ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на мини-альбом группы The Махры "Время приключений"

03-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Группа с таким красноречивым логотипом просто обязана играть кондовый хэви-метал и всячески демонстрировать свою приверженность идеалам групп вроде Iron Maiden и Арии, но не так просты и махровы питерцы из The Махры! В своём арсенале ребята имеют пять синглов и пять EP, последний из которых сейчас и представляется нашему с вами вниманию, а их логотип менялся за одиннадцать лет карьеры уже не единожды, однако всё это детали, главное же – музыка, которая в случае с актуальным EP просто бьёт все рекорды по накалу и интенсивности.

Их новейший четырёхтрековый релиз призывает отправиться на поиски приключений вместе с диковатым чумным доктором, освещающим себе путь, подобно Сократу, коптящим керосиновым фонарём, и это не случайно. Новейший мини-альбом стал для группы эпохой перемен, лайнаповых чейнджей, обновления звучания и новых стартов, но от своей основной фишки “металла с дудками” они не стали отходить, а лишь осовременили, ужесточили и утяжелили свой саунд, хотя утяжелили его на самом деле очень уж неслабо и радикально, что буквально изменило в их музыке всё.

Уже в начале своей карьеры The Махры отличались стремительным почерком и характерной ухающей манерой исполнения, приводящих к тому, что творчество команды напоминало не столько российских ска-первопроходцев в лице Distemper, а скорее западных тяжёлых менестрелей вроде In Extremo, Subway To Sally, Saltatio Mortiis и Morgenstern, но со ска-инструментарием вместо волынок и прочих средневековых штук, с характерным панковым вокалом в традициях Green Day и The Offspring и с такими же текстами.

“The Махры – не хухры-мухры” – пели они ещё в 2013 году, и с тех пор в их мировоззрении и в подходе к лирическим изысканиям очень мало что изменилось. Хотя звук стал мясистее и жёстче, а нецензурного хулиганства в текстах теперь почти нет, однако перед нами всё те же The Махры со своими “дудками”, металлическим саундом и вечной жаждой стёба, активного образа жизни и приключений. И металла у них теперь действительно много как никогда, а предлагаемые ими приключения стали ещё более захватывающими, адреналиновыми и железными.

Открывает альбом почти трэшевая “Время Людей”, которая лишь в припеве возвращается к панковым интонациям, да и то не особо. Развесёлые ритмы сменяющей её “Ваши знамёна сгорят” – это тоже однозначно металлический эксперимент с оттенками Грига и позднего Grave Digger с такими их треками, как “Zombie Dance”. В этом треке экстремальный вокал (некое подобие гроула) чувствует себя ещё более уверено, чем в прошлой вещи, и его удельный вес заметно повышается, давая понять, что The Махры всерьёз намерены заинтересовать металлическую аудиторию.

Третий трек с альбома называется “Живой”, и это настоящий кроссовер-трэш в традициях Slayer и D.R.I., в который ска-элементы вплетаются очень интересно и порой неожиданно, а замыкающая шествие новейшего диска титульная композиция это не только самая интенсивная с точки зрения риффинга вещь на альбоме, но и самый традиционный для The Махры трек с данного релиза.Вокальные линии и мелодии здесь самые привычные для прежних и классических релизов группы, и свойственного каноническому ска-панку задора и позитива здесь больше всего.

Самое забавное во всей это истории это то, что своим названием коллектив обязан мультику про Масяню. Наверное, сама Масяня и её создатели-мультипликаторы долго бы удивлялись тому, как некая питерская команда совмещает характер их персонажа со слееровской агрессией, но нынешние The Махры именно таковы. До сих пор мне не встречалось ещё настолько жёстких и бескомпромиссных ска-метал-групп, и последователи Масяни вполне способны стать лидерами в своём жанре у нас в стране.

