ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы Neuromancer "Балуешь/Антропология"

11-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
NEUROMANCER
Релиз
“БАЛУЕШЬ / АНТРОПОЛОГИЯ” (Single)
Год
2019
Стиль
Future pop / electronic / pop-rock / alternative / industrial
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

“Чем дальше в лес, тем больше партизанов” – гласит народная мудрость, а в современной электронике всё больше романтических и неоромантических тенденций, которые проникают в музыкальное кредо самых разных коллективов и принимают порой причудливые и удивительные формы: здесь и саунд-подводники из N & B, и прояпонски ориентированная вижуал-кей-исполнительница Фелисса Белиол, и замечательные питерские индустриальщики N-616, и кибернетические фантазии Electronobody - вот и наши сегодняшние герои выбрали себе очень говорящее название и следуют в том же ключе, что и упомянутые выше группы, объединяя в себе тенденции и особенности каждого из приведённых выше составов. Кстати, Neuromancer существует вот уже почти десять лет, и за это время выпустил целую череду разнокалиберных релизов, но актуальный двухтрековый сингл достаточно сильно отличается от того, что они делали раньше.

Восточная мечтательность, релаксирующий электронный фон, типично романтический вокал и простые, почти обескураживающие своей безапелляционной простотой тексты – всё у Neuromancer указывает на симпатии авторов таким знаковым и значительным в своём роде коллективам как Alphaville, Duran Duran, A-Ha, Depeche Mode, Технология и Биоконструктор, но участники команды ныне уж не заморачиваются сильно по поводу качества и хитовости своих треков и просто создают, словно в конструкторе, композиции в том стиле и в том ключе, который радует и удовлетворяет в первую очередь их самих. Элементы лёгкого и незатейливого поп-рока, обволакивающего синт-попа, альтернативы и постоянные эксперименты со звуком и стилями в творчестве Neuromancer ещё более напоминают N-616, но их вокальные линии намного более расслабленны и непосредственны, а порой напоминают не столько поп-рокеров, сколько поп-панков. И именно на электронный хулиганствующий панк и похож больше всего их новый сингл.

Ну а что касается отличий актуального релиза и более раннего творчества проекта, о которых я упомянул в первом абзаце, то касаются они в первую очередь работы со звуком. Сейчас Neuromancer стали звучать намного более авангардно и шершаво, выйдя из зоны комфорта и оставив позади ритмичные синт-поп-пульсации, с которыми так ловко управлялись в те времена, когда записывали своих “Ангелов” и “Атланта”. Киношно-мультяшные восточные мотивы открывающей сингл “Балуешь” настораживают, и не случайно. Уже через пару секунд в эфире появляется какой-то уж очень нарочито панковский голос вокалиста, а активная бэквокальная работа добавляет треку авангардности и своеобразной гротескной иррациональности. Не отстаёт и лирика, словно представляющая наш мир и всё происходящее в нём в каком-то искажённом, словно подёрнутом дымной галлюциногенной пеленой, свете.

“Антропология” следует в точности в том же потустороннем и фантастическом ключе, но вместо бодрых самурайских ритмов здесь созерцательно-медитативный транс-нуар, на фоне которого вновь вырисовывается дурашливый голос вокалиста, спешащий поделиться своими визионерскими фантазиями. Временами в саунд-архитектонике современных Neuromancer очевидно прослеживаются параллели к Технологии и Биоконструктору, а атмосфера и настроение новых композиций коллектива при всей их панковитости и расслабленности кажутся довольно серьёзными, глубокими и по-настоящему творческими. Если упоминавшиеся мной выше синглы “Ангелы” и “Атлант” выглядят скорее как неплохой синт-поп без особых притязаний, то новые треки воспринимаются как попытка выйти за рамки и грани собственного кругозора и разбить оковы самоиндентичности, попутно вновь удивив и заинтриговав слушателя.

Интрига удалась, и “маньяки из дурдома”, как себя величали словами из одной своих песен Neuromancer, после нескольких записанных в более компромиссном стиле синглов вновь вернулись к более мрачному, тяжеловесному и алогичному жанру альбома “#эпоха_вырождения”, о чём косвенно намекает и восточный колорит “Балуешь”, перебрасывающий мостик-аллюзию в сторону их хита времён “#эпохи_вырождения” под названием “Харакири”; но всё-таки в одну реку дважды не войти, и новейший сингл не стал простым повторением былых находок проекта, не стал ударяться в такую же жёсткую и пружинящую индустриальщину, как это было в 2017 году, а элегантно смешал “Ангелов”/”Атланта” синглового варианта c характерной жанровой спецификой “#эпохи_вырождения”, а в итоге зазвучало диковинно и причудливо. Особенно для неподготовленного слушателя.

Не скажу, что это самое удачное или самое интересное из того, что делали и на что способны Neuromancer, но их новые вещи определённо заслуживают внимания. Такой авангардно-синтетический панк это не просто лирическое отступление в поисках нового звена собственной эволюции, а свидетельство неуёмного желания развиваться, расти, пробивать потолки и выпрыгивать из штанов, что похвально и замечательно. Эта группа существует уже почти десять лет, но они до сих пор не растеряли своего юношеского задора и продолжают хулиганить и куролесить как безумные шляпники и не менее безумные пасхальные кролики, что в некотором смысле замечательно. Не обошлось и без некоторой дани собственным традициям, и сингл вновь оказался дополнен инструментальными версиями обоих треков, которые тоже не лишены своей особой привлекательности и могут неслабо бодрить и будоражить.

Особый стиль Neuromancer узнаётся без проблем хоть в вокальных, хоть в безвокальных треках, но топтания на месте и самоповторов нет и близко, однако… есть одно “но”: в полной мере оценить и распробовать актуальный сингл смогут только слушатели, хорошо знакомые с творчеством проекта, остальные рискуют очень быстро “отсеяться” и потеряться, не раскусив фишку, поскольку не имеют соответствующего опыта звуковых дураковаляний, в которых съели так много собак и других воображаемых животных наши сегодняшние герои, а потому перед прослушиванием рецензируемого релиза я рекомендую погонять хотя бы в пол-уха бэк-каталог команды, а там, глядишь, затянет, распробуете, и сами того не заметите, как начнёте чаёвничать со Шляпником, Кроликом, Алисой, Чеширским Котом и его улыбкой в волшебной кроличьей норе, где время стоит, а краски и контрасты намного ярче и сильнее, чем в нашем мире.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год