ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

"От шепота до истерики!" Интервью с Денисом Михайловым (группа Обе-Рек)

обе-рек

21-12-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Российская группа Обе-Рек на данный момент является одной из самых очевидных и заметных вершин современного интеллектуального рока. Лидер группы Денис Михайлов, философ по образованию. Семь лет он преподавал философию в университете, и это достаточно заметно в его творчестве: как в сольном, так и в составе группы Обе-Рек, где он является лидером и главной движущей силой. Команда не стремится следовать какому-то одному определённому направлению, и их материал представляет собой своего рода коктейль из традиционного рока, инди-рока, арт-рока, альтернативы, лав-металла и даже фолка! Совсем недавно Обе-Рек обнародовали свой новейший, вот уже седьмой по счёту альбом, который получил интересное название “Здесь”, а также сняли новый клип. На 14 января анонсирован концерт Обе-Рек в столице. Поэтому мы просто не могли пройти мимо всех интересных событий, объединившихся воедино, и связались с Денисом Михайловым для интервью.

— Приветствую, Денис! Поздравляю Вас с выходом Вашего нового альбома! Давайте начнём с краткого представления группы и состава Обе-Рек на сегодняшний день.

Привет! Денис Михайлов — автор текстов и музыки, вокал, акустическая гитара. Василий Каширин — электрогитара, Тимур Авдали — бас-гитара, Михаил Малышев — барабаны.

— Если сравнивать Обе-Рек 2003-2004 годов и Обе-Рек нынешний, что главным образом изменилось?

Изменился состав (впрочем, с того времени он менялся несколько раз). Для меня лично проект стал делом всей жизни. Сейчас я занимаюсь только музыкой, тогда как в самом начале пути перспектива стать профессиональным музыкантом не казалась столь очевидной.

— Насколько я понимаю, новый альбом стал для Вас особенным – своего рода гигантским шагом вперёд, даже стиль артворка кардинально отличается от Ваших прошлых работ, насколько я прав?

Я бы не назвал этот шаг гигантским, мы вообще не делаем резких скачков. Раскрываемся постепенно, шаг за шагом.

— Ваша группа всегда славилась упором именно на тексты, что делало вас продолжателями традиций русского рока. Расскажите, как появляются темы для песен?

Темы для написания песен, сюжеты подбрасывает жизненная практика. Некоторые узловые, проблемные ситуации существования оседают якорями на дно души, не дают покоя, заставляют возвращаться к ним снова и снова и, в конечном итоге, обретают плоть звука и слова.

— Насколько Ваше образование влияет на стиль и тематику текстов?

Влияет непосредственно. Философия развивает общий культурный уровень и расширяет кругозор. Кто-то, безусловно, пройдет мимо философии, не поняв ее мировоззренческой важности и «экзистенциального драйва», но кому-то изучение этой дисциплины поможет сформировать целостную картину мира и дать ответы на фундаментальные жизненные вопросы.

— Существуют ли в песнях Обе-Рек отсылки или цитаты на какие-нибудь источники или авторов? В песне “Не Я” с нового альбома мне явно послышалась параллель к творчеству Фихте и его Я/Не-Я-философии… О чём на самом деле песня?

Нет, к философии Фихте песня ”Не я” не имеет ни малейшего отношения)). У немецкого мыслителя эти категории возникают в процессе исследования возникновения внешнего мира (Не-Я) и познающего субъекта (конечного Я). На верхушке этой системной пирамиды у Фихте Абсолютное Я или Бог. Вот человеческое Я стремится познать природу (Не Я) и через это стать Богом. Задача человечества — осуществить переход к абсолютному знанию и власти над природой. Через это оно приобретает свойства Бога, само становится коллективным Богом. А в моей песне просто поется о любви и тех противоречиях, которые возникают в ней)).

— А Вы сами не жалеете, что столько лет потратили на образование, а в итоге не работаете по специальности? (Спрашиваю, так как сам учился после школы 10 лет по направлению “философия”, но в итоге по специальности почти никогда не работал, не считая трёх лет аспирантуры, когда я преподавал в университете историю философии, вёл спецкурс по русской философии и был редактором научного журнала с 2007 по 2010 г.г.)

Вот вы не работали, а я работал целых 7 лет преподавателем на кафедре Истории философии ВГУ. Читал лекции по общей философии и вел два спецкурса: по русской философии и политической мифологии. Просто на каком-то этапе две творческие ипостаси: преподавательская деятельность и музыка, стали приходить в некоторое противоречие друг с другом, и мне пришлось выбирать. Выбор пал на музыку.

— Да, очень понимаю. Ваш новейший альбом называется “Здесь”. Почему вы решили назвать его именно так? Лично для вас “здесь” это где? И насколько это “здесь” различается для разных участников группы?

В центре творческого внимания Обе-Рек всегда был и остается конечный, смертный, страдающий и любящий человек. Само название релиза указывает на постановку актуально переживаемых проблем в этой конкретной исторической эпохе, культурном пространстве, наличной повседневности. У Хайдеггера есть такой термин (экзистенциал) — Dasein, в переводе с немецкого буквально означает вот-бытие или здесь-бытие. Мне хотелось подчеркнуть эти идеи. Кстати, у нас уже было похожее в эстетико-смысловом отношении название — альбом «Присутствие» 2010 года.

— Да, хайдеггеровский dasein, несомненно, волнует всех, так или иначе связанных с философией людей, имеющих хоть какие-то ростки бунта в своём сознании. Тема действительно крайне интересная, как и вообще труды этого экзистенциалиста. А если сравнивать песни с альбома “Здесь” с тем, что вы писали раньше, то каким будет основное отличие?

Затрудняюсь ответить. Анализировать собственное творчество крайне сложно. Пусть сравнивают слушатели и музыкальные эксперты.

— Новый альбом получился таким, каким получился, естественно или вы целенаправленно хотели записать что-нибудь эдакое — новое?

Нет, искусственно ничего у нас не создается. Альбом не имеет элементов программной, концептуальной работы. Это просто собрание сюжетов, фотографий жизни, точнее, ее определенного отрезка. Некоторые моменты показались важными, ими захотелось поделиться.

— Среди музыкальных влияний на свою музыку вы называете в том числе инди-рок, альтернативный рок и даже фолк. Возможно, вы будете удивлены, но лично мне многие треки с вашего нового альбома напомнили финский лав-метал в духе To/Die/For. Entwine. Charon, The 69 Eyes и иже с ними. Что вы думаете о таких параллелях и как относитесь к этим группам и подобным аллюзиям?

Не могу дать каких-то вразумительных комментариев по этим сравнениям, поскольку не знаком с творчеством упоминаемых Вами групп). Параллели в музыкальной деятельности всегда присутствуют. Художники и музыканты не в вакууме существуют, так или иначе испытывают на себе влияние других творческих проектов и личностей. И, кроме того, люди так устроены, что стремятся во всем всегда отыскать какие-то схожие черты. Другими словами, повесить ярлык и сказать: «А, так это мы уже слышали, это похоже на то-то и то-то». Просто человек так устроен, ему трудно жить в мире хаоса, необходим порядок и классификация)).

Не могу не согласиться с Вашим последним утверждением! Признаюсь, очень необычно видеть на альбоме вашей направленности завершающий пластинку ремикс на одну из вещей. Как вы пришли к идее поместить на диск сремиксованный вариант одного из интереснейших треков с релиза – “Лучший Из Миров”. Кто был автором ремикса?

Автором ремикса является гитарист дружественной группы Simantika Сергей Алексеев. Мы просто хотели привлечь дополнительное внимание к треку, который считаем одним из самых важных в альбоме.

— Какую композицию с нового полноформатника вы сами считаете наиболее удачной и почему? Возможно, таких композиций несколько?

Очень сложный вопрос. Тут нужно разобраться с критериями оценки, по какой шкале сравнивать. Есть песни удачные с точки зрения логики и красоты текста, есть те, которые отличаются некоторой «попсовостью», то есть своей способностью мелодически «вгрызаться в мозг» слушателя с первого прослушивания. А есть треки с элементами арт-рока, которые нравятся как раз своей технической и аранжировочной необычностью. Они провальны с точки зрения хита, но интересны с точки зрения исполнения. Так что тут сложно однозначно оценить.

— Кто был автором обложки и какую идею вы хотели визуализировать на этом арте?

Автор визуализации релиза — замечательный московский дизайнер Арсен Даниэль. Мы очень благодарны ему за помощь в оформлении. Пояснять то, что изображено на обложке, на мой взгляд, излишне. Пусть каждый увидит то, что увидит.

— В новом клипе на песню “Лучший Из Миров” мы видим практически визуальное воплощение ностальгии по ушедшему детству. Почему вы решили выбрать именно этот трек для того, чтобы дополнить его видеорядом, почему не “Детство”, например – композицию, которая принесла вам третье место в рок-чарте “Русский Рок-battles”, или не “Не я”, наверное, самую выделяющуюся на альбоме композицию?

Снять клип на «Лучший из миров» предложил питерский клипмейкер Александр Маков. Именно ему пришла в голову идея поэксперементировать над реализацией эффекта телепорта. И песню для своих экспериментов выбирал он). Это совпало с нашим намерением поддержать видеорядом один из самых популярных треков альбома.

— Какой глубокий смысл вы хотели заложить в этот клип? Как считаете, насколько это вам удалось?

Мне кажется, клип весьма прозрачен, не претендует на какую-то глубокую аллегоричность. Он просто иллюстрирует слова песни, не более.

— Не боитесь отпугнуть поклонников своими непростыми текстами и эмблематическими клипами? Сергей Калугин из группы Оргия Праведников, чтобы уменьшить когнитивный диссонанс между своим творчеством и восприятием поклонников даже стал лекции вести лет 10-14 назад. Не думали о такой возможности?

Боимся). И видим, что «непрозрачность» материала сказывается на популярности группы (точнее, на не очень высокой степени ее популярности). Но что поделать, нельзя же себя намеренно примитивизировать. Филипп Филиппович Преображенский ведь не должен был опускаться до уровня Шарикова, проживая с ним в одной квартире?)

— Безусловно. Но даже он поначалу пытался наладить с Шариковым контакт и вразумить его. Как и других присутствующих в этом романе Булгакова персонажей, вплоть до представителей власти. А насколько вероятно, что Ваши стихи когда-нибудь увидят свет в виде книги, как это было с Б.Г., например, и тем же Калугиным, как Вы думаете?

Я об этом не думал. Если честно, мне все равно. Считаю себя, прежде всего музыкантом, автором песен, а не поэтом.

— Где и как проходили съёмки клипа? Вы не планировали сделать что-то наподобие “making of”? Ничуть не сомневаюсь, что подобные видео будут ничуть не менее интересны, чем сами клипы.

Снимали в Питере. Просто бродили по улицам, некоторые кадры подсняли в квартире у режиссера. На самом деле, мы и не рассматриваем этот клип, как какую-то серьёзную имиджевую работу. Просто легкая и красивая иллюстрация к песне.

— Чем дальше я прослушивал альбом, тем сильнее у меня возникали с металлом (“Пепел”), насколько сознательно проходит утяжеление ваших композиций? Какую музыку Вы сами слушаете в свободное время?

“Пепел” действительно получился тяжеловат… Но это не специально, просто под таким углом увидел аранжировку трека в самом начале. Можно было бы наверное еще покрутить варианты. С другой стороны, меня не смущает тяжесть звучания. Если это и металл, то весьма легкий). Да и что плохого в металле?

— На мой взгляд, в металле нет ничего плохого, а тот же “Пепел” напомнил мне композицию с идентичным названием авторства Б.Г. Она тоже была очень тяжела и нехарактерна для творчества Гребенщикова и явилась новой вехой в его становлении. Поэтому услышать нечто подобное у Обе-Рек однозначно приятно! Вы очень часто даёте сольные акустические концерты, недавно выступали в Санкт-Петербурге, в Твери, В Подольске…..Как всё прошло на этих недавних концертах, и как бы Вы определили различие между акустическим звучанием песен Обе-Рек и электрическим? Что ближе лично Вам?

Последний акустический мини-тур по северу (Великий Новгород, Питер, Тверь) прошел позитивно, как всегда). Плацкарты, маршрутки, хостел, гостиница, саундчеки, выступления, автограф-сессии. Ничего нового и необычного, я привык уже к такому формату жизни. И, кстати говоря, просто умираю от скуки, когда возникают продолжительные паузы между выездами. Что касается разницы акустического и электрического звучания, то каждый из вариантов мне по-своему близок и дорог. В групповом исполнении больше драйва, обмена энергетическими потоками с музыкантами и публикой. Меньше динамики в музыке, больше «форте». Акустика позволяет наладить какое-то более интимное взаимодействие почти с каждым из тех, кто находится в зале. Ты более внимательно рассматриваешь людей, заглядываешь в глаза… Исполнение становится более деликатным, поскольку ты один на сцене и все косяки игры и вокала становятся очевиднее, приходится внимательнее следить за игрой и пением. Более того, в акустике ставка всегда на голос. Именно в этом формате вокальные возможности раскрываются во всей полноте — от шепота до истерики.

— Какие ожидания у Вас в преддверии выступления в Москве 14 января? Что особенного будет на этом концерте? Какие у вас в целом впечатления от столичной публики?

14 января мы отмечаем Старый Новый год с москвичами и всеми, кто приедет на наш столичный концерт. Готовим большую программу, планируем трек-лист, подготовка еще не завершена, поэтому говорить о сюрпризах на данный момент рановато. Столичная публика прекрасна).

— В каком городе Вам больше всего нравится выступать и почему?

Каждый город имеет свое «лицо», каждый зал отличается своей неповторимой спецификой и эмоциональным почерком. Поэтому нам везде нравится выступать, и везде хорошо по-своему).

— Что связывает Обе-Рек с группой Театр Иллюзий и как вы оцениваете опыт совместной работы с этой командой?

Обе-Рек связан с этой группой непосредственно через меня. Музыканты этого коллектива (вокалист и басист) — мои друзья. Когда-то мы делили воронежскую сцену, выступали на фестах, в клубах. Ездили на ролевые сборы и просто лесные посиделки у костра. Одним словом, вместе вкушали рок и топтали дороги). Недавно мы записали и выпустили совместный трек. Песня принадлежит перу Юры Холодова — лидера ТИ. Я принял участие вторым голосом. Симпатичный трек. Добрый и немного грустный.

— Какие коллективы вы могли бы назвать своими соратниками, побратимами, коллегами, быть может, учителями?

Учителей сейчас наверное уже нет, переросли этот период, стараемся выдавать что-то принципиально свое. Дружим с музыкантами групп 7Б, ДМЦ, Simantika, Prostoband, рядом других коллективов. Знакомых и приятелей в музыкальной тусовке более чем достаточно).

— До Нового года осталось всего ничего. Как проводит эти предновогодние дни Ваш коллектив и как вы относитесь к празднованию Нового года?

Странный вопрос), затрудняюсь ответить. Я лично провожу за гитарой, книгами и компом.

— Ещё более странный, наверное, вопрос: многие люди, в том числе музыканты, жалуются ,что год 2016 был (и есть) просто гипертяжёлым. Как у Вас с этим обстоят дела? Что можете сказать об уходящем (или уже ушедшем) годе?

Год как год… Для нас он вполне успешный: мы выпустили альбом, сняли два клипа, на песни «Кольца» и «Лучший из миров». Концертов меньше не стало, люди на них ходить не перестали. Нет какого-то существенного продвижения в плане популярности проекта, но для нас это вполне естественно).

— Можете поделиться своим персональным топ-10 музыкальных альбомов за 2016 год?

Ой, я совсем ничего не слушал из нового. Нет, наверное, некоторые песни из новых альбомов ряда коллективов прослушивал, но так, чтобы составить рейтинг альбомов… На это не способен).

— Понимаю. Как-то на такой же вопрос вокалист Slayer Том Арайя ответил: я играю в одной группе, и мне это с лихвой хватает.  А у Вас и группы Обе-Рек уже есть планы по поводу того, как будете праздновать в этот раз Новый год?

В нашей группе все отмечают по-разному, каждый со своими любимыми, родными, друзьями. Я вот планирую отметить этот НГ с родителями.

— Действительно, это на самом деле, пожалуй, лучший способ Новый год – семейный праздник, от этого никуда не деться. А что бы вы хотели пожелать вашим уже действительно многочисленным поклонникам?

Желаем мира и добра, чтобы все самое сокровенное осуществилось. Желаем стойко переносить все невзгоды и разочарования.

— Спасибо за интервью! Удачи вам и с наступающим!

Спасибо! И вас с наступающим!