Мне не очень понравились их эксперименты с брутальным вокалом (слишком уж он хаотичен, страшен и смахивает на бескомпромиссный грайндкор); вокальные мелодии, тексты и способы сочетания ска и кроссовера ребятам ещё предстоит исследовать, развивать и улучшать, но в остальном всё уже сейчас очень даже найс. Такой мозгодробительный трэшевый бурелом не снился даже браткам из The Exploited, когда они записывали свой самый жёсткий и супремативный “Beat The Bastards”, а ведь их сны в те времена явно не страдали от отсутствия фантазии или цензуры.

Как говорил один известный персонаж (не Масяня на этот раз), попав в довольно щекотливую ситуацию, “необитаемая планета, ресурсов нет, кто послабее - умер бы здесь, а я буду дома к Рождеству”, так и The Махры сейчас – они освоились в одном жанре, потом организовали на его основе свой собственный новый подстиль и сейчас с явным энтузиазмом и немалой сноровкой намереваются продвинуть своё свеженайденное ноу-хау так далеко, насколько это только возможно. Если верить приметам и звёздам, к Рождеству у них уже будет очень многообещающий полноформатник, ну а насколько действенны в наши смутные времена приметы и знаки, и можно ли им верить, мы узнаем уже очень скоро.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Рецензия на альбом проекта Evilnox "Kingdom Of Eternal Night"

03-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Таинственный краснодарский one-man-проект Evilnox исполняет мрачную и прекрасную музыку, прочно укоренённую в эстетике Средневековья. Звучное название и яркий логотип с туманным полумесяцем, который очень стильно выглядит на фирменных ивелноксовских патчах, - это далеко не всё, за что можно любить и котировать данную формацию, ведь её музыка ни в чём не отстаёт от таких многообещающих завлекалочек и постоянно прогрессирует, стараясь как можно более точно и красочно представить для всех интересующихся древние и диковинные миры.

Я не могу сказать ничего плохого ни об одном из прошлых релизов Evilnox, но “Королевство Вечной Ночи” явно намеревается переплюнуть и превзойти их все. Шикарная обложка с величественным замком и не менее шикарное описание релиза на все сто соответствуют возвышенной и аристократичной музыке альбома, которую лучше всего описать двумя словами, а именно: “тёмный восторг”. То нежные и вкрадчивые, то инфернальные и злые, то таинственные и пугающие звуки этого альбома складываются в единый пазл красоты, ужаса и грусти, и это много.

Накопленный за годы странствий по просторам синтетических подземелий опыт здорово помог предводителю Evilnox сделать свой новейший диск похожим на увлекательное путешествие по холодным коридорам болезненных воспоминаний и извращённых фантазий, которые с лёгкой руки автора приняли вид величественного замка скорби, растравленной тоски и невосполнимой утраты. Здесь будет холодно и одиноко, иногда страшно, а порой, вероятно, безумие своими когтями подберётся к вам ближе, чем бы вам хотелось, но это будет важный и ценный опыт.

Каких-то слишком тёмных или слишком злых ингредиентов в “Kingdom Of Eternal Night” не содержится, а отличает альбом очень грамотное, сбалансированное и атмосферное эпик-хоррор-повествование с таинственными флейтами, нежным флёром туманных синтезаторов и природными сэмплами. Вокал не будет слишком частым гостем на диске, но те моменты, где он всё-таки будет пущен в ход, вас точно не разочаруют: этот сдержанный хриплый скрим однозначно представляет собой одно из лучших вокальных решений для подобной музыки.

Эффектная, сходу представляющая слушателям вокальные красоты Evilnox и довольно разнообразная, изобилующая красивыми фолковыми вставками и неоклассическими реверансами в сторону синтетического гот-рока, “My Kingdom Of Eternal Night” плавно переходит в коротенькую ядовито-трубадурскую “At The Gates Of Medieval City”, затем она сменяется величественными симфонизмами и приблэкованными ритмами “Hour Of The Wolves” и неожиданно рассыпается хрустальными бликами дивного инструментала “Red Horn Of The Moon”.

Тревожная “True Evil Was Born Under Winter Stars” со своими безумными воплями и страшным смехом напомнила мне ранний Sopor Aeternus и мистику Эдгара По; чарующие “The Woods Of Frozen Melancholy” и “Song Of Black Stones” имеют нечто общее с музыкальными экспериментами Summoning, ведьминская “Black Goat On The Throne Of Hate” с её сумрачными колоколами и проклинающими вскриками вновь сквозит ритуальной мистикой Анны Варни, а медитативная “From The Land Of Darkness…” – это одна из самых гармоничных и непредсказуемых вещей на альбоме.

Колдовские весенние кошмары “Spring Nightmares” как будто нарочно вносят на альбом толику атмосферных особенностей музыки в духе проектов вроде Дом Вдовы; “Dead Beauty” прекрасна, созерцательна и мечтательна, а завершается всё дождливым эпилогом “The Rain (Epilogue)”, который мерным шелестом своих капель-слёз напоминает нам о том, что всё конечно, утро сменяется вечером, а за рождением всегда и непременно следует увядание. Немного неожиданная концовка для диска с такой концепцией и оформлением, но тем интереснее.

Недостатков на альбоме практически нет, баланс между разными составляющими треков выдержан разумно и со вкусом, единственное, что меня несколько озадачило – это обилие криков-всхлипов и их некоторая радикальность. На мой вкус, неупокоенные души прежних обитателей этих странных и страшных мест появляются на авансцене звучания треков немного чаще и настойчивее, чем могли бы, что несколько перетягивает релиз от эстетики глубокомысленного фолка и эмбиентной созерцательности в сторону ужасов и напряжённого dungeon-synth.

Релизы в данном жанре очень трудно оценивать объективно и ещё труднее сравнивать между собой, поскольку слишком многое здесь зависит от субъективных симпатий и предпочтений каждого отдельно взятого слушателя. Меня же “Kingdom Of Eternal Night” покорил своей чёткой конкретностью и способностью сочетать яркие, легко и безусловно запоминающиеся мелодии с размашистостью и свободой аранжировок, а ритмичные вокальные фрагменты – с медитативной природной созерцательностью и чистой красотой манящих лунных дорожек.

Я совершенно не сомневаюсь, что мастермайнд Evilnox с его любовью к стильным коллекционным изданиям непременно издаст этот альбом в CD-формате, но даже если этого по каким-то причинам и не произойдёт, “Kingdom Of Eternal Night” всё равно можно с полным на то основанием отнести к великолепным тёмным фетишам. Может ли фетишем быть просто звук без физического воплощения? Теперь на этот вопрос я однозначно могу ответить “да”, ведь рецензируемый сейчас релиз это именно тот самый случай, и он убедителен как сама ночь с её тайнами, очарованием, волшебством и загадками.

Рецензия на альбом группы Andrew Carlssin "Назад в прошлое"

31-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эндрю Карлссин - это не голивудский продюсер, не троюродный брат Карлсона, который живёт на крыше, и не гений-мультиинструменталист, это название молодой столичной команды, которая играет экспериментальный прифанкованный рэпкор с влияниями Rage Against The Machine, Red Hot Chili Peppers и The Fall Of Troy. Свой дебютный лонгплей ребята готовили целых три года, а закончили, довели до ума и реализовали его сейчас, похоже, только благодаря разыгравшейся пандемии и развёрнутой в её честь самоизоляции, когда всем нам пришлось чуть больше времени уделять себе и своим жилищам, а выходы на улицу оказались регламентированы и лимитированы.

Когда мне было лет пять-семь, машины с открывающимися вверх, как у космолётов дверями, казались мне верхом крутости и пределом мечтаний, и обложка альбома “Назад в прошлое” словно перенесла меня в те далёкие блаженные времена, напомнив прежнюю чистоту восприятия, наивную открытость ко всему и последующий ажиотаж по поводу кино-эпопеи “Назад в будущее”. Ну а раз ностальгировать и копаться в прошлом, то на всё катушку! После сопливого детства и песочниц я вспомнил учёбу в университете и то, как убедился на собственном опыте, что не бывает неинтересных и скучных предметов, а лишь бывают неинтересные и скучные преподаватели.

Кажется, у ребят из Andrew Carlssin похожие воспоминания о студенчестве, ведь они стараются сделать свою музыку предельно чёткой и доходчивой, а в текстах юморят и делятся жизненной мудростью так щедро и харизматично, что, даже не имея абсолютно никаких симпатий к рэпкору, фанку и альтернативе, не проникнуться их воодушевлением не так уж просто. Не случайно в числе своих ранних источников вдохновения музыканты называют прог-рок, ведь их материал умнее и разнообразнее, чем среднестатистическая альтернатива с читкой, а скорее приближается к деятельности таких значительных в мире тяжёлого рока величин как Faith No More и Mr. Bungle.

Хулиганские ритмы Beasty Boys и непредсказуемый риффинг System Of A Down перемежаются у Andrew Carlssin с намёками на эксперименты Anthrax с Public Enemy, а более суровые и хаотичные вещи вроде “Шаг” и “Грув” сочетаются у них с такими более читабельными и камерными композициями, как “Прыгай” и “Завтра”. Альбом имеет вид единого и завершённого творения с интро и аутро, а эпизодические стилистические сюрпризы вроде этно-веяний в треке “За Кулисы” делают его не только разнообразным и интересным, но и непредсказуемым, позволяя держать внимание слушателя на стрёме от начала и до конца звучания релиза.

“Назад в прошлое” – это музыкальный ребус, в котором вместо ряда неизвестных переменных можно подставлять хоть Linkin Park и Limp Bizkit, хоть Body Count, хоть какие-то ещё группы, а общая сумма при такой рандомной подстановке пусть и будет меняться, но останется всё так же идентична музыкальному кредо Andrew Carlssin и их специфической творческой формуле. Море энтузиазма и воодушевления, которое сами музыканты испытывают от собственных песен, с лихвой компенсируют организационные и технические нюансы альбома, и даже такие сырые в плане саунда и исполнения вещи, как “Молчи”, в итоге воспринимаются вполне сносно.

Andrew Carlssin – одна из тех групп, которым очень идёт русскоязычная лирика, более того, в их случае тексты на русском являются одной из главных причин, почему “Назад в прошлое” стоит послушать внимательно от начала до конца хотя бы один раз и не хлопать ушами по сторонам по ходу прослушивания. Тексты не в стиле “набор слов” и “что вижу, то пою”, а действительно неглупые, порой ироничные, кое-где глубокомысленные, а иной раз и откровенно жизненные и поучительные, как, например, “Завтра”, вербальные вирши, которые хочется запоминать и цитировать наряду с Борисом Гребенщиковым и Омаром Хайямом.

Стоит отметить хороший вкус и чувство стиля участников Andrew Carlssin – не переставая играть в философствующих плохишей и отвязных парней, они не перебарщивают с нецензурностями. Как ни странно, по большому счёту, нецензурностей в их текстах нет вовсе, что напомнило мне блестящую стилизацию автобиографии Оззи, которая написана и переведена на русский так, что одновременно и передаёт дух и настроение безбашенной молодости старика Осборна, и не скатывается в низкопробный уличный маразм и туалетный юмор. Удержать такую планку и всё сделать литературно – большая редкость, за что я с чистым сердцем и с удовольствием плюсую группе.

Это может показаться странным, но мне Andrew Carlssin напомнили замечательных отечественных рифмоплётов и трипхоп-экспериментаторов из (the) Dead Elvis, которых продюсирует и продвигает сам мистер Лехтинен. При разнице жанров и музыкальных ориентиров этих команд, их безусловно роднит отношение к своим текстам, к творческой свободе и к стилистическим нововведениям. На своём первом многострадальном альбоме семейка карлссинов постаралась показать себя как остроумных и качёвых хулиганов, готовых подарить вам немного своего позитива и креативного отношения к жизни, что вышло у них почти безукоризненно.

Конечно, на альбоме достаточно шероховатостей и ситуативных провисаний, которые могут сойти за импровизации и экспромты, за что группу можно критиковать и выражать надежду, что в будущем они подсоберутся, подучатся, чуть дольше посидят за нотами и исправят все свои недостатки, но лично мне атмосфера этого организованного хаоса даже понравилась. Рэпкор и фанккор совсем не обязательно должны быть безупречными и отполированными до идеального блеска, чтобы заслужить себе право на существование – иной раз элементы беспорядка и раздолбайства им даже на пользу. И всё-таки я не сомневаюсь, что дальше у Andrew Carlssin всё будет ещё лучше, интереснее и разнообразнее, а потому я на всякий случай приберегу сейчас пятый балл из пяти, чтобы в следующий раз отметить их прогресс официально и документально.

Рецензия на альбом группы Ядохимикаты "Жизнь на грани безумия"

31-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Какое сочное и ершистое название у этой севастопольской команды! От группы с таким названием ждёшь бурлящей радиоактивности, тяжести и сырой подвальной непосредственности, от которых разом захочется убиться, упиться и сделать что-то великое и крутое, и Ядохимикаты не подведут ваших ожиданий, если таковые у вас имеются. Сыро, но не подвально, мощно, но без сумасшедших крайностей, жёстко, но без заездов в радикальный хардкор и дэт-метал – “Жизнь На Грани Безумия” будет играть на пересечении граней и ходить по лезвию бритвы от самой первой ноты до самого последнего финального штриха.

Для меня альбом “Жизнь на грани безумия” стал почти идеалом того, как может звучать тотально сырой и андеграундный, но не отвратный и не портящий радость от прослушивания современный панк-кроссовер-релиз. Хотя слово “современный” в данном случае, пожалуй, лишнее. Хоть альбом и вышел сейчас, в 2020 году, с тем же самым успехом он мог быть записан и реализован и десять, и двадцать, и тридцать лет назад, ведь все идеи и фишки Ядохимикатов произрастают из самых глубин панковской и металлической истории и соответствует убеждению “в олдскульном тяжмете ещё столько всего, что мы по-прежнему там с удовольствием копаем!”

Именно в подобном направлении фантазировали The Exploited на “Beat The Bastards”, D.R.I. на “Thrashard” и Slayer с Sodom на “Untisputed Attitude” и “Til’ Death Do Us Unite” соответственно. Короткие, простые, построенные буквально на трёх аккордах с минимумом вариативности, но с бешеной энергетикой и с абсолютной страстью которая скрежещет, колет, рвёт и эмоционально протестует. Революционная тематика «баррикад» и «извечного цинизма» очень подходит и без того воинственным и злым трекам.

Что интересно, Ядохимикаты так увлеклись погружением в глубину веков и с построением аутентичного лампового саунда, что сейчас выглядят даже более классическими и древними, чем упомянутые The Exploited, D.R.I., Slayer и Sodom. Их звук более аскетичен и своей суховатой трескучей обезжиренностью напоминает времена Ramones и Discharge, а если всмотреться и вслушаться чуть внимательнее, можно без труда рассмотреть габаритные амбиции первых NWOBHM-групп и их ранний панково-металлический задор. Минимум дисторшнового жира, максимум напора и экспрессии – именно так выглядит рецепт создания хита от Ядохимикатов.

Но даже это ещё не всё. В голосе вокалиста, доносящемся поверх жёстких гитарных всполохов, парадоксальным образом прослушиваются намёки на Егора Летова и его характерный вокальный тембр (“Лихо (Как Полыхает Мир)”, “Опасная Зона”, “Привет, Апокалипсис”), а в текстах, если вдуматься, то без влияний Гражданской Обороны тоже не обошлось. Звучит это удивительно и нехарактерно, но именно в этом в данном случае уникальная фишка и особая радость этой группы.

Я уже лет двадцать пять как задаюсь вопросом по поводу того, как бы звучала Гражданская Оборона, играй она в духе Slayer и D.R.I., и теперь у нас есть уникальная возможность не просто гадать и фантазировать на эту тему, а всего лишь сесть и послушать всё это в реальном времени и совершенно воочию. Может, Егор и наваял бы что-то чуть более депрессивное и замысловатое, но в остальном процентов на 90% у него получился бы в точности такой же отвязный альбом, как это вышло сейчас у севастопольских ребят. Здесь можно выискивать глубокие идеи и тайные смыслы, но лучше просто колбаситься и наслаждаться агрессией и драйвом.

Если вы всё ещё сомневаетесь в том, что синие космические ежи – это тоже люди, а хаотичный панковый кроссовер – это тоже одна из разновидностей классического тяжмета, то сейчас самое время во всём этом убедиться. Фанатам Antreib и Егора Летова имеет смысл срочно напрячься и возликовать, ведь Ядохимикаты играют в первую очередь для них, а любителям древних металлических подвигов 80-х ни в коем случае не стоит пропустить этот диск, поскольку сочных риффов, концентрированной злости и радиоактивного сарказма здесь даже больше, чем на классических дисках Sacrifice и Holy Terror. Дебютный альбом Ядохимикатов не лишён приятных мелодий и метких текстовых попаданий, а главное – до краёв наполнен специфической сердитой энергией.

Послушать альбом: https://vk.com/wall-183398503_228

Рецензия на альбом Павла Карачина, Алины Юдаевой и Александра Дороньева "Вавилон"

30-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Павел Карачин – один из тех современных поэтов, кто всерьёз воспринял призыв нашего замечательного классика А.С.Пушкина и теперь не просто рифмует слова и строчки, а буквально “глаголом жжёт сердца людей”. Стихи Карачина остры, безжалостны и обличительны, а действуют они как беспощадный детектор, испепеляющий в душах и в разуме слушателей все логические и моральные изъяны, как и недостаток честности с самим собой.

Не нужно быть пророком и провидцем, чтобы понять, что коронавирусная пандемия и сопутствующие ей ограничительные меры не поспособствуют тому, чтобы накал стихов Карачина уменьшился, этого и не произошло. Хотя материал альбома создавался задолго до мартовских событий, его выход в мае этого года как нельзя более кстати совпал с противоречиями и огорчениями народа, связанных с режимом самоизоляции.

Название релиза уже само по себе намекает на то, что будет “жарко”, но меня заинтриговало даже не это. Как сказала Алина Юдаева, услышав окончательный вариант альбома и её инструментальные партии, сам Павел был в таком восторге, что даже расчувствовался и почти просиял. Данный факт настораживает и обещает действительно необычный и непривычный альбом, способный возвыситься над прежними работами поэта.

Альбом оказался масштабным и непривычно грустным, а по тону и пафосу – пророческим и чуть ли не погребальным. Тон диску задаёт уже открывающая релиз титульная вещь, которая в плане инструментала напоминает психоделический рок, голос Павла звучит здесь ещё горше и как будто доносится сквозь толщу времён, прошедших после окончательного и всеобщего крушения нашего мира, когда виновных и невинных уже нет, а есть лишь ветер, прах и пепел.

Второй трек “Время” следует в точности в том же духе, что и “Вавилон”, лишь ещё углубляя и ужесточая его болезненный горький надрыв, а слова автора отбивают свой ритм как смертельный стрёкот пулемёта, но уже не изобличают конкретные пороки конкретных людей: пьянство, лень, ложь, паразитизм, а бичуют уже саму сущность человеческого мира. За этим эмоциональным всплеском, эскалации, как ни странно, ни следует, и следующие треки “Бури Песнь” и “Беглец” углубляют психоделию, а не пламя ярости и гнева.

Даже интонации голоса Павла как будто звучат уже немного иначе, чем раньше, а откровенно меланхоличный инструментал лишь ещё более подливает масла в огонь и укрывает всё философским и рефлексирующим туманом. Конечно, это всё тот же Павел Карачин, и узнаваемый стиль его строф вы вряд ли сможете с чем-то спутать, но эмоциональная окраска у альбома и у новых стихов уже совершенно иная: не жгучие и не апокалиптические – пост-апокалиптические.

Чуть более бодрые и рок-н-ролльные “Двоичный код” и “Континентальный экспресс” не вносят значительных перемен на альбом, а ближе к финалу автор с видимым и явным удовольствием переходит к жанру философской притчи, которую он с успехом апробировал ещё во времена альбома “Никто”, а завершает всё почти речитативом треков “Карусель” и “Перехват. Совершенно Секретно”, что звучит тревожно и надрывно, как напряжённая и бессмысленная тахикардия последней агонии.

Мне альбом показался ещё более мрачным и безысходным, чем ранние диски Павла Карачина, а его общая и обобщённая, такая почти абстрактная и теоретическая мизантропия показалась ещё более отчаянной и жестокой, чем хлёсткое бичевание пороков альбома “Никто” и феерическая апокалиптическая фантасмагория альбома “Призраки”. Здесь почти нет такой концентрированной и лихой вербальной эквилибристики, как на других альбомах Павла, а лишь неспешные, ёмкие и довольно размашистые констатации-эпитафии выгоревшему и опостылевшему миру.

У меня осталось ощущение от “Вавилона” как от более серьёзного и зрелого релиза, чем “Призраки” и “Никто”, но такой тематический и технический прогресс не мог не сказаться на общей хитовости данного релиза, и среднестатистическому слушателю воспринимать новые стихи Карачина определённо будет сложнее. Да стихи и сами по себе здесь сложнее, серьёзнее, глубже, а их посыл и темы уже не столь самоочевидны, и в двух словах их не выразить и не резюмировать – нужно вникать, следить, вдумываться, шевелить извилинами и сопоставлять со своим опытом.

Если прошлые релизы Карачина я рекомендовал всем и каждому для обязательного и “профилактического” прослушивания с целью избавления от иллюзий и внутреннего гнуса, то “Вавилон” считаю релизом совсем другого плана. Слушать такое будет интересно и приятно только интеллектуалам, которые “Призраков” и “Никто” успешно восприняли и переварили, а их интеллектуальный бэкграунд и мыслительный горизонт выходят далеко за пределы средних значений уровня iq.

Таких искушённых и бывалых слушателей данная работа определённо порадует и вдохновит, а вот остальным, скорее всего, будет просто скучно из-за невозможности уследить за сюжетной линией и понять авторский посыл. Хотя изъясняется Павел предельно простыми словами безо всякого высокоумия, говорит, понятное дело, на русском и всем нам знакомым с детства языке, но для того, чтобы услышать, понять и осмыслить его стихи мало просто знать русский язык – нужно уметь думать и оперировать идеями - анализировать, сопоставлять, отсекать лишнее, корректировать имеющееся и привычное.

Быть может, именно поэтому мне и показался “Вавилон” таким грустным и отчаянным. Понять и принять этот альбом смогут и захотят единицы, а переварить и преодолеть этот экзистенциальный критицизм и вовсе - единицы из единиц. Релиз и его тематику нельзя назвать светлыми и жизнеутверждающими, но она необходима и незаменима для любого, кто хочет стать по-настоящему счастливой, свободной и гармоничной личностью. Так уж устроен этот мир, что ворот в рай не достичь, не покатавшись вдоволь на континентальном экспрессе “Вавилона”, и умение играть в эти ментальные шахматы является системообразующим для любого серьёзного роста.

Рецензия на альбом группы Isole "Dystopia"

29-05-2020 Дмитрий Фомин

Творческий путь Дэниэла Брюнтсе (вокал/гитара) и Кристера Олссона (гитара/бэк-вокал), составляющих творческое ядро таких уважаемых проектов как Isole и Ereb Altor, хорошее доказательство того, как можно успешно, продуктивно и талантливо действовать на два фронта, причем без потери качества и оригинальности. Обе формации нацелены на продолжение дел классиков шведского экстремального метала, породивших целую эпоху. И если в рамках Ereb Altor куется новое, более сильное наследие Bathory, то творческий стиль Isole превозносит и приумножает ценность традиционного эпик-дума, которому дали жизнь незабвенные Candlemass.

