ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сплит Nervous Impulse / Anus / Unsu "The Daily Grind"

17-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Грайндовые сплиты у лейбла More Hate Productions получаются очень сочные, эффектны и изобретательные, это факт несомненный и наверняка всем давно известный, да и отличных грайндовых команд на лейбле довольно много, а потому выбирать есть из чего и разгуляться можно на славу, однако даже на фоне такого замечательного изобилия и общей креативности главы лейбла актуальный релиз всё-таки отличается, и отличается выгодно! Мало того, что рецензируемый сплит оформлен как винтажная забугорная газета “The Daily Grind”, так для данного релиза свои треки отдали самые мощные, сильные и заслуживающие внимания грайнд-капеллы с лейбла.

А начинается всё по принципу старшинства. Канадцы из Nervous Impulse сотрудничают с More Hate Productions давно и с явным нескрываемым удовольствием, весь их бэк-каталог до сих пор доступен на лейбле, а новые релизы исправно выходят со всё той же неизменной пометкой “More Hate Productions”. Можно сказать, что Нервный Импульс – это главная грайндовая гордость волгоградского лейбла, и ребята всячески стараются соответствовать оказываемому им доверию и по-прежнему рубасят на пределе своих возможностей, стараясь выдавать максимально зверский и экстремальный материал. Именно Nervous Impulse звучат злее и агрессивнее всего на данном CD, и шесть треков, предоставленные ими для компиляции как две капли пива похожи на яростный карающий молоток, который только что упал со строительных лесов и летит вам прямо в нос.

Дальше – лучше и приятнее. Недавнее приобретение лейбла – шведы из Anus. Ребята выпустили в прошлом году очень добротный и оригинальный полноформатник, на котором представили настолько светлую, разнообразную и качающую вариацию грайндкора, что я буквально был загипнотизирован этим компактом, а в рецензии на него прочил музыкантам оглушительный успех и победу в случае попадания на Евровидение. И они не подкачали и изменять себе не намерены: грайндовое танго с фламенко-мотивами в “Tangore”, чавканье и хрюканье в “St.Anus” и масса прочих околомузыкальных вкусностей вкупе с сочными пигвойсами делает их сторону сплита для меня самой желанной, артовой, крафтовой и волнующей. И это – по праву и объективно.

И наконец, младшие подопытные и подопечные лейбла – французы из UNSU. Ребята активны аж с 2009 года, выступали со многими патриархами грайнда, но потом у них случилась некоторая заминка в творческой деятельности, а своё возвращение к активной шумовой тирании они отметили как раз с помощью данного сплита, для которого представили свой свежий материал (и надо заметить, кстати говоря, что опыт с рецензируемым сейчас сплитом и изданием на российском лейбле им так понравился, что они, не долго думая, реализовали и свой новоиспечённый полноформатник на More Hate Productions), переполненный истерическими разговорными сэмплами и прочими нойзовыми штучками вкупе со скоростным арт-обстрелом.

Каждая из попавших на рецензируемый 3-way-артефакт команд постаралась натянуть одеяло на себя по максимуму, для чего сделала максимальный упор на самую свою эффектную фишку: канадцы вдарили по апокалиптическому напалму, шведы юморили и экспериментировали до упаду, а французы шумели и цитировали любимые сэмплы как сумасшедшие. Ну что же, если в Хогвартсе изобрели газеты, в которых картинки движутся и говорят, то More Hate Productions представил новостной листок, который рычит, визжит, хрюкает, брыкается и плюётся, а попутно представляет нашему с вами вниманию подробный отчёт о том, как обстоят дела с грайндкором на юге Швеции, на севере Франции и в Канаде повсеместно.

И они обстоят отлично, из чего вполне закономерно сделать вывод, что для любителей собирать серебристые кругляши с самой шумной и какофоничной металлической музыкой, а затем расставлять их по полкам, без этого коллекционного релиза никак не обойтись, благо издан он великолепно и вашу фонотеку украсит самым лучшим образом (я, кстати, всё больше склоняюсь к мнению, что во многих случаях толстенные буклеты это на самом деле нечто не совсем обязательное, а стильный минимализм плотных картонок даже лучше, приятнее и предпочтительнее, что The Daily Grind как раз таки и иллюстрирует на своём собственном ярком и очевидном примере. Выглядит это дело по-настоящему фетишно в самом хорошем смысле).

