ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Ирбис "Сердце Вечной Зимы"

Ирбис, Сердце Вечной Зимы

01-12-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ИРБИС
Релиз
“СЕРДЦЕ ВЕЧНОЙ ЗИМЫ” (EP)
Год
2017
Стиль
Pagan metal / melodic death metal / black metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Псков

Псковская дружина разудалых витязей из Ирбис не стала дожидаться календарной зимы и выпустила свой морозный EP ещё в середине ноября. Что там на календаре? Уже декабрь? Тогда самое время подтянуться и нам к этим славным воинам, и ознакомиться с их новейшим четырёхтрековым творением, снабжённым стильным и красивым артом! Кстати, первая песня, с которой они начинали свой творческий путь в 2005 году, называлась “Зимние Сказки”, поэтому можно сказать, что новейший релиз замыкает круг и является своего рода ретроспективой.

Тигры, рыбы, снежинки, звери, гады – глядя на обложку пластинки, можно ощутить себя апостолом, ненароком задремавшим в сугробе и увидевшим странное и диковинное видение. Если бы не космическая чернота-фон по краям, вполне можно было бы принять это дело за причуды проказника Морозко, но суровая дэтовая атмосфера не даст шанса потешить себя наивными сказочными фантазиями: здесь всё страшно, отчаянно, бескомпромиссно и всерьёз.

Первая вещь “Не Вижу Зла” в текстовом отношении впечатлила меня больше всего. Лаконичные, но очень чёткие строчки отлично ложатся на слух и передают настроение этого эпика: “Закрою глаза, заткну покрепче уши, и губ не разомкну. Не вижу зла, не говорю, не слушаю — во лжи тону. […] На полотне, размытой вязью символов рисую крик. Взгляд в пустоту, безумный и бессмысленный… Сознания взрыв.”

В музыкальном же плане сегодняшние Ирбис представляют собой атмосферный паган-метал с сильным влиянием дэта и блэка и немного нарочитым, нестройным гроулом, которому вторит отчаянный срим. Слегка небрежные гитары и замечательные гулкие барабаны привносят на релиз ощущение олдскульной сырости, хотя в целом жанровая направленность группы вполне умещается в стилистику ранней Арконы и таких групп, как Gods Tower, Чёрные Озёра и Ildverden.

Ирбис суровы и мрачны, по-варварски прямолинейны и шероховаты, а грязновато-первобытные гитары хорошо переплетают риффинг и мелодии нижних струн. У команды нет порывистой агрессии, свойственной Дрыгве, нет отвязной злобы Holdaar, они более атмосферны и олдскульны. Подобный материл вполне могли бы играть Bathory или Menhir, и по духу псковичи на самом деле напоминают эти группы, однако слегка утяжеляют и усиливают их наработки.

Викинг-металлический задор, свойственный концептуальным викингам из Moonsorrow, которых Ирбис даже каверили, слышим мы во втором треке “Охота”. И здесь можно сказать однозначно: главная составляющая композиций группы – это определённо музыка, не пение и не тексты. Качающий, как будто закольцованный риффинг вызывает очень умиротворяющие и даже медитативные впечатления. В инструментальных пассажах “Охоты” можно услышать даже задумчивые влияния Scald, однако они надёжно укрыты под дуэтом гроула/скрима и злобным дисторшном.

Титульная вещь усиливает фолковые влияния, и в музыке наших воителей появляются чистоголосые вокальные партии и характерное шаманское побрякивание, а залихватский скрим как будто приглашает пойти вприсядку. И всё это в чередовании с меланхоличными гитарными переборами и флегматичными соло. Всё-таки если говорить об особенностях музыкального стиля команды, то следует сказать в первую очередь об их атмосферности и повествовательной эпичности.

Завершающая диск “Клич” является самой быстрой и прямолинейной вещью из всех. Во многом она пересекается с “Не Вижу Зла” и точно так же стартует с гроула, однако эмоциональная окраска этого трека скорее триумфальная, торжествующая, что в общем-то не очень свойственно для новейшей работы группы, где однозначно преобладают угрюмо-рефлексирующие оттенки, в то время как “Клич” привносит на пластинку элементы боевой патетики.

От множества наводнивших музыкальный рынок альбомов в стиле pagan-metal, “Сердце Вечной Зимы” отличается своей нарочитой приверженностью старому доброму олдскулу и харизматичной тру-сыростью в духе классики Darkthrone. По сравнению с ранними записями Ирбис, новейший EP предлагает больше слаженности и зрелой задумчивости, истоки которой, как мне показалось, лежат в творчестве уже упоминавшихся выше Moonsorrow.

Альбом приятный, хотя вряд ли вы сможете согреться под такую музыку, а потому советую заблаговременно запасаться горячительными снадобьями, чтобы по ходу прослушивания уже ни на что не отвлекаться и самозабвенно погружаться в мир льдистых прелестей, который для нас создали эти язычники от экстремального паган-металла. Ну а адресовать CD стоило бы в первую очередь знатокам и любителям хорошего и качественного металла, которые подобно Фенризу и Ноктурнокульто находят высшее счастье в одухотворённом риффовом крошеве и злых голосах.