ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы RutabagA "Экзистенция"

30-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Из тёмных хабаровских лесов на свет вышла группа, которая называет свой стиль не иначе как армагеддон-метал. Может быть с такой громкой характеристикой собственного жанра музыканты немного поторопились, но факт, что при покупке дисков, журналов и любой другой продукции покупатель ориентируется в первую очередь на обложку, постарались учесть и заставить активно лить воду на свою мельницу. Арт с разбушевавшейся стихией в духе брутального Айвазовского приковывает к себе глаз и будит воображение, прикармливая ястребов-надежды, а дальше…

А дальше уже дело техники, ведь главная задача вырвать потенциального слушателя из калейдоскопа мелькания музыкальных новинок достигнута, и он уже заинтересованно тычет в треки. Удержать же современных почитателей экстремального тяжеляка RetabagA планируют за счёт скоростного винегрета из мелодичного дэта, едкого трэша и жгучего металкора, которые музыканты складывают в порционные формочки и доводят до готовности достаточно нестандартным и заслуживающим внимания способом с чертами ранних Messiah и Invocator.

Высокие скорости исполнения, нестандартные бэковые подкладки в духе симфонизмов, акустики и даже танцевальной электроники позволяют подозревать хабаровских бруталлерос в симпатиях к прогу и индастриалу, а если прислушаться к читке вокалиста уже во второй вещи “Манифест мизантропа”, можно даже найти отголоски современного агрессивного хип-хопа с его производными. Немного какофонично и разбросанно, но всё равно довольно вкусно и интересно, рутабаговцы гнут свою линию на протяжении всех десяти треков, и это звучит мощно.

Отдельного разговора заслуживают чистоголосые линии группы. Они появляются уже в самом начале альбома, их много, и они абсолютно не трэшевые и не дэтовые. Впечатление они оставляют скорее альтернативное или хипхоповое, а в некоторых частях пластинки отчётливо веет панком. Я долго думал, напоминает ли мне трек “Живи Сейчас” Finntroll или скорее Сектор Газа, а в итоге пришёл к выводу, что там есть довольно много и от первых, и от вторых, и ещё, пожалуй, даже что-то от финских кудесников из Waltari и наших знаменитых соотечественников из Аркона.

А вот если вас привлекло экзистенциальное название диска, то дело может закончиться разочарованием. Дело в том, что музыка у ребят на порядок выше и интереснее, чем их лирика. Быть может, в их текстах и присутствуют неплохие идеи и достойные внимания проблемы, над которыми действительно стоило бы поразмыслить, но стиль изложения и градус литературности у ребят находятся на довольно посредственном, если не сказать школьном уровне. Я читал выложенные в их сообществе лириксы, и чем дальше, тем грустнее и печальнее мне становилось.

Хотя в этом плане есть одно верное средство – тексты просто не читать. В своём печатном и оторванном от музыки и хриплой вокальной подачи варианте они действительно выглядят весьма специфично и коряво, а вот когда слышишь обрывки доносящихся сквозь музыку, вскрики и взрыкивания строчек, впечатление складывается более благостное и аутентичное. Тут вам и обескураживающая прямота (“идите на хрен” в финале “Манифеста мизантропа”) и намёки на философское осмысление жизненных коллизий, и почти басенная мораль.

Немного упрощая, я бы назвал творчество этой команды современным экстрим-арт-трэш-кроссовером. Взяв за основу хриплые подвиги злыдней из Legion Of The Damned, Raise Hell, Invocator и Necrodeath, хабаровские экспериментаторы дали волю фантазии и явно не стали ограничивать себя в желании добавить в песни элементы всех своих любимых команд. Колхозный панк, яростный трэш, интеллигентный мдм, топорный дэт, современная околометаллическая альтернатива, пафосный симфо-блэк и даже диско-метал – всё шло в ход и всё пригодилось.

На заре становления экстремальных металлических жанров подобными экспериментами занимались группы вроде Macabre и Lawnmower Deth, а теперь, когда у теории хаоса становится всё больше адептов и последователей, такой непредсказуемый и с трудом однозначно идентифицируемый сплав имеет все шансы найти отклик у современного слушателя и заинтересовать его. Из всей многочисленной и разнообразной природной фауны нашей планеты RutabagA явно больше всего симпатизируют хамелеонам и сами в своём творчестве похожи как раз на такого непредсказуемого и постоянно меняющего окраску зверя.

В наших широтах и на русском в подобном духе пробовали себя певцы стрит-романтики из Divinators, похожие ингредиенты использовали Insidious One, Murder District, Atrium Mortis и Absorbed Dose, но Rutabaga решили быть ещё более разнообразными и смелыми, вобрав в себя всё, что было у их предшественников и совершенно без хлеба. Не знаю, насколько музыканты ставили себе такую задачу сознательно, но по факту их ядерный трэш-альтернатив-металкор выглядит временами даже вполне музыкальным, объёмным и слушабельным, хотя для того чтобы окончательно освободиться от рваной лоскутности им ещё предстоит попотеть.

Не стоит искать в “Экзистенции” предсказуемых решений и проторенных дорог - идея и замысел диска совершенно другие. Авторы постарались задействовать как можно больше разнородных, а порой и однозначно противоречивых, но действенных фишек с тем, чтобы создать настоящую музыкальную машину убийства, и это у них получилось. Я думаю, на концертах такие симфонии разрушения должны идти за милую душу и капитально прокачивать толпу, возвращая из небытия всех уснувших и перебравших. Хаос наступает, Suicidal Tendencies джемуют с Legion Of The Damned, а Job For A Cowboy братаются с Deeds Of Flesh и The Exploited.

Рецензия на альбом группы Магелланово Облако "Отражение"

29-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Новейший диск группы Магелланово Облако слушатели коллектива ещё задолго до его выхода называли самым волшебным подарком этой осени, и высокие предварительные оценки заинтересованной аудитории на удивление сбылись в итоге на все сто процентов. Даже по самым строгим и непредвзятым критериям и с самых объективных углов зрения. Юбилейный пятнадцатый альбом, грядущее в декабре десятилетие коллектива, большой фит с известным ирландским актёром и музыкантом – конечно, габаритные очертания готовящегося релиза позволяли предполагать, что будет здорово и интересно, но кто в наше время верит юбилеям, рекламным завлекалочкам и громким именам приглашённых гостей?

Может быть, мы просто слишком ждали этой осени, слишком устали от коронавируса, самоизоляций, масок, и всем нам органически был необходим такой светлый и волшебный релиз, под музыку которого можно было бы просто парить, растворяться в беззаботности, мечтать и радоваться причастности вечной и небесной гармонии, а Сергей Дворецкий и его коллеги уловили все эти витающие в воздухе настроения, восприняли их, переварили и не смогли подвести? Пожалуй, это уже ближе всего к истине и что-то такое действительно имело место быть или могло бы быть, но давайте пойдём по порядку и не будем бежать впереди сказочного осеннего экспресса, который уже приветственно распахнул двери и приглашает нас прокатиться.

Сергей Дворецкий был одним из первых в новейшее время гаджетов и социальных сетей, кто сделал ставку на аристократичную меланхолию и не стал искать меры и пределы в светлой романтике, и Магелланово Облако до сих пор следуют в русле всё тех же добрых и в самом широком смысле мировых тенденций, являясь одними из лидеров и наиболее продуктивных представителей не без их помощи и участия созданного тренда радикальной неформатности, несовременности, душевности и человечности. Сегодня по их стопам идут группы вроде Радиограммы и Граф ЦеппелинЪ, а создатели “Отражения” по-прежнему не устают меняться и эволюционировать, не переставая искать новые темы, формы, способы и средства для выражения своей тонкой и действительно как будто космической нежности.

Отсылки к светлой печали Бориса Гребенщикова и к рифмам Павла Кашина, конечно, никуда не делись и не исчезли, да и не могли исчезнуть, но теперь об этих параллелях очень быстро забываешь – более того, про них даже хочется забыть, начисто растворившись в собственной харизме и “облачной” аутентичности сегодняшних МО. Что такое “Отражение”? Просто хорошие и сдержанные песни, в которые смотришься как в зеркальную гладь прозрачных осенних вод. Просто лёгкие и светлые мелодии, слова со смыслом, которые не навязывают свой смысл и не гнут настойчиво своё, а легко и ненавязчиво подстраиваются под твои собственные мысли, образы и восприятия, выслушивая и давая выговориться – то есть ведут себя как редкий и настоящий друг.

Звездой альбома стал приглашённый вокалист Киеран О’Рейли (нет, не родственник и не муж известной шотландской мечтательницы по имени Мэгги), мягкий и вдохновенный голос которого принёс на диск свежий ветер неожиданных интонаций и заставил пластинку зазвучать глубже и неожиданнее. Есть в его голосе что-то вечное, мудрое и уравновешенное – что-то, что напомнило мне одновременно Криса Ри, Эрика Клептона и ещё с десяток хороших западных осенних романтиков, которые оказываются так кстати, когда ты наедине со своими мыслями и готов с головой погрузиться в океаны сезонной меланхолии с явным привкусом ностальгии, звёздной тоски и взрослого, слегка апатичного понимания экзистенциальных закономерностей.

Титульная вещь, на которую музыканты сняли клип, вне всяких сомнений, является центром и сердцевиной релиза. Все остальные вещи строятся вокруг неё, освещены её светом и в той или иной степени причастны этой атмосфере волнующей, умиротворяющей и влекущей билингвы. И всё-таки у каждой из песен с альбома своё собственное лицо и свой особый колорит. Будь то мечтательная “Ночь и сотня лет”, зачарованная “Сквозь твою красоту”, бьющая навылет своей искренностью “Вижу” или шикарная, даже напомнившая мне “Под небом голубым”, “За чертой” – в каждой из новых композиций коллектива есть яркие образы, красивые слова и много ясной живительной доброты, от которой становится чище, теплее и светлее на душе.

Больше всего на альбоме от Б.Г. Некоторые мелодии и вербальные ходы (“Светлей”) оставляют ощущение, близкое по вкусу к дежа вю, но даже это не портит пластинку. Сделать нечто вдохновенно, с душой и со знанием дела по мотивам и лекалам великих порой есть не меньшее чудо, чем сами эти лекала и эти мотивы. Зачарованные времена “Навигатора” и “Снежного льва”, эта благодушная интеллектуальная идиллия – всё это и не думало проходить и заканчиваться в творчестве Магелланова Облака, и все счастливцы, однажды подпавшие под их магию, могут снова и снова окунаться во всё те же воды, подпитываясь от того же самого космического источника, ведь именно из него черпает своё вдохновение лидер и автор лирики МО.

Эта музыка не оригинальна, но её звучание пленяет и завораживает. Это тот самый русский рок, который за его литературность всегда любили самые разные люди от металлистов-интеллектуалов до снобов, не желающих слышать ничего, кроме классики. Эта музыка светла, полна добрых чудес, а в её звучании цветут дивные цветы и рассыпаются нездешние сны, в которых хочется тонуть и никогда не возвращаться к реальности. Фанаты и последователи группы явно пристрастны в своих отзывах и оценках “Отражения”, но прикоснувшись к этому альбому, трудно не разделить их пристрастность. Тем более на фоне такой яркой и тёплой осени, которой нас всех решил так благодушно порадовать текущий 2020 год.

Не буду скрывать – я тоже пристрастен в своей рецензии и в оценке данного альбома. Мне импонирует желание участников команды петь о чистых, высоких и достойных вещах, и уже одно это стремление заставляет меня закрывать глаза на все возможные огрехи инструментала, неоригинальные заимствования и общие места в текстах и в риффах. Да, всё это вполне может иметь место в случае с “Отражением”, но пусть – иной раз не грех спеть и то же самое, если с душой и от души. Иногда нестареющие классики The Beatles действительно оказываются невероятно правы, и всё, что нужно нашей мятущейся душе, это любовь, искренность и романтика. И светлая музыка Магелланова Облака, в которой отражается так много универсального и большого.

Рецензия на мини-альбом группы Ten Tonn Hammer "Будь крепче молота"

28-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сокрушительные питерские грув-молотобойцы из Ten Tonn Hammer снова на марше, но в этот раз полномасштабных философских откровений у нас, кажется, не запланировано, а вместо полноценной часовой лекции о необходимости крепости духа, интеллектуальной дисциплины и моральной трезвости нас ждёт небольшая пятитрековая блиц-напоминалка обо всём о том же - эдакий экспресс-курс, который поможет вам быстро освежить в памяти все основные идеи этой команды и настроиться на нужную волну.

Их предыдущий полноформат, помнится, фигурировал у нас на ASTARTA даже в топе лучших релизов по итогам 2018 года, а это уже само по себе является очевидным показателем уровня данной группировки, хотя, впрочем, об уровне и о качестве говорить в данном случае наверное будет излишне, ведь убедиться в том, как играют эти ребята можно совершенно легко и просто, включив навскидку абсолютно любой трек их авторства и послушав его хотя бы пятнадцать-двадцать секунд.

Я не сомневаюсь, что этих пятнадцати-двадцати секунд хватит за глаза любому, кто имеет хотя бы маломальское представление о том, что такое хорошая музыка, для того чтобы захотеть послушать “хаммеров” ещё секунд пятнадцать, а потом ещё, ещё и ещё. Далеко не каждая команда способна адекватно сочетать железобетонную основательность, супремативную мелодичность и способность сразу же застревать в мозгу, но Ten Tonn Hammer могут и умеют быть одновременно яростными, академичными и душевными. Как? Сейчас попробуем понять.

Техничная ритм-секция, обворожительные соло-партии, дьявольская утробность хрипов на правах вокала и острые, по-настоящему трэшевые тексты с перчёной интеллектуальной прививкой в лучших традициях Чёрного Обелиска в совокупности образуют ядерный заряд, который бьёт точно в цель и не склонен удовлетворяться полумерами. На альбоме нет эвфемизмов, сглаженных углов или каких-то чрезмерных умствований, но свою интеллектуальную планку авторы держат уверенно и с намеченного курса быть человечным и становиться лучше сходить не желают.

Сокрушительный коктейль из бронебойных грувовых риффов, тонкой психоделической атмосферности, интеллектуальной адекватности и просто хороших и приятных мелодий делают этот пятитрековый EP редкой и приятной находкой для самых разных людей, симпатизирующих самым разным жанрам и идеям, и он действительно способен, по крайней мере, на время примирить и дэтстеров, и хардкорщиков, и думстеров, и радикальных адептов Suicidal Tendencies, Machine Head и Overkill среднего периода.

Неожиданные восточные влияния с явным думовым оттенком в припевах “Познания” и в финальной “Сколько ещё” напомнили мне интеллектуалов-правдорубцев из Agenda вплоть даже до последнего диска их основного музыкального проекта Atra Hora, а в связи с этим я пришёл к удивительным и почти парадоксальным размышлениям. Мы все привыкли видеть мировоззренческую серьёзность и метафизическую глубину у думовых, дэтовых и прогрессивных команд, но грув-метал никогда не отличался красотой, глубиной или смыслом, но почему это так?

Это удивительно и почти невообразимо, но Ten Tonn Hammer сейчас звучат почти как классический Amorphis или не менее классические Paradise Lost под современным грув-металлическим соусом. Думаю, многие без труда распознают на альбоме “Будь крепче молота” характерные ходы, которые так эффектно эксплуатировали финны из KYPCK или россияне из Якоря, подражая “парадайзам”, но благодаря качающей пантеровской мощи наши герои из Ten Tonn Hammer смогли начисто избежать хрестоматийности, сделав всё оригинально и свежо.

И снова, в точности как и два года назад, я готов номинировать “Будь крепче молота” на вхождение в свой топ по итогам года, уж очень он хорош. Даже не имея абсолютно никаких симпатий к данному жанру, трудно не заметить, как уверенно обращаются музыканты с мелодиями и какие жизненные пишут тексты. Я очень придирчиво слушал EP, но так и не нашёл на нём ни одной лишней ноты, ни одного сомнительного риффа и ни одной надуманной или шаблонной фразы. Литературность Анатолия Крупнова, атмосферная печаль Paradise Lost и стальные мышцы Exhorder и Pantera – всё это “Будь крепче молота”, и это весьма круто.

Не уверен, что по канонам тру-груверов и экстремальных хардкорщиков это абсолютное комильфо, но в данном случае этот аспект и не столь важен, ведь новейший залп “молотов” действительно представляет собой реальную силу, способную сокрушать стены и переворачивать сознание, а значит, важнейший критерий истинности и объективности, который ещё бессмертный вождь мирового пролетариата, нисколько не сомневаясь, отводил практике, учтён и соблюдён. Перед нами первоклассный диск для ума, души, мышц и саморазвития. Всё в одном. Прекрасно.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N7 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на мини-альбом группы Voroth "Voroth"

23-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Уже обложка дебютного четырёхтрекового EP этой команды перенесла меня в те времена, когда трэш и дэт были чуть более экстремальными разновидностями традиционного хэви-металла, а весь мрак, жуть и тьма самого тяжёлого металла аккуратно прикручивались к чётким риффам, хорошим мелодиям и традиционным песенным структурам. Волшебство слаженных гитарных атак, заливистых лид-гитар и смачных пристовско-кингдаймовских сбивок Voroth стараются использовать на все сто, и им явно хочется быть в первую очередь мелодичными и слушабельными, что трудно не признать очень верной и адекватной расстановкой приоритетов, а враг у них в данном деле всего один – малое количество опыта и не слишком “набитая” в нужном направлении рука.

Сами музыканты величают себя не иначе как в категориях трэша и дэта, а порой про них говорят даже с использованием терминов прог-дэт и техно-трэш, но я не стал бы заострять на этом слишком много внимания. Да, ребята играют технично и мощно, но для меня это всё равно агрессивный хэви-метал и ничего кроме, что не только не является недостатком коллектива, но и напротив, можно рассматривать как главную изюминку на их пышном, щедро сдобренном перебродившим ликёром торте. Voroth – это гитарная музыка, не претендующая на заумность, революционность и уникальность, но ребята в этих качествах особо и не нуждаются, с восторгом бросаясь в пучину старомодного металлического шороха, где съели столько собак Venom, Atomkraft, Raven, Slayer и ранние Massacre.

Не обошлось без некоторой наивности и совковости, свойственной многим отечественным командам, но даже наивность Voroth проистекает откуда-то из крупновского “Апокалипсиса”, из крюгеровского “Эмбриона сатаны” и из шаховских террор-коллекций, а значит, из весьма достойных и “проверенных” источников, которым можно доверять совершенно не глядя. Авторы нарезают свой олдскульный страшмет с большим увлечением, довольно уверенно обращаются с гармониями, и хотя до шедевров и хитов им ещё как пешком до Луны, их диск оставил у меня по большей части очень приятные и даже сладостные впечатления, напомнив своими грубоватыми варварскими риффами времена первопроходцев и зачинателей мрачного металла.

В 80-х-начале 90-х такой материал пошёл бы просто на “ура”, и никто бы не стал придираться к шероховатостям, нюансам саунда и техническим огрехам, за милую душу порадовавшись и корявым текстам Voroth, и их прямолинейному напору, ну а сейчас, когда в моде и в чести совсем другие стандарты и другие идеалы, многие смогут с чистой совестью отвернуться от группы, презрительно сославшись на их шумность, какофоничность и сумбурность. Я не спорю, все мы в курсе, что есть группы, музыка которых похожа на древний склад ржавого допотопного оружия или на музей собственных ошибок, но это обстоятельство иногда может быть очень даже кстати и при удачном расположении звёзд такие мезозойские несуразности способны выступать в качестве отличных путеводителей в мир древних метал-баталий.

Ошибок у Voroth много. Они так обильны и настойчивы, что через них порой продираешься как через заросли-кусты, проснувшись в полночь в ходе пикника где-нибудь в карпатских лесах и отправившись в поисках уединения и отложения накоплений навстречу тьме, холоду и неизвестности. Их музыка как будто спаяна из старых, порой весьма потрёпанных и явно “видавших виды”, иногда совершенно друг другу не подходящих, а иной раз как будто нарочно противоречащих друг другу элементов, всё это жутко гремит, стонет, чадит и шатается, но в такой чумазой и вообще не стерильной атмосфере рождаются весьма аутентичные и по-настоящему железные треки в духе металлического андеграундного олдскула 80-х.

Мне понравился звук рецензируемого миника невинномысских корсаров, не вызвали никаких особых нареканий даже довольно специфичные русскоязычные тексты, а вот что не понравилось, так это неуверенность ребят и их желание тут же исправлять всё, на что им указывают рецензенты и журналисты. Конечно, мнения спецов от пишущей братии могут быть очень даже весомыми (особенно если мы имеем дело с таким просвещённым, грамотным и разносторонним человеком, как шеф HELLZ ZINE Александр Горбанёв), но ни одно из них не является абсолютной истиной и уж точно не должно восприниматься как категорический и тут же подлежащий исполнению императив. Больше уверенности, настойчивости и меньше озираний по сторонам – вот чего хочется пожелать Voroth в первую очередь.

Я всё это к тому, что прошлый логотип Voroth тоже был очень даже ничего. С этой шульдинеровской косой вполне можно было бы жить и творить дальше, ничего не исправляя. То же самое я сейчас могу сказать и про музыку Voroth. Пусть она не идеальна, и до композиторских и технических высот Энди Ля Рока вряд ли когда-нибудь сможет добраться, однако уже сейчас в их песнях есть свой металлический колючий задор. Нужно ли развиваться и прогрессировать, стараясь быть прицельнее и чётче? Да, определённо! Но нужно ли что-то исправлять на рецензируемом EP и что-то переписывать/шлифовать? Вряд ли. Metallica в 1983 году тоже звучала очень не идеально, и в этой шершавой неидеальности как раз и были вся соль и весь перец. Или лучше так: исправлять нужно. Но не риффы и звук, а атмосферу и градус эмоциональности.

Ну а раз уж упомянул здесь Тирана, то вспомню и его рецензию на “Voroth”. Хэллбосс тотально прав по поводу неоригинальности и неисключительности проповедуемого командой материала (все мы слышали это уже десятки, если не сотни и тысячи раз), но в такой святой простоте и даже элементарности совковых групп вроде Кратера и Кранты тоже есть свой берёзовый сок. А вот радоваться этому или болеть-плеваться - зависит исключительно от настроения и от угла зрения. Ребята попробовали замутить микс из западных гуру вроде пристов, Даймонда, Death и типичных советских трэш-команд эпохи зарождения всех этих музыкальных бесчинств, и их вариант нужно признать далеко не самым провальным. Если они и дальше пойдут по пути таких плясок на костях ностальгии, а попутно ещё слегка повысят свои композиторские способности и смогут вдохнуть в это дело чуть больше ярости, индивидуальности и харизмы, будет просто cool.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N7 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом группы Азон "Без флагов и границ"

21-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Заслуженные панкрокеры из Азона давно уже вышли из возраста первой молодости и юношеского максимализма, но своим идеалам изменять даже не думают. Их первородный хэвиметаллический панк, докатившись до солидного двадцатилетнего юбилея, по-прежнему звучит задорно, свежо и мелодично, а идеи и темы песен, обретя взрослую осмысленность, порой всё так же дерзки и непосредственны как и в пресловутые семнадцать. Кстати о последнем аспекте. Не думал, что услышу у Азон после такого выстраданного и чуткого акустического миника, каким они разродились буквально пару месяцев назад (вообще-то это было в начале мая), столь прямолинейный дистрой, что цветёт и пахнет в “Роке”, но всё именно так, и эта вещь – не единственный оплот ершистого панк-хулиганства на актуальном CD.

Хорошие взрослые мелодии (“Как молоды…” мне даже напомнила по мелодиям и посылу замечательную крюгеровскую “Мы не станем другими”), волшебные, по-настоящему поэтичные лириксы, обязательная, почти басенная мораль – всё это давно сделало творчество Азон востребованным и ценимым любителями такого выдержанного околометаллического панка, а новейший диск не просто продолжает все эти традиции, но и значительно их развивает. Нет топтанию на месте и перемыванию косточек своим прошлым заслугам – Павел Захаров и его коллеги-согруппники явно ещё не готовы даже спустя двадцать лет активной творческой деятельности почивать на лаврах и пассивно радоваться плодам дел своих.

И они всё-таки сделали это – они зазвали себе Артура Беркута, и таким образом их давнее сходство с ранними “мейденами” Пола Д’иано стало ещё очевиднее и ярче. Не скажу, что я в восторге от творчества Артура и считаю его период в Арии удачным, но с Азоном он раскрылся как подводная жемчужина и на удивление оказался на своём месте. Записанная с ним полубаллада “Дождь” одна из самых красивых и удачных композиций на альбоме, и Артур сам наверняка гордится таким фитом и гостевым перформансом. И ведь что интересно, другие вещи совсем не меркнут на фоне этой коллаборации и не кажутся слабее и даже редкие выверты Павла в сторону политических реалий не кажутся грубой попыткой влиться в тренд и проехаться на хайп-трейне.

Не обошлось без переосмысления проверенных временем хитов вроде “Ядерной зимы” и “Героев уличных боёв”, которые давно стали знаковыми для Азона и априори воспринимаются как своего рода визитная карточка группы. А в целом праздник и юбилей удались на славу – “азоновцы” во главе со своим бессменным лидером и креативщиком Павлом Захаровым записали максимально разнообразный и по-настоящему фестивальный лонгплей. Пусть они уже столько лет кичатся тем, что “половины нет зубов”, но их музыка всё так же зубаста, остра и прицельна, как это было десять, пятнадцать и двадцать лет назад, ничуть не растеряв свои хардкоринки, изюминки и ревущий напор классического кроссовера с ироничными текстами и не пафосной интеллектуальной прожилкой.

Мне давно нравится всё, что делает эта группа, и их новейший диск не стал исключением. Романтика, вера в мечту, металлический напор, знаменитая панковая расслабленность и в то же время полнейшее отсутствие какого-либо декадентства и грубой антисоциальщины делают новые треки Азона очень стильными и приятными. Грубоватый простенький панк-рок на экспорт для ценителей серьёзной музыки? Подобные формулировки кажутся абсурдом уже по своему звучанию, но Азон всё-таки сумели показать и доказать, что невозможное возможно. Слушать такую музыку будет не стыдно, даже если тебе уже под сорок или за сорок, а подростковые глупости и дутые протесты давно кажутся просто глупостями. Настоящий foreverpunk, который оказался настолько перспективным, что за дело взялся легендарный Союз.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N7 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на сингл группы Almanac "Миром правит зло"

18-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Рязанский состав Almanac не слишком плодотворен и не обладает гигантским коммерческим бэкграундом, но эти ребята пишут интересные вещи и стараются вдохнуть жизнь и креатив в жёсткие, почти железобетонные клише и стандарты традиционного хэви-металла, что у них очень даже неплохо получается. После аудиоспектакля “Узник своего тела”, по поводу которого я уже написал большую и подробную рецензию в начале 2017 года, они на некоторое время залегли на дно, почти не находя времени и возможности для походов в студию и официальных записей, но заговор молчания был-таки нарушен летом 2020 года, когда на просторах всемирной паутины появился их новейший сингл “Миром правит зло”.

