ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на видеоклип группы Волны "Настоящим"

Волны "Настоящим"

18-05-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВОЛНЫ
Релиз
“НАСТОЯЩИМ” (Clip)
Год
2018
Стиль
Rock
Лейбл
БОМБА-ПИТЕР
Страна, город
Россия, Барнаул

Эти рокеры из Барнаула уже давно доказали и показали всем, насколько разными они могут быть: у них в репертуаре есть и светлая грусть, и романтика, и серьёзные призывы, и неприкрытая ирония, и едкий сарказм, и всё это удивительным и даже парадоксальным образом переплетается и переходит из одного в другое. Видимо, именно исходя из такой логики, броский и запоминающийся клип на “Книжного червя” сменился в их дискографии глубоким и по преимуществу рефлексирующим мини-альбомом “НикомуНеНужный”, а сейчас перед нами их последнее на сегодняшний день творение – видеоролик “Настоящим”.

Не нужно проводить глубокое и всестороннее аналитическое исследование, чтобы проследить связь EP “НикомуНеНужный” и рецензируемого сейчас видео: и в кадрах на экране, и в том, что касается внутреннего посыла трека преемственность более чем очевидна. Девушка-фанатка на седьмом небе от счастья от того, что встретила своего любимого музыканта и может с ним сфотографироваться, она вешает на стену возле своей кровати постер с ним, но уже очень скоро былые симпатии забыты, и постер оказывается в мусорке, а затем и на свалке, где в окружении ставших ненужными вещей играют и сами музыканты Волн.

Нет сомнений, что речь здесь идёт не только о симпатии к рок-музыке, не только о дисках (кстати, всё на той же свалке оказывается и диск “НикомуНеНужный”, гитара Артёма Сабельникова, а также, надо понимать, идеи, чувства, ценности, идеалы, переживания и смыслы), и  вокалист продолжает скандировать мрачный и чуть ли не апокалиптический припев, в котором, по большому счёту и заключена основная идея и глобальный месседж рецензируемой работы: “время меняется, меняемся мы, скажи об этом часам на башне; замыкается круг, испаряются сны, самое время жить настоящим”.

Ролик совершенно не похож на иронично-эпатажного “Книжного червя” и однозначно делает ставку на серьёзный стиль, совершенно лишённый каких-либо попыток подсластить пилюлю и сделать идеи команды более доступными и удобоваримыми для широкой аудитории. Музыканты в этот раз не пытаются изображать из себя кого-то, а просто играют на своих инструментах, в то время как сюжетно-актёрских кадров совсем не так много (мне даже показалось, что Волны специально решили вывести на первый план основные образы (сэлфи с кумиром - постер на стене - постер снимают со стены - свалка), чтобы сделать их более рельефными и запоминающимися и не загромождать нюансами сюжет).

Эта группа всегда ставила перед собой цель заставить задуматься и запустить некий процесс в подкорке, вот и сейчас я не увидел каких-то готовых ответов и идеальных решений в песне и клипе, но поразмыслить здесь действительно есть над чем! В самом деле, исходя из того, что буквально вчера отслужили своё, отправившись в мусорки, кассеты, сегодня их примеру следуют диски и книги, а каждому из нас в той или иной степени знакома ситуация, когда юношеские увлечения и мечты благополучно получают стикер “ошибки молодости”, и уютно устроившись где-нибудь на дальней полке сознания, собирают там пыль, нет сомнений, что “Настоящим”, адресован всем нам и ждёт реакции и отклика от каждого отдельно взятого зрителя и слушателя.

Да, ещё старик Розанов говорил, что уважение к прошлому должно быть благочестиво, а не безумно, но как это понимать? Вроде бы текст композиции однозначно указывает на то, что в ситуации постоянных изменений единственный выход – это не заморачиваться и жить настоящим, стараясь извлекать максимум положительных эмоций и впечатлений из любой актуальной ситуации, пока она не сменилась ещё более мрачной и безысходной. Всё так, хотя по поводу верности кумирам, возлюбленным и старым кассетам тут всё-таки гарантированных решений и алгоритмов не наблюдается, и процентное соотношение верности-неверности прошлому каждому придётся выверять и находить самостоятельно.

Музыканты так эмоционально повторяют строки "меняется время, меняемся мы", что нет никаких сомнений по поводу того, как для них это важно, как много они об этом думали. В этих словах чувствуется горечь утраты, потому что не все изменения, которые происходят, меняют нас и нашу жизнь к лучшему, о некоторых утратах мы сожалеем всю жизнь! А ведь есть и чувства тех, кого мы утратили и вычеркнули из своей жизни - они тоже очень часто сожалеют и болезненно переживают такой раскол! Тревожно-атмосферный рок-риффинг и помпезные клавишные создают нужный настрой, который отлично дополняют образы на экране.

Не скажу, что ролик сразу же и безусловно зацепит (в этом плане стиль съёмок и подача “червя” всё же могли сработать более выигрышно, в то время как слишком киношный и повествовательный “Настоящим” скорее воспринимается как теле-анонс), но клип, безусловно, достойный и интересный. Его приятно посмотреть раз-другой и повспоминать-поразмышлять на досуге где-нибудь в пробке, но вот пересматривать по десять и по двадцать раз, как это было у меня с “Книжным червём”, желания особо не возникает. Тем не менее, режиссерская работа и пазлы-отсылки к предыдущему релизу воспринимаются на ура, и это твёрдая 4 из 5. Рекомендую!