Рецензия на мини-альбом Саша Ртуть "Пьяные клавиши"

16-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Вот и вокалистка кажется ещё вчера пребывавшей в ранге начинающей и нащупывающей свой собственный уникальный стиль группы Ртуть Александра aka Саша Ртуть, дошла до выпуска собственного сольного альбома. Пусть пока это не полноценный лонгплей, а только EP, но сам факт красноречиво говорит сам за себя: Саша Ртуть теперь официально стала автономным медийным персонажем и окончательно переросла амплуа известности только лишь в формате вокалистки группы Ртуть. Если прошлую осень поклонники коллектива встречали под звуки и мелодии забористого “ртутного” хита “Очень осень”, а попутно наслаждались красочным клипом, то сейчас любимые музыканты предлагают им делать это под песни с сольного диска Александры, но равнозначная ли это будет замена? Сейчас посмотрим.

Шаманское интро старательно запутывает следы, стараясь нагнать максимум туману и таинственности, но вот уже звучит песня “Атакую” и прогрессивная инструментальная этника там тоже играет далеко не последнюю роль. Ангажированные Александрой Роман Шатохин (гитара), Евгений Пономарёв (клавиши) и Альберт Потапкин (ударные, бас) очень интересно смешивают поп-джаз и расслабленное этно с намёком на прозрачный арт-рок, а вот вокальная манера и тексты Саши Ртуть особых изменений не претерпели. Хотя да, тексты стали чуть интимнее и доверительнее, атмосфера в целом потеплела и, сильно накренившись, почти вышла из сферы влияния прямолинейных рок-ритмов, но вовремя одумалась и вернулась-таки обратно, о чём спешит сообщить нам трек “Три квартала”.

Материал, представленный на альбоме “Пьяные клавиши”, это по-прежнему рок, но рок прогрессивный, свободный, хулиганский и почти авангардный. Широчайший спектр влияний, где можно увидеть и Нору Джонс, и Алёну Свиридову, и группу Колибри – это тот самый фундамент, на котором базируется сольное творение вокалистки, а что касается авангарда и шумного джемующего свинга, то их вдоволь в жёсткой вещи под названием “Карма”. Рок-н-ролльная дерзость, дисторшновая шершавость, поп-доступность и фривольные джазовые импровизации затейливо переплетаются друг с другом в этом парадоксальном кабаре-эксперименте, а голос Саши очень эффектно и интересно звучит в компании с такими необычными аранжировками. Кто-то говорит, что усидеть на двух стульях невозможно, но вот перед нами обнажённый поп-рок с музыкальными амбициями уровня Jethro Tull и King Crimson.

Тяжёлая полубаллада “Пришла убить” в должной мере мечтательна и протяжна, а неожиданные текстовые повороты в лучших традициях ваших любимых триллеров добавляют ей ту самую порцию перца и резкости, благодаря которым эти самые триллеры так приятно и не скучно пересматривать снова и снова. Ну а разгадка и ключ к пониманию релиза кроется в финальном номере, уже название которого говорит само за себя – “Весна”. Даже сейчас в разгар осени можно жить весенними чувствами и наслаждаться вечному цветению вечнозелёной и вечно-юной листвы, если у тебя в душе радость, любовь и мечта – словно напоминает нам исполнительница заключительным треком со своей первой сольной пластинки, и ведь этот альбом для неё это тоже новая весна, новое начало, новая ступень собственного творческого и художественного становления.

Зачем стоило записывать и издавать “Пьяные клавиши”? Хотя бы из тех соображений, из которых Хелена Микаэльсон некогда запустила свой женский дневник (“A woman’s Diary”) под вывеской совершенно самостоятельного и ни к одной из её групп не относящегося проекта Angel или Шарон ден Адель организовала My Indigo. Вот точно такая же дневниковость и бьющая навылет откровенность отличают сейчас и “Пьяные клавиши”. Альбом у Саши Ртуть вышел жёсткий и драйвовый, но в то же время невероятно разнообразный: в нём нашлось место и для экспериментов (взять хоть намёки на речитатив и вокальные хулиганства “Трёх кварталов”), и для традиционных “ртутных” мелодий, и для нежных баллад, и для прямолинейных рок-фузов, но основное настроение пластинки это всё-таки свежесть и поиск себя. И вышло свежо. Быть может, именно такой витаминно-музыкальной инъекции вам не хватало этой осенью, чтобы избавиться от меланхолии в стиле “очень осень”?

