ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом МАЯRА "Тёмные дни"

22-01-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
МАЯRА * * * * *
Релиз
“ТЁМНЫЕ ДНИ”
Год
2023
Стиль
Atmospheric rock / gothic rock
Лейбл
SHARK MUSIC
Страна, город
Россия, Рязань

Про этот атмосферный проект в сети практически нет никакой информации, известно только что MAЯRA – это девушка по имени Мария, но в данном случае какая-то дополнительная информация, как мне кажется, даже была бы излишней. В их сообществе ВКонтакте только фото и музыка, глаза Марии, её стихи, видео-зарисовки, да небольшие текстовые скетчи автора обо всём об этом. Фото и музыка, музыка и фото – в них уже есть всё, что нужно, и вам действительно не стоит отвлекаться ни на что, когда вы начнёте своё погружение в этот мир тёмных мыслей и печальных настроений.

По своему звучанию дебютный диск этого one-woman-коллектива напомнил мне сайд-проект Ольги Пулатовой Оля и Монстр: всё те же горькие и отстранённые тексты, атмосферные музыкальные пассажи, вдохновенная печаль в стихах и совершеннейшая обречённость безо всякой надежды хотя бы на что-то светлое и прекрасное в плане настроения и атмосферы. “Тёмные дни” монолитны и глубоки, их ощущаешь как бесконечное небо ноября, в котором даже птицам и снам настолько неуютно, что они спешат скорее спрятаться хоть где-нибудь от этой сочащейся тоской серости.

Тем не менее, сводить творчество МАЯRA к тому, что делали раньше Оля и Монстр, не стоит. У проекта тяжелее саунд, плотнее гитары, больше электроники и атмосферности, а стихи Марии более абстрактны и нежны, избегая крайностей и прямолинейностей Пулатовой. С одной стороны, “Тёмные дни” напомнили мне своими тяжёлыми, порой металлическими гитарами NeNasty с их альбомом “Когда уходят тени”, а с другой, лирика Марии и хрупкие, порой почти невесомые гармонии треков проекта вызвали ассоциации с группами вроде Avrigus и фильмами вроде “Сайлент Хилл”.

Почти думовая подача, много очень красивых, по-настоящему печальных рифм и образов, создающий настроение вокал и переполненные атмосферой аранжировки делают альбом МАЯRA восхитительным источником чистой меланхолии и чистейшей рефлексии. Эти песни воспринимаются как вкрадчивый ночной разговор по душам, когда весь мир где-то далеко за стеклом кажется ещё более холодным и равнодушным, чем обычно, а ты один на один со своей тоской и печалью и как будто касаешься далёких и обжигающих своей неприступностью звёзд.

Всего шесть композиций, а открывает альбом достаточно резкая и стремительная титульная вещь, в которой режущие гитары изящно обрамляются меланхоличными клавишными и электроникой трип-хопа. Немного от Fleur, чуть-чуть от Оля и Монстр, что-то от Portishead, но во главе угла призрачные аранжировки МАЯRA и нежный, почти невесомый голос Марии с её очень личными, почти исповедальными и до глубины пронзающими своей потерянной обречённостью текстами. И вторая вещь “Пряди мыслей” с её вкрадчивой полночной электроникой лишь углубляет всё это.

Чем дальше разворачивается в своём хронометраже альбом, чем глубже ты проникаешь в эти потерянные рифмы, тем больше проникаешься ими, начиная думать и дышать в ритме безграничной печали Маяры. В 90-х подобное мы слышали у Rain Fell Within, The 3Rd And The Mortal, Where Fell Within и других думовых групп такой же направленности, и МАЯRA во многом действительно пересекается со всеми этими коллективами, в то же время как будто выводя их глубоководный материал на новый уровень модного и современного вайба.

Третий трек “Молитва” отдалённо напомнил мне Dido и Линду, “Когда исчезнет время” ещё глубже погрузил в аллюзии к трип-хопу и альтернативной электронике, выведя на поверхность чистые чувства и обнажённые переживания, “Т.О.М.” в очередной раз напомнил впечатляющие думовые эпики, а заключительная, шестая по счёту “Осень” – это ещё одна ода самому печальному и поэтичному сезону, которую Мария записала в своём фирменном стиле упаднического очарования и хрупких диалогов с безднами своей печали.

“Тёмные дни” готичны и романтичны, но это не готика в строгом смысле этого слова, хотя определённые параллели к Fright Night и Vessna тут, конечно же, сложно не увидеть. Перед нами готика максимально широкого профиля, в которой запросто пересекаются и дополняют друг друга Deine Lakaien, L’ame Immortelle, Fading Colours, Lacrimosa и Cell Division. Никаких искусственных ограничений, абсолютно никакого желания идти за какими-то жанрами и соответствовать каким-то трендам, только сильная, искренняя и неукротимая тоска по большому и настоящему.

Что ещё можно сказать про этот альбом? Нужно слушать, вслушиваться и погружаться. Музыка для внимательного ночного прослушивания и для растворения в рефлексии. Такое слушают в тёмные дни, когда весь мир кажется сплошь чёрным и колючим, а все краски и улыбки кажутся насмешкой мироздания. И слушать такое лучше в полумраке на хорошей аппаратуре или в наушниках, а если оценивать глубину погружения в тему и уровень её реализации, то нужно ставить 5 из 5. Красиво, впечатляюще, целостно. Не альбом, а целый мир горькой меланхолии. Для тех, кто ценит, любит и понимает такое.