ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Rosslyn Chapel "Chapter I: Месса Мессира"

18-06-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ROSSLYN CHAPEL * * * *
Релиз
“CHAPTER I: МЕССА МЕССИРА”
Год
2024
Стиль
Symphonic metal / dark metal
Лейбл
MUSIC LABORATORY
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Четыре года ушло у арт-драматической капеллы Rosslyn Chapel на подготовку своего дебютного полноформатного альбома, и мы уже отчасти писали об этом, когда у группы выходили синглы, ну а сейчас, когда долгожданный лонгплей, наконец, увидел свет, самое время оценить идеи этих магов-капельмейстеров в целостном варианте. Перед нами максимально театрализованный кинематик-метал с элементами дарк-металла, классического дума, симфо-металла и прогрессива, и звучит он очень внушительно. Качающие риффы, разные типы вокалов, много концепции и пафоса в духе раннего Candlemass, и всё это только вершина айсберга и преддверие приготовленных авторами для нас чудес.

Нечто подобное мы уже могли слышать у Strapping Young Lad, HAGAT и Waltari, и в случае с Rosslyn Chapel мы действительно имеем дело со всё тем же мефистофель-металлом, в котором очень явственно проступают нарраттивы Гёте, Данте, Мильтона и других заслуженных классиков-драматургов вплоть до самого Шекспира. Они театральны и склонны к размашистым мелодекломациям, а как следует распробовать и оценить по достоинству этот альбом смогут, наверное, только люди, знающие толк в хорошей оперной музыке и не понаслышке знакомые с классическими ариями, однако всем остальным тоже не стоит проходить мимо, а попробовать приобщиться к масштабным ораториям свиты Воланда всё-таки было бы желательно и нелишне.

И как видно уже из названий треков, нам предлагается помпезное театрализованное переложение классики М.А.Булгакова на язык современного арт-металла. Много диалогических фрагментов, разные типы вокалов – всё это напоминает концептуальные метал-оперы и короля ужасов Кинга Даймонда (местами даже звук гитар и риффы как будто отсылают к его “The Eye”), но наши сегодняшние герои попробовали всё сделать несколько иначе, добавив в жанр традиционной рок-оперы ещё больше пафоса и патетики, а местами чуть ли не авангарда. Мелодические и ритмические линии извилисты и почти прогрессивны как у Blind Guardian времён “A Night At The Opera”, и это очень характерная черта “Мессы Мессира” и её ахиллесова пята.

Их идеи сложны и масштабны, и, увы, местами звучание альбома“Chapter I: Месса Мессира” далеко от идеала и вышло несколько скомканным – слишком масштабным и слишком монументальным, до которого обычному смертному с его ограниченным разумом совсем не так просто дотянуться. И мне больше всего на диске всё-таки понравились самые однозначные и традиционно-качающие вещи вроде уже знакомой нашим читателям “Le Credo De Woland” или мелодичной “Atrium Pilati”, отчасти воскресившие в моём сознании любимцев из Morgana Lefay времён их “Maleficium”. По прокламациях альбома странствуешь словно по лабиринту, и это действительно весьма запутанная история, к которой было бы очень кстати прикрутить соответствующий визуал.

Определённо, бюджет Metallica или хотя бы Therion сделал бы “Chapter I” намного более звучным и впечатляющим, ведь идеи на альбоме порой настолько масштабны, что на коленке их просто не осуществить, однако всё уже сейчас звучит вполне достойно и интересно. На мой вкус, альбому несколько не хватает песенной хитовости всё того же Кинга Даймонда, который на своём “The Eye” достигал просто потрясающих высот, но насколько я понял, риффовая однозначность классического хэви-металла не была самоцелью в данном случае, а авторам хотелось именно чистой оперности и чистой вальпургиевой экстатичности, чтобы орган, Вагнер, ведьмы, валькирии... и чтобы настоящий праздник театрализованного экстаза и полное погружение в тему.

Для меня же диск стал попыткой пересказать Булгакова на языке Шекспира и Гёте в русле классической дарк-метал-оперы, и, как мне кажется, именно в этом находка Rosslyn Chapel. Релиз воспринимается как театрализованное представление, как спектакль и авангардный перформанс, вроде тех, что так любила устраивать Ольга Арефьева с театром Kalimba, и сегодня у нас практически всё то же самое, но с шумным металлическим звуком и с многослойными тяжёлыми аранжировками, которые так эпично расцветают в финальном треке с альбома под названием “Ночь свободы”, где нажима, драйва и хоров оживших статуй особенно много. Всё это слегка изломанно и гротескно, местами даже парадоксально и странно, но именно в этом тут и соль.

Забавно наблюдать, как хриплый вокал в “Великом бале у Сатаны” напоминает Сергея Высокосова, местами то и дело обретаются ещё более занятные цитаты и «пасхалки», а мне понравилась лирическая “Мастер и Маргарита”, где появляется женский вокал, запомнилась и зацепила напористая, атонально переплетающая разные вокальные партии “Аудиенция”, но намного больше всё-таки впечатлила сама идея такого экзистенциального метал-перформанса вроде “Сеанса чёрной магии”, описанной Булгаковым у себя в “Мастере и Маргарите”. Действительно похоже на нечто, устроенное и спродюсированное самим Воландом, а значит, и весь спектр вытекающих из сего последствий тоже, скорее всего, не заставит себя ждать.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2024). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz