ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта ART-Plutonia "Спектр отрицательных процессов"

23-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ART PLUTONIA * * * * *
Релиз
“СПЕКТР ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ” feat. Violetta Gaponova
Год
2023
Стиль
Ritual ambient / darkwave / doom metal / music proza
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Пушкино

Подходя к своему 13-летию, ушедший от эзотерической тематики совсем в другое русло, проект ART-Plutonia решил ещё чуть дальше продвинуться по пути экспериментов и вывел своё сотрудничество с белорусской поэтессой Виолеттой Гапоновой на новый уровень. Точнее говоря, лидер и единственный участник проекта ART-Plutonia - Альберт Артамонов задумал записать совместный альбом-коллаборацию с Виолеттой, а основой для концепции релиза послужили её стихи, посвящённые Апокалипсису. Отбрасываем всё слишком человеческое, отходим в сторону от всех чувств и прочих сентиментальностей, и вот на горизонте уже маячит близящийся Армагеддон, а всё что нам остаётся - это ждать неминуемого конца и наслаждаться красотой этой грандиозной эсхатологической феерии, поскольку противостоять неизбежному бессмысленно, а суета и бесплодные усилия в такой момент будут лишь отвлекать от историчности момента.

И как явствует из названия, перед нами мрачный и медитативный материал в стиле ритуального эмбиента, где на фоне гипнотических музыкальных вибраций Альберта искажённый, ставший потусторонним и почти демоническим, голос Виолетты читает такие же потусторонние и демонические стихи. В музыкальном плане, ART-Plutonia предлагает соответствующий саунд, рисующий картины всеобщего развоплощения. Холодный звук, таинственные всполохи, тревожные шумы и максимально выхолощенный, словно доносящийся из бездны голос, который транслирует слова скорби и холодной рефлексии. Альберт блестяще научился обращаться с такими музыкальными формами и теперь жонглирует ими так лихо, что это действительно начинает восприниматься как какое-то мрачное субкультурное квази-искусство и даже, пожалуй, как культ и философская система, ставящая во главу угла глобальный пессимизм.

На альбоме пять композиций, а начинается всё с холодной прокламации “Тень всепоглощающего мгновения”. Голос Виолетты здесь доносится словно из глубин космического войда, а вторят ей голоса призраков и заблудившиеся в радиоэфире сообщения давно погибших операторов потерпевших крушение ракет. Мороз по коже идёт, когда слушаешь этот аудиальный мрак, а дальше тьмы и обречённости будет ещё больше. Второй трек “Путь к горизонту самоуничтожения” отличается резкой, распиливающей закольцованностью и эпичными хорами, и эта помпезность очень хорошо подходит картинам расползающегося по Вселенной упадка, которые рисует голос Виолетты. Кстати, именно эта вещь понравилась мне на альбоме больше всего, и покорила меня она как раз своей величественной торжественностью. Здесь на самом деле получился очень стильный минимализм.

Тяжёлые металлические гитары появляются в ближе к завершению этой вещи, и ещё более усиливают ощущение гнетущей черноты космического масштаба, а в сменяющей трек композиции “Пропасть ускоренной бесконечности” всех этих тяжёлых и ревущих саунд-вибраций становится ещё больше, что очень скоро выливается в настоящий индустриальный марш, в то время как “Фатальная кульминация сингулярности” проливается на сознание слушателя холодным душем кислотной влаги и освежает его своей колючей и разреженной медитативностью. А тем временем мы подходим к финалу данного релиза, и нас встречает завершающий, почти двенадцатиминутный трек “Рассвет дикой огненной лилии”, который является во всех смыслах кульминацией и квинтэссенцией альбома, стартуя с загробных звуковых вибраций, а затем усиливая и углубляя их в ту же самую сторону инфернальных и зловеще-пугающих, почти некротических гармоний.

Взаимодополнение творческих векторов Альберта и Виолетты получилось очень интересным и знаменательным, и я ничуть не удивлюсь, если они решат продолжить свои совместные творческие поиски в дальнейшем. Проект представил интересный альбом в жанре болезненной мелодекламации, и любителей данного жанра, а также таких проектов как Дом Вдовы и ArtFaina, “Спектр отрицательных процессов” наверняка порадует и впечатлит, как, впрочем, и просто ценителей такой болезненной меланхолии, а разнообразие аранжировок Альберта станет гарантом того, что вы будете возвращаться к прослушиванию этого альбома достаточно часто. Ничего лишнего, всё очень концентрированно, ярко, конкретно и с красивыми интеллектуальными оборотами, делающими альбом похожим на изящный философский труд.

Материал у проекта, конечно, специфический, но с задачей раскрытия выбранной темы авторы справились очень достойно. Все без исключения треки звучат профессионально и по-настоящему монументально, в структуре композиций достаточно аудио-нюансов и деталей, чтобы сделать прослушивание максимально комфортным и увлекательным, а в случае наличия у вас хорошей аудио-аппаратуры, “Спектр отрицательных процессов” зазвучит как масштабный саундтрек к поражающему своей масштабностью киноблокбастеру. В отличие от многих других эмбиентных релизов, новейшее творение ART-Plutonia абсолютно не страдает фоновостью и не станет наводить на вас скуку, а грамотное вплетение элементов дума, дроуна и дарквейва делает этот аудио-рассказ ещё увлекательнее и непредсказуемее. Не разделяю восхищения видом планетарных катастроф, но нужно признать, что альбом у ребят действительно вышел красивый.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N7 (2023). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz