ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Дом Вдовы "Овеим же рыбиа утроба гроб есть"

27-11-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ДОМ ВДОВЫ * * * * *
Релиз
“ОВЕИМ ЖЕ РЫБИА УТРОБА ГРОБ ЕСТЬ”
Год
2022
Стиль
Horror ambient
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Тосно

В конце 90-х в одном популярном молодёжном издании автор очень удивлялся тому, насколько увлечён некро-тематикой Кинг Даймонд и насколько всё это смахивает на какую-то странную и болезненную патологию, но по сравнению с творчеством Константина Вдоветского и его проекта Дом Вдовы Кинг «увлечённый мертвяками словно студент анатомички», просто школьник и дитя. Столько некро-ужасов, могильной жути и леденящих кровь кошмаров, сколько содержится в одном треке этого one-man-проекта, у Кинга не будет даже на всех пластинках вместе взятых, а реализм Дома Вдовы достигает таких глубин и высот, что кажется реалистичнее, чем сама реальность.

Скажу честно, я даже немного побаиваюсь уже включать свежие релизы проекта, но каждый раз как у Константина вновь выходит что-нибудь новое, с замиранием сердца думаю: ну неужели и в этот раз он сможет превзойти себя, и, как это водится, не в силах противостоять свойственному человеку любопытству, всё-таки осторожно приоткрываю дверцу в сумрачный мир Дома Вдовы и робко всматриваюсь в густые всполохи черноты и обитающего там первобытного зла. Вот, собственно, и сейчас за окном опять ночь, я только разделался со всеми нужными и неотложными делами и готовлюсь попробовать на вкус новейшее полноформатное творение из мира нежити.

И да, я уже тысячу раз, наверное, зарекался не слушать эту музыку в тёмное время суток, но днём, как всегда, было примерно столько же разных, не требующих ни малейшего отлагательства форс-мажоров, а потому я вновь чувствую себя пленником ужаса и заложником безысходности, а из недр ПК в мою сторону транслируются жуткие прелести замогилья. В этот раз автор решил поступить очень хитро и выложил треки своего альбома в виде видеороликов на ютуб. Не просто музыка, а каждый раз звуковая дорожка в сопровождении видеоряда, а потому тут по определению два в одном, усиленное воздействие и массированная монументальность.

И не зря, я так понимаю, Константин запустил у себя в сообществе сбор на инструменты и аудио-дивайсы – своё аппаратное обеспечение он явно не перестаёт совершенствовать и постоянно обновляет, ведь звучание композиций уже окончательно освоившегося в амплуа Гоголя современного хоррор-эмбиента музыканта сейчас вышло на новый уровень. Ну а что же сама музыка? Я был невероятно удивлён, но этот альбом в итоге стал, наверное, самым нейтральным, фоновым и спокойным. Да, здесь будет страшно, атмосфера тут гнетущая, и потусторонние голоса всё так же будут леденить вам кровь, но это всё-таки достаточно умеренная и сдержанная жуть.

Не три ночи гоголевского Хомы в церкви с панночкой, не адский шабаш и не обряд экзорцизма с его безумием, воплями, жаром и инфернальной свистопляской, а просто достаточно ровная, хотя и определённо злая мистика. И нет, я, конечно же, не считаю данное обстоятельство минусом или недостатком - наоборот. Я воспринял этот релиз как свидетельство многогранности проекта и его способность порой возвращаться к своим корням, на время отходя от радикального некро-максимализма, и мне такой чуть более человечный и открытый, как будто намекающий на то, что с потусторонними гостями вполне можно сосуществовать, релиз понравился намного больше.

Альбом посвящён заложным покойникам, а по славянским верованиям, это умершие неестественной смертью люди, не получившие после смерти успокоения. Считалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле в качестве мифических существ. И альбом действительно получился самым мифологичным и фольклорным. При моей любви к тематике элементалов и иже с ними, которые мне намного ближе специфической некро-эстетики, можно легко понять, почему именно данная ипостась творчества Дома Вдовы мне ближе и понятнее, и я думаю, найдётся немало слушателей, которые скажут точно то же самое.

Этот диск в целом более гармоничен и сбалансирован, и, кстати, я не удивлюсь, если рано или поздно творчество Дома Вдовы станет предметом серьёзного научного изучения, и какой-нибудь молодой и амбициозный учёный с пытливым умом и хорошим кругозором посветит ему свою диссертацию. И мне кажется, столь всеобъемлющего, крутого и впечатляющего эскапизма я ещё никогда не встречал в своей жизни. Константин действительно создал в своей музыке целый мир, и он не только по-настоящему реален, но и способен с невероятной силой и уверенностью утаскивать разум слушателя на свои склизкие тропинки и в туманные пустоши.

Другой вопрос, какова же должна быть реальность, чтобы из неё захотелось сбежать вот в такие жуткие и бесчеловечные миры, но, как говорится, на вкус и цвет все аккумуляторы разные, а если вы подобно Кингу Даймонду и Константину имеете какой-то особый интерес к злой мистике, древним ритуалам и ужасам с привкусом документальности, музыка альбома “Овеим же рыбиа утроба гроб есть” наверняка впечатлит вас и порадует. Альбом холоден, монолитен и разнообразен, а его глубина сравнима по своему изяществу с классикой уже упоминавшегося мной сегодня автора “Вия” и “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.

Пожалуй, это самый тру-хоррор-эмбиент, который мне только доводилось слышать, и в плане вовлечения в тему перед ним, пожалуй, даже проигрывают самые резкие и экстремальные из ранних опусов Sopor Aeternus - там всё-таки была некая лиричность, адаптированность и доля стилизаций, а у Дома Вдовы всё настолько грубо и жёстко, что это реально похоже на падение в провалившуюся ночной порой на старом кладбище могилу, и это действительно самая настоящая экскурсия в замогилье. Бывает любопытство на грани безрассудства, и за подобную неумеренность отдельные личности очень часто платят своей жизнью, и сейчас перед нами как раз тот самый случай. Жутко, но в то же время жутко притягательно.