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год

Рецензия на альбом группы Kontush "Чёрные Песни"

11-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Депрессивные музыкально-вербальные изыскания братьев Самойловых в нашей стране давно уже породили целую волну разнообразных подражаний и переосмыслений, а в последние годы их стало настолько много, что впору говорить уже даже не об одном отдельном жанре, а о нескольких. Посудите сами: с одной стороны здесь группы вроде Polina Mauer, делающие упор на эмоции, с другой – интерпретации вроде тех, что предлагают нам проект Сновидения и Тень Моего Эссе, а с третьей – Стимфония, Asper X и теперь вот ещё и Kontush. Каждый берёт от Агаты Кристи то, что ему ближе, роднее, понятнее, а затем с использованием этой атмосферы, риффов и особого лексикона творит своё собственное лирическо-звуковое полотно, и именно так, кстати говоря, поступил и Игорь Контуш, фамилия которого и стала именем его группы.

На своём дебютном альбоме музыкант представил предельно мрачную, атмосферную и психоделичную вариацию классического стим-панка с множественными электронными пассажами, саундтрековыми вставками и гнетущим ощущением всеобщего и повсеместного упадка. Голос Игоря не срывается в эмоциональные крайности, он достаточно сдержанный, серьёзный, а тексты мечтательны и готичны, хотя и не лишены некоторой иронии, в то время как музыка и аранжировки кажутся весьма целостными, стильными и концептуальными. И да, концепция, которой придерживается музыкант - это та самая депрессия, которой не столько страдают, сколько наслаждаются, сладкая меланхоличная апатия и постепенное погружение в царство странных, угловатых, гротескно-болезненных образов и снов.

На альбоме “Чёрные песни” всё очень выверено, канонично, настроенчески, и настроение это на самом деле вполне подпадает под определение “готика” в его самом общем, обобщённом, распространённом и бытовом понимании. Электроника, меланхоличные клавишные зарисовки и гитарный рок-ритм присутствуют в музыке Kontush на равных основаниях и в равных количествах, а в череде ассоциаций по мере прослушивания у меня то и дело всплывали Наутилус Помпилиус, The Cure, Sisters Of Mercy, а то даже ранняя Lacrimosa (!). Аранжировки и чисто музыкальные идеи - да и тексты на самом деле тоже - на данном альбоме совсем неплохи: в них определённо есть всё то, что делает хорошие вещи хорошими вещами, а кроме того треки как таковые просто легко и естественно ложатся на слух, и слушать их приятно и интересно.

Вот отзвучало стильное интро со всхлипами и всполохами тревожных настроений, вот предельно простая и даже плакатная “Фильм” переходит во вкрадчиво-мистическую, экстатическую и почти ритуальную “Летим”, затем в ход идут упоительные рифмовки “Наркотика”, а гимн готов-эскапистов “Из этого мира” хорош и хитов, чему даже ничуть не вредит намёк на речитатив в середине трека. Великолепная баллада “Мама” близится к настоящим рок-шедеврам, попутно напоминая легендарные строки Ильи Кормильцева; “Они придут с ножами” надрывна и проста до самой предельной крайности, “Смерть” балансирует между мелодичными вокальными линиями и угрюмым, театрально-драматическим инструменталом, а финальная “Только не молчи” – это ещё одна интересная полубаллада, словно сотканная из обнажённых нервов и последних прощаний.

Если вас привлекли стильный арт и название альбома, то вы, вероятнее всего, не будете разочарованы. Эти песни цепляют, молниеносно проникают куда-то в самую глубь подкорки и остаются там надолго, то и дело всплывая на поверхность едва уловимыми призрачными сочетаниями нот. Игорь мастерски стилизует безысходность и депрессивные настроения, превращая их в хорошие песни, и чувство меры почти не изменяет ему – его композиции на самом деле хороши, художественны и мелодичны, а занудство и невразумительной псевдо-авангардщины на диске нет вовсе. Даже если вам далеко не симпатичны люди в чёрных мантиях и тому подобный готический антураж, но вы любите время от времени пересматривать мультики про Lenore или перечитывать Эдгара По, то наверняка найдёте свою особую прелесть и в этих треках.

