ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Wendigo "Тёмный ритуал"

15-12-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
WENDIGO * * * *
Релиз
“ТЁМНЫЙ РИТУАЛ”
Год
2022
Стиль
Garage rock/ grunge
Лейбл
HIGH SPIDERS RECORDS
Страна, город
Россия, Новосибирск

Поначалу я думал, что этот ностальгический проект СиНа из Astarium будет разовой акцией, он вспомнит дела далёких дней, запишет то, что не было записано в юности, вдоволь поностальгирует на всё на это и благополучно закроет Wendigo, но не тут-то было. СиН только раскочегаривался, выпуская релиз за релизом под эгидой своего новосформированного one-man-детища, и прото-метал-панк данного формирования лишь крепчал и усиливался. И действительно, чем дальше, тем активности под логотипом Wendigo становилось больше, а сейчас перед нами не просто полноформатник, а концептуальная сага в двух частях, ради издания которой предводитель великолукского значка Wings Of Destruction и бессменный лидер мега-анархо-трэш дивизиона имени себя мистер Тиран даже организовал новый лейбл, первым релизом которого и стал “Тёмный ритуал”. Всё серьёзно, и Wendigo намерены заявить о себе громко и убедительно – вот о чём думаешь, когда крутишь в руках данный CD, и в том, что это так, нет никаких сомнений.

Ну а по поводу того, что же за музыка нас ждёт на “Тёмном ритуале” и с чем её едят, я уже, собственно, всё сказал выше: перед нами древний, дремучий и нескладный прото-метал-панк, который очень любили слушать и играть провинциальные металхэды в начале и в середине 90-х. Подобное могло бы появиться на свет в результате неконтролируемой реакции между Nirvana, Сектором Газа, Королём и Шутом, ГО, Sepultura и Satyricon, и получившийся у СиНа микс действительно наводит на такие мысли. Страшные сказки с той стороны, вдохновлённые адской эстетикой “Morbid Visions” и сумеречной мистикой “Dark Medieval Times” пополам с деревенской расхлябанностью Юрия Клинских и с жутковатыми подростковыми глупостями 90-х в текстах выглядят у Wendigo мрачно и хтонически, но при этом не лишены какой-то парадоксальной притягательности и странного подвального очарования. Сибирский гараж-рок по определению вне трендов и мейнстрима, но СиН со своим новым детищем заявляет об этом с ещё большей убедительностью.

Wendigo – это андеграундный Король и Шут для тех, кто любит всё сырое, мрачное, некоммерческое и втайне мечтает найти хоть какое-то объяснение своей патологической неспособности хоть сколько-нибудь сносно научиться играть на гитаре. И да, теперь можно с самой чистой совестью повесить на стену плакатик Wendigo, слушать его утром и перед сном, а друзьям при случае объяснять, что это твой музыкальный идеал и предел мечтаний, а мартифридманы всякие и дейвымастейны это всё от лукавого. Ну а если серьёзно, такие прото-комиксы под аккомпанемент примитивной, но цепляющей и не лишённой вдохновения музыки вполне имеют право на существование и могут многих зацепить. Это не совсем панк, не совсем гранж, а что-то очень дикое, русское и глубинное, заставляющее рисовать у себя в воображении Misfits, материализовавшихся в этом мире в избушке посреди лесной сибирской глуши и сколотивших свою группу именно там, под соснами, под ёлками, во тьме болот с иголками.

А описывать музыку “Тёмного ритуала” лучше всего эпитетами из литературной прозы Мамлеева. Такой безумный и полунездешний, отчаянный и несуразный материал лучше всего воспринимать именно с точки зрения гротеска и абсурда, хотя вы вполне можете называть всё это просто эстетикой старых хоррор-комиксов и не заморачиваться тем, чтобы подводить сюда какую-то философскую базу. Ну что ж, творческое взаимодействие Wendigo и High Spiders Records принесло свои плоды, и “Тёмный ритуал” не захочется нести на помойку после первого прослушивания, даже если вы не имеете абсолютно никаких симпатий к подобного рода творческим упражнениям и не можете похвастаться тем, что в 90-е мучили себя и окружающими подобным аудио-беснованием. Каждый раз, рецензируя опусы Wendigo, я неизменно ловил себя на мысли, что не знаю, кому предложить эти релизы и кто такое будет слушать, но сейчас концепция и потенциальная целевая аудитория проекта стали понемногу вырисовываться.

Комиксы, детство, примитив, минимализм, выведенный на первый план и уверенно шагающий вперёд бас в стиле подвальной классики Гражданской Обороны, низкопробные деревенские ужастики и душевные посиделки на завалинке с семечками вечерней порой – вот, что такое “Тёмный ритуал”, и он ровно столь же груб и неотёсан, что и первые релизы гранж-первопроходцев, но всё делает как-то очень по-своему, по-сибирски, по-северному. Если есть битлы, то обязательно должны быть и роллинги (закон природы), и Wendigo – это как раз такие ершистые и угловатые The Rolling Stones анти-коммерческого гаражного рока. На альбоме “Тёмный ритуал” есть и своя “Paint It Black” (“Ворон”), и собственный аналог “Sympathy For The Devil” (“Небесный рубикон”), а его нарочитая душевность меня прямо-таки повергла в ступор. СиН делает всё с таким жаром, который не всегда случается в его основном проекте, и чувств-эмоций в этих простеньких треках так много, что порой их буквально распирает изнутри от воодушевления.

На фоне саунда и риффов, позаимствованных у своего серьёзного, концептуального и блэкового Astarium СиН решил напеть пачку искренних, словно идущих из самого сердца песенок о несправедливом, грустном, непостижимом для ума, щемящем сердце и не дающем покоя (чего стоит хотя бы одна “Омут (счастья?)”), и всё получилось. А самым забавным во всей этой истории для меня как раз и стали параллели к основному коллективу автора (дьявольский astarium-войс в “Клейме преисподней” и “Вампире” бесподобен!), и я на самом деле получил массу удивительных и противоречивых впечатлений от прослушивания данного опуса. Самый мрачный, абсурдный и нелогичный трип Алисы в сибирскую wonderland, который только можно себе вообразить, но среди этих ёлок, упорно хлещущих по фейсу невпопад басовых веток и нестройного вокала находится удивительный мир, в который нельзя попасть. В него можно только впасть. Как в детство или в маразм. Что, в прочем, одно и то же. Но мне понравилось. Твёрдую 4 из 5 стоило ставить уже за одну “На закате времён”.