ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы AcatoniA "Война"

06-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ACATONIA
Релиз
“ВОЙНА”
Год
2020
Стиль
Progressive metal
Лейбл
MOSCOW CITY RECORDS
Страна, город
Россия, Москва

Столичные прогрессивщики из AcatoniA три с половиной года готовили свой третий лонгплей и не случайно выпустили его в апреле, как раз накануне праздника Великой Победы. Альбом концептуален, в отличие от предшествовавшего ему релиза под названием “Зеркала”, а посвящён он войне, доблести, мужеству, чести, взаимовыручке и многим другим высоким и не само собой разумеющимся в наше время качествам, хотя по большей части представляет и показывает войну без каких-либо прикрас и упирает на реализм. На прогрессивный и адекватный реализм.

Опираясь на традиции американских классиков вроде Queensryche, Fates Warning, Crimson Glory, Savatage и Dream Theater, нынешние Acatonia ещё глубже, чем это было на упомянутых уже выше “Зеркалах”, уходят в серьёзный прог-метал со сложными структурами треков, масштабными аранжировками и глобальным, чуть ли не оперным размахом. Рокот вертолётов, переговоры пилотов и другие звуки войны встраиваются в среднетемповый риффинг, а изящные симфонические аранжировки оттеняют и без того монументальный подход авторов.

На свежайшем полноформатнике команды всего пять композиций, здесь нет какого-то огромного разнообразия, баллад, фитов с приглашёнными музыкантами, инструменталов и так далее, но вошедшие на диск пять треков это поистине масштабные и эпические творения. О многом говорит уже тот факт, что открывающая диск “Млечный путь” и завершающая пластинку “Театр военных действий” имеют весьма солидную и не слишком свойственную метал-трекам длительность (12:21 и 21:50 соответственно), и альбом действительно отличается глубиной и размахом.

У меня сложилось впечатление, что в случае с рецензируемым лонгплеем, AcatoniA решили всё сделать исключительно своими силами и с минимумом лирических отступлений, чтобы не отвлекать внимание слушателя от главного, центрового и основополагающего. Они избавились от всего, от чего только можно было избавиться, максимально сконцентрировались на основной идее и постарались изложить её так доходчиво и так изящно, как это только возможно.

Группа по-прежнему упирает на достаточно ностальгический и олдскульный прогрессивный хэви-метал и по-прежнему подаёт его так, чтобы это было современно и интересно сейчас в 2020 году, но авторы уже не считают нужным пытаться как-то искусственно удерживать внимание слушателя за счёт громких имён или разных средств художественной выразительности, используемых на CD. Из прежнего, работавшего над “Зеркалами” состава остался один только фронтмен и главный идеолог коллектива Алекс Хованский, и это, конечно же, не могло не отразиться на музыке.

Уже в первой вещи с компакта мне в голосе и в риффах стало периодически мерещиться нечто из арсенала Black Sabbath и их российских последователей из Саботаж, затем в ход пошли обильные симфонические зарисовки, появились узнаваемые риффы Алекса. Новые рекруты Акатонии Михаил Галутва (ударные) и Денис Андрианов (бас) отлично вписались в состав и, кажется, понимают Алекса с полуслова или даже вовсе без слов, а в целом новейший материал коллектива действительно напоминает прогрессив-версию чего-то очень древнего, мощного и архетипичного вроде тех же Black Sabbath, и кто сможет и осмелится сказать, что это плохо?!

По большей части вещи с нового альбома среднетемповые, грузно-основательные и прогрессивно осмотрительные, явно не желающие отказываться от привычки всё делать с чувством, с толком и с расстановкой. Ещё до того, как я прочитал в сообществе группы ВКонтакте комментарии Алекса, у меня буквально сразу же появилось ощущение, что именно такие композиции – это и есть самая настоящая и неподдельная, не обременённая компромиссами и какими-либо чуждыми форматами AcatoniA, и слышать столь искренний, аутентичный и сделанный исключительно по зову сердца материал от этой группы поистине одно удовольствие.

Я бы даже сказал, что рецензируемый альбом это и есть та самая музыка, к записи которой команда шла с самого начала своего существования. Это не радиоориентированный “Байкер” и не нежная ванильная балладность “Время всё сказать”, это настоящий прогрессивный метал в том виде, в каком он задумывался и реализовывался всё теми же Fates Warning, Queensryche и Savatage, и звучит он очень натурально, естественно, аутентично и живо. Пожалуй, на этом стоило бы заканчивать эту рецензию и не марать более бумагу – всем и так понятно, что альбом шикарен и прекрасен уже в силу одного этого обстоятельства, что же здесь говорить и разводить ещё?

“Война” в исполнении AcatoniA правдива и натуральна, а правда часто бывает ужасной и довольно неприглядной. Как говорится, сказка ложь, да в ней намёк, и добрые короли не такие уж и добрые, злые ведьмы часто нуждаются в спасении, хорошие люди не так часто встречаются, да и плохие тоже, а основная часть где-то посередине, что совсем не отменяет того, что простые бойцы, которых генералы воспринимают в качестве кукол и марионеток, тоже мечтают о млечном пути, видят яркие сны и делают всё для того, чтобы приблизить долгожданную победу.

Такой серьёзный, многослойный и прогрессивный материал по определению не может быть общедоступным и развлекательным, этого на новейшем лонгплее AcatoniA и нет, однако при всей своей жёсткости и тяжеловесности “Война” Алекса Хованского и его музыкальных однополчан не кажется мрачной и довлеющей. Альбом эфирен и воздушен как вечный бег облаков, а грозовые раскаты дисторшновых гитар не перекрывают и не отменяют этой чарующей звёздной высоты. Очень зрелая и естественная, но не лишённая прог-изящества работа от очень зрелой и естественной группы. Ничего лишнего, только качественный первозданный прог-метал.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)