25-12-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Уходящий 2017 год принёс всем нам немало сюрпризов и приятных открытий, однако не только заслуженные и знакомые группы выпустили новые диски, но и появились новые, одна из которых сейчас перед нами. Квартет из Фрязино не стал ломать себе голову над вопросом названия и имени для дебютного альбома, а просто кивнул с тем смыслом, что это, дескать, вопрос риторический, да так и назвался. Их сравнивают с Muse, Animal Джаз и Викой Дайнеко, а они сами не против таких параллелей. Даже некто Кортнев, Пашков и Скляр заметили коллектив и отзывались о нём с симпатией. Пиар-ход, чтобы заставить вас прочесть эту рецензию? Может.
Но, думаю, как раз имена Кортнева, Пашкова и Скляра (особенно первого) стоит воспринимать как лучшую рекомендацию и жанровую характеристику творчества группы, которая на самом деле исполняет очень стильный и культурный рок с немного нарочитым (вычурным?) вокалом в духе Несчастного Случая. Точнее, сейчас Вопрос как будто вернулись во времена стиляг-интеллектуалов, усилили их музыку современным саундом и приёмами из арсенала актуальных альтернативных команд, добавили поп-хитовости и особой разухабистой искры, а итог этих хитрых манипуляций получил название “Риторический” и сейчас перед нами.
Первая вещица “ЖиуВиу” звучит очень необычно, сочетая меланхолию и самозабвенный задор, рок-риффы и ту особую свободу, которая отличала шлягеры эстрады 70-х. По сравнению с Нечастным Случаем фронтмен поёт более высоко и намного более ломано и чувственно. Несомненно, присутствуют здесь элементы из песен Muse и Animal Джаз, но есть помимо них и что-то ещё. Как будто Эми Уайнхаус где-то на подпевках и в соавторах, а Виктория Дайнеко была как минимум сопродюсером. Ну а почему бы и нет: “Back To Black” давно пора было сделать ещё более доступной и популяризированной, попутно переведя на русский.
Чуть больше блюзовой меланхолии мы слышим во втором треке “Искусство”, в то время как голос начинает неожиданно простираться куда-то в сторону Агутина (!), а в припеве как будто старается перепеть Стинга с его “Пустынной Розой”. Кстати, в том же припеве на фоне пронзительного пения вокалиста мы слышим необычный ход – саундтрековые энигматические напевы в духе Gregorian. Что же, в таком необычном виде эта вещь звучит очень полифонично и на самом деле по-киношному, не углубляясь в мудрствования лукавые и не перебарщивая со сложными аранжировками и нагромождением сэмплов.
Признанный хит “Наручники” в припеве принесёт всё те же вкрапления нью-эйджа, а в куплетах будет хвастать отличными альтернативными бриджами, в которых можно узнать хоть Аврил Лавин, хоть Мумий Тролля, а вот финальная “Помоги”, по моему скромному мнению, является главной жемчужиной альбома. Именно за эти витиеватые вокальные рисунки, как мы слышим в этой пьесе, я ставлю пластинке 5 из 5. Устоять перед сногсшибательной меланхолией и искристыми соло этой сюиты просто невозможно. Не так, безусловно, хитово и напористо, как другие, но на самом деле очень одухотворённо и внушительно эта песня застрянет у вас в плейлисте, напоминая о себе даже во времена, когда плейер будет недоступен для воспроизведения.
Ребята уже успели сделать кавер на Radiohead и даже сняли на “Creep” очень симпатичный и искренний клип. В их арсенале вообще немало оригинальных прочтений классики западного рока, среди которых я заметил даже перепевку “Sweet Dreams” авторства сами знаете кого. Как и у всех настоящих рок-легенд, у Вопроса есть харизматичный вокалист с узнаваемым вокальным стилем, есть хорошие цепляющие риффы и свой особенный стиль, а это главное. Кроме того, ребята на самом деле очень интеллигентны, начитаны и серьёзны (обратите внимание на интервью с ними), знают не только Стругацких и Кастанеду, но и Ремарка, Фуко и Алистера Маклина (моё детство!).
Пусть сейчас они ещё молоды и зелены, но старт взят отличный, песни цепляют, дышат эмоциями и нерастраченным задором. Немного авансом ставлю высший балл за искренность в сочетании с талантом, техникой и действительно серьёзными умениями. На эту группу определённо стоит возлагать большие надежды, Кортнев не лукавил. Думаю, вопрос, станут ли они “легендами русского рока” уже сейчас является исключительно вопросом их настойчивости и постоянства, а учитывая градус их амбиций и притязаний, он автоматически переходит в разряд исключительно риторического и в рамках данного ревью уже совершенно лишний и праздный.