27-06-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Чем больше лет мне становится, тем больше хочется мне писать про прекрасную, возвышенную и облагораживающую музыку, от которой на душе становится легко и хорошо, а в голову приходят только светлые и жизнеутверждающие мысли. Вряд ли это старость или сентиментальность, просто с годами всё больше приходишь к пониманию каких-то прописных истин, а тратить свою жизнь на борьбу, негатив, раздражение или бунт хочется всё меньше и меньше. Ещё классик заметил, что человек создан для счастья как птица для полёта, и это на самом деле не просто слова, а очень серьёзная и фундаментальная константа, положенная в основу нашего мира. Всё хорошее притягивает хорошее, и чем больше ты понимаешь этот мир, тем больше тебе хочется жить с ним в гармонии и излучать добро, радость и благодарность, то есть быть благостным и счастливым человеком, который радуется жизни и которому жизнь в радость.
И именно такое творчество проповедует на своих альбомах интересный волгоградский one-man-проект Неисследованный Квадрат, а его единственный участник Павел Снадкин создаёт поистине восхитительные музыкальные номера на стыке инструментального прогрессива, нью-эйджа, эмбиента, фолка и неоклассики. И у меня дома целая громадная полка с релизами подобной тематики, но даже на фоне Amethystium, Achilea, Esmaye, Oi Va Voi, X-Perience или Angelzoom Неисследованный Квадрат для меня всё равно ничуть не теряется и не меркнет, а его яркая отличительная особенность – это вдохновенная, словно ведущая со слушателем разговор гитара. “Сказы белых гор” – это музыкальная мистика и практически алхимия в звуке. Здесь так много чувств, звуков и эмоций, что слова в данном случае действительно были бы совершенно излишни, ведь в этих треках твоя душа напрямую общается с душой мира, и здесь уже нет нужды ни в каких посредниках.
«Сказы белых гор» - это целиком инструментальный альбом, который вполне можно назвать глубокомысленным или волшебным, но вот собственно сказок в фолковом и народном понимании здесь всё-таки нет. Скорее, эти композиции вдохновляются вечными и прекрасными сюжетами из мифологии и истории, а затем глубокие размышления наших прародителей из седых веков прошлого автор подаёт со своей неповторимой, чуть сказочной подоплёкой. Но нет, это не фолк-лубок и не басни из низшей мифологии, а величавые и изящные образы которыми вдохновлялись в своё время такие достойные и образованные люди, как Толкиен, Льюис и Честертон. И если Платон говорил о мифе как о способе постижения непостижимой реальности метафизических сфер, то у Неисследованного Квадрата сказки (или как говорит автор, сказы) – это способ восхищения запредельной красотой мироздания и возможность прикоснуться к ней в экстазе преображающей силы творчества.
На альбоме есть и чуть более тяжёлые вещи вроде “Ламии”, и совсем эфирные, почти невесомые номера наподобие “Легенд Белогорья”, и нечто как будто бы родом из сборников, куда составители так любят включать «Одинокого пастуха» и тему из «Шервудских зонтиков» («Сайыына»), но всё это очень пронзительные, яркие и совершенные вещи, описать которые лучше всего было бы словом “безукоризненные”. И вероятно во всём этом даже есть какая-то философская составляющая (Не случайно, ой не случайно мне по ходу прослушивания так настойчиво вспоминались Рерихи, шаманы и Шамбала – о том, что определённая связь с ними не иллюзорна и не надуманна, намекают названия многих треков с рецензируемого альбома, и по своему звучанию композиции с диска тоже очень даже вписываются в атмосферу грёз просветлённых о чистом и идеальном рае на земле).
Можно было бы сравнивать Неисследованный Квадрат с Enigma, но по звучанию и по настроению проект Павла всё-таки находится на совершенно других стилистических и мировоззренческих позициях. Вместо электроники у него уверенная и влекущая за собой рок-гитара, а вместо аморфной расслабленности, столь характерной для стиля enigmatic, заинтересованное исследование мира, где пытливый интерес мечтателя-первооткрывателя не выглядит причудливым капризом скучающих миллионеров, а оказывается единственным способом по-настоящему проживать свою жизнь, быть в подлинном смысле счастливым и оставаться человеком в полном и собственном значении этого слова. И давнюю поговорку про то, что лучше гор могут быть только горы, «Сказы белых гор» тоже очень хорошо иллюстрируют и по-своему подтверждают. Этот студёный и прозрачный простор невыразимой свежести и чистоты на самом деле практически невозможно ни с чем сравнить и сопоставить.
И чем настойчивее наступает на наши города цивилизация, заполняя всё своей претензией на бесконечный комфорт, тем больше уставшей от суеты душе хочется вот таких гор, таких бессловесных разговоров по душам, и вот такой музыки. На этом альбоме каждый найдёт и услышит что-то своё – стоит только уделить час своего времени, отвлечься от сумасшедшей суеты и бесконечных задач-проблем, отпустить своё сознание, и вот вы уже в совершенно другом мире, где всё совсем по-другому, и где нет ничего пошлого, избитого, наносного и слишком человеческого. Из всех альбомов Павла на данный момент «Сказы белых гор», на мой взгляд, самый совершенный и медитативный, а от прозрачного уединения данного релиза веет таким восторгом и таким долгожданным покоем, что сомнений тут уже не остаётся совершенно никаких – перед нами нечто настоящее из тех миров, где черпали своё вдохновение поэты и мистики.
И неспроста автор подобрал к альбому эпиграф из Тютчева, а выходившие синглами треки с диска сопровождал строками Блока и Бальмонта. Это действительно явления одного порядка. Перед нами самая настоящая музыка небесных сфер и гармоний, для восприятия которых нужно обладать особым устроением души. Музыка как прикосновение к тайне, о чём, кстати, напоминает и название проекта. И говорить об этом альбоме на самом деле совершенно не хочется – здесь нужно слушать, чувствовать, внимать и молчать. А ещё я думаю, что такая музыка вполне могла бы примирить, наконец, рерихианцев с православными, и под звуки «Сказов белых гор» искатели Шамбалы хотя бы на несколько минут смогли бы понять и прочувствовать своих оппонентов, так восторженно повторяющих за Мандельштамом «я христианства пью холодный горный воздух». А старик Бердяев лишь утвердительно кивнул бы – иногда Бог действительно говорит с нами посредством искусства и природы, и это намного ярче и убедительнее всех богословских споров.
Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2023). Заказать журнал:
https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz