23-11-2020 Дмитрий Фомин
Чикагцы Novembers Doom не просто так считаются полноправными классиками жанра у себя на родине. За свою более чем тридцатилетнюю историю они прошли через освоение канонов жанра и непростой поиск собственного звучания, многочисленные смены состава, эксперименты с женским вокалом и звучанием живых струнных инструментов. Невзирая на изменчивость музыкальной среды, они оставались стойко преданными стандартам дум/дэта, которые они успешно развивали от альбома к альбому.
Разменяв четвертый десяток, Novembers Doom, казалось, подошли к тому рубежу, когда можно подвести некие итоги и собрать воедино все то лучшее, что выделяло их на жанровой сцене. В этом плане их одиннадцатый студийный полноформат ''Nephilim Grove'' как раз должен был стать таким обобщающим произведением… но опять-таки в случае с этой командой не все так предсказуемо. Вместо образцово-показательного отчета они предпочли последовательное развитие своего творчества с бережным соблюдением оригинальных приемов.
Если смотреть с высоты лет, ''Nephilim Grove'' кому-то может показаться лучшим творением американцев. Кто-то может думать иначе, ведь у каждого имеются свои фавориты среди их дискографии. Но, думается, многие согласятся с тем, что на своем новом альбоме эти мрачные ветераны звучат необычайно свежо и убедительно, а их композиторский почерк ничуть не поблекнул. Данная работа прежде всего хороша тем, что на ней музыканты сказали все что хотели сказать предельно выразительно, четко, без вычурных излишеств и долгим растеканием мысли по древу.
Название пластинки является отсылкой к христианской мифологии и вместе с автором лирики предлагает слушателю поразмыслить над двойственной природой вещей. Как библейские нефилимы, представляющие собой плод связи ангелов и земных женщин, человеческий род с давних времен пытается найти баланс между обеими стихиями. С одной стороны человек склонен к возвышенности и бескорыстной созидательности, другой же стороной его сущности выступает вопиющее саморазрушение, он легко поддается всевозможным искушениям и низменным страстям, в которых доходит до самого дна. Собственно, эта концепция и оставила свой отпечаток на музыкальной составляющей.
Традиционная рефлексирующая меланхолия здесь наиболее тщательно уравновешена мощным дум/дэтовым остовом с акцентом на пласты брутальных риффов с изрядной долей агрессии, что разительно выделяет эту работу на фоне и запредельно депрессивного и мрачного "Bled White", и мелодично-утонченного "Hamartia". Вокальные партии больше напоминают о готик-металлических релизах и зачастую представляют собой выдержки из некой театральной пьесы, которую один на двоих отыгрывает Пол Кюр. Его тягучие чистоголосые партии как всегда бередят душу своим ностальгирующим интонированием, в то время как харшевые эпизоды звучат необычайно грозно и колко, особенно при синхронизации друг друга. В отдельных моментах фронтмен и вовсе использует надсадный хриплый рык в духе… Venom (!), что в совокупности с жесткой гитарной работой напоминает о трэшевых корнях группы.
Композиции на этот раз кажутся аккуратно отшлифованными, структура их более цикличной, бескомпромиссной и даже хитовой. Казалось бы, музыканты решили сделать свой материал как можно более прямолинейным и предельно доступным, но не во вред общей атмосфере. Скорее, речь идет о зрелой взвешенности и желании не перегружать работу ненужными деталями. Но вот что касается аранжировок, то здесь Novembers Doom проявляют высшее мастерство. Словно художник, который легчайшими мазками кисти добавляет в полотно один-единственный, практически незаметный штрих, который играет определяющую роль во всей композиции.
Так, полотно ''Nephilim Grove'' искусно инкрустировано легкими партиями клавишных, усиливающих эмоциональный аспект там, где это нужно, эмбиентными фонами и синтовыми сэмплами, а также лирическими отступлениями Кюра, где они снижает свою исповедь до шепота. Меланхолические струнные переборы на чистом звуке, предваряющие отдельные главы, создают удивительно щемящее ощущение сладостной трагедии, в то время как отдельные гитарные пассажи, по своей эмоциональности напоминающие о мелодик-дэте, а также нелинейные гитарные фигуры олицетворяют некое душевное смятение лирического героя. Отдельно стоит упомянуть изысканные соло Ларри Робертса – это не просто показательное и нарочито техничное терзание струн, но упорядоченные и красивые узоры, вызволяющие душу из тяжелых покровов депрессии.
Безупречного качество записи и продакшена также играют немаловажную роль при восприятии альбома. Мощный, плотный, но при этом очень ламповый саунд при исключительной детализации каждой партии делает прослушивание этого диска настоящим наслаждением. Что ж, удивляться не стоит, Дэн Сванё уже достаточно давно работает с Novembers Doom и превосходно представляет себе, как подать в наилучшем свете материал чикагцев. Более того, именно сейчас группа как никогда зазвучала в более освеженном, можно скажем, модерновом ключе, ничуть не растратив собственного лица и достоинства.
''Nephilim Grove'' – вне всякого сомнения, гармоничное, целостное и живое в своей эмоциональной палитре произведение, сотканное из множества мельчайших деталей, которые играют большую роль. Убери их всех, и альбом лишится своей индивидуальности. В равной степени мрачное, агрессивное, и такое же поэтичное, ранимое и сокровенное. Вся его декадентская эстетика, сумрачная мечтательность, обреченность и одновременно упрямая непреклонность направлены в первую очередь не на еще большее угнетение мятущейся души, а наоборот, на возрождение. Обывательский разум не в силах понять, что именно в таких музыкальных полотнах особо тонко чувствующие, романтические натуры склонны черпать вдохновение и жизненные силы. Так стоит ли удивляться тому, что сами Novembers Doom и им подобные десятки лет продолжают свое дело, черпая силы в негативных эмоциях, чтобы стоически противостоять ударам этого жестокого мира?