ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Ярос "Край"

Ярос "Край"

10-12-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЯРОС
Релиз
“КРАЙ”
Год
2018
Стиль
Folk rock
Лейбл
PLEMENA RECORDS
Страна, город
Россия, Пермь

В каком городе может базироваться группа с названием Ярос? Конечно, в Ярославле, наверняка скажете вы. И не угадаете. На самом деле данная фолк-формация действует в Перми, исполняет вдохновенный уральский фолк-рок, её название проистекает от имени бога Ярило, а свой новейший диск коллектив посвящает родному Пермскому краю, его культуре и природе. Кроме того, есть информация, что альбом “Край” станет последним (?) “переходным” альбомом команды и в связи с этим он подводит итоги и призван наводить на соответствующие размышления. Ярос знаменит своей виолончелью и деревянными духовыми, существует уже более десяти лет и успел покорить своей искренностью и душевной глубиной не только слушателей и почитателей умного фолк-рока, но и музыкальных критиков.

Однако не будем рассыпаться дифирамбами раньше времени, а лучше рассмотрим повнимательнее актуальный восьмитрековый альбом коллектива. Пение птиц и прозрачные лёгкие переливы клавишных инструментов открывают титульный трек, помещённый в самое начало диска, однако уже спустя чуть более минуты в ход идёт основной рок-инструментарий, и перед слушателем разворачиваются очень гармоничные и достаточно нестандартные ходы, которые напоминают то джаз, то арт-рок. Вокала в данной сюите нет, и её вполне можно воспринимать как пространное введение, небольшой звуковой скетч, призванный настроить слушателя на нужную волну и помочь адекватно воспринять откровения рецензируемого релиза.

Мощная, воинственно рокочущая “Мой народ” следует вторым номером и представляет собой очень вдохновенный пружинящий фолк-рок с напористой ритм-секцией, активным шредом виолончели и нежным бархатным вокалом Владимира Вархамеева. По своему напору и какому-то особому внутреннему накалу музыка Яроса сейчас вполне напоминает фолк-метал, но вместо железных дисторшновых риффов у них замысловатые Apocalyptica-подобные звуки, благодаря коим материал состава звучит ещё более оригинально и интересно. Страшные полночные трели и грозный голос старика-волхва предваряют трек “Чердынь”, который очень быстро срывается в такой же акустический вариант фолк-металла, но на этот раз с причудливыми арт-рок-зарисовками и бодрыми фолковыми мелодиями народных инструментов.

Звучит всё это дело весьма впечатляюще. Аранжировки Яроса не кажутся бедными или простыми, и я думаю, что материал “Края” не разочарует даже бывалых прог-рокеров, а вероятно сможет удивить даже самих авторов и участников культовых Kansas, Yes, King Crimson и Jethro Tull. Та же “Чердынь”, которую можно назвать энергетическим пиком и переломным моментом альбома, практически полностью инструментальна, а порой музыкальная мысль в ней бьёт таким мощным и чистым ключом, что поневоле задумываешься о том, что такую музыку надо было бы исполнять в консерваториях и филармониях. Во вступлении “Богатырской” практически воочию слышатся ранние Apocalyptica, переигрывающие Metallica, а в целом этот инструментальный эпик является самым риффовым и жёстким на актуальной пластинке пермского фолк-бэнда.

Протяжная, глубоко трагичная “Осколки прошлого” с надрывным разговорным фрагментом и превосходным джазово-неоклассическим проигрышем в середине (2:35-3:00) - это ещё одна вершина релиза, где авторы “Края” вплотную подходят к высотам таких групп, как Caprice, а затем творчески преображают их в инструментальной вещи “Лунное затмение”, великолепной песенной “Оша”, которая разом напомнила мне Дорогу Водана, F.R.A.M. и The Dartz, но совершенно иначе переосмысленных и завёрнутых в красивую арт-обёртку. Финальная “Останься” снова режет по живому, а в голосе Владимира поёт, кричит, дрожит, стонет и плачет живое обнажённое сердце. Припев надрывно бьёт на одной и той же ноте, вибрируя жаркой безысходной молитвой, а изящные околофолковые аранжировки великолепно обрамляют эту болезненную драматургию.

Ярос исполняет замечательный по глубине материал, аналогов которому практически нет. Я бы сказал, что данный пермский состав вместе с группами Возвращение, Очелье Сороки и Рельос на сегодняшний день является одним из столпов современного духовно-интеллектуального фолка, ориентирующегося на вертикаль человеческого бытия и уверенно зовущего к горнему, вечному. На альбоме “Край” представлена совершенно дивная музыка с массой скрытых метафизических отсылок и достаточно явными цитатами из золотого фонда серьёзной мировой музыки высшего класса. Может быть, будет слишком громко называть данный альбом прорывом, но самые высокие рубежи он держит превосходно и с завидной лёгкостью. Такая музыка действительно заставляет серьёзно задуматься, остаётся только надеяться, что история совместной творческой эволюции столь талантливых музыкантов не закончится с “Краем”.