ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Spaint "Мелодиа"

Spaint, Мелодиа

26-01-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

SPAINT – 2014
Modern metal
"МЕЛОДИА" (EP)
MAZZAR RECORDS
Россия, Москва

Эта московская команда вряд ли нуждается в особом представлении, поскольку за более, чем декаду своей активной деятельности на столичной сцене успела доказать и словом, и делом то, чего она стоит в этом мире. За это время коллектив обнародовал promo-EP, два полноформатника и мини-альбом, выпущенные на Mazzar Records, а затем сосредоточился на концертных выступлениях и подготовке новейшего лонгплея. Тем временем, листая календарь, мы замечаем, что с момента выхода новейшего EP “МЕЛОДИА” прошло вот уже 2,5 года, и это как нельзя более достойный повод для того, чтобы переслушать эту пластинку и ещё раз вспомнить о ней.

Как вы помните, этот пятитрековый релиз открывает прекрасная драйвовая вещь “Мелодия-река”, сочетающая в себе элементы традиционного для группы модерн-металла, хард-рока и исконно русской распевной мелодичности. Тяжёлые риффы воспринимаются на удивление напевно, а хриплый вокал Михаила Краснова своими чувственными обертонами ещё более усиливает общее впечатление. Выразительное соло в середине трека служит своего рода водоразделом, после которого музыка неожиданно утяжеляется, а Spaint вводят в свою палитру экстремальный вокал. Снова гитарное соло, и композиция возвращается в мелодичный alma mater.

Продолжает мини-альбом уже по-настоящему модерн-металлическая “Забытое Имя”, лично мне напомнившая даже поздний Чёрный Обелиск с их околотрэшевыми риффами и цепляющими мелодиями. Именно мелодичность является тем стержнем, который отличает альбом “МЕЛОДИА”: все пять глав-треков на нём имеют своё лицо и свой характер, но каждую из них отличает глубокая и каждый раз особенная гипермелодичность, которая делает каждую песню потенциальным хитом. Стремительные риффы, чуть ли не mdm-напористость, агрессивный, но не злой ведущий вокал и чистый голос, словно являющийся его отражением – бомба.

Альбом строится как бы по нарастающей и кричаще-отрывистый скоростной трек “В Каждом Слове” звучит ещё более массивно, увесисто и убедительно. Почти грувовый кач встречает слушателя ещё в первой трети композиции, а следом за ним идёт целый набор стремительных соло-партий, словно дополняющих одна другую. Тексты Spaint воспринимаются почти как сама истина, а на фоне мелодично-техничного материала слышатся просто как откровение. Не стала исключением и композиция “В Каждом Слове” с её кричащими и немного нехарактерными для Spaint “речёвками”, с одной из которых и начинается этот необычный номер.

Плановое утяжеление продолжается, и в треке с многозначительным названием “Ночью дорога” мы с самого начала слышим чуть ли не гул танковых гусениц. Саунд уплотняется и становится всё более и более объёмным, но параллельно с этим 3D-разрастанием идёт усиление и укрепление мелодических линий: и ведущий хриплый вокал, и почти равнозначный ему по процентному соотношению исполняемых партий чистый вкрадчивый голос ведут свои равно интересные и равно приятные уху мелодии, а текст воистину имеет все шансы, чтобы заменить какой-нибудь попсовый шлягер и вырваться на большой экран даже вместе со своими “танками”.

Завершает миник неожиданно англоязычный трек “Fragile Paradise” (“Хрупкий Рай”), в котором наряду с модерн-металлом можно услышать элементы хардкора и даже панка, но отнюдь не в ущерб хитовости и той “вечнозелёной” въедливой мелодичности, которая делает все без исключения треки Spaint с рецензируемого EP настоящими шедеврами гармонии и сыгранности, чувственности и эмоциональности, тяжести и открытости. Как говорил приснопамятный Анатолий Крупнов, по-настоящему гениальная музыка воспринимается сходу и любым человеком. Именно таким был его “Ещё Один День”. Именно такова “МЕЛОДИА”. И в этом их величие и сила.

Если оценивать “МЕЛОДИА” с точки зрения заявленного направления Spaint modern metal, то единственным недостатком мини-альбома можно назвать как раз его буквально брызжущие, словно потоки света сквозь хитросплетения лесных массивов, мелодии, которые могут кому-то из слушателей показаться в некоторой степени попсовыми. Даже если это так, то это именно та самая “попсовость” в значении “доступность” и “гениальность”, к которой стремились и стремятся группы самых различных жанров и направлений: от Iron Maiden до Sirenia, от In Flames до Cradle Of Filth, от Megadeth до Paradise Lost и My Dying Bride.

Музыка бывает только качественной и некачественной, и Spaint, несомненно, пример именно из первого разряда. А ведь есть ещё и идеологическое, текстовое наполнение. И оно тоже немаловажно (если не первостепенно). И в этом плане московских modern-металлистов вполне можно назвать последователями Арии, Чёрного Обелиска, Чёрного Кофе и других не менее достойных команд. У любой хорошей песни должен быть по-настоящему хороший текст, и “МЕЛОДИА” является одновременно примером и отличной музыки, и проникновенных, осмысленных лириксов, каждый из которых может стать если не гимном, то персональным credo. Один из самобытнейших современных российских альбомов.