ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на мини-альбом группы Voroth "Voroth"

23-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Уже обложка дебютного четырёхтрекового EP этой команды перенесла меня в те времена, когда трэш и дэт были чуть более экстремальными разновидностями традиционного хэви-металла, а весь мрак, жуть и тьма самого тяжёлого металла аккуратно прикручивались к чётким риффам, хорошим мелодиям и традиционным песенным структурам. Волшебство слаженных гитарных атак, заливистых лид-гитар и смачных пристовско-кингдаймовских сбивок Voroth стараются использовать на все сто, и им явно хочется быть в первую очередь мелодичными и слушабельными, что трудно не признать очень верной и адекватной расстановкой приоритетов, а враг у них в данном деле всего один – малое количество опыта и не слишком “набитая” в нужном направлении рука.

Сами музыканты величают себя не иначе как в категориях трэша и дэта, а порой про них говорят даже с использованием терминов прог-дэт и техно-трэш, но я не стал бы заострять на этом слишком много внимания. Да, ребята играют технично и мощно, но для меня это всё равно агрессивный хэви-метал и ничего кроме, что не только не является недостатком коллектива, но и напротив, можно рассматривать как главную изюминку на их пышном, щедро сдобренном перебродившим ликёром торте. Voroth – это гитарная музыка, не претендующая на заумность, революционность и уникальность, но ребята в этих качествах особо и не нуждаются, с восторгом бросаясь в пучину старомодного металлического шороха, где съели столько собак Venom, Atomkraft, Raven, Slayer и ранние Massacre.

Не обошлось без некоторой наивности и совковости, свойственной многим отечественным командам, но даже наивность Voroth проистекает откуда-то из крупновского “Апокалипсиса”, из крюгеровского “Эмбриона сатаны” и из шаховских террор-коллекций, а значит, из весьма достойных и “проверенных” источников, которым можно доверять совершенно не глядя. Авторы нарезают свой олдскульный страшмет с большим увлечением, довольно уверенно обращаются с гармониями, и хотя до шедевров и хитов им ещё как пешком до Луны, их диск оставил у меня по большей части очень приятные и даже сладостные впечатления, напомнив своими грубоватыми варварскими риффами времена первопроходцев и зачинателей мрачного металла.

В 80-х-начале 90-х такой материал пошёл бы просто на “ура”, и никто бы не стал придираться к шероховатостям, нюансам саунда и техническим огрехам, за милую душу порадовавшись и корявым текстам Voroth, и их прямолинейному напору, ну а сейчас, когда в моде и в чести совсем другие стандарты и другие идеалы, многие смогут с чистой совестью отвернуться от группы, презрительно сославшись на их шумность, какофоничность и сумбурность. Я не спорю, все мы в курсе, что есть группы, музыка которых похожа на древний склад ржавого допотопного оружия или на музей собственных ошибок, но это обстоятельство иногда может быть очень даже кстати и при удачном расположении звёзд такие мезозойские несуразности способны выступать в качестве отличных путеводителей в мир древних метал-баталий.

Ошибок у Voroth много. Они так обильны и настойчивы, что через них порой продираешься как через заросли-кусты, проснувшись в полночь в ходе пикника где-нибудь в карпатских лесах и отправившись в поисках уединения и отложения накоплений навстречу тьме, холоду и неизвестности. Их музыка как будто спаяна из старых, порой весьма потрёпанных и явно “видавших виды”, иногда совершенно друг другу не подходящих, а иной раз как будто нарочно противоречащих друг другу элементов, всё это жутко гремит, стонет, чадит и шатается, но в такой чумазой и вообще не стерильной атмосфере рождаются весьма аутентичные и по-настоящему железные треки в духе металлического андеграундного олдскула 80-х.

Мне понравился звук рецензируемого миника невинномысских корсаров, не вызвали никаких особых нареканий даже довольно специфичные русскоязычные тексты, а вот что не понравилось, так это неуверенность ребят и их желание тут же исправлять всё, на что им указывают рецензенты и журналисты. Конечно, мнения спецов от пишущей братии могут быть очень даже весомыми (особенно если мы имеем дело с таким просвещённым, грамотным и разносторонним человеком, как шеф HELLZ ZINE Александр Горбанёв), но ни одно из них не является абсолютной истиной и уж точно не должно восприниматься как категорический и тут же подлежащий исполнению императив. Больше уверенности, настойчивости и меньше озираний по сторонам – вот чего хочется пожелать Voroth в первую очередь.

Я всё это к тому, что прошлый логотип Voroth тоже был очень даже ничего. С этой шульдинеровской косой вполне можно было бы жить и творить дальше, ничего не исправляя. То же самое я сейчас могу сказать и про музыку Voroth. Пусть она не идеальна, и до композиторских и технических высот Энди Ля Рока вряд ли когда-нибудь сможет добраться, однако уже сейчас в их песнях есть свой металлический колючий задор. Нужно ли развиваться и прогрессировать, стараясь быть прицельнее и чётче? Да, определённо! Но нужно ли что-то исправлять на рецензируемом EP и что-то переписывать/шлифовать? Вряд ли. Metallica в 1983 году тоже звучала очень не идеально, и в этой шершавой неидеальности как раз и были вся соль и весь перец. Или лучше так: исправлять нужно. Но не риффы и звук, а атмосферу и градус эмоциональности.

Ну а раз уж упомянул здесь Тирана, то вспомню и его рецензию на “Voroth”. Хэллбосс тотально прав по поводу неоригинальности и неисключительности проповедуемого командой материала (все мы слышали это уже десятки, если не сотни и тысячи раз), но в такой святой простоте и даже элементарности совковых групп вроде Кратера и Кранты тоже есть свой берёзовый сок. А вот радоваться этому или болеть-плеваться - зависит исключительно от настроения и от угла зрения. Ребята попробовали замутить микс из западных гуру вроде пристов, Даймонда, Death и типичных советских трэш-команд эпохи зарождения всех этих музыкальных бесчинств, и их вариант нужно признать далеко не самым провальным. Если они и дальше пойдут по пути таких плясок на костях ностальгии, а попутно ещё слегка повысят свои композиторские способности и смогут вдохнуть в это дело чуть больше ярости, индивидуальности и харизмы, будет просто cool.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N7 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом группы Азон "Без флагов и границ"

21-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Заслуженные панкрокеры из Азона давно уже вышли из возраста первой молодости и юношеского максимализма, но своим идеалам изменять даже не думают. Их первородный хэвиметаллический панк, докатившись до солидного двадцатилетнего юбилея, по-прежнему звучит задорно, свежо и мелодично, а идеи и темы песен, обретя взрослую осмысленность, порой всё так же дерзки и непосредственны как и в пресловутые семнадцать. Кстати о последнем аспекте. Не думал, что услышу у Азон после такого выстраданного и чуткого акустического миника, каким они разродились буквально пару месяцев назад (вообще-то это было в начале мая), столь прямолинейный дистрой, что цветёт и пахнет в “Роке”, но всё именно так, и эта вещь – не единственный оплот ершистого панк-хулиганства на актуальном CD.

Хорошие взрослые мелодии (“Как молоды…” мне даже напомнила по мелодиям и посылу замечательную крюгеровскую “Мы не станем другими”), волшебные, по-настоящему поэтичные лириксы, обязательная, почти басенная мораль – всё это давно сделало творчество Азон востребованным и ценимым любителями такого выдержанного околометаллического панка, а новейший диск не просто продолжает все эти традиции, но и значительно их развивает. Нет топтанию на месте и перемыванию косточек своим прошлым заслугам – Павел Захаров и его коллеги-согруппники явно ещё не готовы даже спустя двадцать лет активной творческой деятельности почивать на лаврах и пассивно радоваться плодам дел своих.

И они всё-таки сделали это – они зазвали себе Артура Беркута, и таким образом их давнее сходство с ранними “мейденами” Пола Д’иано стало ещё очевиднее и ярче. Не скажу, что я в восторге от творчества Артура и считаю его период в Арии удачным, но с Азоном он раскрылся как подводная жемчужина и на удивление оказался на своём месте. Записанная с ним полубаллада “Дождь” одна из самых красивых и удачных композиций на альбоме, и Артур сам наверняка гордится таким фитом и гостевым перформансом. И ведь что интересно, другие вещи совсем не меркнут на фоне этой коллаборации и не кажутся слабее и даже редкие выверты Павла в сторону политических реалий не кажутся грубой попыткой влиться в тренд и проехаться на хайп-трейне.

