ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Логос "Год Собаки"

Логос "Год Собаки"

06-09-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЛОГОС
Релиз
“ГОД СОБАКИ”
Год
2018
Стиль
Alternative rock / post rock / grunge
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Что может быть более естественно в год собаки, чем слушать альбом, который называется “Год собаки”? Ну а если серьёзно, то московский коллектив с громким названием Логос, что дебютировал этим летом альбомом с таким зодиакальным названием, исполняет очень насыщенный смыслами, идеями и скрытыми отсылками материал, который дозревал и приходил в стадию готовности долго и болезненно, много больше, чем год, изначально и вовсе имея англоязычную форму, а претендует на куда более серьёзное отношение, но обо всём по порядку.

Группа Логос стартовала зимой 2017-2018 года (похоже на название всё-таки повлияло бурное празднование в период с 31 декабря по 14 (или по какое там?) января), время работы над альбомом и его записи они называют “невероятным духовным путешествием”, а лидер команды Вадим Орлов даже написал целую статью по поводу значения слова в современных русскоязычных песнях, в которой обосновал своё решение в пользу того, чтобы петь именно на русском, обозначив немалую глубину познаний и неслучайность выбора названия для коллектива.

Итак – “в начале было Слово”. Что интересно, многие, да почти все, наверное, знают эту фразу, но мало кто способен сказать, откуда она и уж тем более, что означает. Слово – по-гречески “логос”, что также означает “смысл”, “понятие”, “мысль”, А что касается той статьи Вадима, она покорила меня своей вдумчивостью, осмысленностью, грамотностью, да и просто здравостью и своевременностью своих идей. Отлично написал. Такой человек должен писать не менее отличные песни, подумалось мне, и в надежде услышать продолжение статьи я нажал на “play”.

“Дурная слава” – первая из десяти стадий данного альбома. Меланхоличный перебор и голос фронтмена сходу вызывают в памяти незабвенного Курта Кобейна, хотя мелодия и ритм чуть более напевные и мягкие по сравнению с творчеством нирваны, а переход на грузный дисторшновый скрежет скорее напоминает Alice In Chains. Ну а текст на самом деле написан с большой оглядкой на ритм и музыкальные акценты, идеально вписывается в музыку и по большей части играет на ассоциациях.

“Моя награда -
Дурная слава.
Моя отрава -
Приют для слабых.

Нечего молчать,
Мне нечего скрывать”

(c) Логос - “Дурная слава”

Второй трек “Мир сходил с ума” более меланхоличен, атмосферен, и если бы не грязноватый звук - в точности соответствовал бы жанровым очертаниям поздних Katatonia, Anathema и Antimatter, не забывая, впрочем, и о гранж-патриархах. А вот текст уже значительно более глубок и интересен (присутствует даже скрытый линк к событиям революции 17 года!). Ориентация на ритм никуда не исчезает, очень благозвучно ложась на обнажённые нервы души, однако образы становятся более зрелыми и как будто думовыми, а строки вьются длинными змеями, уводя далеко за собой:

”Мы все так похожи,
Каждый был обманут,
Каждый потерял.
Гнев остался прежним,
Может незаметно,
Но слабей не стал.
Небо стало ближе,
В нём твои советы,
Мне их не понять.
Правда будет нашей.
Мы напишем книги
О своём вчера”.

(c) Логос – “Мир сходил с ума”

Расслабленная, целиком построенная на флегматичном нанизывании свободных ассоциаций на тему “Полиэтилен” переходит в русскоязычную вариацию на тему “Come as you are” под названием “Урод”, где текст и само звучание слов мастерски передают ощущение нирвановской классики и повествуют всё о той же стене непонимания, отделяющей любого мыслящего и чувствующего от сверстников и вообще от людей. Одиночество, подобное одиночеству бездомного пса, сквозит скупыми январскими лучами сквозь неспешно развивающийся сюжет и особенно ярко сияет в припеве.

Неспешные капли инструментала “Дождь” словно приглашают обдумать этот трек ещё раз и провести все необходимые параллели к названию альбома, а следующая вещь “Апокреддон” делает отсылку к темам из Апокалипсиса и даже к апокрифам, повествуя о конце мира и о ядерной зиме. Этот сложный психоделический номер с долгой и неспешной завязкой, диковинным развитием и ещё более диковинной кодой можно считать концептуальной кульминаций диска и самой необычной композицией на пластинке.

Песню “Ангел” можно воспринимать как своего рода послесловие к этой многоуровневой сюите (она даже ещё более абстрактна и рассредоточена, почти алогична), за ней следует ещё один прозрачный эпик пост-думовой меланхохии “Под волной”, в коде которого мне даже послышалось нечто от Tori Amos, затем перед слушателем расстилается самая впечатляющая и гармоничная, на мой взгляд “Морфий”, очень нежная, человечная и как будто усталая, а завершается всё треком “Далеко”, который воспринимается как седое акустическое послесловие, сродни анафемовской “Far Away”.

В прошлый раз фразу из песни Simon & Garfunkel “hello, darkness, my old friend” я видел у других гранжеров – у группы DisH, с которыми даже пробовал сделать интервью. Сейчас круг замкнулся, я встретил ту же цитату в статусе у Вадима Орлова, а песни дебютного лонгплея Логоса стали своего рода ответом и катарсисом во взаимоувязке с творчеством DisH. Всё та же неприкаянность и типичная гранжевая обособленность у Логоса имеют совершенно другую окраску: самоидентификация себя с бездонным псом здесь напоминает скорее Сократа, чем Диогена.

Собственно, на это намекает и название CD. “Год собаки” – это всего лишь некий период (долгий или короткий – не так важно) бездомности, пройдя и переболев который человек обретает себя, а совсем не перманентное, не вечное состояние и уж тем более не желанный итог. Логос с одной стороны очень похож на типичный гранж, а с другой – совершенно на него не похож и даже звучит совершенно иначе, расширяя границы и прогрессивно осмысливая возможности эмпатии в качестве средства и способа эмоционально-интуитивного творчества. А ведь работает. Вы не можете представить “Nevermind” и “Eternity” в одном флаконе? Пожалуйста, теперь сможете.