04-10-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
“А петь по нотам только портить кровь” - не раз замечал Б.Г., и с ним невероятно трудно не согласиться. Страшно и боязно даже представить себе, во что превратился бы рок-н-ролл без элемента хулиганства, эпатажа и той особой вольной импровизации, когда всё идёт совершенно не по сценарию, исполнители откровенно лажают, но зато на сцене царит ни с чем не сравнимый дух настоящего рок-праздника, а чад и копоть волшебства стоят коромыслом. Да, я на самом деле думаю, что нам стоит чествовать и благодарить всех современных и исторических музыкантов, которые познакомили нас с настоящим рок-буйством и по-прежнему продолжают творить свои ребяческие хулиганства во всё новых и новых треках, и сегодня мы поговорим как раз об этом.
Кажется, про то, что тюменский Чак Берри Мистер Кто! склонен к подобным выходкам, все уже успели понять и заметить и без моей помощи и, вероятно, даже поставили себе уже где-то соответствующую пометочку. Он ловко меняет языки и жанры, устраивает неожиданные фиты, пробует себя в качестве продюсера самых непредсказуемых и удивительных проектов, а вот сейчас решил оторваться и пошалить, что говорится на совесть. “Сейчас я вас настигну, вот тут-то мы с вами и похохочем!” - обещал Карлсон, который живёт на крыше, ночным грабителям, очень убедительно задекорировавшись под привидение, а меня только что настигла новейшая композиция Мистер Кто, и эти “Созвездия” действительно оставляют ощущение путешествия во времена и реалии начинающего Сектора Газа и вовсю распоясавшегося Юрия Клинских aka Хой.
Нужно особо упомянуть и подчеркнуть тот факт, что в основе “Созвездий” лежит вполне реальная и автобиографическая история, случившаяся, правда, не с самим Мистером, а с одним товарищем его юности. Пересказывать её сейчас я не стану, тем более, что она и так очень буквально и дословно передана в тексте композиции, ну а курьёз в ней очевидно из разряда “для тех, кто понимает” и вообще из серии ситуативного юмора, соль и суть которого можно прочувствовать только будучи причастным к определённому контексту и как следует поварившись в нём. Тем не менее, трек обладает невероятно насыщенной позитивом атмосферой и действует при прослушивании почти магически, сходу перенося внимающего песне человека в мир деревенских парадоксов, когнитивных дилемм и английского сарказма, случившихся в тёмную и мистичную ночную пору, о которой так любил в своё время писать Н.В.Гоголь на своих сказочных хуторах.
Кажется, Мистер Кто! удивлял нас всех уже столько раз, что пора бы перестать недоумевающе вскидывать бровь при его очередном экспериментальном повороте, однако даже я, внимательно следивший за каждым релизом маэстро, не смог сдержать непонимающих возгласов, когда услышал “Созвездия”. Понятно, что это шутка, юмор, хулиганство, отдых, разовый эксперимент и всё такое, но от подобных концентраций Юрия Клинских в творчестве Мистера Кто! действительно становится как-то немного не по себе. Как известно, невозможно вступить в колхозный панк только одной ногой - если ты оказался где-то поблизости и почувствовал его запах, то ты уже гарантированно с ног до головы в данной субстанции, и все пути к отступлению давно отрезаны и заказаны.
И с Мистером Кто! волей или неволей приключилась именно такая ситуация. Он так убедительно воссоздал атмосферу глухой и тотальной ночи в капитальной российской провинции, что на те несколько минут, что длятся “Созвездия”, сам как будто превратился в провинциального панка-бродягу, переняв его отношение к жизни и не только манеру исполнения музыки, но и поведения в повседневных реалиях. И от специфической аутентичности в данном случае действительно буквально сносит двери и выносит окна. Нет, тут, конечно, не водят хороводы фермеры, и никто не рвёт тельняшку на груди, но эффект “пересечённой раздолбайством местности” действительно воссоздан очень убедительно и умело. Мистер Кто! как будто с головой погрузился в воспоминания юности, бес ощутимо ударил в ребро, седина в бороде игриво сверкнула на солнце, и получилась аудио-зарисовка с эффектом машины времени и полного погружения в ситуацию.
В итоге перед нами интересный и заслуживающий внимания эксперимент, а тот, кому доводилось отдыхать где-нибудь близ Диканьки, вдыхать аромат тихой украинской полночи и радоваться там огненным вечерам с местными парубками и дивчинами, композицию наверняка оценит и поддержит. Она не просто про это, в этом треке всё до краёв наполнено особым местечковым колоритом, звёздной романтикой и эстетикой специфичных природных локаций, где всё натуральное, а природа кажется ближе, чем это вообще возможно. Наверное, данный трек могли бы использовать в своей рекламной кампании те ребята, что прожужжали нам уши про то, как хорошо иметь домик в деревне, ну а Мистер Кто! с удовольствием “прогулялся в народ” и теперь наверняка ощущает себя классиком в духе зеркала русской революции по имени Лев Николаевич Т. Кто-то называл эту музыку тюменский бит? Давайте посмотрим, как северный рок-н-ролл мимикрирует под сельский буги и let’s dance, пока ещё есть порох в пороховницах. Как сказал бы Армен Джигарханян, “джентльмены, танцуют все!”