ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы КуЛай "За Гагарина"

09-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
КУЛАЙ
Релиз
“ЗА ГАГАРИНА”
Год
2020
Стиль
Rock / ethno/ ethno rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Казань

Можно написать на сарае слово из трёх букв и согласиться с тем, что это эпатаж и хулиганство, а можно концептуально упереться и настаивать на том, что имеет место неординарный подход к музыкально-текстовой фактуре, хулиганская эстетика и многомерное ощущение мира, приперчённое крепким словцом. Казанская группа КуЛай совсем не относится к первому случаю, а вот ко второму не просто относится, а можно сказать, стоит во главе его. На своём втором полноформатнике эти весёлые и находчивые казанские рокеры продолжают свои собственные традиции, всячески экспериментируют, иронизируют над собой и вообще с пользой и с огоньком проводят время, а во главе угла у них, словно Шалтай-Болтай у себя на стене, восседает пацифистский идеал мира во всём мире и глубокое убеждение в том, что нецензурные шутки и слегка нетрезвое хулиганство много лучше, чем войны, узколобая упёртость и ссоры.

Там где Гагарин махнул бы рукой и сказал “поехали!”, “кулаевцы” настроят столько рифм и шутеек, что просто КВН. Хотя про клуб весёлых и находчивых я тут, наверное, зря – всё-таки настрой у команды совсем другой: более расслабленный, миролюбивый, пофигистичный и вообще взрослый. Чувствуется, что участникам группы некуда спешить, покорять мир они не планируют, а вместо воинствующего тестостерона у них взвешенное сорокалетнее “сами приплывут” на вопрос о том, как быть с оказавшимися после кораблекрушения на другом берегу женщинами. Саксофон, намёки на джаз и блюз, регги-расслабленность, хипповская тусовочность и вообще что-то родом из 60-х и обретающихся там битников характерно для музыки этой группы и их текстов на все сто, а временами что-то где-то переключается, и в эфир начинает транслироваться чистый и первозданный релакс, как это, например, происходит в песне “Аллилуйя”.

То, что Венедикт Ерофеев выражал в литературной прозе, КуЛай делают на концертах и в студии своими песнями, плясками, пантомимой и прибаутками, но происходит всё это с какой-то тотально растаманской доброжелательностью и теплом. Взрослые и как будто немного усталые шутки и приколы в исполнении КуЛай полны солнца, позитива, воды, травы, грибов, безоблачных небес и алкогольных градусов, но в то же время очень самобытны и своеобразны. Возможно, нечто подобное спели бы Кортнев и Сюткин, если бы их кто-то сильно угостил хорошим алкоголем и пригласил попеть в Billy’s Band вместо Билли Новика, и это действительно вполне можно было бы назвать и алко-джазом… Хм, джазом? Не знаю, как вас, а лично меня не покидает ощущение, что авторы альбома “За Гагарина” не перестают грезить о том, чтобы сделать наш российский алко-шансон таким же великим и уважаемым, как и шансон европейский, и, по крайней мере, такие вещи с альбома как “Сука-Любовь” точно про это.

Их новый, второй по счёту диск разнообразен и порой удивителен: встречается здесь и почти фолк (“Ванька Каин”), и ядрёная медитативная этника в стиле Vector Five, и совершенно простые алкогольные радости, превосходно знакомые подавляющему большинству наших отечественных слушателей, переваливших за сорокалетний рубеж, и вообще много чего ещё. И всё это с той особой древнерусской тоской, которую не вытравить ни Бобом Марли, ни Эдиком Ван Халеном, и вообще ничем. “Хорошо сидим” – так и хочется сказать, когда прозвучало уже пять-шесть песен с альбома, довольно прикрякнуть и протереть нос рукавом. Думаю, что никто не станет спорить с тем, что процесс прослушивания этого диска имеет нечто общее с глубокомысленными тихими медитациями на кухне в компании самых близких и закадычных единомышленников или наедине со своими мыслями и вылетевшим из волшебного сосуда джинном.

Когда мне было лет шестнадцать, одна знакомая эфирная эльфийка как-то прислала в очередной посылке с кассетами наряду с традиционными Иллет, Тэм Гринхилл, Лорой Бочаровой, Скади и т.д. Тельфера и Чёрного Лукича. Всё это отправлялось на правах любимых, прекрасных и обязательных к прослушиванию исполнителей, и я с удивлением вдруг понял и моментально как-то сразу вдруг осознал тогда, что даже самые утончённые принцессы и феи втайне мечтают, чтобы к ним в опочивальню ночной порой нагрянул какой-нибудь лихой добрый молодец и… поступил как злой. Думаю, у участников группы КуЛай в своё время тоже был подобный или схожий с ним опыт, а получив идентичное моему понимание, они решили вовсю его использовать и вести себя по жизни как раз в стиле вот таких лихих, добрых и злых одновременно молодцов, которые впечатляют женский пол своей открытостью и развязностью.

Не сказать, что этой самой развязности на альбоме слишком много или она слишком радикальна, но намёки на хулиганские озорничанья присутствуют в той или иной степени у КуЛай постоянно и часто вырисовываются в самых неожиданных и непредсказуемых местах. С хитрым видом нашкодившего, но ничуть не раскаивающегося в этом кота фронтмен вплетает в свои рифмы нецензурности так изящно и ловко, что ассоциации с фокусниками, жонглёрами и неутомимыми бременскими музыкантами приходят сами собой, а настроение повышается даже у закоренелых снобов и безнадёжных моралистов. Особый колорит всё это приобретает в силу того, что вербальный перец, используемый командой, автоматически воспринимается в категориях “седина в бороду, бес в ребро”, а сами участники кажутся эдакими “стариками-разбойниками”, не претендующими на какие-то особые лавры и достижения, но ещё не утратившими свой порох.

Конечно, всё это стилизация, юмор и игра на тонких струнах словесности, а на сцене КуЛаю доводилось бывать даже в одной компании с Сергеем Канунниковым (а это определённый уровень, согласитесь), не случайно порой они лиричны почти как Седьмая Вода или всё те же акустично-балладные Возвращение – участники этой группы определённо могут быть и поэтичны, и мудры, и назидательны, и серьёзны, но что-то особое, хулиганское и такое бардовское в крови не даёт им забыть свои нецензурности и скоморошества. Назови это хоть регги-вариантом Piccolo Bestia, хоть авторской песней в исполнении подгулявших заложников ностальгии, хоть как-то ещё, суть от этого ничуть не изменится – перед нами разнузданно-философствующий регги-фолк, и при всей своей разноликости, он всегда остаётся собой. Зачем доставать до звёзд, если можно просто смотреть на них и наслаждаться этим вечером в своё удовольствие? – этот риторический вопрос прекрасно иллюстрирует стиль и настрой альбома “За Гагарина”, и с этим не поспорить.