Если вы цените в рок-музыке душевность, сильные чувства, эмоциональность и откровенные, западающие в душу тексты, то Kontush вам тоже, скорее всего, понравится. “Чёрные песни” не назвать упадочными и безысходными, скорее они просто грустны и по-настоящему искренни, а откровенность и прямота автора действительно подкупают. Трудно остаться равнодушным, когда слышишь такие выворачивающие душу наизнанку эпосы как “Мама” или “Только не молчи”. Kontush совершенно очевидно не является копией какой-то другой группы, поскольку градус самобытности во всём, что делает Игорь, на самом деле весьма высок, лично на мой субъективный вкус (да, я никогда не был поклонником Агаты) рецензируемый коллектив даже лучше и интереснее того, чем занимались братья Самойловы на заре своего творчества, а вот насколько это справедливо и адекватно лично для вас – решать только вам.

Рецензия на альбом DEgITx "Digital Hell"

09-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Стоит бросить даже беглый взгляд на обилие стилистических тэгов и жанровых отсылок, сопровождающих этот белорусский one-man-проект, как вам наверняка захочется выпустить в воздух что-нибудь вроде “да, блин, это же ад какой-то”: пауэр-метал, фолк-метал, мелодик-дэт, электро-индастриал и так далее и тому подобное + какой-то непонятный sid metal. Как можно совместить всё это в одном коллективе и тем более на одном, отдельно взятом альбоме? На все эти вопросы исчерпывающе ответит новый альбом DEgITx.

Мастермайнд проекта не только не скрывает, что действительно натворил ад знает что на своём новом альбоме, но и вдобавок сделал этот хэлл многоступенчатым и развёрнутым – здесь не в пример дантевскому Inferno целых 17 кругов, каждому из которых соответствует особая композиция, а динамичная обложка и говорящие названия треков однозначно дают понять, что будет жёстко, горячо и энергично, но в то же время таинственно, возвышенно и как будто построено с ориентацией на какие-то космические, неземные законы, где нет гравитации и прозы.

Проще всего описать музыку DEgITx получится, если на мгновение попытаться себе представить повседневную реальность маниакально-полугениального геймера, который настолько сжился со своими любимыми играми и тяжёлой музыкой разных направлений, что сам практически превратился в звук и драйв. И про маниакальность с гениальностью я заметил не случайно: произведения с “Digital Hell” на самом деле просто адски энергичы, виртуозно-филигранны, перманентно стремительны и маниакально изощрённы.

Идеи буквально фонтанируют в сознании у композитора, отвечающего за музыкально-звуковое наполнение альбомов, выпущенных под вывеской DEgITx, и даже когда треки выполнены на достаточно сдержанных и умеренных скоростях, их кпд-энергетика всё равно буквально зашкаливает, а музыкальные ходы сменяют друг друга и переходят один в другой с такой феерической, поистине холерической, скоростью, что уследить за ними не всегда просто (проще просто расслабиться и отпустить свой разум скитаться по волнам этих сумасшедших цифровых ураганов).

Автор симпатизирует тяжёлому металлическому звуку примерно с той же силой (50/50), что и электронно-индустриальным фишкам, а потому его материал всегда выходит синтетически-пружинящим, а за жёсткими, на самом деле почти мдм-риффами неизменно угадывается чётко обозреваемая электронная подкладка. То и дело в звуковой концепции DEgITx слышится нечто напоминающее восьмибитные casio-звуки, как это случается, к примеру, в “Pixel Rain”, что лишь в очередной раз подтверждает компьютерные и геймерские симпатии автора-исполнителя.

А вот вокала в списке средств художественной выразительности, используемых композитором, практически нет. Почти все треки, подписанные затейливой комбинацией букв, вынесенных в первую строку шапки данной рецензии, исключительно инструментальные, что совсем не делает их беднее или бледнее. И всё-таки вокальные дорожки иногда появляются у DEgITx. В случае с “Digital Hell” голос в звуковой палитре пластинке появляется на пятом круге-треке, который называется “Forest House”, и вот тут-то вы наверняка поймёте, откуда в тэгах появился фолк.