Не обошлось без переосмысления проверенных временем хитов вроде “Ядерной зимы” и “Героев уличных боёв”, которые давно стали знаковыми для Азона и априори воспринимаются как своего рода визитная карточка группы. А в целом праздник и юбилей удались на славу – “азоновцы” во главе со своим бессменным лидером и креативщиком Павлом Захаровым записали максимально разнообразный и по-настоящему фестивальный лонгплей. Пусть они уже столько лет кичатся тем, что “половины нет зубов”, но их музыка всё так же зубаста, остра и прицельна, как это было десять, пятнадцать и двадцать лет назад, ничуть не растеряв свои хардкоринки, изюминки и ревущий напор классического кроссовера с ироничными текстами и не пафосной интеллектуальной прожилкой.

Мне давно нравится всё, что делает эта группа, и их новейший диск не стал исключением. Романтика, вера в мечту, металлический напор, знаменитая панковая расслабленность и в то же время полнейшее отсутствие какого-либо декадентства и грубой антисоциальщины делают новые треки Азона очень стильными и приятными. Грубоватый простенький панк-рок на экспорт для ценителей серьёзной музыки? Подобные формулировки кажутся абсурдом уже по своему звучанию, но Азон всё-таки сумели показать и доказать, что невозможное возможно. Слушать такую музыку будет не стыдно, даже если тебе уже под сорок или за сорок, а подростковые глупости и дутые протесты давно кажутся просто глупостями. Настоящий foreverpunk, который оказался настолько перспективным, что за дело взялся легендарный Союз.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N7 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на сингл группы Almanac "Миром правит зло"

18-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Рязанский состав Almanac не слишком плодотворен и не обладает гигантским коммерческим бэкграундом, но эти ребята пишут интересные вещи и стараются вдохнуть жизнь и креатив в жёсткие, почти железобетонные клише и стандарты традиционного хэви-металла, что у них очень даже неплохо получается. После аудиоспектакля “Узник своего тела”, по поводу которого я уже написал большую и подробную рецензию в начале 2017 года, они на некоторое время залегли на дно, почти не находя времени и возможности для походов в студию и официальных записей, но заговор молчания был-таки нарушен летом 2020 года, когда на просторах всемирной паутины появился их новейший сингл “Миром правит зло”.

Концептуальные оперные наработки времён “Узника” на время ушли в тень, а сейчас Almanac сосредоточились на изломанном авангардно-непредсказуемом хэви-металле с массой переходов и неожиданных инструментальных кусков. И ведь не просто сосредоточились - сейчас они вжаривают так, что плавится сыр на сэндвиче в соседней комнате, хотя от мановаровской прямоты и пристовской мелодичности у них нет практически ничего. Смесь забористого харда в духе Halestorm и прогрессива Psychotic Waltz далеко не всегда звучит в исполнении Almanac однозначно и одинаково убедительно, не каждый раз им удаётся быть во всём на высоте, но их прогресс и желание развиваться, не застревая на месте, всегда налицо и чем дальше, тем больше.

Мне нравилось то, что Almanac делали в плане своих мюзикловых опер и музыкальных повестей, но сейчас, когда концепции и сквозные тематические линии на время оставлены или не так очевидны, мне это не кажется большой потерей, и даже наоборот. Их сыроватый хард-авангард интересен уже сам по себе, они явно могут и умеют играть драйвово и высекать искры из каменных плит, но в то же время избегают предсказуемости и проторенных дорог, а это прекрасно, безотносительно к жанрам, временам и географии. Люди с биполярным расстройством и любители олдскульного прогрессива явно будут в восторге от новейшего трека Almanac, а возможно и не только они.

Я уже сравнивал эту группу с Sadness, Madder Mortem, Left Hand Solution, Atrox и In This Moment, а сейчас окончательно пришёл к выводу, что Almanac можно назвать самыми необычными хардрокерами наших широт, а возможно даже русскоязычным аналогом групп вроде Madder Mortem и Left Hand Solution, ведь их материал становится всё более разнообразным, сложным и авангардным, не отходя при этом от своих блэксэбботовских корней и риффов с привкусом классического стоунера. Даже в их каверах на Roxette и Audioslave без сомнений распознаётся эта характерная прогово-авангардная манера, а в своём новейшем собственном треке Almanac оторвались по полной, впихнув в одну вещь максимум идей, фишек и противоположностей.

