ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Сны Саламандры "Метаморфозы. Глава Первая: Тьма"

Сны Саламандры Метаморфозы Глава Первая Тьма

23-11-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СНЫ САЛАМАНДРЫ
Релиз
“МЕТАМОРФОЗЫ. ГЛАВА ПЕРВАЯ: ТЬМА”
Год
2018
Стиль
Folk rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Ижевск

Маги и алхимики, а за ними и профильные фолкеры очень любят саламандр, разделяя точку зрения, согласно которой эти земноводные очень близки стихии огня и способны воздействовать на неё. Даже мудрейший Аристотель верил, что саламандры способны жить в огне, делая его обитаемой и защищённой стихией, а что уж остаётся нам, детям поверхностности XXI века – можно только внимать мнениям древних и слушать долгожданный дебютный диск волшебной ижевской группы Сны Саламандры.

Не мудрствуя лукаво, коллектив под предводительством вокалистки и арфистки Валерии Хорриган окунулся в традиционный “мельничный” фолк-рок, добавил чарующие переливы арфы, духовые, варган и виолончель в классический рок-инструментарий, плеснул огненного колдовства в хрустальный мрак, да и записал эпичный зачин для ещё более эпичной истории, который назвали простенько, но с размахом, почти равным оному у Овидия, а для сомневающихся аккуратненько приписали в своему диску “тематическую” цитату из Гессе.

Кстати говоря, для всех, кто уже приготовился услышать полный аналог творчества Хелависы и Ко, нужно сделать важное уточнение – в плане музыки как таковой и подхода к написанию песен Сны Саламандры напоминают не столько Мельницу, сколько “арфографию” Meldis. По крайней мере, именно такова открывающая альбом “Тьма”, а вот следующая за ней “Матушка” является кавером на Веню Д’ркина и неожиданно напоминает Б.Г., Окуджаву, Вертинского, Ольгу Арефьеву и русские народные песни. Кстати, о “Матушке”. Версия Снов Саламандры действительно хороша – помимо театрального двухголосого исполнения по ролям и очень рельефной и живой лирики, композиция весьма успешно оживляет традиционный для хрестоматийных страшных сказок сюжет про мельника и мельницу.

И сюрпризы на этом совсем не заканчиваются. Казалось бы, такая традиционная и предсказуемая поначалу “Танцы на углях” содержит неожиданное переосмысление психоделической классики Союзмультфильма (!), хотя в общем и целом всё же звучит как традиционная сказочная фолк-баллада в духе Тол Мириам, Алевтины, Blackmore’s Night и сами знаете кого, то есть вполне симпатично, но без глобальных затей и претензий на звёзды с неба. А вот “Экзорцизм” более интересен как в плане лирики (повествование ведётся от имени некоей сущности, которую и пытался изгонять герой-экзорцист), так и в плане музыки, внедряющей временами отличные каскады фолк-инструментов.

“Война” экспериментирует по совмещению фолк-мелодий и самозабвенного акустического рок-шреда (звучит почти как первые исторические происки фолк-металлистов), что воспринимается снова весьма интересно и свежо. Отдельные моменты, такие как 2:20-2:35 и 3:50-4:40 меня даже покорили и вдохновили настолько, что я раз за разом переслушивал их четыре или пять раз подряд, всё отказываясь верить собственным ушам, но поверить пришлось: действительно необычно и нестандартно и действительно напоминает великих и несравненных Skyclad. Знакомые интонации Арефьевой в “Пире во время чумы” и красивые переливы арфы в “Кузнеце” хороши и прекрасны сами по себе, но в исполнении Снов Саламандры ещё и немало оригинальны, а главное – чувственны и эмоциональны.

А что же дальше – наверняка спросит пытливый читатель – что же там дальше нас ждёт на альбоме? А дальше - ничего. Перед нами только первая часть глобального 14-трекового альбома, и на ней всего семь песен, однако такая радикальная лаконичность делает этот необычный релиз ещё более свежим, таинственным и притягательным. “Очень страшно, что чувства могут однажды вернуться назад” – слышим мы в финальном треке, но в случае с актуальным релизом данное обстоятельство совсем не кажется страшным, а напротив немало радует и мотивирует: чувства действительно возвращаются, а вера в волшебство, добрые чудеса и восторг от удивительных приключений вновь стучатся в прикрытую на ночь форточку.

В нынешнем году вышло серьёзное количество проходных фолк-альбомов, но к их числу “Метаморфозы. Глава первая: тьма” ни в коем случае не относится. Более того, вместе с дисками Филомелы, Марко Поло и Felidae рецензируемый диск можно чествовать как добрую и приятную неожиданность там, где сюрпризов вроде как ждать-то особо и не приходится. Поданные под необычным соусом и представленные с нестандартного угла зрения волшебные сказания с лёгкой руки Снов Саламандры чаруют и вдохновляют. Отличное, надо сказать, начало! А ведь уже в самое ближайшее время группа обещает представить вторую “светлую” часть альбома с семью треками на борту! Интересно будет посмотреть, что же они так наколдуют и каким образом тьма будет отличаться от света, с точки зрения этих фолк-саламадр!