ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом Vandenberg "2020"

27-10-2020 Дмитрий Фомин

Имя Адриана Ванденберга хорошо знакомо тем, кто вырос на пластинках сорокалетней давности, и тем, кто появился на свет гораздо позже, но не мыслит жизни без старого доброго хард-рока. Вполне заслуженная репутация одаренного гитариста и композитора позволила ему в начале 80-х собрать свою первую серьезную группу Vandenberg (предыдущий опыт в Teaser мы в счет не берет), у которой намечались большие перспективы на будущее. Под этой вывеской вышло три недурственных пластинки, после чего Ванденберг все же был соблазнен посулами Дэвида Ковердейла и примкнул к Whitesnake, которые в то время переживали настоящий пик популярности, где и провел в общей сложности тринадцать лет.

Дальнейший карьерный путь Адриана был не столь ярок, но достаточно плодовит. Он успел поработать со Стивом Ваем, принять участие в супергруппе Manic Eden, на сессионной основе снова поиграть с Whitesnake и запустить новый сольный проект Vandenberg's Moonkings. При желании Ванденберг уже тогда мог бы вернуть к жизни свою старую группу, пусть от старого состава остался только он один. Впрочем, этот вопрос оказался вполне решаем. Новыми соратниками Адриана стали профессионалы своего дела - басист Рэнди Ван Дер Элсен (Tank) и барабанщик Коен Херфст (Bobby Cimball, Doro, Epica). Однако полноценное возвращение на большую сцену должно было быть по-настоящему громким, и, каким бы сильным гитаристом не был Адриан, ему было не обойтись без не менее сильного вокалиста. Молодого, энергичного и при этом придерживающегося классических традиций.

В этом свете выбор Ванденберга пал на чрезвычайно одаренного и столь же востребованного Ронни Ромеро (Rainbow, Lords Of Black), и это было абсолютно точное попадание в цель. Новый материал писался с учетом именно его вокальных возможностей, но также он должен был соответствовать вкусам самого композитора. Стоит сказать, к чести всех этот баланс был соблюден просто безукоризненно, и группа Vandenberg вернулась к жизни с новыми силами и новейшим, четвертым в совокупности и первым за почти тридцать лет молчания студийным альбомом "2020".

Это по-настоящему яркое и по всем критериям достойное продолжение альбомной троицы. Однако, если в самом начале Ванденберг придерживался линии стержневого хард-н-хэви в духе Def Leppard, то его новый альбом имеет ощутимое влияние Whitesnake с его раскованными блюзовыми гармониями – все-таки тринадцать лет не прошли бесследно. Это вовсе не означает, что под "2020" можно беспечно разомлеть в кресле, потягивая виски и лениво перебирая гитарные струны. Совсем наоборот, пластинка получилась невероятно динамичной и, несмотря на приверженность старой школе, звучит по-современному мощно, монументально и актуально. Да, многое познается в сравнении: крайний релиз Ковердейла и Ко получился весьма добротным, но при этом достаточно рефлексивным. А если сопоставить новинки от Ванденберга и Белой Змеи, можно представить, насколько Адриан мог бы оживить материал своей бывшей группы, если бы до сих пор числился в составе… Но не будем отвлекаться от главного.

"2020" это сборник свежих первоклассных хитов, где нет ничего лишнего, все отшлифовано до мелочей и воспринимается все это просто на ура, залпом и на одном дыхании. Все музыканты, а особенно мастермайнд команды, не стремятся щегольнуть своими профессиональными данными и перетянуть одеяло на себя путем пространных инструментальных импровизаций. Нет, на альбоме в первую очередь мы слышим отличную музыку, а не музыкантов, и именно в этом состоит профессионализм такого рода исполнителей.

Проверенные временем, но дико драйвовые риффы, зажигательные и красивые соло, невесомая вуаль клавишных и исключительно правильный грув ритм-секции – все это пропитано неподдельной страстью и приятной ностальгией. А что же вокал… Вокал это отдельная история и, пожалуй, одно и основополагающих достоинств альбома. Можно с уверенностью сказать, что именно такой пылкий хардроковый стафф наиболее глубже раскрывает потенциал Ронни Ромеро, которого смело можно назвать одним из самых выдающихся последователей Ронни Джеймса Дио, Дэвида Ковердейла и Дэвида Ли Рота. Совсем неудивительно, что Ричи Блэкмор именно его пригласил в Rainbow.

Его высокий и гибкий тембр идеально вписывается в тяжелый и даже грубый антураж ''Shadow Of The Night'' и "Freight Train", своим интонированием заставляя звенеть в экстазе сердце, подчеркивает чувственность блюз-роковой ''Hell And High Water'' и тревожит душу в лиричной ''Let It Rain'', и снова мощно воспаряет вверх в металлизированном гимне ''Ride Like The Wind'' и забористом олдовом боевике ''Shitstorm''. Среди обилия прекрасных и цепляющих мелодий на альбоме также можно встретить обновленную версию, пожалуй, самой известной баллады в творчестве Vandenberg, пленительной ''Burning Heart'' с дебютника 1982 г. В новой интерпретации композиция ничуть не растеряла своего романтического шарма, можно сказать, с нее аккуратно стерли пыль прошедших лет, а Ромеро исполнил свои партии с полной самоотдачей и душевностью, ничуть не хуже оригинала с Бертом Хиринком на вокале.

В силу своей олдскульной харизмы и высочайшего качества материала альбом определенно напрашивается на звание одного из лучших рок-релизов этого злополучного года, ведь с такой музыкой гораздо легче переживать как личностные, так и общие невзгоды, ибо она призвана дарить надежду и укреплять дух. Черт побери, "2020" настолько хорош, что слушать его в какой-то степени даже неинтересно. Шутка, конечно! Слушать такое следует в обязательном порядке, как настоящий, живой образец классики тяжелого рока, коих, к великому сожалению, появляется на свет все меньше и меньше.

Рецензия на альбом группы Halter "The Principles Of Human Being"

27-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эркхарт Толле и подобные ему авторы могут сколько угодно говорить о вреде ума и необходимости освободиться от “рабства разуму”, призывая не идентифицировать себя со своим интеллектом и побольше заниматься эмпатией, но как же на самом деле хорошо и отлично, когда у человека есть котелок на плечах, он варит и варит при этом весьма неплохо! А теперь попробуйте представить себе, какой дум-метал может сочинить и сыграть индивид, который помимо обязательного увлечения профильными тяжёлыми группами, слушает Jethro Tull на виниле и имеет в коллекции все номерные альбомы Аквариума. Интригует, не правда ли?

Попавшую к нам сегодня на обзор группу сравнивали с Black Sabbath и Cathedral, лишь ленивый не отметил их вязкость, драматичность и хоррор-атмосферность, а сейчас перед нами третий “антропологический” лонгплей команды, который намерен дать нам свой собственный ответ по поводу извечного проклятого вопроса “что есть человек?”. И ещё пару слов о самой команде. Базируются Halter в Ярославле, их название переводится как недоуздок (и это не оскорбление!), хотя сами музыканты предпочитают вариант “поводок, превращающийся в висельную петлю, удавку”, а в составе коллектива два брата - вокалист Алексей и гитарист Дмитрий.

Конечно, дэт-дум уже по своему определению ретроспективный и ностальгический жанр, но Halter и сами по себе очень ностальгичны и ретроспективны. Они с удовольствием бросаются в пучину старомодных дэтовых клише и копают в самую глубь рок-истории, вынимая из природных недр и археологических слоёв ценные и редкие артефакты, благодаря которым ещё больше начинают смахивать на допотопный дум-экскаватор вроде Phlebotomized, Beyond Belief или Jack Frost. В их ритмах и атмосфере действительно присутствует масса недвусмысленных отсылок к Cathedral, и такая грувовая подача вкупе с утробным гроулом смотрится очень оригинально.

Отменная техника исполнения, очень грамотные, по-настоящему прочувствованные соло и живительные, достаточно бодрые ритмы (как будто ранние-преранние Cemetary вдруг попробовали сыграть в стиле самих же себя более позднего периода таких вещей, как “Last Transmission” и “Closer To The Pain”), вкусные басы в “Spring Morning”, качающие риффы “Human Path” и очаровательный балладный упадок “As Nobody Returns” – “The Principles Of Human Being” предлагает своим слушателям потрясающее разнообразие и почти не повторяется, каждый раз заходя на освещение выбранной темы с новых и неожиданных сторон.

А основное достоинство творчества Halter – их кипучая креативность. Они живо и творчески пропускают через себя эксплуатируемые темы, придумывают собственные образы, ищут оригинальные трактовки, а не просто подражают своим старшим дум-метал-товарищам, иконам жанра и учителям. В итоге у группы получается очень цветущий, искренний и пластичный материал, в котором стандартные риффы и предсказуемые ходы обретают новую жизнь, а вчитываться и вслушиваться в лирику не скучно. Диск не похож на унылые виноградные лозы поздней осени, которые окончательно высохли и ждут ритуального сожжения, а зеленеет и плодоносит как расколотое молнией, но всё ещё не сокрушённое древо Познания добра и зла.

А что же с недостатками? Я таковых на альбоме и в творчестве коллектива в целом практически не заметил. Хотя если уж придираться по полной, то можно покритиковать визуальное оформление релизов группы – оно не плохое и очень даже стильное, но лично у меня подобная музыка вызывает совершенно другие ассоциации, и когда я слышу эти апокалиптические мелодии и строгий рык вокалиста, то автоматически ожидаю увидеть в буклете картины Босха, красочные фантасмагорические пейзажи и красочные дюреровские столпотворения, по ходу рассматривания которых мысли сами по себе переходят на вечные, высокие и серьёзные темы.

Музыка Halter, конечно, имеет довольно много общего с группами вроде Novembers Doom, но по настроению их материал всё-таки совершенно иной. Это не унылый, высосанный из пальца трагизм и не попытка проиллюстрировать строчку ТаТу про “потерянных не ждут, печальных не хотят”, а изобретательная и многогранная интерпретация векового философского настроения в стиле “Горе от ума”. Грусть у этой группы не от недостатка идей и не от врождённого пессимизма -напротив, это целостная философия “All beauty is sad”, и со своей задачей показать прелесть меланхолии и “сексуальность утраты” ярославские думстеры справляются просто на “отлично”.

Осталось подтянуть английский (или быть может всё-таки перейти на русский?), доработать визуальную составляющую, и всё будет шикарно. Я так и не понял, что за концепция кроется за таким многообещающим названием релиза, и как оно связано с лирикой пластинки, но привкуса разочарования после ознакомления с текстами у меня не осталось. Рецензируемый диск на всех своих уровнях отличается повышенной оригинальностью, глубиной, разнообразием и жизненностью, а вдобавок ко всему, новые композиции Halter ещё и козыряют какой-то парадоксальной хитовостью как будто родом с кладбищенского “Sundown”, а это уже верный признак – перед нами крепкая и состоявшаяся команда, достойная внимания!

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N8 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на мини-альбом группы Fancy Flight "Летай"

22-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если хочешь прославиться и выделиться в условиях жесточайшей конкуренции, проще всего изобрести новый жанр. Именно так и поступили музыканты молодой обнинской группы Fancy Flight, сходу заявив о том, что играют они в новом и изобретённом ими же самими жанре fancy rock. И что же такое fancy? Маскарадный, красивый, шикарный, нарядный – всё это возможные значения данного английского слова, и Fancy Flight тоже стараются быть такими же искристыми, шипучими и праздничными, а попутно создавать светлое и слегка фантасмагорическое ощущение.

Смесь мечтательной атмосферы Mezzamo, намёки на дрим-поп, инди-мелодии, традиционные для русского рока фишки в традициях Мары и Чичериной, плюс довольно тяжёлые альтернативные гитары с очаровательным женским вокалом в своей совокупности не так уж и новы сами по себе и вряд ли смогут удивить кого-то сейчас в 2020 году, но свою долю оригинальности музыканты пытаются отхватить за счёт самобытной лирики и маниакально-меланхоличной (то резкой и драйвовой, то нежной и расслабленной) подачи.

Начинается альбом очень воздушно и облачно, открывающая диск титульная вещь очень осторожно обращается со звуками, но в итоге всё равно идёт за поддержкой к экспрессивным рок-гитарам, за счёт которых усиливает и распространяет экспрессию, создаваемую голосом вокалистки. По той же самой схеме следует и второй альбомный трек “Забыть” – нежное, многообещающее балладное начало и каскад риффов, соло и обнажённых эмоций после постепенной, но всё равно достаточно стремительной эскалации и развития темы.

“Отзывчивость, вдумчивость, чувствительность, искренность” – так описывает и формулирует вокалистка качества идеальных слушателей Fancy Flight, и все эти категории легко можно использовать сейчас для описания самой её группы, которая за чуть более десять лет своего существования менялась и меняла свой имидж уже не раз и не два. Они бывали грязными, провокационными, тяжёлыми и амбивалентными, но всё равно оставались собой, вернувшись на своём новейшем четырёхтрековом EP к собственной интерпретации идей групп вроде Tractor Bowling.

Хулиганские панковские ритмы “Двойной игры” в очередной раз напомнили мне хиты Guano Apes, а дерзкий имидж вокалистки Альбины Конобеевой убедительно дополняет такое сходство, но вот уже звучит финальная, четвёртая по счёту “Странник”, и нас снова обволакивают плотные клубы глубоководной романтики с зовущими припевами-тянучками и с лёгкими отголосками всё той же Сандры Назич. Плотный наэлектризованный рок с эпизодически проявляющимися нестандартными инди-аранжировками – всё это про Fancy Flight.

Да, этой группе явно очень хочется выделиться на фоне таких современных команд как Даарика, Мания Внутри и Lori! Lori!. Они хотят быть рокерскими, бунтарскими, дерзкими и современными как Вилли Винки и Поиграем и Уйдём, но в то же время не прочь покорить романтичных слушательниц групп вроде Девушкин Сон и Немного Нервно, а в итоге в атмосфере появляется свежий и очищающий привкус загадочного фэнси-рока. Не уверен, что хорошо понимаю, что это такое, но те, кому посчастливилось слышать Fancy Flight вживую, наверняка в курсе.

Кстати, помните песню Ольги Арефьевой “Мыловар”? Если по ходу прочтения данной рецензии вы слушали “Летай”, то теперь вы знакомы с самым настоящим мыловаром, ведь вокалистка Fancy Flight Альбина уже давно и всерьёз занимается мыловарением и даже выполняет работы на заказ. Не знаю, каково это варить мыло под музыку этой группы, а вот осенне-зимний вечер в компании с их новейшим EP явно станет теплее и уютнее. Чай, печенья, глинтвейн, цвет пледа и мурлыкающего рядом животного - по вкусу, телефон в режиме “без звука” и - поехали!

Рецензия на альбом группы Sincerity Of Lost "Взгляд пустой зимы"

22-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Давно замечено, как с упадком тонких душевных порывов и аристократичности в рядах представителей молодого поколения дум-метал год за годом сдаёт свои позиции, но по-прежнему есть несколько коллективов даже в снежной и неприветливой Раше, которые гордо держат флагшток с символом веры любимого жанра и не дают ему кануть в забвение и небытие окончательно. И сегодня в этом легионе обречённых пополнение. К плотно окопавшимся на своих позициях Intra Spelaeum, Abysphere, Strontium и Якорю сегодня решили примкнуть иркутские трагические мечтатели из Sincerity Of Lost (э-э-х, с большим трудом удержался, чтобы не влепить между Of и Lost такое привычное в подобных случаях “the” – оно как будто напрашивается и само рвётся туда), которые представляют вниманию общественности свой дебютный лонгплей.

Сами авторы характеризуют диск как попытку наваять концептуальный альбом, но, как это часто водится, не всё вышло как хотелось, и концепции в собственном смысле хватило, как когда-то у Кинга Даймонда на “Fatal Portrait”, всего на четыре трека. “Дождь не может идти вечно” – утверждают адепты позитивного подхода к жизни и неисправимые оптимисты, а Sincerity Of Lost в свою очередь парируют – может. В их мире небо плотно затянуто тяжкими свинцовыми тучами, оконные стёкла исполосованы вдоль и поперёк размашистыми слезами холодных небес, а улицы, дома, деревья и окружающие представители рода человеческого кажутся одним бесконечным серым пятном, в котором всё светлое, яркое и жизнеутверждающее сведено к минимуму, растворяясь во властных, не терпящих возражений тонах тоски, увядания и отчаяния.

Музыка же Потерянной Искренности представляет собой очень искренний и немного наивный, но до чёртиков старорежимный дэт-дум в духе ранних My Dying Bride, Novembers Doom и Tristitia. И ключевое слово в данном случае это “искренность”. Музыканты так истово и жарко болеют своей любимой музыкой, что даже самые избитые и неоригинальные риффы, даже самые простые и безыскусные мелодии в их бледных руках оживают и покрываются прекрасными чёрными цветами неизлечимой меланхолии. Их риффы тромбуют разъеденные ядовитыми дождевыми каплями асфальтовые поверхности жёстко, методично и безнадёжно, а страдающий голос вокалиста бьётся раненной птицей, отправляя в пустые коридоры бесконечности всё новые и новые письма своей одинокой и потерянной души.

“Взгляд пустой зимы” поверг меня в кромешные пучины ностальгии, и я с теплом вспоминал те времена, когда в начале 90-х только-только начал слушать дум и мечтал услышать что-то подобное любимцам из Paradise Lost, Cemetary и Anathema, но на русском. Элементы традиционного дума и таких групп как Solitude Aeturnus в треках вроде “Молитвы” вместе с обилием очень неплохих мелодий и убедительных, хотя и далеко не оригинальных риффов делают релиз слушабельным и приятным на слух, а лирика Sincerity Of Lost головы на две стоит выше русскоязычных лирических изысканий большинства современных отечественных групп. Да что там говорить, лирика хороша. Она небанальна и не бессмысленна, правильное “думовое” настроение передаёт отлично, заставляет задуматься о высоком и вечном, чувству прекрасного не претит, а это главное.

Sincerity Of Lost возвышенны, романтичны, глубоко проникнуты настоящей думовой печалью, а помимо всего прочего ещё и очень поэтичны. Их декламации временами могут казаться наивными и чересчур наигранными, но они всё равно очень крутые и здоровские. Иркутские печальники исполняют такую разновидность дум-металла, которая произрастала только в мрачных и переполненных энтузиазмом свежести 90-х, а сейчас числится в большинстве официальных и заслуживающих доверия источников как давно и безвозвратно утерянная. Драматичность команды и их склонность мешать в одном котле гроул и скрим с чистоголосым пением и соборной монументальностью ещё сильнее напомнили мне “Crucidiction” упоминавших уже выше Tristitia, но это совсем не означает, что собственных идей у коллектива не присутствует.

В числе гипотетических недостатков стоит отметить не самый профессиональный, хотя и весьма неплохой всё-таки чистый вокал (как Intra Spelaeum и Inner Missing, только чуть послабее) и не слишком большое разнообразие композиций с релиза, но всё-таки альбом очаровательно пригятателен даже в этом своём наивном и угловатом несовершенстве. За словами и риффами чувствуются идеи, настоящие переживания и глубокая выстраданность, а данный аспект является краеугольным и стабилизирующим, если мы говорим об отличии настоящего думового greater art и бездушной поделки шоубизнеса, пытающейся просто влиться в общий тренд и спаразитировать на волне симпатий и ностальгических ассоциаций изголодавшихся по рваным дум-металлическим трагедиям фэнов.

Этот альбом нужно слушать целиком, от начала и до конца, его не раздёргать на синглы и “любимые треки”, и монолитная дождевая целостность работы бросается в глаза сразу, в первые же секунды вхождения в проблемное поле пластинки. Не смотря на то, что концепцией в собственном смысле слова связаны только четыре композиции, весь диск от начала и до конца кажется очень целостным, самоидентичным и по-настоящему фундаментальным. В этом холодном дождевом монохроме страданий, блужданий, разочарований и безответных откровений есть даже что-то театральное и чуть ли не арийское (Та же “Молитва” или, скажем, “Маска” мне местами напомнили раннее творчество команды Холстинина-Дубинина), а когда блуждаешь по этому осенне-зимнему лабиринту, спешить снимать такой музыкально-поэтический “шлем ужаса” не хочется совершенно.

Рецензия на альбом Андрея Рогаткина "Навстречу судьбе"

22-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Я уже писал два года назад о дебютной работе Андрея Рогаткина, который очень любит петь о пустоте и одиночестве, аккомпанируя себе на акустической гитаре, а сейчас этот грустный бард решил порадовать своих слушателей очередным полноформатником, и мне тоже стало интересно, какие уроки вынес для себя после записи и выхода своей дебютной пластинки Андрей. Отчаянным фатализмом веет уже от названия его второго диска, а наименования композиций ещё убедительнее и однозначнее дополняют ощущение стоической отрешённости, которой действительно по всем внешним признакам должно быть очень немало на актуальном, втором по счёту лонгплее исполнителя.

И приметы в данном случае сработали просто безукоризненно. Фатализма и апатии на альбоме может быть и не через край, но всё-таки много. Конечно, светлая печаль, тонкая душевная организация автора, философский настрой и некоторая доля усталости отнюдь не равнозначны пустоте и атараксии, а атмосфера размышлений далеко не всегда предполагает упадок и депрессию, но “Навстречу судьбе” – это всё-таки стопроцентный стоицизм, которые так любили древние греки – его не спутать ни с чем другим, и идентифицируется он совершенно безошибочно, а Андрей наверняка нашёл бы довольно много общих тем абсолютно с любым из знаменитых римских стоиков, кто бы это ни был.

Хотя начинается альбом довольно жизнеутверждающе, и открывающая вещь “Ветер сквозит” легка, светла и словно пронизана искрящимися солнечными лучами, а “Вечерний бриз”, например, следует практически в том же самом духе, однако преобладают на диске всё-таки грустные и довольно горькие вещи, после прослушивания которых вам вряд ли захочется пуститься в пляс. Андрей неспешно ведёт своё повествование, переходя от трека к треку, и есть во всём этом что-то очень уютное, тёплое, нежное, расслабленное – не боль и надрыв, не тоска и отчаяние, а просто усталость и желание на время уйти от мышиной возни и бессмысленной суеты, целиком отдавшись созерцанию и размышлениям о закономерностях экзистенциальных процессов.

“На свете счастья нет, но есть покой и воля” – писал А.С. Пушкин, “и это пройдёт” – вторил ему премудрый царь Соломон, “покорного судьба ведёт, непокорного тащит” – соглашался с ними обоими Сенека, а Андрей Рогаткин решил петь в точности о тех же самых проблемах. Его взрослый атмосферик-рок не страдает от перенасыщенности блеском, эмоциями или подростковым эпатажем, а, напротив, в очень простых, доходчивых, понятных и душевных выражениях рисует идиллические картины спокойного и безмятежного существования на фоне отгоревших страстей, утративших свою привлекательность иллюзий и отшумевших юношеских гроз.

Аранжировки и инструментальная составляющая творчества исполнителя заметно усложнились и стали глубже – теперь это уже не бард-рок и не авторская песня, а эклектичный материал на стыке рока, электроники, поп-рока и нью-эйджа с эпизодическими намёками на джаз и блюз. Конечно, до того чтобы стать российским Крисом Ри или повторить успех Эрика Клэптона Андрею ещё очень далеко, но песни у него всё равно получаются хорошие, мелодичные и душевные. Здесь нет каких-то явных жалоб на судьбу или терпкого трагизма, которыми так любит жонглировать Константин Никольский, тона и оттенки у Андрей намного более светлые, нейтральные и доброжелательные, а потому и воспринимается альбом довольно легко, балладно и воздушно.

Ощущение странной, порой жестокой воли, стоящей за мировыми тенденциями и желание быть где-то в стороне от этой жёсткой и непоколебимой карусели – это очень про рецензируемый диск, но вряд ли про это стоило бы писать в пресс-релизе или даже в этой рецензии. Можно не копать настолько глубоко, а просто наслаждаться хорошими мелодиями, приятным голосом, поэтичными стихами и красотой используемых музыкантом образов – всё-таки в первую очередь “Навстречу судьбе” это именно музыка, песни, лирика и ласкающие слух мотивы, а уже затем философия и жизненная позиция. Если сравнивать альбом с первым лонгплеем Андрея, то прогресс и эскалация профессионализма здесь наблюдаются практически по всем фронтам. Автор совершенствуется и с явным удовольствием занимается своим делом, а это самое главное!

Рецензия на альбом группы Urn "Iron Will Of Power"

19-10-2020 Дмитрий Фомин

Казалось бы, таким бескомпромиссным и бесбашенным командам, как финны Urn, эксплуатирующим экстремально-металлические ценности середины 80-х – начала 90-х, искренне наплевать на творческий прогресс и расширение горизонтов. Но это просто очередное дилетантское заблуждение. После девятилетнего затишья финны не перестают радовать своим энтузиазмом и серьезными намерениями нести в массы знамя сурового и богохульного металла. Об этом говорил очень сильный по всем параметрам ''The Burning'' (2017), который на долгое время поселился в плей-листе автора обзора, об этом же вещает свежевыкованный в правильной олдовой кузнице ''Iron Will Of Power'', который постигла та же участь.

Как и раньше, Urn на своей новой пластинке проявляют завидное умение создавать настоящий бласфемический угар и содомию, используя щетинистый трэш/блэковый вихрь, но в данном случае мы можем лицезреть нечто более сложное и амбициозное. Возможно, объяснение этому следует искать в появлении в команде новых лиц. Бессменный Sulphur (бас, вокал) в очередной раз перетряхнул состав, новыми членами которого стали гитарист Axeleratorr и барабанщик Gravementor. Свежая кровь – новые возможности, и эта формула дает прекрасные результаты, если только ее правильно применить.

С угаром на альбоме все в полном порядке. Бескомпромиссные и озлобленные темы в духе "Malignant Strange Vision" стойко стоят на страже лицемерия чуждых верований и готовы превратить в кровавые лоскуты любого, кто посмеет проповедовать о вере христовой. Хриплый вокал Sulphur'а все больше напоминает о Venom, хотя убийственные гитарные партии намного превосходят работы Кроноса и Ко и помимо блэковой беспощадной нарезки также изобилуют выверенными переходами и сложными фигурами; риффы стали монолитнее, соло развернулись во всю ширь, приближаясь к релизам представителей NWOBHM. Партии ударных прописаны в лучших традициях старой школы – смертоносный железный грув и неистовый бластинг с отменными брейками.

Все как раньше, с той лишь разницей, что теперь подобные вещи составляют лишь тридцать процентов от всего трек-листа, либо же претерпели некие метаморфозы, облачившись в более тяжелые доспехи. Так что если этот альбом покажется вам не столь сырым, лютым и разухабистым, как это принято ждать от Urn, но более прогрессивным и даже красивым (!), не стоит паниковать. Просто примите это как должное, и вы точно не будете разочарованы. Композиции обогатилось приятной слуху, но не приторной техничностью (опять-таки это больше касается работы гитариста) вкупе с цепкими мелодическими решениями и грамотно проработанной структурой. Одной из отличительных особенностей альбома стало внедрение элементов эпик-металла с особым "варварским" антуражем.

Об этих стилистических преобразованиях можно судить на примере вступительного номера ''Downfall Of Idols'', а также последующих треков ''Funeral Oath'' или ''Will To Triumph'': гимноподобные вступления, сочетание диких тремоло-прогонов и упорядоченной риффовой возвышенности, вплетение акустики, грозных маршевых барабанов и велеречивых вокальных линий. Этакий железный пафос во плоти. Даже инструментальная акустическая сюита ''Gates To Gyboria'', овеянная гнетущими клавишными и перкуссией, производит благостное впечатление варварской красоты доисторических эпох с ощутимым оттенком грусти.

''Iron Will Of Power'' не может похвастаться бронебойными хитами, как его предшественник, но все же таковой нашелся и на новом диске. "Spears Of Light" определенно их тех вещей, при прослушивании которых тебя охватывает сладостная дрожь возбуждения – яркий и взрывной боевик с влиянием викинг-металла, где забойный трэш перекликается с мелодичными сдвоенными соло, а грубый харш уступает место воинственным чистоголосым распевам, под влиянием которых хочется идти в бой.

В целом атмосфера альбома может навеять аллюзии к творчеству Роберта И. Говарда и (в гораздо меньшей степени) Г. Ф. Лавкрафта. Собственно, оформление пластинки с обновленным логотипом очень уж напоминает обложки старинного журнала Weird Tales, посвященного литературе ужасов, фантастике и фэнтези, где эти выдающиеся Мастера пера снискали себе какое-никакое признание при жизни. Впрочем, в текстах альбома нет прямых отсылок к их прозе, здесь все довольно традиционно, даже олдскульно: смесь сатанинских посылов и восхваление языческой стойкости в лаконичной и резкой подаче.

В чем-то нынешние Urn напоминают такие глубоко андерграундные, инспирированные концепцией «меча и колдовства» команды, как бразильцы Thoth-Amon или португальцы Ironsword. Но в отличие от них финны звучат в разы убедительнее и техничнее и имеют куда более мощный потенциал. С таким убойным материалом можно не только крушить сверхъестественных врагов двуручным мечом (секирой, булавой или саблей) и повергать наземь доисторических чудовищ, но и пафосно созерцать дело своих рук с высоты каменного трона, воздвигнутого на обломках древней империи змее-людей.

Новый опус финнов - более чем весомый вклад в фундамент железного королевства мизантропии и богохульства. При этом Sulphur и его новые соратники ни на шаг не отходят от своего трушного звучания 80-х: первозданный скрежет, лязг и грохот при детализированной передаче каждой партии обеспечен. И это абсолютно правильно, кто-то же должен отстаивать права истинного металла!

Показать ещё