Колоритная вокалистка Almanac Екатерина Григорьева внешне похожа на Кимберли Госс, но её вокальные данные ещё шире и разнообразнее. Играть в роковую femme fatale у неё получается первоклассно, а театральные переливы эмоций словно нанизаны на уверенный ракетоноситель мощнейшей сирены ПВО. Да, это всё тот же старый добрый хард-н-хэви с хулиганским женским вокалом, который у нас в стране исполняли ещё группы вроде Маркизы, а на Западе проповедовали Пэт Бенатар и Heart, но с лёгкой руки Almanac он стал непредсказуемым, ядерным, а порой даже почти нелогичным. Но это не отсутствие логики, это всего лишь собственное авторское понимание её законов и закономерностей.

Кто-то из героев 80-х говорил, что стареть не страшно, пока ты молод, и Almanac очень убедительно иллюстрируют эту мысль на своём собственном жизненном примере. Они существуют вот уже пятнадцать лет, и за это время менялись и меняли свой курс не раз и не два, в то же время ничуть не стесняясь демонстрировать свою приверженность традиционным и олдскульным делам. Они не боятся делать ставку на классические и ортодоксальные риффы традиционного хард-рока, но подают их под таким неожиданным соусом, что сомнений не остаётся: перед нами нечто совершенно новое и свежее – не колосс на глиняных ногах, а рок-хамелеон, готовый жить и креативить в современном digital-пространстве.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N7 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом Ольги Арефьевой "Хина"

17-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Творчество Ольги Арефьевой уже давно является самостоятельным культурным феноменом, который определяться может исключительно сам через себя. Арефьева – это Арефьева, и этим сказано всё и даже больше. А ещё Арефьева – своего рода маркер интеллектуальной состоятельности и мировоззренческого кругозора в нашем атомном XXI веке. Давно стало аксиомой, что хиппи-интеллектуалы, металлисты-эрудиты, растаманы-философы и рокеры-энциклопедисты – все слушают Арефьеву и с удовольствием цитируют её тексты. Слушать и знать Арефьеву – своего рода признак принадлежности к особой касте, закрытому клубу эстетов и нонкомформистов-романтиков.

Ольга стабильно многообразна и при этом узнаваема. Уже столько лет она представляет на своих альбомах коктейль из рока, прога, регги, блюза, джаза, шансона, арт-рока. И всё-таки альбом “Хина” удивил меня. Это определённо самый монолитный, самотождественный и в то же время самый депрессивный альбом исполнительницы. Тексты ещё в большей степени, чем раньше, пронизаны социофобией, а мыслей о смерти на диске много как никогда. Было бы логично и предсказуемо назвать данную пластинку “Смертеутверждающая музыка” или “Виток Депрессий” – по именам треков. Но Арефьева решила добавить чуток непредсказуемости и тайны, и релиз был назван “Хина”.

Под понятием “хина” в 99 случаях из ста подразумевают кору хинного дерева. Из нее готовят настойки, настои, отвары и прочие лекарственные средства. И настойки эти чрезвычайно горькие. Действие хины не тонизирующее, а скорее расслабляющее, а настойка хины обладает антисептическими свойствами и замедляет тканевые изменения. Хина далеко не проста в использовании и не является безопасной, в связи с чем в настоящее время она используется по большей части только в гомеопатии. Но когда традиционные средства разводят руками в бессилии, даже яды вступают в игру.

Рецензируемый альбом на первый взгляд не очень похож на лекарство, скорее он вызывает ощущение, требующее горького лекарства. Диск невероятно прост и светел. Предельно светлую печаль отражает и его обложка, где преобладает ослепительно белый отрезок цветового спектра, а также буклет, выполненный всё в том же минималистическом ключе. Когда листаешь эту внушительную 28-страничную книжицу, создаётся впечатление, что белее этой белизны только тотальное и бесконечное ничто – вечная пелена небытия, в которой все цвета и все мысли сливаются в одну кромешную, ослепляющую, вечно умножающую всё на ноль и неизменно равную нулю пустоту. Характерные рисунки Ольги в буклете уже являются частью её особого стиля оформления CD, но в этот раз даже они как будто стали белее и бестелеснее.

