому творцу. Кто говорит иначе – лукавит. Не знаю как насчёт для многих и разных, но свою преданную аудиторию иметь хотелось бы. А пытаться угодить всем и каждому занятие бесполезное.

Алексей: А как Вам кажется, возможно ли с такой музыкой, с такой тематикой и с такими текстами вообще выйти на какие-то очень большие горизонты вещания и захватить своей музыкой серьёзное количество слушателей? Получится ли догнать Бузову и Моргенштерна или, скажем, Даню Милохина?

Ник: А зачем гнаться за пустотой? Разменивать всё, что мне дорого, на иллюзорный фальшивый блеск, тем самым предавая себя? Если бы я стремился попасть в этот продажный мир и грезил славой и деньгами, я бы изначально пошёл другой дорогой и выбрал иные методы самопрезентации, разве не логично? Оставим право Милохину с Моргенштерном играть в догонялки друг с другом. Претендовать на лавры звезды-однодневки я не стану.

Возвращаясь к началу вопроса – с такой музыкой, как на уже изданных релизах, едва ли возможно внимание относительно широкой публики, но Антифаза не стоит на месте и в уже недалёком будущем точно станет чуть более доступной и понятной среднестатистическому слушателю. Так что не отключайтесь! Хотя бы для того, чтобы потом написать, насколько мы опопсели, скатились и продались Моргенштерну. :))

Алексей: Ну и несколько провокационный вопрос. Если тот же Даня Милохин вдруг захочет сделать с Антифазой фит, пойдёте на такое? Подобное в принципе возможно?

Ник: Такое возможно, но, пожалуй, только в кошмарном сне Киркорова или самого Дани. Кроме шуток, я не думаю, что у нас могут найтись общие темы для разговора, не говоря уже о темах для песен. Мы слишком с разных планет. Фитовать ради хайпа и выезжать за счёт медийных персон – абсолютно не наш путь. Мир точно не рухнет, если такого фита не состоится. Но не буду столь категоричен, ведь пока неизвестно, кем Милохин ещё покажет себя в будущем. Во времена Мальчишника тоже мало кто мог подумать, что Дельфин станет настолько сильным поэтом и музыкантом. Впрочем, Дубовый Гай уже тогда неслабо намекал…

Алексей: Так-так-так, уже интересно… значит, витающее в воздухе имя Дельфин всё-таки имеет к вам отношение? А как бы вы определили Антифазу через причастность к Дельфину? (Скажем, “Антифаза – это Дельфин для мрачных романтиков” или “Антифаза – это Дельфин для радикалов и филологов”?)

Ник: Дельфин для готических русалок.

Илья: Я играю в коллективе «Общество скептических романтиков» :)))) Так вот, наверное, это всё разное. Дельфин – это Дельфин, Антифаза – Антифаза. Тут лучше оставаться номеналистом и судить творчество герменевтически, через само содержание.

Алексей: Вопрос к Илье. Каково это играть в группе a la атмосферный Дельфин и нет ли желания сбежать в какой-нибудь более гитарноориентированный коллектив?

Илья: Гитароориентированный коллектив у меня в музыкальной школе, его вполне хватает. А тут такая отдушина! :))

Алексей: На что похоже сочинение гитарных партий для Антифазы и как много идей и наработок остаётся за бортом в ходе таких сочинительских сессий?

Илья: Идей всегда очень много, но воплощаются те, что смог сыграть и запомнить.

Алексей: И всё-таки ещё один вопрос про хайп, востребованность и продажность. Ваше отношение к медийным персонам, ставящим количество лайков на первое место, я уже понял, ну а если вас, скажем, пригласят на Евровидение, вас заинтересует выступление там и возможность показать своё творчество на такой большой международной площадке?

Ник: Евровидение как песенный конкурс уже давно себя изжило. И я даже не против фриков и эпатажа в рамках самовыражения, но в последнее время шоу стало сильно превалировать над музыкой. Как способ чисто заявить о себе – почему нет, но с другой стороны меня пугает масштабность подобных мероприятий. Да и слишком уж «с корабля на бал» получается на текущий момент.

Алексей: А что в принципе думаете про фиты и совместные треки с другими музыкантами? Возможно ли в обозримом будущем услышать от Антифазы совместную композицию с Эстетикой Городских Окраин, например, или с Rosa Infra?

Ник: Вы немножко опоздали с вопросом. С Эстетикой Городских Окраин уже вышла совместная работа буквально в прошлом месяце – трек «Сентябрь» с их нового альбома «Антагониз-м21». Возможно, ещё один совместный трек появится и на втором полноформатнике Антифазы. В целом я не против фитов с другими музыкантами, но не в большом количестве.

Алексей: А вот ещё один интересный момент, которого хотелось бы коснуться в нашем сегодняшнем интервью: существует ли для вас такой момент как цензура и самоцензура, и как такие самоограничения проявляются, когда дело доходит до творчества в режиме Антифаза?

Ник: Безусловно, существует. Есть целый ряд тем, которых я точно никогда не коснусь в своём творчестве, а особенно в рамках Антифазы. Как проявляется? Да обыкновенно – просто просыпается внутренний цензор и говорит: «Чувак, ты пьян, иди домой».

Дашка: Отвечу касательно обложек — иногда надо идти на уступки, потому что некоторые платформы отказываются пропускать шприцы-таблетки-кровь-черепа-смерть…

Алексей: А часто ли хочется использовать в творчестве и помещать на обложки именно шприцы-таблетки-кровь-черепа-смерть? И насколько подобные образы характеризуют творчество Антифазы в целом?

Дашка: Ну нет, подобное характеризует только вышедший ЕР. «Побег из бесконечности» очень отличался от «Обескровленного мира» по атмосфере и звучанию, и характеризовать его как «шприцы-таблетки-кровь» нельзя. Хотя в каждом альбоме прослеживается общая черта (и есть даже отсылочки :)), они всё равно остаются очень разными. Вся музыка Антифазы очень разная, несмотря на некоторые схожие черты.

Алексей: А можете ли вы сказать точно и определённо, что каких-то тем или элементов у Антифазы совершенно точно не будет никогда и ни за что? И что можно отнести к таким неприемлемым для проекта элементам?

Ник: Призывы к действиям, носящим необратимый характер, радикализм в любых его проявлениях, деструктивные посылы в текстах. Попытки выехать на актуалочке и хайпануть на скандале. Всё это точно не про Антифазу. И это только малая часть того.

Алексей: А оставляете ли Вы за собой право изменяться и изменять себе? Вот, скажем, Ди Снайдер сначала резко отзывался про вокалиста Cannibal Corpse и про музыку этой группы, а потом взял и пригласил Фишера спеть у себя на альбоме, всё переиграв и переосмыслив. Можете представить себя в такой или в подобной ситуации?

Ник: Изменения – это естественный путь эволюции творца. И хоть я ни о ком стараюсь резко не отзываться, есть параллели, которые никогда не пересекутся, а есть векторы, способные изменять направление. И чьи пути направятся в какую сторону, покажет только время. И лишь оно может прекратить своё течение и поставить на всём жирный крест.

Виктория: На обложке вашего нынешнего EP изображён ангел с обрезанными крыльями. Стоит ли тут искать указание на ваши пацифистские воззрения и на несогласие с жестокостью современного мира?

Ник: Обложка с ангелом родилась во многом благодаря одноимённой песне. А она в целом, конечно же, о жестокости мира, впрочем, как и весь EP. Если приглядеться, обложка отлично иллюстрирует каждую песню и содержит отсылки к ним.

Виктория: Что обескровливает и лишает нас крыльев и как с этим бороться? У вас есть какие-то готовые решения и проверенные рецепты на этот счёт?

Ник: Оставаться человеком. Это единственно верный рецепт в любой ситуации.

Илья: Мне всегда помогала мысль, своя и чужая, музыкальная или вербальная. Мыслить выше бытового и банального – это если не полёт, то хотя бы попытка левитации! Лучшее – это конечно философия, поэзия, музыка – они усиливают, расширяет оптику.

Алексей: Помнится, Лев Толстой говорил о непротивлении злу насилием, а как считаете вы, можно ли бороться со злом какими-либо активными и деятельными способами?

Ник: Как говорят, добро должно быть с кулаками. Но это вовсе не значит, что следует противиться насилию его же методами. Важно уметь дать злу отпор и не давать бездействием понять, что нас устраивает роль жертвенных агнцев. На свободу слова, равно как и на выражение несогласия, нет мораториев, как бы в сложившихся реалиях ни казалось иначе. Моё оружие – творчество, и стреляет оно не холостыми. А в иные дебри противостояний я не лезу.

Илья: На эту тему сегодня очень много литературы. У блестящей мыслительницы из Питера Марии Рахманиновой недавно вышла книга «Тело и власть», там много способов сопротивления. От «башни из слоновьей кости» до прямого действия. Ну и наша история настолько богата опытом, что нужно ей интересоваться, интересоваться бифуркационными моментами. Очень интересный взгляд на историю у Беньямина, на мой взгляд.

Виктория: И кстати, раз уж зашла речь на эту тему, можно ли сказать, что в большинстве наших проблем лежат гаджеты и современные технологии? Не культ ли потребления лишает нас крыльев и своей небесной вертикали?

Дашка: Это всё «комплютеры», поэтому я, например, рисую всё камнем в пещере, а потом цифрую.

Ник: Демонизировать технологии – удел писателей-фантастов. Лишь потеряв себя, человек может хоть сколь угодно обвинять в этом гаджеты, не в силах признать свою вину и принять действительность. Культ потребления действительно существует, всё стало доступнее, чем даже десяток лет назад. Но это лишь закон времени, а не проблема человека как личности. Ищущий да обрящет.

Илья: Мне кажется, проблема достаточно амбивалентна. У нас в телефоне маленький Пентагон, но в большинстве случаев пользуемся мы им как поп-итом для релаксации. Мы потенциально можем обеспечить всех едой и ББД, но эксплуатированы корпорациями и кредитами.

Алексей: Я заметил, что вы все время от времени цитируете Библию. Вас действительно вдохновляет эта книга или это скорее ирония?

Ник: Библия – это источник больших знаний и ответов на многие вопросы. И будь ты хоть какой убеждённый атеист, прочесть Библию ты должен, я считаю. Хотя бы просто как философскую книгу, полную тайн и разгадок.

Дашка: Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. (Мк. 4:22)

Илья: В плане Библии не скажу, её знаю не очень. Но уважаю христианскую мысль Бердяева, Достоевского, Соловьёва, Абеляра и многих-многих других.

Виктория: Ник, в одном интервью Вы упомянули, что название проекта намекает на противостояние узким рамкам и уютным для большинства людей стереотипам. Это касается только музыки или жизни в целом? Живёте ли Вы по этим правилам, практикуете их в жизни и как это проявляется? Можете ли Вы назвать себя толерантным человеком и есть ли что-то, что может надолго вывести Вас из равновесия?

Ник: Всё в одно смешали, но я отвечу. В социальном плане да, я могу назвать себя толерантным человеком, ибо я противник дискриминации в любых её проявлениях. Как бы само понятие толерантности в наше время ни пытались исказить те же заложники стереотипов. Все правила и нормы придумали такие же люди и приучили тех, у кого нет голоса, довольствоваться ими. У музыки же нет норм и правил, есть лишь систематизация основных принципов и догм. Музыка выше этого всего. И в этом плане можно провести параллель между музыкой и человечностью. Но в любых отношениях, чтобы нарушать устоявшиеся законы и правила, нужно быть хорошо с ними ознакомленным.

Вывести же меня надолго из равновесия способны человеческая тупость, бесцеремонность и предательство от тех, к кому я пока ещё не потерял доверия.

Виктория: В книгах Карлоса Кастанеды часто употребляется выражение "путь воина" и, собственно, воином является тот, кто следует этому пути, сражается со своим страхом, живёт "по сердцу", а не только по разуму. Могли бы Вы назвать себя воином, а свою музыку - способом борьбы со своими "демонами"?

Ник: Однозначно. Разум дискредитировать я бы не стал, но сердце определённо знает больше, хоть и лукаво. А человек без сердца – это тупо нейросеть.

Алексей: Что у вас в ближайших планах и когда ждать третьей части анонсированной трилогии? Будет ли это полноформатник или снова мини-альбом?

Ник: Это будет полноформатник, который готовится уже довольно давно. Точных сроков пока что не назову, но это будет либо весна, либо осень следующего года. Надеюсь на весну, но обещать пока ничего не буду. Параллельно же мы с Ильёй работаем над его проектом, в котором я тоже принимаю непосредственное участие. Это будет тоже интересный, хоть и довольно авангардный и артхаусный проект.

Алексей: Нужны ли Антифазе концерты и живые выступления, и на какой стадии live-деятельность проекта находится на данном этапе?

Ник: Пока что ни на каком, ибо лично я совсем не силён в сфере организации концертов. Но при первом возможном и удовлетворяющем всех случае, надеюсь, это случится. В этом случае мы обязательно громко объявим об этом!

Алексей: Какого вопроса вы больше всего ждали сегодня от нас, но в итоге так и не услышали?

Ник: Эмм… «В чём смысл жизни?» Я бы с радостью поделился своим незнанием относительно этого, но, увы, тому не суждено было случиться. А ещё «почему вы поёте о боли, когда можно петь о розовых пони и единорогах?» Хотя вопрос про Даню Милохина его с лихвой компенсировал. 🙂

Дашка: «Почему Антифаза до сих пор не самый популярный проект на свете?»

Ник: Потому что не фитует с Даней! :)))

Алексей: На какой ноте и какими словами вам хотелось бы закончить это интервью и как бы вы обратились к тем, кто смог осилить такой объёмный текст и дочитал-таки его до конца?

Дашка: Закончить хочу на ноте До, потому что от неё идёт самая лёгкая тональность. Кто дочитал – тот молодец. Напутствий не дам, я сама в этом году только в колледж кое-как поступила. :,,)

Ник: Цените боль, ведь это самое чистое чувство, и только оно вас никогда не предаст. Лишь боль даёт ощущение жизни и помогает тоньше чувствовать себя и окружающих. Но не упивайтесь ей и не позволяйте ей обескровить себя и свой мир. Всем добра!

Илья: После такого масштабного интервью теперь группа Антифаза таки обязана выпустить ещё много альбомов! 🙂

Алексей: А тут и мне хотелось бы уже добавить и процитировать слова Новалиса: “нам надо бы гордиться своей болью - боль есть напоминание о нашем высоком предназначении!”

 Виктория: Спасибо за интервью и удачи с новыми альбомами!

 Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal” Озёрная