ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Наречие "А с под города"

31-01-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
НАРЕЧИЕ * * * * *
Релиз
“А С ПОД ГОРОДА”
Год
2023
Стиль
Folk rock / traditional folk / fusion
Лейбл
SKETIS MUSIC
Страна, город
Россия, Белгород

Белгородская группа Наречие оставила у меня очень хорошее впечатление своим дебютным одноимённым альбомом 2019 года, и мне невероятно приятно, что сейчас у этой истории получилось продолжение, и лейбл Sketis Music выпускает их второе полноформатное творение. Стильный диджипак, сдержанное оформление, абсолютно ничего лишнего – и вот результат: их первый девятитрековый лонгплей достаточно часто гостит у меня в CD-проигрывателе, и причины тому хоть, вероятно, и не самые очевидные, но очень уверенные и не подлежащие сомнениям, а у его преемника есть все шансы повторить ту же судьбу.

Эта группа хороша и знаменита тем, что исполняет народные и традиционные песни с примесью world music и с собственными аранжировками и… в общем-то в аранжировках в данном случае и заключается вся соль. Они разнообразны, естественны, легки и ненадуманны, а слушать даже самые простые и элементарные вещи вроде “Заведу я компанью” в исполнении белгородцев одно удовольствие. Ребята продемонстрировали самим фактом своего существования, что даже самые минималистичные русские напевы способны звучать не хуже шедевров Tenhi, Wardruna и Hedningarna, и это действительно получилось у них убедительно и хорошо.

Раздольные баллады с оттенками северного шаманизма вроде “Штой по морю”, “Ночушки” и “Маков”, весёлые и даже шуточные рифмовки-речёвки “Заведу я компанью” и “Ребятушки”, переплетение женского и мужского вокала и почти арт-рок в таких треках как “Полями” – начало у Наречия было интересным и многообещающим, и всё то, за что критики и слушатели готовы были дать этой команде аванс своего внимания и почтения, было заботливо взрощено, осмыслено и вновь представлено нам в виде восьми свежих композиций, двух переработанных треков с альбома 2019 года и закрывающей альбом альтернативной версии титульного трека.

Ну а что до генеральной линии релиза и его концепции, то, насколько я вижу, в случае со вторым диском музыканты Наречия решили пойти по пути максимальной аутентичности и практически отказаться от каких-либо обработок звука и фокусов, которыми обычно зарабатывают себе на жизнь звукорежиссёры. Если фолк, то максимально естественный – похоже, именно так рассуждали участники группы, когда работали над своим вторым полноформатником, и кое-какие моменты с альбома вроде акапелла-трека “Постовая (На Ердане)” и массированных народных возгласов в финальной вещи, ещё более подтверждают справедливость данного предположения.

Но нет, фолк и аутентичный фолк – это совсем не обязательно что-то лубочное, и так много авангарда и рока, как сейчас, у Наречия ещё не было! “А с под города” звучит резче, сырее и непосредственнее, и возможно по этой причине кажется более рокерским и тяжёлым. Уже открывающая альбом “Купальская” уверенно завладевает вниманием потенциального слушателя, а если вы слышали их первый диск, то и немало удивляет. Здесь нет уже той мягкой саунд-обходительности и нежной слаженности дебютника, а вместо них нас приветствуют жёсткие, словно сорвавшиеся с цепи и не скованные никакими обязательствами риффы, о чём, кстати, косвенно напоминает и тема из рок-оперы “Иисус Христос - суперзвезда” в шестом треке.

Вторая вещь с альбома под названием “Выходила Дуняша” демонстрирует преемственность двух релизов Наречия и яркие аллюзии к их первому альбому (всё те же народные зазывания, уже знакомые слушателям их дебютника по трекам вроде “Заведу я компанью”), но звучание всё-таки отличается, и у группы сейчас действительно на порядок больше гитар, больше резких басов и рок-экспрессии, а особенно ясно и очевидно это становится в треках “Ребятушки” и “Маки”, которые присутствуют и обоих альбомах Наречия, но представлены на новом диске в чуть обновлённом и переосмысленном варианте.

Нет сомнений в том, что “А с под города” следует в русле всё тех же самых традиций, что и дебютная работа белгородцев, у первого и второго их альбомов безо всякого труда можно отыскать с десяток общих черт и признаков, но сейчас духовые сильнее выдвинуты на первый план, гитары кажутся более звонкими и непосредственными, а в голосах больше свободы и свежего ветра полей и лугов. Если их дебют оставлял ощущение диска записанного в уютной студии, где все аранжировки продуманы до мелочей, а звук дышит комфортом и профессионализмом, то “А с под города” это релиз, созданный и реализованный в полевых условиях природного раздолья.

В этом смысле нынешний альбом это фолк в ещё более полном и подлинном смысле слова, но здесь совершенно нет никакой лубочной простоты, а подача напоминает Инну Желанную и её авантюры времён фит-релизов с Farlanders и Малярией. Что ближе лично мне? Трудный вопрос. “А с под города” более таинственный и непредсказуемый, более свободный и творческий, в нём больше мистики a la Рада & Терновник (“Девка по саду ходила”), больше простора для фантазии, чистых экспериментов, хаоса и непосредственности, но и первый альбом обладает своей особой харизмой и собственным колоритом. Он более спокоен и миролюбив, более профессионален и по-джазовому гармоничен, а потому, я думаю, это выбор, напрямую зависящий от настроения.

Как бы там ни было, отличный белгородский коллектив вернулся из небытия, убедительно продемонстрировал серьёзность своих намерений относительно собственного музыкального творчества, и это замечательно. Вероятно, в плане оценки данному релизу более адекватной и причитающейся случаю была бы четвёрка (как-то не принято в наше время ставить 5 из 5 дискам с таким ершистым саундом), но я всё равно склоняюсь в данном случае к высшему баллу, и причина тому – бьющие через край креативность и свободолюбие альбома, дополненные моей личной симпатией к группе и к лейблу. Великолепный коллекционный диджипак для фолк-эстетов с шикарным серийным оформлением (обратите внимание, как здорово перекликаются обложки двух их дисков!), а в этот раз ещё и с бонусным 4-полосным вкладышем. Sketis как всегда на высоте в плане реализации артистов из своего каталога, а ограниченный тираж данного издания недвусмысленно намекает на то, что с приобретением релиза в коллекцию лучше не затягивать.