“Хину” вполне можно назвать концептуальным альбомом: в нём есть тема, проходящая сквозной нитью – смерть. Тема смерти всегда присутствовала в творчестве Ольги Арефьевой, но сейчас, на альбоме “Хина”, она углубилась в метафизику смерти глубоко как никогда. Умирания и развоплощения в том или ином виде на пластинке так много, что порой у меня появлялось ощущение какой-то особой концентрации на этой теме. Умирающие вожди, скелеты и черепа в буклете, киты с гарпунами в боках, заканчивающиеся алфавиты и иссыхающие губы – всё это сплетается в единый хоровод всеобщего возвращения в прах. Многие дэт-группы и апологеты макабрической идеологии могли бы обзавидоваться такой глубине проработки проблемы и количеству освещаемых граней и ипостасей искомого явления. Ну а я, не найдя в лазерных дорожках “Хины” никаких намёков на столь любимый народом и котируемый Ольгой в прошлом регги, заметил новую интересную закономерность: отголосков навеянного мистическими традициями альбома “Триптиц” здесь намного больше. А где мистика, там и преодоление.

“Хина” с головой уходит в мрачную танатологию, с интересом посматривает в сторону связанной с ней эсхатологии, а в конце успокаивается в специфической сотериологии – предчувствии победы над смертью, без страхов и сомнений:

“Вокруг лишь тлен, ты пойман в плен,

И взгляд до кости как рентген,

И вожделен кримплен промеж колен,

Здесь полюс фальши и вранья,

Здесь ты – не ты, и я – не я,

Но в небе голубая полынья.

Приди, живи в моей груди!

Труба играет впереди,

Горят дома, и врут, и мрут вожди.

Всё это – глупая игра,

А тело – только кожура,

Проснись на бис, закончена игра!”

(с) Ольга Арефьева – “Ангелие”

В плане инструментала альбом тяготеет к гипнотическому трип-хопу (“Зелёная кровь”, “Смертеутверждающая музыка” и т.д.), что для исполнительницы нельзя назвать чем-то само собой разумеющимся. И я не случайно провёл выше параллель между “Хиной” и, наверное, самым мистичным и таинственным альбомом Ольги под названием “Триптиц” (2017), где было множество народных и духовных мотивов. И инструментовкой, и направленностью “Хина” перекликается с этим диском и по-своему дополняет и развивает его.

У Ольги получился очень чистый и прозрачный альбом, в нём много холода и тишины. Но эта тишина и этот холод на удивление родные и тёплые, согретые человечностью, эмпатией и жаром искреннего сочувствия. Здесь много личного и сокровенного, что очень уместно и холодными зимними вечерами, и в череде осенних листопадов, и посреди всеобщего цветения лета и весны. Такие альбомы как “Хина” становятся любимыми и западают в душу надолго, а каждая из песен с диска при каждом новом прослушивании подобно хорошей книге раскрывается всё с новых и новых сторон.

Ярких и безусловных хитов вроде “Мастера смерти” и “По натянутой струне” с прошлого диска “ИЯО” (2018) на “Хине” нет – альбом более разрежен и фоново-атмосферен, созерцателен и рефлексивен. Вместо уверенного, жёсткого и ревущего рока “ИЯО” здесь правят бал абстрактные и космические звуки, которые так любят Dead Can Dance и Portishead. В этом особый характерный вкус и особая терпкая радость диска.

Пусть “Хине” далеко до радостной и торжественной “Алиллуйи”, пусть этот альбом сложен и не жалеет мрачных красок, рисуя свои картины, но в то же время надежды и веры в новых песнях Ольги ничуть не меньше, чем пессимизма и меланхолии. А объединившись воедино, новые треки оставляют ощущение правдивой, жизненной и биографической истории, непредсказуемой как сама жизнь. Альбом хоть и суров, но куда более жизнеутверждающ, чем кажется с первого взгляда. Есть пословица – неуязвим тот самурай, который не боится смерти. Рефлексия темы смерти – занятие йогов, аскетов и воинов: людей, которые побеждают в себе панику и страх, приняв неизбежность и найдя в себе силы жить с ней. Путь к бессмертию проходит через тему смерти, другого нет.

