ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Yury Demikhov Project "The First Journey"

18-02-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
YURY DEMIKHOV PROJECT
Релиз
“THE FIRST JOURNEY”
Год
2022
Стиль
Rock / guitar rock / fusion / jazz rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Когда я увидел в предложенных записях у нас в ASTARTA альбом “The First Journey” и стал его слушать, то очень обрадовался. При всей моей горячей симпатии и даже любви к раритетам металлического андеграунда и к угрюмым блэковым ураганам, иногда всё-таки хочется послушать просто хорошую и спокойную музыку, на время абстрагироваться и от железной подземки, и от металла, и даже от рока как такового, и мирно покачаться на волнах лаунжа, релакса и качества. И по своей воле в нашей повседневной суете такой праздник души достаточно непросто себе устроить, ведь подобная музыка предполагает расслабленное и отстранённое восприятие, выключенный мобильник и стаканчик хорошего напитка… Но раз альбом предложили, то, вероятно, это знак судьбы и грех его не использовать, разве нет?

Скажу сразу: тот материал, который представлен на дебютнике Юрия, это музыка самого высочайшего уровня (не зря альбом рекомендует к прослушиванию даже сам Маврин) и сделана она отнюдь не в традициях отечественных релизов, а с замахом на высочайшие западные образцы, однако назвать эти треки именно роком и рекомендовать их рокерам я бы всё-таки не решился. Здесь нет никакого бунта, драйва, надрыва и практически никакой резкости, а всё исполняется с совершенно джазовым и расслабленным настроением, которое мы привыкли находить в ламповых джаз-клубах. И в целом это, конечно же, плюс. Но чтобы распробовать и понять такой диск, вы должны иметь некоторую степень зрелости, опыта и хотя бы немного разбираться в жизни, отдыхе и хорошей музыке.

Помню, как ещё в школьные времена был у меня один товарищ, который записывал мне на кассеты разные крутые штуки из мира вожделенного для меня тогда и ничуть не утратившего своего значения и поныне тяжёлого рока. Beyond Belief, My Dying Bride, Amorphis, Phlebotomized, Gorefest - это был 1995 год, и я с удовольствием растворялся в этой жестокой и честной музыке, в смелых экспериментах и бездонной думовой тоске, с нетерпением ожидая новых эксклюзивов и записей от него. И вот в один из таких вечеров в очередной пачке записанных лент я обнаружил "группу" с каким-то странным и совершенно незнакомым мне названием - Gary Moore. Подозрения закрались в мою душу практически сразу, а когда я вставил кассету в деку, то был просто в шоке: что это и зачем это мне? И напрасно друг пытался объяснить, что это тоже круто и здорово.

Музыка альбома Юрия действительно вернула меня в те далёкие времена, когда я протирал штаны в музыкальной школе, и наши продвинутые преподаватели-гитаристы (которые тоже, кстати, были бывшими металхэдами) пытались приобщить нас к творчеству деятелей вроде Пэта Меттени, Эла Ди Меолы, Андреса Сеговия и иже с ними. И тогда это выходило, скажу откровенно, со скрипом. Однако годы шли, я осваивал гитару и очень скоро уже стал сам ловить себя на мысли, что интерпретация битловской “Yesterday” для акустической гитары авторства Каркасси мне нравится больше, чем оригинал, а когда играешь классику на шестиструнке, это не только приятно и радостно для души, но ещё и помогает тебе начать чувствовать себя совершенно иначе и как будто взглянуть на мир с какого-то нового и доселе не знакомого ракурса.

Что ни говори, а уметь играть на гитаре хорошо, правильно и красиво - это искусство, и делать это приятнее, чем рубить сумасшедший трэш или дэт (заметьте, говорю это, ничуть не отрицая прелестей дэта и трэша и не переставая их любить), но хотя “The First Journey” это гитарный альбом и альбом гитариста, про композиции с него нельзя сказать, что в них доминирует одна лишь гитара и что находится она там на единоличном троне. Альбом Юрия это, прежде всего, музыка, и при том очень хорошая и качественная музыка, и аранжировки, общее ощущение и атмосфера здесь важнее гитарной техники как таковой. Но Маврин отметил этот диск не случайно - профессионализм, как говорится, виден сразу, и перед нами как раз тот случай, когда симбиоз рок-гитары и джазовой атмосферы импровизаций пришлись друг другу как нельзя более кстати.

А ещё мне было приятно заметить, что даже продюсер альбома Константин (который, кстати говоря, и предложил нам для прослушивания и ознакомления “The First Journey”) оказался человеком, глубоко понимающим рок-тему и знающим её историю в персоналиях, названиях и датах. Перекинувшись с ним парой фраз про Кейт Буш, Литу Форд, Мэгги Райлли и Время Альбиносов, я окончательно укоренился в мысли, что попавший к нам дебютник это альбом-спешл для настоящих гурманов и ценителей умного и неслучайного рока. Чем больше ты слышал и запомнил из истории хорошей и знаковой рок-музыки, тем больше ты сможешь услышать и прочувствовать на этом альбоме, и тем сильнее он тебе запомнится и тем скорее возникнет у тебя желание вновь окунуться в его чарующие вибрации и джазовые вокальные переливы.

И про вокальную составляющую альбома действительно нужно бы сказать особо. Дело в том, что она очень полифоничная, многоголосая и мягкая. Вокалист не режет атмосферу и не рубится напролом через тернии к звёздам, а всячески ласкает слух и услаждает чувствительные рецепторы аудиофилов, благодаря чему, в первую очередь, у меня и возникла аналогия с джазом. Нежные клавишные размышления тоже не вызывают сомнений в том, что пришли они на альбом также откуда-то оттуда, а вот звук гитар на пластинке достаточно специфичен. Нет сомнений в том, что именно гитара призвана давать в данном случае рок-н-ролл, но происходит это опять-таки достаточно изящно, извилисто и глубокомысленно, лишь характерным, слегка скрипучим звучанием вызывая ассоциации с классическими рок-хулиганами и вдохновляющим их жанром.

А ещё “The First Journey” - это творчество в традициях Deep Purple (в том числе в плане вокальной подачи) и King Crimson, и вообще в духе тех времён, когда музыканты по-настоящему любили и понимали свой инструмент, а играть могли не хуже, чем Блэкмор и Фрипп. Но даже фанатам Deep Purple “The First Journey” зайдёт совершенно не обязательно. На этом альбоме практически нет дисторшна и рок-риффинга, а аранжировки сделаны под лаунж и взрослый размеренный релакс, и этим объясняется всё или почти всё. Отличная работа, великолепные ощущения от прослушивания, всё очень фирменно и по-настоящему, и мне остаётся только порадоваться за Юрия и за отечественную музыку и выразить надежду, что альбом найдёт своего слушателя и подарит этому самому слушателю несколько часов радости и вдохновения класса люкс.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N2 (2022). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz