ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы My Dying Bride "The Ghost Of Orion"

05-04-2021 Дмитрий Фомин

Исполнитель
MY DYING BRIDE
Релиз
"THE GHOST OF ORION"
Год
2020
Стиль
Doom/death metal
Лейбл
NUCLEAR BLAST
Страна, город
Великобритания, Галифакс

Вероятно, еще ни один из альбомов My Dying Bride последних лет не создавался столь сложно, как ''The Ghost Of Orion''. Этот релиз вполне мог не увидеть свет, или, по крайней мере, мог звучать совсем по-иному. Как и в случае предыдущего лонгплея ''Feel Of Misery'', семейное горе в каком-то роде послужило вдохновением для создания музыки. Тогда, в 2015-м г., фронтмен коллектива Аарон Стейнторп оплакивал смерть отца, посвятив ему целую композицию на альбоме. В данном случае главной темой его лирической исповеди стала борьба его маленькой дочери с раковым заболеванием. К счастью, девочка вышла победительницей из схватки со смертью, но эта трагедия оставила неизгладимый отпечаток на MDB.

На протяжении долгого времени члены группы были в некотором роде разобщены творчески. В 2018-м состав в очередной раз покинул гитарист Кэлвин Робертшоу, так что написание нового материала в очередной раз целиком и полностью легло на плечи Эндрю Крейгана. Басистка Лена Абе, клавишник/скрипач Шон МакГоуэн и новый драммер Джефф Сингер (ex-Paradise Lost) терпеливо ждали своего часа, чтобы приступить к записи. Аарон по понятным причинам ментально и физически был вне группы, поднимался вопрос о его замене как вокалиста на новом альбоме, причем, инициатором выступал сам Стейнторп. К счастью, он нашел в себе силы вернуться в творческое русло, дабы тринадцатый студийный альбом британских эстетов печали был явлен миру.

С первого взгляда можно резюмировать, что ''The Ghost Of Orion'' продолжает более мелодичную и бескомпромиссную линию предшественника, но это только одна сторона медали. Этот альбом следует воспринимать как единое музыкальное полотно. Печальная, полная вязкой меланхолии пьеса в двух актах с ремарками и интермедиями, пропитанная застарелой скорбью и звенящей тишиной истерзанной души, вдохновленная старомодной театральной драматургией. Пьеса, где есть главное действующее лицо, его монолог, а также лица второго плана и аккомпанирующий состав.

Первая часть встречает нас тремя композициями, выполненными в классической для группы стилистике. И вступительная ''You Broken Shore'', и ''To Outlive The Gods'', и "Tired Of Tears", чьи названия словно говорят за себя, вполне подходят под формат хитов и сотканы из характерных для MDB минорных тягучих риффов, певучей мелодики, размеренных ударных и неизменных партий "плачущей" скрипки. В неспешном и несколько отрешенном пении Аарона проскальзывает эмоциональная изможденность, однако эмоции его живо передаются слушателю, будучи подкреплены фрагментами агрессивного гроула, в которых явственно чувствуется злоба бессильного отчаяния. "Я так устал от слез// Устал от слез// Не возлагай руки своей//Не поднимай руку на мою дочь'' - яростно взывает он к небесам. Привычная скорбная велеречивость, описывающая приближение неумолимого рока, постепенно сводит накал страстей к более спокойной и плавной манере повествования, даруя спасительное забвение.

Композиция ''The Solace'' выступает в качестве пограничного трека, ее можно назвать по-настоящему авангардным и нестандартным творением группы на данном этапе. По сути это полифоничные солирующие пассажи Крейгана с эффектом многократного наложения, которые дополнили партии удивительного женского вокала в исполнении Линды Фей Хеллы (Wardruna). В виду своей исключительности номер обладает гипнотическим воздействием, его импровизационно-медитативная структура производит ощущение невесомости, очищения, возможности вдохнуть полной грудью.

Второй акт получился куда более мрачным и вместе с тем насыщенным и непредсказуемым. В ''The Long Black Land" партии скрипки и виолончели обвивают грозные гитарные тритоны, в вокале Аарона все больше превалирует прежнее вкрадчивое интонирование, а меланхолическая дымка все больше сгущается под давлением агрессии монолитных дум/дэтовых пластов в духе первой половины 90-х. Настоящее торжество печали и давящей скорби, усиленное неожиданными переходами и беспокойными, дерганными композиционными фигурами.

Казалось бы, признанные аристократы декаданса вернулись в своем истинном облике, но в дальнейшем альбом вновь удивляет неожиданным отступлением. Заглавный трек пластинки оборачивается сюрреалистической "сновидческой" зарисовкой, сотканной из минималистичных аккордов, партий струнных и пианино, сквозь которые прорывается еле слышимый шепот, но… нет, не Аарона, а Яна Торе Несса, звукоинженера из Норвегии, который принял деятельное участие в записи альбома. Как и ''The Solace'', данная тема относится к наиболее неожиданным, экспериментальным вещам, которые до этого вряд ли можно было услышать на альбомах "брайдов".

Эпическое повествование ''The Old Earth'' живо напоминает об умопомрачительных монументальных произведениях прошлого, которых не доставало на "Feеl The Mysery". Многообразие форм, размеренная поступь гитарных риффов, утонченность солирующих гармоний, а также сдвоенные вокальные партии, сочетание гнетущей агрессии и поэтичности – все это выводит эту композицию в разряд лучших тем альбома. Но, как и в любой пьесе, не менее важен эпилог. Здесь в этой роли выступает зефирный и одухотворенный инструментал ''You Woven Shore'', чьи кафедральные вокализы и неоклассическая воздушность несут ощущение умиротворенности, надежды и постепенного возвращения к жизни…

Одним из достоинств альбома является его предельно аккуратный, идеально сбалансированный ламповый саунд, возможно, лучший и наиболее амбициозный за всю тридцатилетнюю историю коллектива. Вероятно, старые фанаты Моей Умирающей Невесты предпочтут более грубый и резонирующий звук первых лент, но, согласитесь, лидеры жанра это заслужили. Современный мастеринг идеально подошел материалу ''The Ghost Of Orion''. Вокал Аарона звучит здесь потрясающе объемно, не в последнюю очередь благодаря многократным наложениям, причем, все дорожки были записаны вживую, а не просто скопированы. Тоже самое можно сказать и о гитарных партиях Эндрю – в отдельных моментах было использовано тринадцать уровней. Работа над аранжировками проведена со вкусом и очень тонко, классические струнные, звучащие с викторианской изысканностью, и клавишные добавлены строго по необходимости, как легчайшие, но весьма важные для общего полотна штрихи.

В целом "Призрак Ориона" оказывается намного глубже, чем он есть. При некоторой нескладности пластинка индивидуальна, хотя назвать ее по-настоящему совершенным произведением нельзя в силу описанных выше событий и эмоций, которыми он наделен. Она значительно проигрывает в динамике своим предшественникам, а построение композиций зачастую лишено эмоционального нарастания, производя впечатление лихорадочных метаний, нежели гармоничной последовательности. Слушая этот альбом, все чаще склоняешься к мысли, что Крейгану просто необходим соавтор. Обыгрывание схожих цикличных риффов без какого-либо последующего развития производит эффект дезориентации и вторичности, и говорить о какой-либо концепции не приходится.

Так или иначе, ''The Ghost Of Orion'' остается качественной и органичной работой, не только сохранившей фирменный стиль My Dying Bride, но и осмелившейся на достаточно чуждые, пусть и несколько неудобоваримые новшества. Альбом проводит слушателя через тесные лабиринты страданий, бессильного гнева и душевного опустошения. Это откровение эмоционально измученных и сбитых с толку личностей, которые испытали настоящий катарсис и вышли из него с крепкой надеждой на светлое будущее. Когда-нибудь, лет через двадцать-тридцать это произведение будет выглядеть по-особенному в глазах тех, кто решит вернуться к наследию My Dying Bride и вникнуть в детали его создания. Пока же его можно считать началом новой эпохи в истории этой, безусловно, культовой британской формации.