Вот уже двадцать лет я с огромным интересом и неугасающим восторгом слежу за творчеством Ольги. И каждый раз нахожу в следующем альбоме что-то новое, свежее, яркое, но в то же время не оставляющее сомнений в том, что слышишь всё ту же Ольгу. Ту, которая когда-то подарила нам “Ночь в октябре”, “Чёрную флейту” и “Оборотня”.

Альбомы Арефьевой универсальны и эмблематичны, они похожи на зеркало. Каждый, кто всматривается в них, видит прежде всего себя, свою душу, надежды и отражение своих интеллектуальных возможностей и гносеологических векторов. Вполне вероятно, что мои ассоциации и размышления по поводу “Хины” – это всего лишь мои собственные фантазмы и ничего более. Но я получил множество превосходных впечатлений от этого диска и с удовольствием рекомендую его вам. Это действительно глубокий и интеллектуальный рок, который стоит знать и котировать.

Рецензия на сингл Anna Samoхa "Мир без тебя"

15-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Один интересный проект – хорошо, а два – лучше” – вероятно именно так рассуждал таинственный музыкант Мистер Кто, когда в августе решил запустить ещё один авторский музыкальный коллектив и начал его продюсировать. Анна Самохвалова или, как теперь она называет себя, Анна Самоха – тюменская певица, а по совместительству художественный руководитель Мистера Кто и преподаватель вокала, которая участвует в жизни проекта Мистер Кто! с первых его дней, она-то и стоит в центре новой музыкальной коллаборации.

Как говорят сами музыканты, идея совершенно нового проекта с вокалом Анны родилась спонтанно, когда у Анны вдруг появилось желание исполнить самой одну из песен, предназначенных для готовящегося и запланированного на ноябрь этого года альбом Мистера Кто “Гештальт”. Понятно, что авторство “Мира без тебя” принадлежит Мистеру Кто, это целиком его песня, но Анна переработала её по-своему, пропустила через себя, расставила акценты так, как ей подсказала её душа и профессиональное чутьё, а в итоге у неё вышло уже нечто совершенно иное и вряд ли хоть сколько-нибудь напоминающее характерный стиль Мистера Кто.

Не знаю, как бы эта вещь звучала в исполнении самого Мистера, и какую бы аранжировку он для неё приготовил, но с голосом Анны и в её исполнении – это уже совершенно и далеко не рок-н-ролл и не рокабилли, на которые делает ставку таинственный тюменский мистер. Первая половина композиции - это та взлётная полоса, на которой набирает скорость и разгон эмоциональный боинг трека, а звучит эта вещь скорее в духе дрим-поп/трип-хопа и практически не имеет ничего общего с рок-музыкой, в то время как гитары и резкие тона появляются в композиции только ближе к половине, знаменуя собой взрыв и кульминацию.

Идеи по скрещению Dido, Florence And The Machine и рок-музыки витают в воздухе уже достаточно давно, и в этом плане то, что предлагает нам Аnna Samoxa не назвать абсолютно оригинальным и революционным сплавом, однако океаны той пленяющей лаунжевой меланхолии, которую транслирует сейчас эта исполнительница, готовы в любой момент выйти из берегов и затопить всё своими вязкими меланхоличными потоками. Это не просто грустный рок и уж тем более не типичная рок-баллада, а что-то стихийное и природное, в чём можно усмотреть даже отдалённые аллюзии к Myrkur и к сольному творчеству Кари Руслоттен, не говоря уже про более предсказуемые и очевидные параллели.

Есть что-то северное и нордическое в том, как обращается со своим голосом и как выстраивает взаимоотношения с инструментальной составляющей Анна. Может быть, в её песне и нет такого рельефного интонирования, как, скажем, у норвежской Авроры или Лизы Экдаль, нет таких резких и театральных контрастов, но её мечтательность и волшебная полётность не меньше напоминают о волшебных и воздушных измерениях, где краски предельны, мечты осязательны, сны реальны, но иногда всё же бывает пусто и грустно. “Мир без тебя” – это музыкальный трек, который можно расценивать как песенное отражение фильма “Куда приводят мечты”.

На данный момент Anna Samoxa – это скорее поп-проект, но это не уничижительный термин, намекающий на коммерческую составляющую или на не самое высокое качество актуального трека, а всего лишь индикатор, позволяющий позиционировать “Мир без тебя” как материал с большим потенциалом и рассчитанный на более обширную слушательскую аудиторию, нежели изначальный и собственный проект Мистера Кто. Для того чтобы понять и полюбить эту вещь, не нужно быть бунтарём и рок-н-ролльщиком, нужно всего лишь любить и понимать хорошую музыку и уметь чувствовать тонкие вибрации потусторонних сфер.

Рецензия на сингл и клип группы Дивизор "Колыбельная"

13-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Борис Белик, известный по one-man-мдм-формированию Atrium Mortis, по проекту Термит Пит и по акустическому дуэту Дивизор, не так давно защитил кандидатскую диссертацию, но своей экзистенциальной мизантропии не изменил и изменять не собирается. Напомню, что в рамках Дивизор Борис творит и экспериментирует со своей музой Екатериной Соловьёвой aka Сая, а стиль и настрой этого коллектива лучше всего описать как депрессивный экзистенциал-акустик-трэш с болезненной философской лирикой.

Как говорит сам Борис, “Колыбельная” – особенная для него вещь, это целиком его авторское произведение (не тандем-коллаборация с Екатериной, как это было всё время до этого в отношении всего, что имело хоть какое-то отношение к Дивизору), в котором стали резонировать и звучать глубокие струны его души, инь встал в выемки и пустоты ян, и всё вышло так, как должно было выйти, заставив трек вспыхнуть и превратиться в златокрылого феникса, готового повести слушателя за собой в мир депрессий, скитаний, интеллектуальных парадоксов и сумрачной атмосферы.

Формально оставаясь в жанровых рамках колыбельной, новейшая вещь Дивизора чётко следует в сторону депрессивных радостей мизантропа: морок и туманы грустных бессонных ночей, свечи, сигареты, кромешное марево за окном и грязный снег на улице – всё это знакомо каждому, кто обжигался, был разочарован и хоть раз хотел всё бросить и послать на все четыре стороны этот мир, а заодно и свою собственную жизнь. Серая вереница суицидальных дилемм и неразрешимых парадоксов приняла осязаемую форму в “Колыбельной”, и это выглядит мощно.

Видеоряд следует в том же ключе, что и сам трек, он размерен, монохромен и щедро нашпигован полночной апатией и тревожными предчувствиями, вскрывая самые больные и универсальные нагноения депрессирующих поэтов и грустных изгнанников королевства товарно-рыночных отношений, а авторы даже не пытаются скрыть и заретушировать тот факт, что перед нами типичный diy-ролик, снятый исключительно в бюджетном формате и с такой же бюджетной подачей - не ретушируют они и себя самих, а наоборот предстают перед нами живыми, подлинными и настоящими, даже, пожалуй, почти повседневными.

Здесь нет впечатляющей графики или сногсшибательной операторской работы, изощрённого сюжета или дорогих декораций, а вместо всего этого на первом, втором и третьем местах зиждятся угрюмая атмосферность и воспалённый круговорот сократовской риторики. Здесь всё просто, предсказуемо и даже очевидно, но в этом тоже своя универсальность и своя соль. Смесь “Nothing Else Matters”, “Smells Like Teen Spirit”, “Опиума” и “Что такое осень” ещё не была столь мрачна, органична и художественна, как это случилось и получилось сейчас у Бориса и Саи.

Не трудно рассмотреть преемственность между всеми проектами Бориса (даже помимо входа в пустоту Atrium Mortis, который затем оказался подожжён у Дивизора, здесь без труда найдётся ещё масса менее очевидных, но не менее весомых параллелей), и “Колыбельная” – это тоже ещё один кирпичик в упирающемся в небеса колоссе депрессивных умонастроений и отчаянного эксистенциального мужества не быть как все и лить воду лишь на те мельницы, которые близки и приятны прежде всего тебе самому.

Пожалуй, лучше всего сказать про “Колыбельную” стихами: “ Как вцепится – не отпустит и будет в груди свербить, одну за одной смолить. Весна – это радость грусти”, а закончить эту рецензию стоило бы следующим четверостишием из того же самого стихотворения Екатерины Соловьёвой: “Не то чтоб душа в тиски, Шекспировской страсти буйство. Весна – это как искусство не вздёрнуться от тоски”, ведь “Колыбельная” именно об этом: о грусти и тоске, о боли и преодолении, о снах наяву и бессонных ночах, об отдыхе и подлинности, о которых так тоскуем все мы.

Показать ещё