Можно сказать, Брюнтсе и Олссон в совершенстве овладели мастерством перевоплощения: доспехи далеких предков-викингов и пафосные саги прошлого, составляющие концепцию Ereb Altor, уступают место более насущным и личностным переживаниям музыкантов, для которых, собственно, и существует Isole. На своем седьмом студийном полноформате "Dystopia", который без лишней лести стоит назвать одной из самых сильных их работ, шведы достигли новых композиторских пределов, позволяющих им сравниться с самими законодателями стиля.

Потаенные страхи, эсхатологизм обрывочных сновидений, картины повседневной прогнившей и лживой реальности, предчувствие катастрофы и беспросветный фатализм – все это дополнило сюжетную галерею альбома. Основной темой его стало утверждение, что человечество, несмотря на достижения прогресса, медленно, но верно, по собственной воле или же следуя чужому влиянию, идет по траектории "дистопии", т.е. путем отклонения, регресса, падения.

В этом отношении пластинка получилась преимущественно бескомпромиссной, резкой и конкретизированной, как в музыкальном, так и в текстовом плане. На первый взгляд, "Dystopia" можно назвать чересчур простой и поверхностной, но на самом деле эта работа оказывается намного глубже, чем это может представить, главное проявить внимание. Поспешность и нежелание фокусироваться на каком-то предмете или теме сколько-нибудь продолжительное время стало настоящим бичом нашей действительности. Именно благодаря этому люди разучились ценить по-настоящему ценное и значимое.

На протяжении всего альбома вдумчивый слушатель может пережить настоящее эмоциональное перерождение. Импульсивные волевые порывы "Beyond The Horizon" сменяются тягучей, нагнетающей тревогу непроглядной тучей апокалиптических видений "Written In The Sand", оставляющих после себя горький привкус меланхолии ''The Beholder'', взрываемой очередным всплеском ярости. Краеугольным камнем выступает могучая "You Went Away" - средоточие мощи, возвышенного драматизма и тревожного предзнаменования. После нее наблюдатель уже не будет прежним, и последующие главы будет воспринимать уже более покорно и естественно: и гнетущий натиск ''Forged By Fear'', и депрессивную пространную созерцательность ''Galenskapens Land'' (первой вещи в дискографии Isole, полностью исполненной на шведском языке), и упаднический ландшафт ''Nothingness''.

Каждая из семи композиций имеет собственное лицо, вместе же они составляют единый обелиск падению человеческого рода. Монолитные раскатистые риффы, в которых можно отметить интонации все тех же Candlemass, Solstice, Sorcerer и даже Tiamat, рельеф ритм-секции и пронизывающие их "стенающие" на все лады вариативные соло-пассажи дополнены мощнейшими вокальными партиями. Как фронтмен, Брюнтсе выжал, пожалуй, лучшее, на что был способен. Сильный, безупречно поставленный распевный тенор берет за живое эпичным драматизмом, безысходностью и вопрошающим надрывом, хоть это и умело скрыто характерной скандинавской холодностью. Эффектное интонирование и высокие вибрирующие ноты покоряют без лишних слов, а эпизодические наслаивающиеся бэки и вставки грозного харша подчеркивают необходимый акцент агрессии.

В этой антиутопичной cаге нет ничего лишнего, но достаточно всего, чтобы предельно внятно и четко донести до аудитории основной посыл. Великолепно развитое чувство меры сказалось на безукоризненной сбалансированности альбома. Мастерски вписанные аранжировки (клавишные, сэмплы колоколов) минималистичны, но эффектны, структура переходов, порогов и отступлений тщательно продуманы, каждая партия и нота занимает строго отведенное место. В этом как раз просматривается свойственный настоящим профессионалам перфекционизм, не идущий во вред общей органичности пластинки.

Исходя из внешней концепции, тревожная и обличающая атмосфера "Dystopia" не производит отталкивающего воздействия. Наоборот, художественная разноплановость альбома весьма притягательна, а благородная простота и монументальность придают этому произведению черты фундаментальности, весьма желанной в глазах убежденных поклонников стиля. По сути это по-настоящему зрелая, как в композиционном, так и в техническом плане работа, которая демонстрирует неуклонный творческий и профессиональный рост Isole и вполне естественное стремление сохранить оригинальный почерк.

Показать ещё