20-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Эту достаточно молодую карельскую группу можно назвать одним из самых многообещающих открытий в отечественной этнике, и на то есть множество самых разных причин. Отличный дебютный альбом, глубочайшее проникновение в тематику родной природы и такой же родной экологии, вдохновенный женский вокал и достаточно изобретательные аранжировки на стыке нью-эйджа, шаманизма и экспериментальной электронщины, но даже и всё это ещё не всё. Их музыка звучала на радио в Италии, Испании и Латвии, видеоклип на песню “Igäine unohtus” ездил по фестивалям не только у нас в стране ,но и в США, Великобритании, Португалии, Италии, Греции и Ливане, а на их второй, попавший к нам сейчас на рецензию альбом, вошло целых тринадцать треков.
В плане стилистическом и эмоциональном музыканты не изменяют себе, и всё так же делают ставку на нечто очень отстранённое, нелинейное и мистическое на стыке Aurora, Caprice, Hagalaz’ Runedance и ЯТ-ХА. Здесь много электроники, самых разных приёмов, среди которых порой даже попадается нечто из трип-хопа, Cocteau Twins и Morcheeba, а вокальные идеи их фронтвумен отличаются какой-то неотмирной и показательной нелинейностью, словно создавая причудливые узоры других миров для нашего привычного и повседневного мира. Альбом развивается по какой-то очень нестандартной и алогичной схеме, и именно вот в этой самой затейливой нелинейности в данном случае как раз и состоит притягательное и необъяснимое очарование “Mua”.
Их новые вещи разнообразны. На новом альбоме ILMU две коллаборации: первая – с заслуженной артисткой республики Тыва, экс-вокалисткой легендарной группы Ят-ха Сайлык Оммун, а вторая – с экс-музыкантом знаменитой финской фолк-метал группы Korpiklaani, скрипачом Туомасом Роунакари (он сыграл на мансийском народном инструменте, который называется нинг-юх). Тут есть медитативные баллады в лице “Atkalus”, есть более динамичные и зовущие номера с оттенками Vartinna вроде “Ritmu”, а есть просто этника, гимны природе и чистые эксперименты, к которым можно отнести, например, “Muan Pajo”, напомнившую мне самый тёмный и неоднозначный альбом поляков Fading Colours “I’m Scared Of…”, и транс “Syvys”.
Есть в голосе их вокалистки нечто от Бьорк, да и в целом экологическая тематика пополам с симпатиями к авангарду и психоделическому визионерству очень явно отсылает слушателя к этой заслуженной экс-вокалистке Sugarcubes, вот только ILMU ещё более мистичны и глубоки, порой ныряя в самые дебри нежной и с трудом поддающейся вербализации хтони. Да, собственно, “Mua” эта самая хтонь и есть, а песни с альбома однозначно приглашают слушателя стать чуть ближе к природе, прикоснуться к её потайной жизни и начать больше ценить древесно-озёрную составляющую нашего с вами повседневного бытия. Когда слушаешь подобное, приходит понимание, что вся наша материалистическая суета не стоит ничего с точки зрения вечности, а жизнь на природе в тихом и уединённом лесном домике намного полезнее и нужнее для души.
Альбом у ILMU получился пространный и содержательный, здесь много размышлений и поводов для размышлений, много намёков на авангард, коими буквально переполнены “Aldo” и “Pakkazet”, а также хороших и ритмичных вайбов, под которые вы определённо будете пританцовывать, ощущая себя современными шаманами бесконечных каменных джунглей, и чистого, незакавыченного цитированием голоса самой природы. Ну а что до фитов, которые припасены музыкантами к самому завершению альбома, то “Kazvatti Minuu Muamoi / Teve Khaya”, записанная с Сайлык, это настоящий шаманский эпик в двух актах с привкусом классики Мэри Бойн и массой вокальных фантазий, а “Minun Iäni” с Туомасом – достаточно короткий, но по-настоящему волшебный трек с аутентичным эффектом погружения и убаюкивающими звуками нинг-юха.
“Mua” – просто шикарный альбом. Масса красивых и далёких от мейнстрима мелодий, живая пульсация первозданной этники и знаменитый карельский шаманизм в его самом женском, природном и очаровательном воплощении. А если чуть-чуть присмотреться, совсем рядом вы увидите много таинственного, необъяснимого и универсального. Этот альбом можно воспринимать как общение со своим подсознанием, задавать ему вопросы и стараться расслышать сформировавшиеся ответы, что под такой аккомпанемент действительно похоже на некий шаманский ритуал. Кусочек дикого и необузданного севера в нашу информационно-шумную эпоху, когда за громадами торговых центров от нас всё дальше удаляется небо.