05-06-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Если вы хоть немного интересуетесь русскоязычным хэви-металлом, то наверняка в курсе деятельности этой группы. Д.И.В.А. уже давно стала эталоном мелодичного пауэра с женским вокалом, и каждый их новый альбом неизменно становится залогом качества в своём жанре. Даже прошлогодний англоязычный эпик, где они на время отказались от своего логотипа, посматривая в сторону забугорной аудитории, был совсем и совсем неплох, и каждый раз, когда мне в душу вдруг начинают закрадываться крамольные мысли о том, что классический хэви-метал близок к краху, я вспоминаю про Д.И.В.А., воскрешаю в памяти художественно исписанные тетрадки их вокалистки Юты Зубковской, куда она в юности записывала тексты любимых команд и информацию о них, загружаю диск её группы в CD-проигрыватель и отправляюсь в захватывающее дух путешествие по волнам по-настоящему масштабной и эмоциональной музыки, выкованной в полном соответствии с самым взыскательным хэви-метал-ГОСТом.
Кхм, ГОСТ? Да, в прошлый раз они немного отошли от собственных канонов, но сегодня нас ждёт возвращение классической Д.И.В.А., и это будет мощно, нежно, страстно, душевно, и всё-таки совсем не так, как раньше! Все знают, что остаться верным себе, не скатываясь при этом в самоплагиат, задачка не из лёгких, но эти столичные музыканты всё-таки смогли сделать невозможное. Они всё так же узнаваемы и горячи как в самом начале своего пути, а все свои самые беспроигрышные и душевные фишки в этот раз довели до самого предельного максимума. И кстати об узнаваемости. Вокал Юты в высшей степени узнаваем и в этом плане готов, пожалуй, даже сравниться с самим Кипеловым. Вряд ли можно привести примеры каких-то более характерных голосов на нашей сцене, и Д.И.В.А. – это самый настоящий бренд, под эгидой которого сейчас на суд слушателей выходит вдохновенный трибьют классическому хэвиметаллопрокату с лёгкими вкраплениями клавишного арт-рока и мелодичного пауэр-металла.
Да, Д.И.В.А. полегчала, на их нынешнем альбоме вы уже практически не услышите заливистых, срывающихся друг с друга соло-гитар, как это было, например, в треке “Колдун” у них на альбоме “Нет дыма без огня”, нет уверенных соло-перекличек “Take me away” времён прошлогоднего лонгплея, однако в данном случае это взвешенное и закономерное решение. Было отброшено всё лишнее, упразднены все многоуровневые усложнения, а осталось всё только самое важное, сущностное и необходимое. И я бы даже, пожалуй, назвал Юту отечественной Доро Пеш (даже определённое тембральное сходство есть), а её “Отчаяние” напомнило мне к вящему удивлению золотые годы примадонны отечественной эстрады Аллы Борисовны Пугачёвой, в то время как “Горы” показались созвучными таким же золотым вокальным летам Софии Михайловны Ротару, что стало для меня дополнительным аргументом в пользу пусть и несколько спорного, но важного для меня тезиса о том, что по-настоящему хорошая музыка не знает границ и жанров.
На альбоме есть самый настоящий хэви-метал (“Шёпот (Ария жизни)”), есть интересные дуэты, много концепции (интро, аутро, начало “Чёрных лебедей” (Ария Мари) и “Среди всевластия мрака” (Ария жизни), титульная вещь), а великолепная обложка в лучших традициях знаковых хэви-метал-артов довершает впечатление по-настоящему крутого и крепкого релиза. “Заветы старых мастеров” вполне можно сравнивать с ранним творчеством Д.И.В.А., которая активна уже более двадцати лет, можно сравнивать с такими хорошими западными командами как Magica, Forgotten Tales, Frozen Crown и Seraphim, но, на мой взгляд, лучше этого делать. С одной стороны, то, чем занимаются сегодня музыкальные подопечные Юты, это уже не совсем пауэр-метал, а с другой – любые сравнения в данном случае будут скорее лишними и вредными. Слишком уж хороший и самобытный альбом получился у них сейчас. Такие вещи не сравнивают ни с чем, а просто наслаждаются тем, что есть, вникая в тайные месседжи, прячущиеся где-то между строк.
Да, это концептуальный диск, и об этом можно догадаться уже на стадии визуального знакомства с названиями треков, однако сквозная тематичность рок-опер в данном случае ничуть не ущемляет собственное значение каждого трека в отдельности и не мешает восприятию релиза, как это было, к примеру, у Blind Guardian на их достаточно неоднозначном “Nightfall in the Middle-Earth”. И да, “Заветы старых мастеров” предлагают нам интересную историю, которая будет развиваться от трека к треку, но это ничуть не мешает наслаждаться просто хорошими песнями, каждая из которых может без проблем стать вашим любимым синглом и надолго застрять в плейлисте, без какой-либо связи с общим тематическим сюжетом альбома. И ещё раз да, “Under The Black Sun” был очень и очень хорош (на мой субъективный взгляд, он даже лучше последних альбомов Doro и White Skull), но ему всё-таки не хватало вот этой русскоязычной раздольности, выворачивающих душу наизнанку русскоязычных баллад и искренних текстов Д.И.В.А.
А по сравнению с альбомом 2016 года “Нет дыма без огня” нынешний лонгплей Д.И.В.А. намного более хард-роковый, ностальгический, мягкий и клавишный, в нём очень много от Meat Loaf и других подобных групп, вроде бы придерживающихся металлической эстетики, но на деле копавших намного глубже в лирику, душевность и душещипательные балладные рассказы. И, кстати, то, что баллады получаются у Д.И.В.А. особенно хорошо, действительно мог не заметить разве что глухой, и на своей нынешней пластинке команда решила ни в чём себя не ограничивать и несомненно записала свой самый нежный, проникновенный и лиричный диск, который также отличается повышенной и категоричной конкретностью. Здесь всё очень чётко, слаженно, по-взрослому и на самом деле прекрасно в самом предельном смысле слова. Как будто Доро, Пугачёва и Ротару спели на дне рождения у Кипелова, и это вышло так здорово и пронзительно, что Валерий Александрович растрогался до слёз, а вслед за ним и все присутствовавшие.
Отнесём к недостаткам немного старомодный саунд, скорее эстрадное сведение, которое больше подошло бы Кормухиной или Бонни Тайлер и не слишком внушительный голос рассказчика во вступлении, в остальном же перед нами великолепный релиз, который наверняка порадует всех ценителей и приверженцев жанра. Да, в определённой степени здесь чувствуются россыпи нафталина, за которые моя коллега Анастасия Самотыя так ругала некоторые ностальгические хэви-метал-издания, но даже этот нафталин мне показался очень приличествующим случаю. Если ретроспективность понимается как скрупулёзное погружение в тему, особая ответственность и сумасшедшая душевность, фонтанирующая из самого сердца, то это нельзя не полюбить и не оценить по достоинству. Очень красивый альбом и очень вдохновенные песни. Высший класс. У них там Ютта Вайнхольд, у нас – Юта Зубковская. И второй вариант мне сейчас больше по душе, хотя я всегда очень любил и Zed Yago, и Velvet Viper. Д.И.В.А. определённо goes big.