Достаточно современный и достаточно электронный чистый голос вокалистки (мне настойчиво мерещится Планка в списке ассоциаций) на самом деле звучит очень по-фолковому, по-народному, а русскоязычный текст, построенный как некое сказание в духе классических повествований Мельницы или Полыньи, только дополняет данное впечатление. Звучит такой компьютерный электронно-металлический фолк оригинально, а его подчёркнутая пиксельно-сэмпловая нереальность ещё более добавляет музыке особого иррационального очарования.

Инструментальные отсылки к фолку вернутся в треке “Lands Are Waiting”, солирующие партии в котором напомнили мне Лорину МаКкенитт и Meldis с их “арфографией”, а вокальных композиций в цифровом аду будет в общей сложности пять. Не все они фолковы, некоторые из них англоязычны, но во всех них будет присутствовать всё тот же напомнивший мне Планку эмоциональный женский голос, а манера пения вокалистки оставляет очень интересное впечатление как от химического соединения пауэр-манеры и вокализов техно-групп вроде Sylver.

И да, как вы уже поняли, “Digital Hell” далеко не дебют и не проба пера – в арсенале у DEgITx значится целый ряд разнокалиберных полноформатников, а автор этих строк начал своё знакомство с музыкой проекта в 2016 году, по случаю чего даже написал достаточно подробное ревью. Я не возьмусь судить, какие из альбомов проекта хуже, а какие лучше – они все по-своему хороши, оригинальны, интересны и способны привести в щенячий восторг даже человека, далёкого от видеоигр – скажу только что “Digital Hell” это на сегодняшний день самый разнообразный и профессиональный релиз исполнителя, на котором его талант сияет как алмаз.

Кстати, если вам вдруг стало интересно, что такое sid metal, то это ещё одна причина, по которой стоило бы обратиться к той моей рецензии на альбом DEgITx “Forest Spirits”, а я вспоминая о том диске, могу сейчас только ещё раз заметить, что автор и композитор проекта ни в чём себе за эти три года не изменил, и даже сотрудничество с музыкантом немецкой группы Ignite The Living скрывающимся под псевдонимом Matty M. прерывать не стал (Матти поучаствовал в создании трека “Enchanted” с “Digital Hell”)

Снобы из сонма настоящих ”живых” инструменталистов, имеющих дело с настоящими “живыми” инструментами могут долго занудствовать на тему того, что “так не играют” и “живой барабанщик никогда так играть не будет”, но спорить с подобными возражениями в данном случае на самом деле не имеет совершенно никакого смысла, ведь гравитации и прозы, как я уже заметил где-то выше, в мире DEgITx нет просто по определению, а есть только пиксели, микросхемы, цифры, коды и языки программирования. Это компьютерный мир, в котором всё по-другому.

Помните кино, где некий пожилой бородач, отзывавшийся на прозвище Хоттабыч, познакомился с teen-геймером, подсел на игры и в итоге попросил своего юного друга превратить его в код и “отправить в компьютер”? Вот и “Digital Hell” написан, записан и реализован исключительно для тех, кто живёт в мире виртуальной реальности в режиме 24/7 и выныривать в серую обыденность не планирует (э, чуть не написал, “для тех, кто заживо похоронил себя в тяжёлом металлическом роке”, хех, но нет – здесь случай другой, хотя общий пафос ситуации, конечно, во многом схож).

Мне понравилось это путешествие, понравились те чувства и эмоции, которые пробудил во мне “Digital Hell”, а в целом у меня осталось по прослушивании ощущение, что нынешний DEgITx это некое переходное звено между танцевальной нероковой электроникой в духе упоминавшихся уже выше Sylver и не брутальными метал-жанрами типа пауэра, мдм и фолк-металла с изрядными влияниями индастриала в духе Amortem. Танцевальность, мечтательность, фолковость и металлический драйв в одно и то же время и в одном и том же месте в исполнении проекта звучат интересно, а что важнее - креативно и самобытно, а потому – почему бы и да.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год

Рецензия на альбом группы Chrome Division "One Last Ride"

09-09-2019 Дмитрий Фомин

Спустя четыре года, прошедших с момента выхода ''Infernal Rock Eternal'', неудержимые бунтари Chrome Division представили свой пятый и, как оказалось, последний студийный альбом, получивший вполне подходящее название "One Last Ride". И, хоть дискография шагратовского сайд-проекта и не может похвастаться чрезмерным изобилием, все же эти норвежцы сумели как следует пошуметь во славу рок-н-ролла, а потому становится вдвойне обидно, что команда решила выйти из игры. Но на все есть свои причины.

Наиболее деятельное участие в записи "One Last Ride" принимали Шаграт и Мистер Дамедж, ответственные за гитары, бас и бэк-вокал, а также барабанщик Тони Уайт. А вот место фронтмена снова занял знакомый нам Эдди Газ (The Cаrburetors), сменивший на посту Shady Blue, который в свое время удачно сменил его. При таком раскладе логично предположить, что участники группы намерены вернуться к раннему этапу творчества, что, собственно, они и сделали.

Из динамиком на нас обрушивается все тот же пропитанный сигаретным дымом и запахом газолина, не совсем трезвый Рок-н-ролл Судного Дня на стыке старого доброго хард-рока, хэви, буги-вуги и американской "южатины", напрямую граничащей с мексиканской балладностью, грубый, грязный и бескомпромиссный. Нас ждет чуть более сорока минут отвязного веселья, наполненного качающими риффами, забористыми свингующими брейками, энергичными соло и прокуренным мужицким рыком, к которому изредка присоединяется раскованный женский вокал и мощные хоровые "бэки".

Норвежцы ничуть не растеряли умения делать качественную и забористую музыку и четко знают, как ее cледует подавать. Тем не менее, новая работа не обошлась без своей ложки дегтя. "One Last Ride" заметно уступает своим предшественникам (а уж тем более, первым двум пластинкам) как по динамической шкале, так и в выразительности материала в целом. К сожалению, альбом не может похвастаться той сокрушительной голодной агрессией, благодаря которой "Doomsday Rock'N'Roll" и "Booze, Broads & Beelzebub" завоевали своего слушателя, да и дефицит хитов, накрепко застревающих в памяти после первого же прослушивания, ощущается более чем наглядно.

Наиболее запоминающиеся и динамичные темы можно пересчитать по пальцам одной руки. В частности, стоит выделить заглавный громогласный гимн, который помимо зажигательных мелодий содержит слова благодарности экс-участникам Chrome Division, каждый из которых внес немалый вклад в развитие группы. Альбом можно назвать добротной и целостной работой, которая подарит немало ярких эмоций и не единожды

отправится на повтор. Но больше всего она напоминает инертное откровение видавших виды рокеров, у которых за плечами уже более тридцати лет жесточайшего кутежа и ожесточенного терзания струн. Они явно подрастеряли былой пыл, их ужимки и артистические приемы утратили былую остроту и выглядят слишком дежурно, но все же с ними следует держать ухо востро.

Вероятно, именно отсутствие былого энтузиазма и сказалось на материале "One Last Ride". Вполне возможно, проект не смог реализовать амбиций своего основателя или же он сам утратил былой интерес. На мой же взгляд, музыканты в полной мере утолили свой голод по музыке, на которой они выросли, и теперь пришло время разойтись по разным дорогам, оставив после себя затихающий вдали рев моторов.

Как бы там ни было, Хромированная Дивизия оставила небольшой, но яркий след в мире тяжелой музыки, блестяще доказав, насколько крутой и харизматичной может быть старая школа, если дать ей вторую жизнь. Возможно, эти парни еще встретятся нам на каком-нибудь полузабытом хайвее или у придорожного бара, а пока же единственным правильным способом почтить память этой команды будет решение врубить на всю катушку их последний альбом. Так, чтобы обыватели подумали - вот и пришел, мать его, Судный День!

P.S. Первоначальная версия данного текста была опубликована автором на ныне почившем сайте Dark-World.ru.

