ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл Anna Samoxa "Вкус свободы"

31-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ANNA SAMOXA
Релиз
“ВКУС СВОБОДЫ” (Single)
Год
2021
Стиль
Alternative rock / electronic / industrial
Лейбл
MISTER KTO
Страна, город
Россия, Тюмень

Эта эпатажная тюменская певица, которую курирует, продвигает и продюссирует лейбл местного музыканта, скрывающегося под псевдонимом Мистер Кто, настолько свободолюбива и самобытна, что даже эпатирует совершенно по-своему и ни на кого не похоже. Она не старается походить на фриков-провокаторов вроде Мэрлина Мэнсона или Анну Варни, не ведёт себя как немец по имени Тилль и не заказывает себе одежду у дизайнеров, к которым обращается Ф.Киркоров, но то, что она делает, это всё-таки вызов, хулиганство и эпатаж. Если вы ещё не забыли, один из её треков и вовсе появился как результат ситуативного хэллоуиновского стёба.

И только после прослушивания новейшего сингла Анны я, наконец, понял, почему авторы и издатели с самого начала позиционировали творчество своей протеже как альтернативу. Это действительно современный альтернативный рок, хотя и расцвеченный нестандартными аранжировками и неожиданными ходами. Можно с лёгкостью задвинуть “Вкус Свободы” на одну полку с The Pretty Reckless, Эврил Лавин и Guano Apes и так и не заметить в своей классификаторской поспешности, как из-за прямолинейных teen-гитар просматривает электроника в духе Kirlian Camera и хулиганство Spectra*Paris.

Создаётся ощущение, что стили и жанры как таковые не имеют для Анны никакого значения, она жонглирует ими как ей заблагорассудится, меняет их как перчатки и использует как приправы у себя на кухне – по мере необходимости и совершенно не чувствуя какой-либо нужды или необходимости хранить верность какому либо из них. Вероятно, именно в силу данного обстоятельства её композиции получаются такими разнообразными, противоречивыми и не похожими друг на друга, но именно это обстоятельство делает их такими притягательными, интересными, свежими и способными удивлять.

Закольцованное начало трека в духе старой музыкальной шкатулки сходу настраивает на интересное и таинственное продолжение, и новейшая композиция Анны не обманет самых смелых ожиданий в том случае, если вы будете внимательны. Сильная мелодия, повизгивающие на заднем фоне риффовые гитары (на данный момент “Вкус свободы” это самый тяжёлый, драйвовый и энергичный номер в арсенале Anna Samoxa) и хоррор-атмосфера в духе кредловского клипа “No Time To Cry” (я сам удивляюсь себе, но от этой ассоциации мне так и не удалось освободиться даже после десяти прослушиваний песни) – это базис, а затем идёт “лирика”.

Нежность и напор, интригующая недосказанность и словно улетающие куда-то время от времени вокальные мелодии складываются воедино как знаменитое средневековое “Coincidentia oppositorum” (единство противоположностей) и в таком зыбком, туманном и порой даже как будто нестройном сочетании как раз и заключается основная сила и притягательность этой свободолюбивой вещи. Авторы как будто задумали совместить подростковое бунтарство, готическую утончённость и электронную мистичность, а получился у них манифест в духе “наша сила в нашем непостоянстве, мы знаем это и называем свободой”.

“Вкус свободы” – самая мощная, хитовая и однозначная на данный момент вещь из тех, что записывала и представляла своим слушателям Анна, и, наверное, именно эта композиция впечатлила меня сильнее всего. Такая прямолинейная и безыскусная, даже явно подростковая и линейная на первый взгляд, при более внимательном и заинтересованном рассмотрении актуальная композиция предстаёт в совершенно другом свете и начинает играть новыми красками. Аранжировки оказываются не так просты, посыл не так очевиден, а мелодия начинает сама собой насвистываться и наигрываться в голове.

Достаточно неординарное содружество гитар и электроники приводит к созданию достаточно своеобразного саунда, а по ходу прослушивания сингла мне вспоминались даже готик-капеллы вроде голландцев Autumn, наших соотечественников Fright Night, испанцев Forever Slave и поляков Unsun. Свободолюбие Анны и её жанровая всеядность в данном случае скорее угадывается, как и скрытые отсылки к Emilie Autumn или Линдси Стирлинг, но я могу сказать с уверенностью: альтернатива в данном случае – это игра, стилизация и ширма, за которой скрывается нечто очень большое и занятное. Очень многогранный и неожиданный трек.