ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл группы Третья Планета "Witch Swamp"

19-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В эпоху, предшествовавшую появлению мобильных гаджетов и Интернета, на Третьей планете обитали романтики, грезившие о других мирах и космических скоростях, а сегодня несколько подобных тюменских энтузиастов решили скооперироваться в музыкальный коллектив и начать транслироваться свои мысли и идеи с помощью музыкальных созвучий. Но не спешите радоваться и ликовать, поклонники Алисы Селезнёвой и Кира Булычёва, – ничего тематически родственного и похожего в творчестве этой команды вы не найдёте, а штурмовать ваши ушные проёмы будут всё сплошь медитативные, эзотерические и магические вибрации, вокальное сопровождение в которых пока не предполагается.

Их третий официальный сингл называется “Ведьмино болото” (или как настаивают сами участники состава, “Ведьмина топь”) и представляет собой тягучий инструментал с гипнотическими риффами, таинственной атмосферой и закольцованной структурой, где без труда различаются симпатии участников данного трио к шаманской и грибной эстетике, а также их солидный философский кругозор. Музыканты с удовольствием экспериментируют, ищут новые способы для выражения своих музыкальных амбиций, а попутно создают впечатляющие визионерские пассажи, в которых взрослый профессионализм удачно дополняется юношеским дерзновением.

Впрочем, всё юношеское здесь если и присутствует, то исключительно по ощущениям и по настроению – музыканты далеко не новички на тяжёлой сцене, им уже по 35-40 лет, а Михаил Кушин участвует чуть ли не в половине тюменских проектов разного калибра и направленности. Другое дело, что несмотря на свой опыт и количество пройденных в прошлом дорог участники коллектива отрываются сейчас как безумные соловьи русского леса и ведут себя так, будто у них в груди если не пламенный мотор, то батарейка энерджайзер как минимум. Вероятно, в этой рецензии будет много громких слов, но характер импровизаций Третьей Планеты и их энергетика буквально не оставляют мне выбора – они звучат громко и писать о них хочется так же.

Насколько я понимаю, у данной композиции предполагается и вокальный вариант, а исполнять его должна какая-то таинственная вокалистка, но на данный момент в сети такая вариация “Witch Swamp” отсутствует, а всё, что нам доступно на тему ведьминой топи это совокупность инструментальных линий. Однако даже в таком безгласном варианте актуальный трек выглядит вполне самостоятельным и самодостаточным. Ничего лишнего, бесконечный простор для интерпретаций и фантазии, универсальные ноухау для домашних камланий, а в конечном итоге просто идеальный алгоритм для желающих достичь просветления за пять простых шагов.

Особого упоминания заслуживает великолепный звук “Witch Swamp”, который гитарист Третьей Планеты Михаил Кушин нарулил самостоятельно. Убедительные гитары, жирный бас, элегантная электроника и умеренно внедряемые в общую канву лаконичные сэмплы находятся у “Болотной топи” строго на своих местах и звучат максимально убедительно и стильно. По-взрослому. Случайно наткнувшись на рецензируемый сингл где-нибудь на просторах мировой паутины, ни за что и никогда не подумаешь, что это начинающий коллектив, ведь ведут себя пассажиры этой космической субмарины исключительно как бывалые и искушённые мореплаватели астральных прерий.

Хороши выходят у Третьей Планеты кислотные, ярко-флуоресцентные фото, но музыка у ребят даже лучше. Такой дремучий и свободолюбивый стоунер при определённом раскладе способен даже затмить эксперименты раскрученных ныне Flynotes, а затем стать где-то рядом по статусу и яркости срываемых с небесной глади звёзд с Tenhi и Electric Wizard. Авторы явно давно на “ты” с космическими энергиями и знают о нюансах астральных полётов не понаслышке, ведь всё это очень слышно и видно в их музыке. Какой из их синглов ни возьми, в каждом из них есть и оригинальность, и задор, и мелодии, и своя особая психоделическая энергетика.

Музыканты экспериментируют вместе меньше года, но уже очень уверенно чувствуют себя на волнах (не)научнофантастических экспериментов. По крайней мере, инструментальная составляющая их творчества позволяет ждать от группы больших и заметных достижений, а что касается заявленного горлового пения Михаила и таинственной вокалистки – остаётся надеяться, что их мы услышим уже в самое ближайшее время, и лирические изыскания коллектива не станут разочаровывать и опускать высокую планку качества, установленную тем же “Witch Swamp”, тем более учитывая то, какое доверие оказал музыкантам их издающий лейбл Siberia Rec.

За такое великолепие мне действительно не жаль сейчас даже пяти звёзд. Действительно полный (полнейший!) массаракш, после которого даже классика Кира Булычёва воспринимается на манер откровений Серкина и Кастанеды, а в их текстах всюду начинают всплывать тайные знаки, великая мудрость, глубокое понимание тайн Вселенной и сардоническая ирония мироздания. Если ребята дойдут до записи полноформатника и выпустят его на физическом носителе, с гордостью поставлю его между дискографиями Tenhi и Cathedral. Да что там говорить, думаю, даже сам Оззи, если бы у него выдалась минутка свободного времени, оценил бы “Witch Swamp” по достоинству, отметив потенциал команды и их астральную искушённость.

Рецензия на сингл и клип проекта Мистер Кто! "Подруга"

16-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сам Мистер Кто в шутку говорит о своём новейшем сингле, что у его “Прохожего” (именно так назывался его предыдущий сингл) теперь появилась подруга. Ключевое слово в данном случае “в шутку”. Дело в том, что новейший релиз таинственного тюменского проекта действительно весьма и весьма ироничен. Уже один тот факт, что подруга “Прохожего” – это не какая-нибудь знойная блондинка или роковая шатенка, а такая близкая, понятная и знакомая каждому из нас… бутылка говорит о многом и автоматически настраивает на нужную волну.

Как и в случае с упомянутым уже дважды “Прохожим”, вдогонку к “Подруге” был выпущен довольно специфичный видеоклип, но в отличие от достаточно фонового и малопримечательного прошлого клипа, видео-версия “Подруги” оказалась намного интереснее, зрелищнее и оригинальнее. Ролик выполнен в стиле песочной живописи и по ходу развития хронометража мы видим рисованное воплощение главного героя (самого Мистера Кто, надо понимать), который забавно и разнообразно проводит время в компании со своей стеклянной спутницей – бутылкой.

Не улыбнуться по ходу просмотра данного ролика не так-то просто, и его слегка наивный и трогательный минимализм воспринимается в данном случае просто на “ура”, великолепно дополняя ставшие уже привычными простенькие рок-н-роллы Мистера и его узнаваемые вокальные зарисовки. Есть что-то невероятно доброе, благодушное, располагающее к себе и вызывающее исключительно тёплые, светлые и расслабленные ощущения в творчестве этого рокера, и в случае с “Подругой” концентрация данных реагентов действительно просто зашкаливает.

Ну а если абстрагироваться от забавной видео-составляющей, то нужно будет сказать, что сама по себе новейшая композиция тюменского рокера в цилиндре тоже очень даже иронична и развязна – намного более развязна, чем “Инженер”, “Напряг” и вообще любой из его прежних и ранее выходивших треков. Чувствуется, что сам музыкант не просто хорошо проводил время, сочиняя и записывая эту вещь, но ещё и немало хулиганил и юморил. Именно таким хулиганством “Подруга” и является, буквально фонтанируя стёбом, шаржами и ироничными подколами.

Кстати, есть даже информация, что “Подруга” – это возможно не единственное вообще, но первое из обнародованных до сих пор коллективных творений Мистера Кто. Композиция создавалась музыкантом в содружестве с его друзьями-приятелями. Идеи и текстовые строчки обсуждались, переписывались, претерпевали разного рода изменения, а в итоге такая тусовочность и дух настоящей, щедро скрепленной градусами дружбы, действительно очень даже чувствуются в финальном варианте, который нам сейчас и предлагается оценить.

И ещё “Подруга” – это, пожалуй, самый эмоционально заряженный и личный номер Мистера Кто на данный момент. Нет сомнений, что в этой вещи совершенно точно не обошлось без автобиографической составляющей, и музыкант в своей реальной повседневной жизни тоже совсем не прочь провести вечер-другой со стеклянной подругой и приобщиться к её пьянящей и бодрящей влаге. Думаю, что написать такую песню, не имея склонности к философии “in vino veritas” просто невозможно, и отсылки к реальной жизни и биографическим ситуациям действительно в ролике то и дело просматриваются.

В этой песне столько энтузиазма, радости, кайфа и предвкушения, что она могла бы стать негласным гимном завсегдатаев баров-наливаек, служа первоклассным музыкально-поэтическим обоснованием холостяцкого образа жизни. Искренность исполнителя подкупает и располагает к себе, а грубоватый символизм клипа добавляет релизу универсальности – воображение зрителя и его фантазия ничем не ограничены и свободно дорисовывают детали, нюансы, ситуации, словно откликаясь на предложение режиссера немного пофантазировать и порисовать.

Как признался мне в интервью основатель и босс Hellz Zine известный также по группе Тиран и некоторым другим музыкальным проектам Александр Горбанёв, "с алкоголем у нас самые продолжительные, бескорыстные, честные и взаимные отношения в жизни! Я трачу на него деньги, а он всегда ждет меня с работы домой, поддерживает и успокаивает в трудные моменты, а когда видит, что я совсем устал, нежно целует и укладывает спать. И нам даже не нужно узаконивать наши отношения, потому что мы и без всяких бумажек уверены друг в друге!".

Если в этом описании вы хоть в какой-то степени узнали себя, то “Подруга” у вас наверняка найдёт тёплый и заинтересованный отклик. Петь про алкоголь с такой любовью, с таким теплом и в то же время нигде не переборщить, не перегнуть палку и всё мастерски уравновесить иронией – это действительно надо уметь. И Мистер Кто умеет. Готовящийся лонгплей, который автор планирует выпустить на виниле, обещает стать настоящей бомбой, а если где-то в обозримом будущем за ним последует ещё и DVD вот с такими нежными, приятными и душевными клипами, будет просто шик и феерия.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N7 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на мини-альбом группы Return Of The Soul "Digital Dream. Pt. 1. Echoes Of Thunder"

15-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Уральские Возвращатели Души возвращаются со свежим EP, который должен, по их заявлениям, стать первой частью готовящегося полноформатника. Эти ребята всегда умели быть разными и с лёгкостью совмещали в своём творчестве массу самых разных фишек и влияний от System Of Down и Korn до In Flames и Anathema, но в то же время всегда оставались собой и были узнаваемыми, а потому отечественной метал-общественности имеет смысл насторожиться и направить свои музыкоулавливающие радары в сторону “Громового Эха”, который у нас сегодня заправлен в виртуальный плеер и будет терпеливо разобран по косточкам и винтикам.

Они тянули-тянули и затянули ипишку аж на восемь треков. Три уже известных постоянным болельщикам и последователям группы вещи, вылетавшие на просторы всемирной паутины в разное время в качестве синглов, три совершенно новых музыкальных номера, включая русскоязычный кавер на великолепных System Of A Down, плюс ремикс и интро, как вам такой набор вкусностей? Даже Пифагор со своей любовью к точным математическим закономерностям и неизменной линейкой в руке наверняка просиял бы от такой гармонии сфер, что нашла своё отражение в сочетании треков новейшего миника екатеринбургских модерн-металлистов.

А вот если вы ждёте от “Echoes Of Thunder” очевидных решений и простой teen-ориентированной музыки в духе современной альтернативы, стоит сразу переключить канал и настроиться на какую-то другую волну. Хоть эти ребята и неравнодушны к прозрачным синтезаторам и хитовым поп-ритмам, у них в арсенале можно заметить целый ряд абсолютно несвойственных модерн-металлу дивайсов, и на выходе их музыкальный гибрид по-прежнему имеет гораздо больше с творениями классических Amorphis, Crematory и Paradise Lost, чем с материалом коллег и соратников Return Of The Soul по модерн-метал-цеху.

Return Of The Soul действительно пропагандируют показной минимализм в своём “Disconnect” и в мерче в его поддержку, но минимализм это кажущийся, и по структуре он сродни айсбергу, большая часть которого гарантированно находится под водой, в то время как на виду только безобидная куцая верхушка. Тяжкие дарк-дэтовые риффы, меланхоличные соло-гитары и атмосферные синтезаторы-колокольчики бурлят как колдовское болото, пока полифония вокальных дорожек продолжает испытывать на прочность ваши ментальные рубежи и ставить алхимические эксперименты по сочетанию сочетаемого и несочетаемого.

Если вы уже слышали “Neuronet”, “Disconnect” и “No Pain”, то можете представить, в каком направлении будут следовать остальные три вещи с EP, но, думаю, эти свежие треки способны удивить даже вас. Апокалиптический дарк-индастриал “Reload” отчётливо напоминает о временах парадайзовского “Icon” и первых готических экспериментах Crematory, “Echoes Of Thunder” ещё дальше уходит по думовым лунным дорожкам, не забывая знаменитые чистовокальные мега-мелодичные фейерверки, а “Aerials” авторства армянских альтернативщиков звучит теперь как собственная вещь Return Of The Soul, ощетинившись нюансами их характерного саунда и почерка.

Дарк-метал-прошлое не прошло для Return Of The Soul бесследно. Они по-прежнему одной ногой стоят всё на те же самых рубежах, что и в самом начале своего творческого пути, однако свои ранние и прежние идеи подают теперь уже совершенно иначе. Больше электроники, больше мелодичности, больше осмысленности, больше разнообразия и профессионализма – группа ищет новые, более оригинальные способы выражения своих задумок, и их старания нельзя назвать безуспешными. Конечно, модерн-металлом это можно назвать только в самом грубом и обобщённом смысле, но если авторы хотели сделать акцент на современность своего звучания, то здесь им действительно не откажешь – “Echoes Of Thunder” звучит современно.

А вот где минимализма не наблюдается, так это в плане лирической составляющей актуального EP, к чему постоянные слушатели Return Of The Soul уже наверняка привыкли, вдоволь насладившись сюжетными премудростями их дебютного диска. Да, готовящийся полноформатник ребят, составной частью которого является выпущенный сейчас EP, тоже планируется как концептуальный. Главный герой живёт в недалёком будущем, где мир поглотил Нейронет, а люди большую часть своего времени проводят в виртуальном мире гаджетов и компьютерных игр. У героя появляются проблемы с выходом онлайн, начинается ломка, и он начинает искать причину.

Для меня Return Of The Soul – одна из самых заслуживающих внимания и уважения отечественных команд наряду с такими деятелями, как Spaint, например. Мощный базис в виде традиционного хэви-металла, убедительные риффы, цветущие мелодии и буйство экспериментов, лихорадящих команду от дарк-металла и дэт-дума a la Cemetary Of Scream до мелодэта, готик-металла и даже танцевального металла гарантируют вам во время прослушивания их материала массированные выбросы адреналина и массу нетривиальных эмоций. По-новому модно/слушабельно и по-старому драйвово/таинственно, эти ребята продолжают раскачивать лодку модерн-металла из стороны в сторону, и это им очень идёт.

После выхода своего дебютного лонгплея они провели детальную работу над ошибками, постарались учесть всё, что только возможно, обновили технические дивайсы, перейдя на гитары фирмы Solar, и результат не заставил себя долго ждать. Многослойные аранжировки и следующие параллельно друг другу вокальные линии в припевах помогают им звучать ещё разнообразнее и полифоничнее, а их свободное обращение с разными металлическими жанрами и стилями служит основой для гипотетической уникальности, не разрушая, впрочем, основной вектор развития команды. Участники команды, кажется, очень точно и детально нарисовали сами для себя свой идеал звучания и теперь движутся к нему на всех парусах.

Говорят, когда Ларс Ульрих услышал “Echoes Of Thunder”, то подарил свою любимую шапку, в которой столько лет фотографировался для всех новостей на Blabbermouth.net, Дейву Мастейну, а сам рыжий Дейв так проникся рецензируемым EP, что дал клятвенное обещание записать следующий лонгплей МегаСмерти в таком же стиле. Не знаю, правда это или нет, но “ритёрны” действительно выросли головы на две со времён своего прошлого релиза и готовы расти дальше как волшебный стебель из сказки. Это всё, конечно, по-прежнему, минимализм в духе времени, но минимализм очень даже крутой и разнообразный - слушабельный, музыкальный и по-хорошему металлический. С нетерпением ждём 25 октября, чтобы проверить и убедиться!

Рецензия на сингл группы Insomnia Continuum "Insomnia"

13-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Как часто мы со скепсисом относимся к начинающим группам и их первым релизам, расценивая их как робкие и по определению несовершенные пробы пера, где ничего достойного и заслуживающего внимания быть не может по определению, а ведь даже в настоящих железобетонных правилах всегда есть свои не менее железобетонные исключения, а с таким предвзятым отношением запросто можно пропустить настоящие перлы и алмазы. Конечно, спустя время можно без проблем наверстать всё упущенное, и в случае если группа действительно достойная и на самом деле станет известной и значительной, мимо вас она не пройдёт, но всё-таки с восторгом первооткрывателя, следящего за восхождением новой пленительной и прекрасной звезды вряд ли что-то способно сравниться, и эти чувства на самом деле уникальны.

Можно, конечно, попытаться возразить, что сейчас в 2020 году вряд ли способна появиться по-настоящему великая и культовая группа ранга Lake Of Tears или Paradise Lost, но есть-есть и сейчас очень достойные коллективы, и порой встречаются начинания, которые действительно вселяют большой энтузиазм. И именно к числу таких интересных и вневременных исключений относится молодой столичный проект Insomnia Continuum. Во всём, что относится к их творчеству, без труда идентифицируется та особая внимательность, аккуратность и крафтовая самодеятельность, которые отличали классические релизы культовых и эпохальных групп прошлого, ныне стоящих во главе угла крупных музыкальных направлений и приложивших в своё время свои самые непосредственные усилия к созданию этих самых направлений.

Обложки, которые можно отнести к произведениям искусства и рассматривать часами, детальная проработка структуры композиции, ответственное и адекватное отношение к звуку, очень занимательные тексты – это далеко не полный список тех “габаритных” характеристик, из-за которых с “Insomnia” обязательно стоит познакомиться и воспринять этот сингл всерьёз. Хотя нужно отметить, что ни один из перечисленных фактов я не считаю главным или основным, а в качестве базиса в данном случае мне кажется правильным рассматривать яркие идеи и харизматичный подход к делу участников коллектива, которые до времени не слишком спешат раскрывать свою социальную инфу, предпочитая оставаться в тени и не перетягивать одеяло внимания потенциальных слушателей на себя реальных и повседневных.

Мне невероятно понравился дебютный сингл Insomnia Continuum “Listeners”, но если вы ждали точно такого же продолжения и всё тех же, словно под копирку срисованных риффов и мелодий, “Insomnia” вас, вероятно, может даже разочаровать. Ничего подобного здесь нет. Группа не желает стоять на месте и входить в одну и ту же реку дважды, заметно расширяя свои жанровые и эмоциональные территории. Их новейшая вещь представляет собой дуэт чистого женского и такого же чистого мужского вокалов, а по стилю вызывает ассоциации с романтикой в духе “Endless Ice” Nivaira, помноженной на атмосферу и настроение групп в духе Unshine и Elane с лёгкой примесью флейтовых фантазий Dark Reality. Романтика, светлая печаль, прогрессив, глубина – Insomnia Continuum явно не желают создавать музыкальную жвачку для развлечения.

Даже в начале 90-х за простенькими мелодиями-напевами ранних Inkubus Sukkubus чувствовалось нечто намного большее, чем просто музыка, какая-то вертикаль, устремлённая ввысь, вглубь, к самой сути вещей и явлений, а “Listeners” и пришедшая к ним на смену “Insomnia” стараются всемерно расширить и обогатить эту славную природную традицию, ещё органичнее слившись с духами лесов и заручившись поддержкой хозяев полей и рек – элементалов. Но не только на сверхъестественные и духовные аспекты упирают в своей деятельности московские медиумы – “Insomnia” явно бы не вышла столь впечатляющей и привлекательной без помощи саунд-шаманов из Slaughtered Studio, которые помогли прописать и выстроить все инструменты здесь самым лучшим и адекватным образом, выгодно подчеркнув все особенности звучания “Бессонницы”.

Так язычество сближается с христианством и уходит невесомыми парами в чистое звёздное небо нью-эйджа, так фолк и прогрессив взаимообогащают друг друга, стремясь создать какой-то новый стилистический сплав, а пока ночь юна, а языки пламени танцуют, отбрасывая причудливые тени на столпившиеся вокруг поляны деревья, магия музыки творит своё ночное чародейство, перенося всех пришедших на эту бессонную встречу в другие измерения и другие миры. Финны Unshine называли свои эксперименты подобного рода “металлом друидов”, и Insomnia Continuum тоже вполне могли бы придумать что-то в таком же духе для описания и характеристики собственных поисков и наработок, поскольку прогрессивом, фолком и мелодичным металлом их музыка явно не исчерпывается.

Не знаю, насколько я прав, но мне “Insomnia” показалась не столько программной вещью команды, сколько экспериментом и фит-нововведением. Insomnia Continuum словно решили попробовать разбавить своё привычное ночное варево, добавив в свой котёл пару заморских шишек и пригоршню ранее не использовавшихся листиков-корешков, чтобы посмотреть, что из этого выйдет (я имею ввиду, конечно же, в первую очередь голос приглашённого вокалиста и слегка нехарактерные для них аранжировки). Вышло очень неплохо и в своём роде даже отлично. На будущем альбоме эта вещь явно будет одной из центральных и замечательных по вкусу изюминок, ну а сейчас – достойное продолжение великолепного дебюта и большой задел на будущее.

Рецензия на сингл проекта Consuelo "Когда мы умели летать"

07-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Принцесса Диана говорила, что для торжества зла достаточно бездействия хороших людей, и с этим трудно не согласиться. Реальность не устаёт демонстрировать нам грустные, а порой удручающие примеры действенности законов энтропии, но как же, с другой стороны, приятно, когда видишь, что всё происходит наоборот, хорошие люди заняты своим делом, продвигают правильные идеи, а вечные рубежи добра блюдутся и охраняются. И к таким делам хороших людей без сомнений можно отнести музыкально-текстовые поиски питерской вокалистки Каэтаны Альба в рамках её основного проекта Consuelo, о котором мы сейчас и поговорим.

После релизов, посвящённых О.Э. Мандельштаму и А.А.Ахматовой, Каэтана решила продолжить увлекательную экскурсию по поэтическим страницам отечественных классиков, и сейчас представляет вниманию своих слушателей трёхтрековый сингл на стихи Николая Гумилёва, считающегося основателем акмеизма и одним из ярчайших представителей поэзии Серебряного Века наряду с Валерием Брюсовым, Андреем Белым, Дмитрием Мережковским и Борисом Пастернаком. Кроме того, Николай был первым мужем Анны Андреевной Ахматовой, и преемственность между последними релизами и клипом Consuelo действительно очень и очень налицо.

Consuelo снова немного изменились, и без экспериментов не обошлось. В первом титульном треке мне послышалось в инструментале что-то от менестрелей-рокеров вроде Айрэ и Саруман - сказочность, мечтательность, ретроспективность и какая-то особая эльфийская утончённость. Во второй вещи призрачные параллели к менестрелям тоже присутствуют, но уже к исполнителям вроде Тэм и Ниенны, а финальный и заключительный трек напомнил мне Джем и Скади. Глубокий трагизм гумилёвских строк удивительным образом сочетается с полётной и совершенно ангельской по ощущениям лёгкостью, которую блистательно передают голос Каэтаны и музыка.

Инструментальная работа нынешних Consuelo действительно насыщенна, полифонична и многогранна, мелодий много, разных инструментов тоже, а упрекнуть авторов в чём-то вряд ли возможно. Впрочем, вероятно, кто-то может указать на тот факт, что инструментал следует как будто сам по себе, а вокал парит в далёких небесных далях, не особо обращая на него внимание, но мне это обстоятельство даже показалось выигрышным и играющим на руку проекту: посудите сами, как ещё должны звучать сейчас в 2020 году строки, которые давно выгравированы золотыми буквами в истории мировой поэзии и по праву признаны и считаются знаковыми и классическими.

Известная своими симпатиями к мистическому, Каэтана вновь всё сделала так, что её новейший релиз звучит словно прямая трансляция из потустороннего мира, а и без того очень сильные и бьющие наповал поэтические образы классиков кажутся ещё пламеннее и ярче. Подчеркнуть и без того рельефное и очевидное, навести фокус на все самые явные и без того выпирающие ландшафты и всё это поместить в богатую, даже нарочито изысканную раму – вот какие мысли приходят, когда думаешь о принципах создания рецензируемого релиза, и, вероятно, акустический вариант Summoning без скрима и прочих радикальностей звучал бы именно так.

“Любовь – это сад, если ты не слышишь аромата, не входи в него” – говорил известнейший восточный поэт Руми, и эти его слова можно на все сто процентов отнести к новейшему синглу Consuelo. Распробовать и оценить эти три трека смогут в полной мере и в первую очередь те, кто давно живёт в пространстве классической поэзии и хорошей художественной литературы, те, для кого Ахматова, Мандельштам и Гумилёв кажутся чуть ли не более знакомыми и понятными, чем соседи по подъезду и большинство числящихся в друзьях ВК людей. Если это про вас, то слушать “Когда мы умели летать” вы будете, что называется тремя ушами, а радость ваша будет сродни восторгу.

Я начал эту рецензию с цитаты принцессы Дианы, а закончить её мне хочется словами английской королевы Елизаветы II. “Какое это счастье – быть пристрастным!” – говорила она, и я действительно чувствую сейчас точно то же самое. Кому-то с равнодушно-“объективным” взором со стороны может показаться, что я чрезмерно возвеличиваю и восхваляю данный релиз, и я даже не пытаюсь с этим спорить. Да, мне невероятно нравится всё, что делает этот проект в последнее время, и серия релизов по классическим поэтическим произведениям получилась у Каэтаны действительно просто великолепной, хотя и не лишённой спорных и неоднозначных моментов.

Рецензия на сингл и клип Владимира Ефимова "Разливается Русь"

02-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Известный бард и шоумен Владимир Ефимов очень любит снимать красивые и душевные клипы со смыслом, и его новая работа именно из такой серии. Светлая и красивая история на тему любви к родной земле, чистых и вечных ценностей, без труда запоминающихся мелодий и бьющих по подсознанию вербальных маркеров по определению предполагает соответствующий видеоряд, и Владимир постарался сделать всё соответствующим образом и на самом высоком уровне для чего в очередной, уже третий раз пригласил видео-режиссера Алексея Асанова и доверил ему окончательный монтаж ролика. Название сингла, конечно, интригует и заставляет задуматься (нет, здесь не про наводнение и не про разливное пиво), но именно в этом в данном случае и вся соль – задуматься, остановиться, перевести дух, на время отойдя от суеты и привычных дел-забот.

Клип имеет достаточно пространное вступление, и в ходе первого ознакомительного просмотра я даже пошутил, что музыкант решил попробовать себя в новом стиле enigmatic new age, поскольку медитативное и фоновое начало действительно длилось достаточно долго, а видеоряд на самом деле имел не так уж и мало общего с клипами групп данного направления. Но вот интро миновало, и в ход идут знаменитые мелодии Ефимова, как будто продолжающие традиции Антонова и Зацепина, а затем вступает и его узнаваемый певучий голос. Аранжировки, как и всегда, несколько старомодны и архаичны, но даже в этом есть своя изюминка и свой особый ретро-колорит, словно подчёркивающий, что будет душевно, приятно, глубоко и запомнится на все 100.

Хотя, наверное, слово “даже” тут не очень уместно. Трек, воспевающий красоту родной природы и традиционных ценностей по определению должен быть “олдскульным” и ретроспективным. И видеоряд актуального ролика действительно интересно совмещает современное и традиционное, привычное и словно позаимствованное с иллюстраций детских сказок. Не буду пересказывать сюжет, замечу только, что модель, сыгравшая главную героиню, легко бы справилась и с ролью продвинутой бизнесвумен, и вообще могла бы проявить себя в каком угодно другом художественном амплуа, но как раз эта нарочитая современность её лица делает ещё интереснее и показательнее контраст с природными локациями и её одеяниями в видеоработе Ефимова.

И контраст присутствует не только в визуальной составляющей релиза. В тексте, в подаче, в мелодиях, в аранжировках – на всех уровнях данного трека в той или иной степени просматривается противопоставление и принцип совмещения противоположных или позаимствованных из разных, не абсолютно родственных источников элементов, что в итоге приводит к созданию адекватной, современной и совершенно чуждой какой-либо карикатурности и лубочной схематичности картины, где любовь к Родине и восхищение своей страной не кажутся чем-то вычурным и странным, а оказываются понятным, органичным и повседневным явлением. Кстати говоря, именно естественность показалась мне главным достоинством рецензируемого клипа, и естественность данного ролика действительно находится на достаточно высоком уровне.

С точки же зрения музыкальной, в новейшем произведении Ефимова традиционный поп-рок в традициях Антонова разбавлен атмосферой и настроениями классических романсов, а параллельно светлыми призраками-намёками следуют энигматика, авторская песня и меланхоличная рок-балладность. Кстати, что касается влияний нью-эйджа, они присутствуют не только в начале видео, но и в его конце, обрамляя и словно заключая песню в причудливую рамку-оправу. Размах впечатляет, операторская работа выглядит достойно, и действительно можно с полным на то правом сказать, что у Ефимова получился отличный концептуальный очерк, стремящийся стать настоящей рок-эпопеей на тему природы, любви, верности и красоты.

Ефимов не изменяет себе и своей узнаваемой манере (у него в арсенале уже имеются и песни, посвящённые красотам родной стране, и даже клипы, следующие в подобном ключе), но в то же время всячески старается раздвигать и расширять границы своей музыкальной компетенции и пробовать новые для себя фишки, элементы, даже подходы. В этом смысле “Разливается Русь” – это его самый поэтичный и лиричный номер, а видеоряд к данной композиции без преувеличения можно назвать самым романтичным и мечтательным за всю солидную творческую историю музыканта.

Что касается вокальной составляющей, то тут действительно не обошлось без некоторых корректировок и нововведений, что полностью соответствует замыслу и тематике релиза (уже не озорной гуляка-хулиган, а вдохновенный певец красоты и великолепия родного края), а в целом ощущение от просмотра клипа остаётся светлое и вдохновляющее. Никакой пропаганды патриотических настроений, а только искренние и идущие из самого сердца чувства и эмоции, которые отчасти напомнили мне клип Consuelo “Крылья мечты” – приятно, что даже сейчас в XXI веке находятся люди, которые любят свою родину так же сильно, как поэты-классики, и способны выражать свою любовь на таком же высоком, профессиональном и литературном уровне.

Показать ещё