ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Novembers Doom "Hamartia"

20-11-2020 Дмитрий Фомин

Исполнитель
NOVEMBERS DOOM
Релиз
"HAMARTIA"
Год
2017
Стиль
Doom/death metal
Лейбл
THE END RECORDS
Страна, город
США, Чикаго, Иллинойс

Дум-метал – достаточно специфичный и консервативный музыкальный жанр, главным критерием коего является гнетущее ощущение неумолимого рока, и лишь избранным дано с величайшим мастерством и подобающей эстетикой воспроизвести данную атмосферу. Как и в любом жанре, в думе существуют свои неоспоримые лидеры, которые путем нескончаемых проб и ошибок, упорно продолжают свое дело. И пусть не все их творения оправдывают ожидания поклонников (которые почему-то решили для себя, что лучше знают, как должна звучать музыка их любимых команд), они никогда не позволяют себе занизить планку качества. Подобная характеристика как нельзя лучше соответствует творческому пути корифеев американского дум/дэта Novembers Doom и их десятому студийному альбому.

"Hamartia" – термин, упоминающийся в "Поэтике" Аристотеля и призванный обозначить роковую ошибку, или изъян, присущий главному герою трагедии. Это источник нравственных терзаний, высшая кара за некий проступок, неподвластная человеческому пониманию и ощущаемая сугубо на душевном уровне и зачастую определяющая его нравственный облик. Мифический царь Эдип, датский принц Гамлет – наиболее характерные персонажи, обуреваемые чувством "гамартии", чьи образы оказались весьма востребованы в мире мрачного металла.

Собственно, подобная концепция и стала основой для юбилейного творения Novembers Doom. Эта пластинка стала вполне логичной последовательницей запредельно мрачного "Bled White", и в тоже время весьма выгодно отличается от него своей изумительной чувственностью и мелодичностью. На смену непроглядной и душной темноте пришло ощущение некой потусторонней и очень интимной меланхолии. Однако, не стоит поспешно изображать пренебрежение и делать поспешные выводы о том, что, мол, Novembers Doom утратили свою хватку. "Hamartia" вовсе не тот альбом, который годится для единичного прослушивания. Эта история на самом деле намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Все, за что мы любим этих чикагских думстеров, присутствует здесь в полном объеме: как всегда убийственный и великолепный гроул и не менее великолепный клин-войс Пола Кюра, тяжелые риффы, запоминающиеся мелодии и проникновенные соло Ларри Робертса, а также угрожающая атмосфера тревожного ожидания. Музыканты остались верны своему оригинальному почерку, собрав воедино все классические приемы (в частности, партии женского вокала в исполнении Рианон Кюр в композиции "Miasma"), и в то же время создали нечто новое, доселе незнакомое.

Во-первых, стоит отметить продуманную разноплановость альбома. Мощные дэт-метал боевики - "Devils Light", "Apostasy" - привносят необходимый акцент жесткости и драйва в духе релизов 2007 – 2011 гг. Однако основу пластинки составляют меланхоличные полубалладные пьесы "Plague Bird", "Ghost" и "Ever After". Титульная композиция альбома и вовсе представляет собой трогательную эмоциональную сюиту, где пение Пола звучит под аккомпанемент клавишных и акустики. Доминирующий чистый вокал Кюра в своей искренности максимально приблизился к манере Аарона Стейнторпа. Здесь он выразителен как никогда и ведет откровенную исповедь, в то время как весь остальной инструментарий очаровывает своей мрачной торжественностью, сотканной из раскатистых риффов, партий пианино, акустических переборов и аккуратно отодвинутых на задний план бэк-вокалов.

И именно здесь сильнее всего ощущается та самая тонкая и почти неуловимая аура возвышенного и мудрого декаданса, навевающего мысли о медленном тлении в оболочке вечного сна. Описать ее весьма затруднительно, можно лишь прочувствовать, с наслаждением прокручивая раз за разом этот альбом, и только роскошная обложка "Hamartia" способна в полной мере передать настроение этого неоднозначного альбома.

Живая эмоциональность и незатянутость композиций идет пластинке только на пользу, а великолепный мастеринг, к которому в очередной раз приложил руку вездесущий Дэн Сванё, приблизил саунд "Hamartia" к лучшим творениям европейской сцены. Участие в записи композиции "Waves In The Red Cloth" гитариста My Dying Bride Эндрю Крейена, а также вокальные партии нового фронтмена Susperia в финальной "Bordeline" только добавляют сходства.

В любом случае результат налицо: великолепная композиторская работа, прекрасно спродюсированная, отшлифованная до мелочей структура композиций и утонченный поэтический драматизм, который, пожалуй, впервые столь широко представлен на альбоме Novembers Doom. Безусловно, весьма неоднозначное и в то же время чрезвычайно притягательное творение настоящих мастеров своего дела, достойный итог тридцатилетней металлической карьеры. Хотя, что-то подсказывает, данный лонгплей – только первый шаг на принципиально новом этапе развития Novembers Doom. А это значит, что списывать американских думстеров в тираж еще очень рано.