30-12-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
После выпуска полноформатника екатеринбургский панк-коллектив Мегатонна продолжает фантазировать на тему Metallica на панк-минималках, а для того, чтобы сделать свои фантазии более заразительными и убедительными, приглашает к себе на предмет поджемовать и хорошо провести время бывшего гитариста Тараканов Василия Лопатина. Если вы помните мою августовскую рецензию на их лонгплей под названием “Взрыв сверхновой”, то без труда вспомните сейчас, что я сравнивал Мегатонну с первопроходцами английского NWOBHM, и это действительно было справедливо.
Конечно, они играли панк-рок, а никакой не метал, но в их дисторшновом сумбуре мне настойчиво слышалось дерзновение первопроходцев раннего хэви-металла второй волны и их ни с чем несравнимый юношеский задор пополам с ядерным энтузиазмом по поводу занимающего их дела. Рычание гитар, изящно мажущий мимо нот вокал, элементарные тексты и искренние соло Мегатонны воссоздавали специфический ореол раннего металлического рока и попытки его адептов быть филигранными, провоцирующими и импозантными, и это было здорово.
А теперь они пригласили Василия из Тараканов, и результатом их совместных панк-сессий стал новейший сингл, который получил название “Мировая алчность”. Всё просто, легко, доступно, расслабленно, беззастенчиво и слегка по-бунтарски, а значит, в полном соответствии со знаменитыми постулатами панк-идеологии - вот что такое алчность, с точки зрения этой команды, и звучит она как великолепный музыкальный релакс в стиле начинающих Sex Pistols и с удовольствием переигрывающих их (и даже снимающих по этому поводу прекрасный красочный клип) Megadeth.
Сингл действует как машина времени и переносит слушателя во времена, когда от NOFX до Rancid было рукой подать, а расстояние от Metallica до Anti-Nowhere League и Misfits казалось таким же крошечным как желудок у алкоголика (помните олдовую рекламу 90-х, “желудок у алкоголика очень маленький, а сколько сил ему нужно, чтобы добывать себе нужные напитки….”), но по сравнению с треками “Взрыва Сверхновой” новейшая вещь всё-таки кажется более атмосферной, меланхоличной и не такой ершистой.
Не знаю, с чем это связано, и как на финальное звучание композиции повлиял приглашённый гитарист Тараканов, но призраки Samson, Quartz и Angel Witch по ходу прослушивания “Мировой алчности” не кружились вокруг меня словно голодная июньская мошкара, а наблюдали за происходящим с почтительного и весьма безопасного расстояния. И, наверное, происходящие в музыке группы изменения нужно классифицировать как взросление и эволюцию, но мне безумно радостно, что задор и кустарная самодостаточность их полноформатника всё-таки не канули в Лету и не захлебнулись в водосливном гуле истории.
Наверное, если бы в 1987 году после выпуска “Garage Days Re-Revisited” Ульрих, Хэтфилд, Ньюстед и Хэммет решили забросить трэш и с головой уйти в простенький панк на двух аккордах, это бы всё так и звучало, но участники Мегатонны не мыслят в сослагательных наклонениях, а просто делают своё дело, играют в безумных панков 90-х и так заигрываются в итоге, что начинают сами во всё это верить, а главное - выглядеть и звучать соответствующе. И, конечно же, воспринимать мир в полном соответствии с идеалами и канонами этой призрачной и благословенной эпохи.
У меня осталось ощущение, что главное в рецензируемом сингле - это не риффы, не соло, не голос и даже не текст, а, в первую очередь, общее ощущение вот такой идиллической панк-солидарности, когда старые приятели, имеющие одинаковые симпатии, вкусы и предпочтения, вдруг выкроили свободный вечер, собрались вместе, открыли свой любимый, приготовленный по советскому ГОСТу лимонад и с головой нырнули в ностальгию, отличное настроение и хлещущие через край воспоминания о славных, прекрасных и незабвенных временах своей ранней юности.
“Мировая алчность” - это привет из тех времён, когда панк-рок был больше чем музыкой, а фронтмен Тараканов, тогда ещё именовавшихся Четыре Таракана, с яркой оранжевой причёской о чём-то вдохновенно рассказывал в эфире “До 16 и старше”. Слушаешь этот сингл, и так и хочется голосом Хэтфилда, пародирующего Б.Г. пропеть “когда мы были молоды, мы все носили бороды, мы все растили волосы и пели ясным голосом…”, и мне невероятно приятно, что среди музыкальных новинок я по-прежнему периодически встречаю вот такие прекрасные и вневременные вещи. А что всё это значит? Правильно - punk not dead!