ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл Мистера Кто! "Чужбина"

02-11-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
МИСТЕР КТО!
Релиз
“ЧУЖБИНА” (Single)
Год
2021
Стиль
Rock / blues rock / rhythm’n’blues
Лейбл
MISTER KTO!
Страна, город
Россия, Тюмень

Часто бывает так, что самые лучшие и достойные вещи рождаются в результате прикола, импровизации или просто спонтанно. Оптимизм, хорошее настроение и удовольствие от процесса были, есть и остаются главными гарантами достойного и заслуживающего внимания результата, а тюменский Чак Берри Мистер Кто! решил в очередной раз нам всем это продемонстрировать. “Негатив на примитиве и позитивом погоняет” - характеризует он сам свой новейший трек, а я бы внёс в данное определение важное уточнение: позитив в данном случае не только погоняет, но и всё определяет. Слушаешь песню, вслушиваешься в текст, а вместо яда и злобных передёргиваний там тишь да гладь, да суфийское умиротворение, бывает же такое.

Светлое и доброжелательное отношение Мистера даже к неприятным для него и несимпатичным ему вещам удивляло меня и раньше, но ещё никогда оно не выходило на поверхность так очевидно и явно, как это произошло в его нынешнем сингле. Не имея ни малейшей симпатии к ковбойской тематике (и это очень мягко говоря), автор, тем не менее, решил посвятить свой актуальный трек именно ей, поиронизировал, постебался, выразил своё собственное авторское “фи” Америке, потребительству и соответственному образу жизни, а в итоге получился просто добрый и по-буддистски уравновешенный ритм-н-блюз с отголосками вестернов и кастанедовской невозмутимости.

“Примкни к тем, кто распевает песни и рассказывает истории, кто живёт с удовольствием и у кого глаза светятся радостью бытия. Потому что она заразительна и способна сделать так, чтобы люди не цепенели от уныния, от одиночества и трудностей” - увещевает своих читателей Пауло Коэльо в своей последней на сегодняшней день книге “Лучник”, а мысли и настроения Мистера Кто! удивительным образом оказались созвучны тому, о чём захотел рассказать в своём девятнадцатом по счёту эпистолярном опусе прославленный бразильский прозаик. Даже грубые и чуть ли не обсценные словечки в “Чужбине” не кажутся такими уж колкими и резкими, а мастерски уравновешиваются миролюбивым музыкальным сопровождением.

Немного простодушия и чистой, слегка ироничной доброты - это то, чего нам всем очень не хватает в последнее время, и хейтерам Мистера Кто!, вероятно, в первую очередь. Его “Чужбина” легко, естественно и с какой-то неотмирной, почти вселенской мудростью разом расставляет все точки над “ё”, показывая, как жизнь разом может вдруг преобразиться и засиять радужными переливами восторга, даже если поёшь и рассказываешь о чём-то не очень тебе близком, симпатичном и приятном. Инструментал в пространстве от Grateful Dead и Pink Floyd до Умки с её простенькими блюзами a la “Станция Peace death” первоклассно дополняет настрой и текст композиции, и в итоге перед нами раскрывается отменный планетарий здоровой психоделии.

Безобидное хулиганство “Чужбины” заражает и покоряет, и мне, не имевшему никогда симпатий к ковбоям и их безбашенному образу жизни, вдруг захотелось посмотреть или послушать что-нибудь о них, а потом, глядишь, и нахлобучить на затылок лихую ковбойскую шляпу. Нет, конечно, ни я, ни Мистер Кто! никогда не станем ковбоями, и даже издалека нас кто-то вряд ли с ними спутает, но простодушная ирония музыканта по поводу узколобости и упёртости отдельных их почитателей и самого феномена такого почитания поистине умиротворяет и располагает к себе. “Я ни на кого не сержусь” - ответил как-то Дон Хуан так стремившемуся перенять у него мудрость индейцев Кастанеде, и после прослушивания “Чужбины” Мистер Кто! мне тоже стал казаться слегка похожим на него.

А иногда мне даже начинает казаться, что Мистер Кто! - это лучшее из того, что случалось с русским роком в нынешнем тысячелетии. Его многомерность и умение быть разным отлично сочетаются с его отношением к музыке и к творчеству исключительно как к делу для радости и для души, и даже самый откровенный и безоглядный примитив, вроде попавшей к нам сейчас “Чужбины”, воспринимается в итоге как нечто цельное, насыщенное и заслуживающего большого внимания. В этом треке, сыгранном буквально на двух аккордах, столько атмосферы, эмоций и смысла, что хватило бы на два-три альбома иных исполнителей, и здесь действительно есть о чём подумать и над чем помедитировать дивным летним вечером на красивом холме, и в этом смысле рецензируемый ковбойский эпик действительно можно считать достойным современным вариантом серьёзного психоделик-блюз-рока.