Концептуальные оперные наработки времён “Узника” на время ушли в тень, а сейчас Almanac сосредоточились на изломанном авангардно-непредсказуемом хэви-металле с массой переходов и неожиданных инструментальных кусков. И ведь не просто сосредоточились - сейчас они вжаривают так, что плавится сыр на сэндвиче в соседней комнате, хотя от мановаровской прямоты и пристовской мелодичности у них нет практически ничего. Смесь забористого харда в духе Halestorm и прогрессива Psychotic Waltz далеко не всегда звучит в исполнении Almanac однозначно и одинаково убедительно, не каждый раз им удаётся быть во всём на высоте, но их прогресс и желание развиваться, не застревая на месте, всегда налицо и чем дальше, тем больше.

Мне нравилось то, что Almanac делали в плане своих мюзикловых опер и музыкальных повестей, но сейчас, когда концепции и сквозные тематические линии на время оставлены или не так очевидны, мне это не кажется большой потерей, и даже наоборот. Их сыроватый хард-авангард интересен уже сам по себе, они явно могут и умеют играть драйвово и высекать искры из каменных плит, но в то же время избегают предсказуемости и проторенных дорог, а это прекрасно, безотносительно к жанрам, временам и географии. Люди с биполярным расстройством и любители олдскульного прогрессива явно будут в восторге от новейшего трека Almanac, а возможно и не только они.

Я уже сравнивал эту группу с Sadness, Madder Mortem, Left Hand Solution, Atrox и In This Moment, а сейчас окончательно пришёл к выводу, что Almanac можно назвать самыми необычными хардрокерами наших широт, а возможно даже русскоязычным аналогом групп вроде Madder Mortem и Left Hand Solution, ведь их материал становится всё более разнообразным, сложным и авангардным, не отходя при этом от своих блэксэбботовских корней и риффов с привкусом классического стоунера. Даже в их каверах на Roxette и Audioslave без сомнений распознаётся эта характерная прогово-авангардная манера, а в своём новейшем собственном треке Almanac оторвались по полной, впихнув в одну вещь максимум идей, фишек и противоположностей.

Колоритная вокалистка Almanac Екатерина Григорьева внешне похожа на Кимберли Госс, но её вокальные данные ещё шире и разнообразнее. Играть в роковую femme fatale у неё получается первоклассно, а театральные переливы эмоций словно нанизаны на уверенный ракетоноситель мощнейшей сирены ПВО. Да, это всё тот же старый добрый хард-н-хэви с хулиганским женским вокалом, который у нас в стране исполняли ещё группы вроде Маркизы, а на Западе проповедовали Пэт Бенатар и Heart, но с лёгкой руки Almanac он стал непредсказуемым, ядерным, а порой даже почти нелогичным. Но это не отсутствие логики, это всего лишь собственное авторское понимание её законов и закономерностей.

Кто-то из героев 80-х говорил, что стареть не страшно, пока ты молод, и Almanac очень убедительно иллюстрируют эту мысль на своём собственном жизненном примере. Они существуют вот уже пятнадцать лет, и за это время менялись и меняли свой курс не раз и не два, в то же время ничуть не стесняясь демонстрировать свою приверженность традиционным и олдскульным делам. Они не боятся делать ставку на классические и ортодоксальные риффы традиционного хард-рока, но подают их под таким неожиданным соусом, что сомнений не остаётся: перед нами нечто совершенно новое и свежее – не колосс на глиняных ногах, а рок-хамелеон, готовый жить и креативить в современном digital-пространстве.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N7 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё