ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Твердь "Русь: Вещий Олег"

Твердь, Русь: Вещий Олег

28-05-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ТВЕРДЬ - 2017
Folk metal / pagan metal
"РУСЬ: ВЕЩИЙ ОЛЕГ"
YARKO MUSIC PRODUCTION
Россия, Тверь

Эта группа из Твери давно и надёжно обосновалась во втором эшелоне российского фолк/паган-металла сразу за Арконой и Сваргой, где вместе с ними пребывают Pagan Reign, Рарогъ и другие. Видимо, команду не удовлетворяла такая участь, и музыканты решили сделать решающий рывок в первую лигу, а для этого сообщили о масштабнейшей трилогии, первая часть которой сейчас перед нами. На запись альбома ушёл почти год (с июня 2016 по апрель 2017), работа велась на именитых студиях YARKO MUSIC Records (гитары, бас, акустические инструменты); МУРАВЕЙ Studio (барабаны, вокал) и ДАЙ Records (вокал) с Дмитрием Кузнецовым, Антоном Антоновым и Евгением Виноградовым.

И уже взглянув на список участвовавших в альбоме вокалистов, среди которых Александр ГамИ, отвечающий за партии князя Олега, Павел Быков, исполняющий вокальную роль князя Рюрика и ответственный за повествовательный вокал (баритон), Дмитрий Кузнецов, ставший на время записи князем Аскольдом, а также Александр Иванов (повествовательный вокал - тенор) и Светлана Лебедева (народный, академический вокалы), начинаешь понимать, что Твердь записала что-то наподобие метал-оперы, но с явным уклоном в паган-языческую тематику и с глубоким историческим оттенком. В самой по себе такой идее нет ничего революционно нового, стоит вспомнить хоть то, что делали Северные Врата на своих ранних альбомах, но размах в данном случае, безусловно, заслуживает уважения и внимания.

Как и во всяком эпическом повествовании, у нового диска Тверди есть былинный акустический зачин, где уже звучат многие из того множества народных инструментов, которые мы услышим на диске. Во вступлении воздаётся хвала родной земле, а затем вступает пение повествователей А.Иванова и С.Лебедевой. Поначалу трек действительно напоминает упоминавшиеся выше Северные Врата, ассоциации с которыми укрепляет и достаточно андеграундный звук дисторшновых гитар, но когда начинает петь Светлана и особенно когда её вокал перемежается с голосом Александра, становится очевидно, что уровень и вокальный диапазон здесь намного выше. Разговорные акустические фрагменты чередуются в композиции с тяжёлыми песенными эпизодами, а в целом трек представляет собой эпичный паган-дум немного в духе Alkonost.

Есть один неоспоримый плюс у этого альбома - богатое и разнообразное звучание народных и экзотических инструментов, среди которых мандолина, домры, блок-флейты, свирели, сопель, окарина, жалейка, тверской рожок, гусли и многие другие. В этом плане лидер Тверди Ветродар действительно сделал нечто если не новое, то вполне достойное. Заслуживают похвалы вокальные партии и тексты, общее разнообразие и нескучность музыки. Признаться, едва узнав о концепции и размахе пластинки, я был почти уверен, что в итоге выйдет что-то настолько серьёзное и великое, что песня как таковая во всём этом едва ли найдётся, но нет, на альбоме достаточно риффов, немало интересных мелодий и запоминающихся ходов. Конечно, общая былинная настроенность сообщает этому творению некоторую специфику, но слушается он не хуже классических творений  той же Арконы.

Можно разбирать каждый трек в отдельности и сказать о всех переходах, музыкальных, вокальных, сюжетных перипетиях, но в таком случае эта рецензия будет похожа на небольшую историко-музыковедческую диссертацию, а потому упомяну лишь несколько моментов. Уже в третьем треке у меня появились стойкие ассоциации с дэт-металлической симфонией группы Waltari (!), вы не поверите, но в этой композиции в пении проскакивает нечто весьма напоминающее речитатив и привносящее в альбом элементы авангарда. Звучит эффектно и ничуть не чужеродно.

Заслуживает внимание финальный фолковый инструментал, которые воспринимается как многоточие и своеобразный фон для размышлений, а если присмотреться, становится понятно, что диск строится по кольцевому принципу, и в завершении нас ждёт та же музыкальная тема, которую мы слышим и вначале. И история, рассказанная на альбоме, действительно бесконечна, к ней можно обращаться великое множество раз.

Как говорится, по вопросу о демократии двух мнений быть не может, и в случае с рецензируемым альбомом ситуация похожая. Его не упрекнуть в однообразии, трудно отрицать множество объективных плюсов и преимуществ диска, и в целом работа вышла такого масштаба, что уже где-то на четвёртом треке начинаешь понимать, что здесь метал и искусство сошлись как никогда близко, а возможно в скором времени альбом Тверди будут слушать в школах на уроках истории для более глубокого вхождения в тему. Даже длительность подобрана оптимальная, и восемь треков диска слушаются практически на одном дыхании, что, учитывая реалии современности, немаловажно.

Мне не понравилась блеклая и схематичная обложка, местами казалось, что могло бы быть чуть больше тяжёлых гитар, в целом осталось ощущение, что женского вокала и хоровых партий могло бы быть больше, но это всё частности. На общее впечатление об альбоме они ничуть не влияют. С другой стороны, явно, что расти есть куда, расти стоит (так, всё же собственно песенности могло бы быть и ещё больше, вспомните хотя бы Кинга Даймонда и его “The Eye” - сколько там было мелодий и песенных находок!), а потенциал группы явно это позволяет, и потому будем ждать вторую часть трилогии и посмотрим, что же наваяет Твердь там. Ну а уже сейчас новое творение группы можно и нужно продвигать на Запад как современное и качественное выражение нашего культурного наследия.