ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на EP группы Progressor "Doppelganger"

23-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
PROGRESSOR
Релиз
"DOPPELGANGER"
Год
2019
Стиль
Power metal / symphonic power metal / epic power metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Тверь

Примерно в девяноста случаев из ста уже по названию коллектива можно практически с полной уверенностью сказать, что данный коллектив исполняет, однако в случае с Progressor я ошибся и очень сильно. Увидев название команды и оформление их дебютного миника, я был на все сто уверен, что передо мной техно-прог-дэтстеры, которые ориентируются на Atheist, Cynic, Alchemist, Sadist и Misanthrope, и каково же было моё удивление, когда оказалось, что исполняют эти витязи ни что иное, как русскоязычный эпический героик-метал в духе зрелых Rhapsody Of Fire.

Как выяснилось, коллектив был образован путём ребрендинга из достаточно раскрутившейся уже в сетевом пространстве команды Speed Of Light, которая, как вы помните, начала своё полное опасностей и славных триумфов путешествие в Твери в 2013 году и успела засветиться на трибьюте группы Гран-Куражъ, а представленные на дебютном EP Progressor шесть треков, в точности как и уже наверняка знакомые слушателям Speed Of Light, делают ставку на предельно качественный пауэр-метал с умеренно агрессивными гитарами и сильным мужским вокалом.

С первых звуков патетического стартера в лице “Путешествие началось” обращаешь внимание на хороший звук, адекватное сведение и грамотную вокальную работу, а тексты отлично воспринимаются на слух и не разочаровывают неумелым обращениям с рифмами и терминами. Помимо трёх музыкантов основного состава Progressor/Speed Of Light в работу над EP были вовлечены два драммера, бэк-вокалистка Наталья Сибильская из Pesante, уже сотрудничавшая со Speed Of Light, и небезызвестный Олег Мишин (Catharsis), которые помогли разнообразить идеи тверских пауэр-прогрессоров и представить их в максимально привлекательном виде.

“За гранью времён”, для которой и предоставил свои гитарные и флейтовые партии Олег, умело комбинирует классический бэттэл-хэви-пауэр и фэнтезийную атмосферность; неоклассические гитарные вариации инструментального каскада под названием “Реквием” напоминают строгость и сдержанную мистику раннего Мальмстина, “День гнева” вдоволь отрывается в плане нанизывания друг на друга скоростных гитарных соло и разных типов вокала, а титульная вещь зовёт ещё дальше в драматическую театральную пучину неоклассического симфо-пауэра.

А завершается всё более чем неожиданно. Кажется, ещё никто из эпик-пауэрщиков не делал каверов на Наутилус Помпилиус, и подводящая черту альбому интерпретация классической вещи Бутусова “Дыхание” на самом деле бодрит и вызывает неподдельный интерес: разочарование от копирования один в один сменяется одобрением как только вступают тяжёлые гитары и голос срывается к привычным берегам академических пауэр-вокализов. Версия получилась неоднозначной, но наверное именно в этом её сила: равнодушной она точно не оставит никого.

Эпичность без слащавой ванили и патетика, не соскальзывающая в дешёвый и ни чем не подкреплённый пафос не так уж и часто встречаются в современном симфо-пауэре, и у нас в стране в том числе, а потому актуальный EP на самом деле оставляет очень приятное впечатление адекватных амбиций музыкантов, которые могут, умеют и делают по-настоящему целостный и фирменный продукт. Никаких картонных драконов или псевдо-оперных вокальных потуг, а только качество и перфекционизм без искусственно завышенных планок – это Progressor.

Коллектив удачно сплавляет воедино агрессивные риффы в духе немецкой школы пауэра, сладкую итальянскую напевность, магическую батальную тематику, столь свойственную метал-операм и неоклассическую филигранность заливистых соло, а в итоге перед нами расстилается мир, который могли бы сотворить объединившись маги из Blind Guardian, Rhapsody Of Fire, Angra и Impellitteri, но созданный очень по-русски, доходчиво, разнообразно и без лишних лирических и нелирических отступлений, а что важнее – на очень хорошем и доходчивом русском языке.

У вокалиста Владислава Зыкова очень приятный тембр голоса с оттенками классической метал-героики и продирающей до мозга костей душевной эмпатии, а его экскурсы в оперные регистры и прогулки по фальцетоподобным высотам категорически уместны и не кажутся наивными или неумелыми. Отдельного упоминания заслуживает лирика, которая не скатывается в подражание ставшими уже классическими поэтическим упражнениям Маргариты Пушкиной, и вообще не старается повторять и копировать кого-либо из признанных гуру жанра.

Пожалуй, вопросы вызывает только обложка компакта и название группы. Даже после пяти и более дружно следующих друг за другом прослушиваний рецензируемого миника они по-прежнему кажутся мне словно взятыми из совершенно другой стихии и абсолютно не подходящими направленности группы и её музыкальному стилю. Где облачённые в блестящие доспехи соблазнительные девы-воительницы, где величественные замки и пугающие фантастические существа, где мечи, кровь и накачанные рыцари-мракоборцы?

Рвать в клочья шаблоны и громить стереотипы это конечно прекрасно, но оформление диска должно хоть в какой-то степени перекликаться с содержимым и иллюстрировать его, а потому в данном случае крайне неоднозначные испытываешь эмоции, когда вновь и вновь возвращаясь взглядом к обложке как будто нащупываешь ногой привычную ступеньку в подвале, по привычке спускаясь набрать себе ещё кружечку самодельного вина, но не находишь ничего, спуститься не можешь, а в итоге возвращаешься не солоно хлебавши, и с досады принимаешься искать фонарь для последующего визита туда же.

В остальном же претензий к материалу, качеству записи, сведению и уровню реализации, как и к тому, что и как делают нынешние Progressor нет никаких, и, сдаётся мне, это один из лучших релизов а данном жанре в нынешнем году, если не самый лучший. Музыканты группы на самом деле меняют, раздвигают и преображают музыкально-лирические каноны эпического пауэра, а что важнее – делают это так деликатно и ненавязчиво, что чувства подмены не возникает, а кажется, что у тебя получилось обмануть время, а заодно и старика Гераклита, и войти в одну и ту же реку дважды. Если бы не сомнительная обложка, всё было бы просто идеально.