ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы Цама Юдж "Последний"

06-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЦАМА ЮДЖ
Релиз
“ПОСЛЕДНИЙ” (Single)
Год
2020
Стиль
Grunge / alternative / post punk / indie rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Уже почти полтора года прошло со времени выхода последнего на сегодняшний день релиза Цама Юдж “21”, который был выложен в сеть аккурат в новогоднюю ночь и воспевал вечную молодость и вечный гранж с возрастной отметкой 21. Всё это время группа хранила упорное молчание, а сами музыканты, вероятно, весело и самозабвенно праздновали своё двадцатиоднолетие и пускались во все тяжкие, однако как бы там ни было, сейчас Цама Юдж снова на связи и представляют свой очередной однотрековый сингл с тревожным, интригующим и однозначным названием “Последний”. Последний день до каникул, последний киногерой, последний день на Земле? Но всё мимо и всё не то, Цама Юдж как всегда на совсем другой волне.

Вряд ли музыканты надумали в расцвете сил и лет покидать сцену и решили повесить гитары на гвоздь, скорее, здесь мы имеем дело с проявлением характерного для них готического декаданса и с желанием привлечь к себе внимание после долгой паузы, ну а я, забегая немного вперёд, скажу, что “Последний” уже после первого прослушивания стал моей самой любимой композицией в арсенале группы, даже не смотря на то, что я всегда ценил такие их вещи как “Буду Ждать” и считал их на самом деле очень сильными, интересными и заслуживающими внимания. Кстати, если вы уже знакомы с творчеством этой группы и слышали их “13 синглов” и “21”, то их современная работа может вас очень даже удивить. Но обо всём по порядку.

Упругие, шугейзово-готические риффы и искажённый, словно трепещущий умирающим пламенем на холодном осеннем ветру вокал уже в первые секунды звучания “Последнего” напомнили мне любимцев из Lake Of Tears. Стиль Цама Юдж узнаётся, но это уже не тот раздолбайский, слегка дурашливый почерк, свойственный “Одиночкам”, не нирваноподобное бренчание расстроенных гитар “21” и уж точно не танцевальная мечтательность “Взлетим”, а намного более основательный и увесистый темп, в котором можно без труда узнать фишки патриархов серьёзного готического металла и их же декадентствующий настрой с едва уловимым, но всё равно без проблем узнаваемым привкусом стильного и винтажного пост-панка, который всегда так ценила команда.

Нынешние Цама Юдж более собраны и сконцентрированы, более прицельны и серьёзны, но их особая галлюциногенная настроенность никуда не исчезла, лишь слегка мутировав и поменяв цвет своего плаща. Их гитары теперь тяжелы как свинцовые дирижабли, электроники нет вовсе, а вокал зовёт, стенает и увещевает ещё надрывнее и убедительнее, чем когда-либо раньше. Чем больше я слушал трек, тем сильнее мне слышались и виделись вездесущие Lake Of Tears времён “Black Brick Road”, “Illwill” и даже “The Neonai”, более того, мне стало казаться, что общее со шведами у нынешних Цама Юдж не столько в риффах, ритмах и вокальных ходах, сколько в общей “грибной” эклектике волшебно-мечтательного, приземлённо-повседневного и даже грубо-циничного.

Авторы явно не страдают зашоренностью восприятия и готовы экспериментировать до предела, примеряя на себя личину музыкальных хамелеонов, что им очень даже идёт. Не могу сказать, что их ранее творчество было плохим или слабым, но “Последний” – это материал уже совершенно другого уровня. Эти тягучие гипнотические риффы, кайфующий и доносящийся словно из Зазеркалья голос и гротескные тексты действуют как коктейль из снов, магии и лёгкой сумасшедшинки. Пока сами отцы из Lake Of Tears настойчиво тянут кота за хвост, не желая писать новые песни и выпускать новые диски, на их трон попытались забраться питерцы, от которых этого никто не ждал и ждать не мог, и что удивительнее всего, попытка получилась весьма неплохая.

Сделав шаг в сторону от традиционного и по большей части абстрактного русского рока с влияниями панка, электроники, гранжа и бритпопа, Цама Юдж ничего не потеряли, а напротив, получили и обрели намного больше. Их новый саунд моментально располагает к себе и внедряется в сознание как хитроумный вирус, а жёсткий готик-металлический кач в актуальном треке пришёлся как нельзя более кстати, сделав идеи и задумки авторов более конкретными и собранными, что говорится, бьющими не в бровь, а в глаз. Музыканты реанимировали собственные эксперименты времён песни “След”, но добавили к ним ещё больше резкости, однозначности и упругой риффовой стабильности, что привело к созданию очень яркой и хитовой вещи.

Группа продолжает изыскания на тему сорока оттенков романтики, и, сдаётся мне, это далеко не предел, а нас ждёт ещё немало интересных и неожиданных модификаций музыкального кредо данного коллектива. Хамелеоны есть хамелеоны, и постоянства от них не дождёшься, но именно этим они и интересны. Цама Юдж лихорадит от панка к готике и от гранжа к поп-року, но их музыкальная альтернатива действительно предлагает очень неплохую альтернативу привычным и самоидентичным современным трекам, а с точки зрения их последнего на данный момент сингла “Последний” всё их предыдущее творчество предстаёт как будто в несколько ином свете, обрастая калейдоскопом совершенно новых и неожиданных элементов. Что же будет дальше?

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N3 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)