ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Сокол "В роще вчерашнего дня"

01-06-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СОКОЛ * * * * *
Релиз
“В РОЩЕ ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ”
Год
2022
Стиль
Traditional folk / folk rock
Лейбл
SKETIS MUSIC
Страна, город
Россия, Москва

Sketis Music умеют удивлять, и в каталоге этого лейбла присутствует на самом деле огромное количество очень крутого, редкого и даже почти феноменального фолка. Что такое фолк феноменальный? Да вот хотя бы возьмите нынешний альбом дуэта Сокол, как именуют себя супруги Степан и Валентина Нестеровы. Здесь есть практически всё от самого чистого, исконного и прозрачного первофолка былинной древности до такого же чистого и прозрачного фолка, но современного. И всё это с весьма изящными, а порой и неожиданными аранжировками, с чудесными музыкальными решениями и с прекрасной вокальной работой.

И их новейший альбом действительно по-настоящему красив и даже прекрасен. Здесь есть и композиции в духе классической Мельницы (“Горлинка и “Ночь в рощице” своими напевами и интонациями недвусмысленно напоминают их хиты с “Дороги сна”), и лубочный минимализм в духе деревенских посиделок на завалинке, которые всегда были так близки группе Седьмая Вода (“Как на гори”, “Комарик”), и суровый викинговский эпос a la Hedningarna (“Близ моря” и “Шла Мария”), и даже авангардные инструментальные переливы как будто родом с эльфийской трилогии Caprice (“Заря”) – вот уж воистину фолк без границ!

Нечто подобное пробовала делать Ольга Арефьева на своём альбоме “Триптиц”, схожие мотивы проскакивали у других групп и исполнителей из каталога Sketis Music, но Сокол всё равно остаются и узнаваемыми, и автономными, и самостоятельными. Сами Нестеровы говорят, что представили на альбоме несколько традиционных казачьих песен, которые призваны перенести слушателя в чертоги народной памяти, чтобы оставить там и позволить сполна насладиться безупречной красотой былого, и всё это не просто слова. Всё это вы без труда услышите и прочувствуете в их творчестве, и это будет по-настоящему ярко, характерно и колоритно.

Всего семь композиций, достаточно скромная длительность в целом, но перед нами невероятно эмоциональный и прочувствованный релиз, который может вдохновлять практически бесконечно. Вот ведь что бывает и что получается, когда музыкантам действительно удаётся подключиться к действующему источнику подлинной инспирации и начать черпать оттуда идеи. Невероятная ментальная и духовная концентрация, напрямую граничащая с серьёзной духовной музыкой (если вам доводилось слушать песнопения афонских монахов, то вы меня поймёте, а та же “Шла Мария” будет восприниматься уже совершенно иначе).

На альбоме есть и жёсткая рок-гитара в треке “Ночь в рощице”, и незатейливая балалайка в духе святой сельской простоты адептов передачи “Играй, гармонь”, но основное проблемное поле альбома, как мне показалось, ни там, и ни там. Это что-то среднее, срединное и вообще другое. Авторы показывают своим слушателям, что фолк может быть очень разным - невероятно разным! – но вся соль в данном случае вовсе не в аранжировках и не в том, по нраву ли тебе рок или частушки, а в глубинной, сакральной и бессмертной грации вечности, которая живёт в этой музыке, и по сей день доступна для самого прямого и непосредственного познания.

А ведь примерно о том же самом пели замечательные норвежцы из Green Carnation на своём недавнем альбоме “Leaves Of Yesteryear” и старина Блэкмор на “All Our Yesterdays”. Совершенно другой стиль, абсолютно другая музыка и подача, но перед нами всё то же восхищение историей и пристальное всматривание в глубины былого - чарующие цветы вдумчивого и осмысленного отношения к жизни в непосредственной связи с исконными традициями и изначальным укладом наших легендарных и героических предков. Музыканты постарались показать ни с чем не сравнимое великолепие жизни в ладу с природой и с самим собой, и у них это получилось.

Нужно отдельно сказать про физическое издание релиза, ведь этот лаконичный диджипак в фирменном скетисовском стиле великолепно подходит тому скромному, но по-настоящему глубокому материалу, который исполняет коллектив. Альбом издан в коротком диджипаке со спайдером вместо трея, и такой изысканный супрематизм как будто несёт какой-то особый месседж, добавляя эмоций и впечатлений той атмосфере, которую группа создаёт своей музыкой. Я не раз замечал, насколько иначе, глубже, интереснее и богаче начинали восприниматься альбомы моих любимых групп на физических носителях, и новейший диск Сокол – очередное тому подтверждение.

“В роще вчерашнего дня” - сильный и аутентичный лонгплей, который выглядит намного убедительнее последних релизов той же Мельницы, а также многих других современных фолк-групп. Никакой коммерции, ничего надуманного и лишнего, всё очень просто и правдиво, и именно этим он и хорош. Даже откровенный супрематизм “Комарика” и “Как на гори”, где в отдельных фрагментах музыка совсем исчезает, а в других отрывках остаётся только всё самое элементарное, примитивным и глупым не назвать, а чем меньше остаётся изысков и обработки, тем сильнее и ярче сквозь них проглядывает седая мудрость веков и память сердца. Сильно.