Рецензия на альбом группы Zемля Королевы Mod "Весна-Невеста"

07-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Играть свободно, расслабленно, по-панковски бесшабашно и даже небрежно, но в то же время тяжело, драйвово и душевно – всё это про группу из Бобруйска (Белоруссия) со странноватым названием Zемля Королевы Mod или сокращённо ZKM, история которой уходит своими корнями в начало 90-х. Сейчас за музыкально-лирическое наследие коллектива взялся лейбл Circle Flame Records, и на всех популярных площадках в обновлённом, обласкано-отшлифованном и весьма современно-актуальном виде появляются друг за другом альбомы из бэк-каталога команды.

От Би-2 до Алисы и от Сектора Газа до Калинова Моста и Кукрыниксов – примерно в таком жанрово-фактологическом спектре простираются треки с выпущенного недавно в жаркие объятия широкой слушательской аудитории альбома 2012 года “Весна-Невеста”. Что интересно, альбом действительно был записан в 2012 году, как раз когда ZKM получили статуэтку "Золотой Кед" в ежегодной церемонии награждения БЕЗпопсовой премией "В Кедах", но выпущен диск тогда так и не был и семь долгих лет лежал в архивах и загашниках, только сейчас дождавшись своего часа.

Музыка альбома и двенадцать песен, вошедшие на пластинку, это всё тот же характерный для Zемли Королевы Mod микс из драйва, лирики и романтики, нежные вокальные мелодии, доверительные тексты и располагающий к себе голос Николая Алфимова с оттенками Бутусова, Васильева, Горшенёва, Кинчева и изящной мечтательностью Шклярского. Наэлектризованные риффы и атмосферные клавишные открывающей альбом “Тепло мая” задают тон всему релизу, а сладкая романтичная история “Эльзы” блистательно продолжает этот удачный и цепляющий зачин.

Тепло мая, последнее вино, любить по-чёрному назло всем стужам, огромное рыжее солнце, улыбка винной феи – образы, родом из новых треков на самом деле сильные и впечатляющие, не зацепиться за них и не увязнуть в этой разноцветной феерии не так-то легко.  Раздольные фолковые мотивы титульной вещи напоминают Алису времён “Дурня” и “Jazz”, что весьма привлекательно выглядит в обрамлении переливов народных инструментов и разудало-молодецких “хэй-хэй” на заднем фоне, а более традиционно-роковые “Имена” и “Завтра” вызывают в памяти светлую меланхолию шлягеров Кукрыниксов.

Настроение у альбома определённо весеннее, цветущее и вообще “чемоданное”, что хорошо иллюстрирует, например, “Пуля”, которая соединяет в себе безбашенность озорного гуляки-дебошира Есенина и современный рок-надрыв, ощетинившийся отчаянной ухмылкой-оскалом доктора Кинчева. Электронные пульсации “Упавшей с небес” добавляют в этот коктейль нотки цветущей легкомысленности, но рок-основательность никуда не исчезает, а ещё более укореняется, чему способствует жёсткая и серьёзная историческая эпопея “Последний” со скрипками, документальными сэмплами и надрывным припевом.

Ещё немного задумчивой ночной романтики в треке “Странно”, затем расстилаются народно-шаманские этно-эксперименты в “Доне”, после чего настаёт время экспериментов в духе цыганского танго-кабаре, за счёт которых “Реки” становятся самым ярким, жарким и харизматичным номером на альбоме (как будто Сплин и Високосный Год объединились с группой Завстраккусто), а завершается всё прекрасной балладой под названием “Колыбельная”, которая как и любой по-настоящему эффектный финал, подводит черту диску на очень богатой и полифоничной ноте.

Совершенно не представляю, по каким причинам музыканты не выпустили “Весну-Невесту” сразу же в 2012 и что стало причиной такой долгой семилетней задержки, но сейчас это уже и не важно: альбом выпущен, растиражирован, повсеместно доступен для прослушивания и скачивания, а это значит, что буйство фантазии Колки Алфимова и атмосферный драйв его коллег по группе наконец-то последовали примеру Льва Толстого и пошли в народ, а все заинтересованные могут дегустировать шардоне и бейлиз под “Эльзу”, “Странно” и “Колыбельную”, в то время, как  музыкальные журналисты снова будут ломать голову о том, как команде удаётся одновременно угодить и восторженным дамам бальзаковского возраста, и юным teen-girls, и суровым металлургам в футболках Celtic Frost, и насупленным ботаникам-интеллектуалам. А ведь правда: как?

Показать ещё