ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл проекта Nora "Уходи"

25-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Мы уже упоминали вскользь о проекте Анны Малолетневой Nora в рецензии на последний сингл калужской мдм-бригады Last Trial, который был записан при содействии Анны и на её текст, а сейчас поговорим об очередном творении Nora, но на этот раз уже безраздельно сольном и выполненном в несколько ином (я бы даже сказал, в совершенно ином!) ключе, ведь в “Уходи” нет и следа от металла, как и нет гитар, драйва, дисторшна, однако ярких тонов и внутреннего напряжения здесь не меньше, чем во многих “тяжёлых” композициях жёстких метал-групп.

“Уходи” – это чувственный романтический piano-трек, где минимализм изобразительных средств призван подчеркнуть и оттенить драматичность текста и экспрессию вокальной линии. Стартуя как вкрадчивая камерная композиция, эта песня, доходя до припева, разворачивается в звенящий и всеобъемлющий надрыв, а Анна переходит почти на крик, всесторонне погружаясь в стихию неразделённого чувства и рвущей на части дилеммы, полностью и самозабвенно растворяясь в глубине захлестнувших лирическую героиню эмоций.

С аранжировками и с фортепианным сопровождением вокалистке помог Дмитрий Кейль, а гитарист Last Trial и муж Анны Денис Малолетнев занимался сведением, мастерингом и продакшном. Как я уже упоминал, в плане инструментального аккомпанемента в данном случае присутствует только минималистическое и действительно довольно фоновое, но от этого не менее красноречивое и выразительное фортепиано, однако в таком акустическом супрематизме рецензируемой вещи как раз и заключается вся её сила и соль.

Искренность, откровенность, даже обнажённость и неподдельная острота эмоций достигают в “Уходи” возможного и невозможного предела, а текст выходит на первый план, заполняя всё собой. Подобно тому, как Мара экспериментировала с музыкальным выражением оргазма в своей известнейшей вещи “220 вольт”, так сейчас и Анна пробует себя в точности на том же самом поприще и с успехом справляется с предельными, чувственными, драматичными и буквально выворачивающими душу наизнанку эмоциями и переживаниями невыразимого противоречия.

Сложно как-то оценивать и тем более критиковать настолько целостную и настолько минималистическую композицию, которую на самом деле можно было бы даже, наверное, исполнять а капелла, но, тем не менее, отмечу, что музыкальный аккомпанемент в начале бриджа, исполняемого криком, мог бы быть более гармоничным. Кульминация композиции отлично передаёт накал страстей и цунами чувств, но в то же время этот фрагмент является самым неоднозначным в треке, хотя, нужно отметить, что без него нужной атмосферы и необходимого трепета было бы явно не достичь.

Такая трогательная, пронзительная и контрастная вещь по определению не может оставить слушателя равнодушным, а мне в стихах и в манере исполнения послышалось даже нечто от признанного мастера чувственности и любовных страданий Павла Кашина, и данное утверждение, вероятно, можно воспринимать как лучший комплимент и похвалу рецензируемому треку. Кстати, ради интереса даже можно сравнивать “Уходи” и известнейшую вещь Кашину “Уходя” и сопоставить сюжет и экзистенциальную ситуацию данных композиций.

Можно долго обсуждать разные аранжировочные варианты (мне всё-таки упорно кажется, что без такого долгого и большого крик-фрагмента было бы лучше), но факт остаётся фактом: песня реализована в том виде, в каком реализована, и результат получился очень неплохим. Можно без преувеличения сказать, что “Уходи” – самая сильная и концентрированная работа, выпущенная под именем Nora, и продолжение данной традиции было бы логичным и ожидаемым от исполнительницы, как, впрочем, и продолжение традиций совместных треков с разными группами.

Остаётся только гадать, как “Уходи” зазвучала бы в сопровождении полноценной рок-группы или даже в формате “концерта для рок-группы с оркестром”, начало чему положили ещё легендарные и великие Deep Purple, и, судя по слухам, оценить, по крайней мере, первую из этих двух возможностей мы сможем уже очень скоро, поскольку на готовящемся EP Nora Анна собирается представить версию данного сингла в полном рок-оснащении и буквально во всеоружии. Как бы там ни было, следует поздравить исполнительницу с такой мощной и однозначной работой. “Уходи” – это крик, надрыв, взрыв и в конечном итоге, большой успех калужского проекта.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Рецензия на альбом группы Black Star Riders "Another State Of Grace"

25-05-2020 Дмитрий Фомин

Вот ведь как бежит время! Вроде относительно недавно, а именно в 2013-м г., концертный состав знаменитых Thin Lizzy по инициативе гитариста Скотта Горэма и гитариста/бэк-вокалиста Рикки Уорвика образует совершенно новую команду под названием Black Star Riders и практически одновременно презентует свой дебютный альбом "All Hell Breaks Loose"… и понеслась… За семь лет своего существования группа успела выдать уже четыре, один краше другого, студийника в лучших традициях классического хард-рока по обе стороны Атлантического океана.

Разумеется, Black Star Riders, как прямые наследники и последователи легендарного бэнда покойного Фила Лайнотта, имеют неоспоримое преимущество, однако основатели группы поступили достаточно мудро, чтобы не продолжать делать музыку под вывеской Thin Lizzy. Пусть этот проект и выделяется характерным саундом, высочайший уровень его участников позволяет создавать великолепный материал без оглядки на прошлое, но с таким же сильным духом былых времен и предельной преданностью своему делу.

И если в свое время "All Hell Breaks Loose" изначально задумывался именно как новый альбом Thin Lizzy в его типичной ипостаси, то его последователь "The Killer Instinct" (2015) делал ставку на тяжесть и хитовость в двойном объеме, а "Heavy Fire" удачно совмещал все эти компоненты, добавив кое-чего новенького и по-юношески пылкого. Четвертый же студийник, получивший претенциозное название ''Another State Of Grace'', ну просто обязан был стать чем-то особенным и вывести группу на новый уровень. Что, впрочем, вполне удалось.

Здесь традиционная для BSR ламповая мелодичность и непринужденная хитовость идут бок о бок с выдержанной крепостью характера рокеров старой закалки. В работе над ''Another State Of Grace'' принимал участие несколько обновленный состав, куда теперь помимо Уорвика, Горэма и басиста Роберта Крэйна входит новый гитарист Кристиан Мартуччи (Stone Sour) и барабанщик Чед Шелига (Black Label Society). По словам фронтмена, их вливание в состав придало новому материалу свежести и разнообразия, хотя он в полной мере и является продолжением своих достойных предшественников.

Легкость восприятия, светлая энергетика и располагающая к себе незатейливость остались на месте, но это далеко не все, что составляет палитру ''Another State Of Grace''. Запуская альбом в проигрыватель, приготовьтесь к максимально приятному и эмоционально разнообразному времяпрепровождению. А лучше и вовсе не стоит гадать, что именно преподнесет новый альбом, и просто нажать заветную клавишу "play", так впечатления будут ярче, а послевкусие долгим и терпким.

Каждый может здесь найти и выбрать себе песню по душе и по настрою. Ненавязчиво-бодрящий и энергично-позитивный посыл "открывашки" "Tonight The Moonlight Let Me Down" в типичном духе BSR, но с неожиданным участием саксофона, внезапно сменяется титульным драйвовым номером с лихими ирландскими танцевальными мотивами (волынки и перкуссии прилагаются), где гитары звучат на порядок тяжелее, а в тембре Уорвика появляются низкие хрипловато-воинственные ноты.

Лайтовый и жизнеутверждающий (несмотря на название) шлягер ''Ain't The End Of The World'' вполне органично соседствует с более серьезными вдумчивыми вещами как, например, ''Soldier In The Ghetto''. Трогательные балладные пьесы ''Why Do You Love Your Guns?'' и ''What Will It Take?", берущие за живое своей щемящей ностальгией и светлой меланхолией, прекрасно уживаются с откровенной разухабистостью и бескомпромиссной грубостью ''Standing In The Line Of Fire" и страстной импульсивностью ''Poisoned Heart''. И так далее и в том же духе…

Простецкие припевы-рефрены, бархатистый тембр Уорвика, стройные гитарные риффы и витиеватые прожигающие соло при уверенной поддержке рельефной ритм-секции – все это звучит умиротворенно и одновременно возбуждающе. Частые партии акустики, к которой так неравнодушен Уорвик, а также мягко урчащие винтажные клавишные и эпизодические женский бэк-вокал практически не заостряют на себе внимание. Но не будь их, пластинка получилась бы пресноватой, ведь мелочи иной раз очень важны.

С одной стороны прослушивание "All Hell Breaks Loose" ни к чему не обязывает, в компании этого альбома запросто можно провести часок-другой, релаксируя в любимом кресле и потягивая охлажденное белое вино (ну или что-нибудь другое). С другой же пластинка идеально подходит для активного отдыха на открытом воздухе, для беззаботной тусовки с друзьями, или может стать отличным саундтреком для поездки в летний отпуск на собственном авто. Выбирать вам - этот альбом хорош в любое время года и в практически любой жизненной ситуации.

Говорить о безукоризненности игры музыкантов или о качестве их звучания будет пустой тратой времени. Black Star Riders это команда профессионалов высочайшего класса, но не за счет виртуозного умения обращаться со своими инструментами, а за редкий талант писать трогательные и животрепещущие песни, покоряющие своей откровенной душевностью, теплотой и способностью достучаться до сердца каждого, кто решил ознакомиться с их творчеством.

Рецензия на альбом группы Restless Mind "Аргос"

22-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

У четвёртого альбома некогда сольного и “зелёного”, а ныне вполне себе примелькавшегося и состоявшегося проекта Антона Грузинского (Age Of Rage, Sensum, Илиум, Ahtoh Skald) самая яркая и представительная обложка за всю его историю и самый представительный лайн-ап. Три уровня арта в виде седой греческой древности (корабль наподобие триремы, возможно, легенларный Арго), нашей современности (скоростной самолёт) и серебряной вечности (космос, звёзды) как будто намекают на три возможных толкования вынесенного в название диска слова “Аргос” и подспудно настраивают на такую же разнородность и многоуровневую ступенчатость в плане музыки Restless Mind образца мая 2020 года.

Стартовав с достаточно жёсткого и даже в чём-то железобетонного хэви-металла в 2017 году, Restless Mind очень быстро уклонился в области грува и альтернативы, показав, что коллектив не желает оставаться в рамках чистых жанров 80-х, а намерен совершенствоваться и играть современную и разнообразную музыку. Сейчас все эти тенденции ещё более углубились и упрочились, а “Незнающий Покоя Разум”, перейдя в разряд полноценного концертирующего коллектива, явно наслаждается экспериментами и совместной работой друг с другом, зазвав, наконец, в свои ряды профессора барабанных палочек отечественного тяжмета Андрея Ищенко.

Четверо таких опытных и умудрённых давними сражениями в составе самых разных групп музыкантов (напомню, что в состав Restless Mind помимо самого Антона входит также известный гитарист Роман Новичков (Маюми), талантливый и довольно востребованный драммер Андрей Ищенко (Bestial Invasion, Grace Disgraced, Dark Matter Secret, ex-Аркона, ex-Stigmatic Chorus и многие другие), а также бас-гитарист Дмитрий Луцковский, известный как лидер Mjød) просто не могли бы записать что-то слабое и проходное, однако Антон не стал пускать дело на самотёк и постарался смотивировать своих сотоварищей нужным образом, настроив их на работу на совесть.

Чуть модерновый, рокочущий раскатистой ритм-секцией и козыряющий довольно изобретательными гитарами, “Аргос” это тот самый метал, который одной ногой стоит в классических тяжёлых жанрах вроде трэша и хэви, а второй замахивается в туманное и неопределённое будущее. Ребятам скучно просто переигрывать своих западных и отечественных кумиров, и они старательно клонятся в сторону самобытных, артовых и по большей части не обделённых мрачными размышлениями и тревожными предчувствиями берегов.

Жёсткая и драйвовая “Чёрное Зеркало” сменяется балладно-психоделической “Успеем Ли Мы”, где Антон неожиданно срывается почти на речитатив (!), а затем ещё более балладной и психоделической “Аргос”. Далее нас ждёт умеренная в плане темпа, почти гимновая по настрою и едва ли не апокалиптическая “К Звёздам”, вслед за ней спешит монументально и жёстко припечатывающая к чернозёму “Мёртвые Духом”, после чего нашему вниманию готова представить себя уже более скоростная и жёсткая “Шёпот Строк” с огненными соло Романа.

“Шторм” бушует и пробует на прочность стены и камни, напоминая рокот неудержимой морской стихии, ожесточённая рукопашная битва “Тропою Шрамов” беспощадна, но в то же время патетична и кафедральна, а финальный штрих с философским названием “Заложники Себя” настолько колоритен и масштабен, что это уже почти грув-дум. Участники Restless Mind смешали Overkill начала нулевых, трэш-дум вроде Dream Death и Last Descendants и грустный прог-техно-пауэр в духе Nevermore и Evergrey и закончили альбом с максимально возможным размахом.

Это всё ещё грув-метал и отчасти хэви-метал, но чувствуется, что каноны и лекала традиционных метал-жанров уже давно перестали казаться авторам этой пластинки непререкаемыми авторитетами. Не желая кого-то копировать и ходить по проторенным тропам, Restless Mind ушли в дебри и непролазные чащи интеллектуального современного металла, и хотя до выхода в открытый космос пост-рока и пост-металла им ещё далеко, нафантазировали они на своей новейшей работе удивительный и отвязный металлобурелом.

“Чем дальше в лес, тем больше партизанов” – гласит народная пословица, а чем дальше развиваются и творят Restless Mind, тем меньше в их музыке однозначных решений, проверенных схем и лёгких путей. Эксперименты со звуком, попытки поднимать серьёзные исторические темы, взаимоувязывая их с нашими нынешними повседневными проблемами, смелые, а порой и безрассудные решения соседствуют на альбоме со всё ещё достаточно традиционными и грозными металлическими всплесками, а в итоге выходит нечто экспериментальное и кроссжанровое.

Я ничуть бы не удивился, если бы услышал материал “Аргоса” на новом альбоме Чёрного Обелиска (эти ребята, как известно, тоже любят эксперименты и не прочь удивить свою аудиторию) – уровень треков очень даже не стыдный и настоявшийся, вокальная работа солидна и разнообразна, а мелодии и риффы как будто намекают на родство с командами вроде Sacred Reich, Vendetta и Flotsam And Jetsam, которые начинали глубоко в 80-х, а ныне играют тяжко, мощно, осмотрительно, но уже не так прямолинейно как раньше. Есть нечто схожее у сегодняшних Restless Mind даже с группами вроде Trust X, Spaint и AcatoniA, и такая взвешенная прогрессивность и литературная надрывность текстов действуют как скрытая бонусная гиря, незаметно положенная музыкантами на весы своего творчества.

Взрослая мрачность альбома в первый момент удивляет и даже обескураживает. Я слушал диск, удивлялся глубине эксплуатируемых тем, вязкости, живущей в этих песнях, и их меланхолии, а попутно вспоминал, как впервые столкнулся с подобной музыкой на альбомах Overkill конца 90-х-начала нулевых. В те времена интеллектуальные эксперименты на основе грува у этих знаковых американских трэшеров получались грустными и по-настоящему экзистенциальными, а всё вместе казалось каким-то новым и удивительным, смахивая на невиданного ранее жанрового мутанта.

Рекомендовать этот релиз вряд ли стоит тинейджерам, ищущим весёлого отрыва на гигах и симпатизирующим бессмысленному протесту ради протеста, а оценят и полюбят “Аргос” скорее ветераны хэви/трэш-сражений, которые котируют Урсус, Герду и тот же Чёрный Обелиск, однако Антон и его музыкальные компаньоны постарались всё сделать так, чтобы “Аргос” смог быть интересным и актуальным даже для школьников и студентов. Грусть и драйв, опыт прожитых лет и безукоризненная техничность, хорошие тексты и надрыв больной души – всё это у Restless Mind на своих местах и в пропорциях, выверенных с аптекарской дотошностью.

Конечно, не обошлось без некоторой доли взрослой тоски и столь свойственной позднему Мастеру размеренности, но в данном случае этого было просто не избежать – жанр обязывает. Вязкие, тяжеловесные, порой как будто пробуксовывающие риффы и такие же слегка флегматичные мелодии сообщают “Аргосу” нечто сродни полночной бессоннице, когда нурофен и пенталгин уже выпиты, голова по-прежнему раскалывается, а за окном вот-вот забрезжит хмурый и тревожный рассвет. Никакой лёгкости и беззаботности на альбоме нет, и, пожалуй, многих данное обстоятельство отпугнёт и расстроит, но тем приятнее будет открыть для себя четвёртый лонгплей Restless Mind тем, кто всего этого не испугается.

Рецензия на мини-альбом группы Эсента "Трогвар"

19-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Очень интересный EP представила 9 мая столичная группа Эсента. На первый взгляд, ловить здесь особо нечего, поскольку из четырёх попавших на диск композиций две представляют собой каверы на Behemoth и Kamelot, а собственно новых треков самой Эсенты всего два, однако, в данном конкретном случае, далеко не всё так просто и очевидно. Я решил послушать этот альбом, ни на что особо не надеясь, но уже спустя несколько секунд, был заинтригован и буквально пленён смелостью и свежестью идей представленного материала. Как оказалось, “Трогвар” мал и лаконичен исключительно по хронометражу, но не по количеству заложенных в него смыслов, настроений и чувств.

Открывающая пластинку титульная вещь представляет собой напористый эпик-пауэр-метал с обильными неоклассическими аранжировками, мощным симфоническим напором и неожиданными сменами темпа, где в общем шквальном фейерверке эмоций прослеживаются даже отголоски дума и прогрессива. Напряжённая атмосфера интриг и нависшей над героями угрозы в исполнении напоминающего диковинную фэнтези-мясорубку риффового рубилова сочетается в этом треке с прозрачными россыпями клавишных, грозными оркестровками и патетическим голосом пророка-алхимика в припеве.

Композиция несколько хаотична и на первый взгляд даже сумбурна, но такое впечатление может сложиться исключительно по той одной причине, что далеко не всякий слушатель в ходе первого прослушивания сможет уследить за всем многообразием переходов, мелодических линий, стремительных инструментальных фантазий и патетических аранжировок, привыкая же и осваиваясь в этом драматическом зазеркалье, начинаешь понимать и чувствовать внутреннюю логику развития трека “Трогвар” и, погружаясь в бурные волны этого неспокойного моря, ощущаешь уже весь спектр задействованных музыкантами эмоций, переживаний и страстей.

Шикарная баллада “Лорд” - это поистине пик и вершина альбома. После жестокого урагана предыдущей сюиты такая нежная, романтичная и глубокомысленная композиция воспринимается как отрада для души и настоящий триумф сладостной фэнтезийной меланхолии. Следуя в лучших традициях великолепных медляков Grave Digger и Blind Guardian 90-х, эта масштабная среднетемповая вещь погружает слушателя в мир скорби, невосполнимой утраты, благородства, возвышенных чувств и грустноватого хэви-дума в духе Sorcerer и Grand Magus. Вряд ли стоит засовывать сейчас Эсенту на одну полку с этими группами, но нечто общее у них определённо присутствует, и это здорово! (умеренные межпредметные связи ещё никому не вредили).

А далее нас встречает буйство оркестровой неоклассики и вольных интерпретаций наследия мрачнорубов из Behemoth и прог-пауэрщиков из Kamelot. Зубодробительный эпик поляков “Ov Fire And The Void”, в исполнении Эсента преобразилась практически до полной неузнаваемости: безжалостный срежет гитар и эстремальные вокализы Нергала оказались напрочь отринуты, а вместо них витязи из Эсенты сделали упор на оккультные и неоклассические синтезаторы и атмосферу в духе таинственной прозы Майринка и оркестровых экспериментов SepticFlesh. Экзальтированные чистоголосые вокализы дополняют эту мрачную зарисовку, и звучит это величественно, насыщенно и немного гротескно.

В случае с кавером на Kamelot ситуация аналогичная. Композиция оказалась полностью переработана, утратив почти всякое сходство с оригиналом, гитары отплыли в Лету на лодке Харона, а за ними последовали привычные вокальные дорожки авторов и изначальных исполнителей трека. Алхимический беспредел эзотерических клавишных стоит в данном случае на первом, втором и третьем месте, а на авансцене безраздельно царствует эмоциональный, чуть хриплый и невероятно драматичный вокал Владимира Щаулова (Kvelond), которого по праву сравнивают с молодым Ханси Кюршем, перепевающий англоязычные вирши “камелотов” про чары и демона. Оккультизм, патетика, романтика – что тут ещё сказать.

Приятно обращает на себя внимание возросший профессиональный уровень коллектива – вокал Владимира уже не кажется просто калькой с раннего Blind Guardian, чем несколько грешили вещи с дебютного альбома “Вечность”, а использует куда более впечатляющую палитру регистров и эмоциональных оттенков, а коллеги-инструменталисты “Квэлонда”, заметно подтянули технику и слаженность своих партий. Ну а сбалансированный саунд (над которым работал не кто иной как Игорь “KIV” Королев), позволяет раскрыться как симфоническим, так и гитарным аранжировкам.

Как оказалось, EP вдохновлён творчеством невероятно популярного в 90-х фэнтези-писателя Ника Перумова, которого многие поклонники и просто читатели почитали как “тёмное alter ego” Толкиена, а обложку нарисовал оформитель книг Перумова Олег Щербаков. Музыканты продолжают следовать собственным традициям и подобно тому, как это было на их прошлых пластинках “Высь” (мини-альбом 2017 года) и “Вечность” (полноформатник 2018 года), обращаются к серьёзным философским проблемам и моральным дилеммам, которым всегда так симпатизировал Перумов, что идёт им только на пользу и выгодно выделяет их на фоне других русскоязычных фэнтезийных групп, зачастую, в погоне за экшн, теряющими смысловую составляющую.

Альбом (хоть и мини) у Эсенты вышел действительно мощным и необычным. Мощным по подаче и концентрации, а необычным уже хотя бы по структуре и подходу к интерперетации каверов. В итоге у меня осталось ощущение неоклассической мини-метал-оперы - как будто в четыре трека авторы смогли внести столько же, сколько группы вроде Therion растягивают на трёхдисковые альбомы. Музыка у Эсенты сейчас насыщенная, немного неожиданная и авангардная, в хорошем смысле атональная и даже некоторая полифоничная хаотичность первой вещи совершенно не отталкивает, а наоборот привлекает и пробуждает аппетит и воображение.

А лично мне альбом понравился, в первую очередь, смелостью трактовок симфометаллических клише, своей одухотворённостью, убеждённостью и текстами. И отчасти, наверное, как ни странно, своей лаконичностью. Четыре трека в таком интересном и амбициозном исполнении оставляют чувство недосказанности и намёка на что-то большое, серьёзное и почти невиданное, фантастическое. Это как раз тот случай, когда гениальность проявляется в умении в немногом сказать многое, а чужие песни парадоксальным образом начинают звучать как свои, превращаясь в составные части единой монументальной мозаики.

Единственное, что мне не очень пришлось по душе – это специфический логотип Эсенты и то, как он сочетается с довольно неплохим в общем-то артом на обложке. Группа, исполняющая музыку такого размаха, заслуживает более презентабельное лого – это точно. На мой взгляд, EP вышел вполне завершённым и автономным, и хотя, насколько я понимаю, никакой сквозной концепции там нет, её вполне можно додумать и дофантазировать. Кто знает, быть может, лет через десять-двадцать сами Эсента переосмыслят этот свой EP, заменят логотип, да и выпустят его в коллекционном дигибук-издании подобно переиздавшим недавно свой дебютный релиз прогрессивщикам из AcatoniA. Было бы очень кстати и уместно, а пока наслаждаемся тем, что есть и ждём полноформатник!

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Рецензия на сингл Владимира Ефимова "Победа - я ждал её"

19-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Всё когда-нибудь бывает в первый раз, это нормально и естественно, но когда в марте этого года я написал для нашей ASTARTA рецензию на шансон-песенку Владимира Ефимова “Трам-пам-пам и Путин”, записанную им совместно с американским музыкантом Александром Бутовым, то реакции на такой неочевидный ход ожидал самой непримиримой, неприличной и отчаянной. Всем давно известно, что любители рок-музыки и метал-андеграунда не любят шансон, а когда профильные рок-СМИ начинают им “впаривать” этот самый шансон, чего можно и нужно в таком случае ждать?

Правильно. Возмущений, непонимания и обструкции. А в том что “Песенка о дружбе” (второе название трека “Трам-пам-пам и Путин”) это именно шансон, причём шансон разухабистый, застольный и ядрёный, сомнений не было и нет совершенно никаких, поскольку это самая что ни на есть очевиднейшая очевидность. Алкогольная тематика, пара не совсем нормативных слов, дурашливый припев, атмосфера разгульного и по-русски “широкого” отдыха – что ещё нужно чтобы отпугнуть рокера (да и вообще серьёзных меломанов, привыкших к интеллигентности Deep Purple и сдержанности Yes) и заставить его бежать сломя голову куда-то в неизвестном направлении?

И каково же было моё удивление, когда множество уважаемых мной людей, музыкальных обозревателей, рок-музыкантов и просто слушателей написали мне в лс сообщения с очень добрыми и лестными словами в адрес данного трека и сопутствующего ему клипа! Певица и аналитик Света Кулик сравнивала “Песенку о дружбе” с творчеством группы Крупский Сотоварищи и Гарика Сукачёва, журналистка Hellz Zine Диана Цепеш отмечала, что даже спустя неделю после первого и единственного прослушивания “Трам-пам-пам…” она слушает Slayer и Destruction, а мысленно с чувством пропевает припев “Песенки о дружбе” даже под жёсткие риффы этих радикальных трэшеров, а обозреватель журнала Darker Дмитрий Фомин констатировал, что от эта забавная песенка-паразит действует так же безотказно как лом и гильотина, и от неё не так уж просто отделаться при всём своём желании.

Я сам никогда не являлся поклонником шансона, но в данном случае тоже не могу не согласиться с тем, что Владимир Ефимов настолько одарённый человек, что смог сделать даже в таком сомнительном и специфическом жанре, коим является отечественный шансон, нечто очень привлекательное, сильное и срубающее буквально наповал. Магия, НЛП, 25-й кадр? Не надо искать подвох, там где его нет - думаю, всё намного проще! Просто Владимир очень искренний, открытый, талантливый автор и настоящий художник. Умом и сердцем укореняясь в традиции таких замечательных авторов и композиторов как Антонов и Зацепин, автор “Песенки о дружбе”, в отличие от них, не почивает на лаврах, а активно пишет, сочиняет, записывает и вообще всячески продвигает своё творчество, буквально фонтанируя идеями и креативом.

За последние десять лет музыкант записал более ста пятидесяти композиций в самых разных жанрах от блюза, джаза и рока до шансона, авторской песни и танцевальной попсы; перепел замечательную рок-оперу, активно снимает видео и полноценные клипы на свои песни, принимает участие в шоу-программах и даёт большие концерты, а в записи его произведений участвовали такие рок-группы, как Круиз, Русские, Revolvers, заслуженные и народные артисты РФ. Песни Владимира поют многие эстрадные исполнители: заслуженные артисты России тенор Александр Захаров и Михаил Вашуков, солист Национального академического концертного оркестра Белоруссии Михаила Финберга и солист ВИА "ПЕСНЯРЫ" Вадим Косенко, солист Новосибирской государственной филармонии Тимур Гордеев и многие другие, в то время как его песня “Застольная” стала почти что народной и крылатой, а легендарные вокалисты Круиза и ЭВМ Монин и Безуглый даже принимали участие в съёмках клипа на неё и записали вокальные партии.

Кстати, в том что касается “Застольной”, то здесь можно вспомнить один занятный случай из моего прошлого. У меня в университетские годы (начало 2000-х) был один близкий и хороший товарищ, учился со мной на одном курсе в университете, хотя был на 10 лет старше меня (бывает и такое). Он музыкант многих групп, знаком с Антоновым (его жена была какой-то дальней родственницей Юрия Михайловича), и мы после учёбы часто проводили время у него на кухне, общались, пили пиво, обсуждали тенденции развития музыкального шоубизнеса, прозу Стругацких, проблемы философии, ну и в ходе такого общения он часто брал гитару и пел песни. Как убеждённый битломан и роллингофил, чаще других мой товарищ исполнял мелодичную классику отечественного и зарубежного рока, однако в его репертуаре присутствовали и Metallica, и R.E.M., и Iron Maiden, что запросто сочеталось с хитами Машины Времени, Павла Кашина, Billy’s Band и Антонова. И да, "Застольная" тоже была в его репертуаре.

Автора “Застольной” я не знал, не интересовался тогда, но слова у композиции очень уже запоминающиеся, такое забыть, конечно, да и с чем-то спутать вряд ли возможно (слова припева давно стали крылатыми и существуют независимо от песни), а когда стал знакомиться с материалом Владимира Ефимова сейчас и дошёл черёд до клипа на этот трек, сразу всё вспомнилось и ожило в памяти. А этот случай я привёл здесь ещё и вот по какой причине. Пожалуй, именно в те далёкие, теперь уже студенческие годы, я впервые с полной ясностью понял и осознал, что такое жить и дышать музыкой. Можно не быть известным музыкантом (да и вообще музыкантом), можно даже, пожалуй, не работать в музыкальной сфере, но если ты по-настоящему любишь музыку, она будет с тобой всегда – будет звучать у тебя в сознании сутками напролёт и ты действительно будешь воспринимать её как огромную силу, способную менять и преображать реальность.

В то время мобильных с возможностью проигрывания аудиотреков у нас ещё не было, гитара тоже была под рукой далеко не всегда, но мы всегда, в любой ситуации (и в любом, кхм, состоянии по шкале алкогольных градусов) могли запросто “изобразить” любую композицию любой группы, “смикшировать” фрагменты песен разных групп в единое целое, по-своему их переаранжировать и т.д. У нас это получалось легко и естественно, потому что и для моего товарища, и для меня музыка очевидна была на одном из первых мест в числе жизненных приоритетов и вспоминать любимые группы и композиции нам было легко и естественно. В те годы я пытался уйти от занятий музыкой, распустил свой последний музыкальный коллектив, повесил гитару на гвоздь и надеялся найти себя на стезе научной работы и преподавательской деятельности, но надолго меня не хватило. Если музыка звучит внутри, человек всё равно вернётся к ней, что бы он там себе не нафантазировал и не спланировал.

Многие согласятся с тем, что Юрий Антонов один из лучших и сильнейших мелодистов и композиторов нашей отечественной эстрады, а потому тот факт, что сейчас у нас на эстраде есть человек, который активно творит в том же самом направлении, можно расценивать как большую удачу. Владимир Ефимов не пытается “спионерить” у кого-то удачные мелодические находки, а всё делает сам, да и вообще занимается исключительно тем, что ему близко – исключительно тем, к чему лежит душа и что получается у него лучше всего. Он пишет песни, максимально дистанцируясь от плагиата и от всего ненастоящего, фальшивого, но не потому что “плагиат - это плохо”, а по той одной простой причине, что писать и создавать своё всегда приятнее и интереснее, чем подсматривать что-то у кого-то и выдавать за своё.

У многих слушателей и меломанов со стажем тот же Антонов ассоциируется с советскими реалиями и некоторой наивностью, неиспорченностью, свойственной нашей стране периода СССР, и всё это справедливо и в отношении творчества Владимира Ефимова. Его чистые, трогательные и простые песни берут за душу и направлены прямо в сердце, они легко запоминаются, а потом очень естественно и почти “автоматически” всплывают в памяти и начинают насвистываться и напеваться в качестве фона.

Как я уже замечал выше, есть такая категория людей, которые буквально живут музыкой, пропитаны музыкальными идеями и аккордами, на самом деле буквально дышат мелодиями, и Владимир явно один из них. Если бы перед ним не стояла задача записывать, микшировать, создавать аранжировку для своих песен, их было бы наверняка намного больше. Пока эстрадные мэтры и рок-деятели первой величины переживают творческие кризисы и тонут в пучинах самоплагиата, Ефимов легко и естественно выдаёт одну хитовую вещь за другой, не ограничивая себя какими-либо рамками и не пытаясь загнать себя в пределы какого-то одного музыкального жанра или стиля. Не случайно его песни так элементарно запоминаются и кажутся такими знакомыми и понятными – в каждой из них есть все составляющие настоящего “народного” хита и по-настоящему хорошей и успешной вещи.

Как любой по-настоящему одарённый и гениальный автор, Владимир может написать песню абсолютно про что угодно, будь то социальная сеть вроде Одноклассников, нехитрый быт трактористов, простая человеческая судьба, ностальгия по СССР или военные конфликты новейшего времени. Это не свойственное рэпу “что вижу, о том пою”, это настоящие песни с запевом, великолепной мелодией, мощным припевом и с душой, но Ефимову действительно под силу любая тематика, и он чувствует себя как рыба в воде, обращаясь к самым разным темам и жанрам, переходя с русского на английский, с итальянского на японский, а с немецкого на многие и многие другие языки.

Ещё один характерный признак особой “народности” творчества Владимира Ефимова – тот факт, что большинство клипов на его песни, в том числе ролики из серии “official video”, сделаны обычными людьми, его слушателями. Именно таковы “Мы трактористы” и “Одноклассники точка ру”, слайдовые ролики “Счастливая” и “Время-река”. Владимир не боится конкуренции, очень легко и уверенно чувствует себя и на большой сцене в огромных концертных залах, и на совсем маленьких ресторанных концертах, что характеризует его как настоящего шоумена и современного менестреля, который готов петь и выступать где угодно и для кого угодно, потому что не петь просто не может.

Песни и музыка для этого человека это больше чем работа и способ заработка, это стиль жизни, это способ восприятия мира и, по большому счёту, вся его жизнь. Будь то простенький развлекательный шансон “Песни о дружбе”, солидная рок-балладность “Исповеди Самурая”, лёгкий советский рок песни “Время-Река”, революционный казачий эпос “Хозяюшки” или сложные и академические рок-оперы – всё это Владимир делает со свойственными ему шармом, вдохновением и страстью, и вот эта самая страсть, горячее творческое вдохновение и делают, вероятнее всего, его песни такими привлекательными, острыми и запоминающимися.

У Ефимова есть несколько песенных циклов (народных, казачьих, песен в жанре шансон и т.д.), а песен в общей сложности в его репертуаре около трёхсот, однако он не останавливается на достигнутом, не почивает на лаврах и не сбавляет темп своего творческого горения, а по-прежнему совершенно свободно “плавает” во всех возможных стилях, активно развивает самые разные жанры, преподает вокал, сотрудничает с лучшими поэтами и композиторами. Как говорит сам Ефимов, он готов сразиться “на спор” с любым именитым композитором, будь то Крутой, Матвиенко, Фадеев или Хэтфилд - готов написать песню или музыку быстрее и лучше, чем их сочинения. Насколько я знаю, в данный момент он ведёт работу параллельно над десятком или даже несколькими десятками песен, и это самые разные композиции, многие из которых способны потянуть на роль солидных авторских экспериментов.

Ну а что касается новейшей песни Владимира “Победа – я ждал её”, то здесь мы имеем эпичный и патриотический симфо-софт-рок в традициях Ольги Кормухиной и того же Антонова - по-роковому надрывный и жёсткий, очень напевный, и в то же время невероятно чувственный и масштабный, душевный номер с богатыми аранжировками, хорами и оттенками, характерными для народных песен. Можно провести параллель между этой композицией и другими песнями Ефимова на военную тематику вроде трека “Не звони мне, мама, на войну”, и хотя на этом фоне актуальный сингл и не выглядит самым рельефным и динамичным, но однозначно является предельно раздольным и глубоким, обладая фантастическим потенциалом.

Пожалуй, лучшего повода, чтобы ознакомиться с творчеством Владимиром Ефимовым, чем какой-то хороший, большой и светлый праздник или встреча старых друзей, трудно себе представить. В любой праздничный день, будь то День Победы, Новый Год, поход в баню, День рождения или начало летнего сезона пикников и рыбалок с “обязательными фронтовыми 100 грамм” и в приятной компании, как нельзя более кстати будут такие тёплые, доброжелательные и душевные песни, и тут можно не выбирать – добавлять в плейлист все сто пятьдесят с лишним треков его авторства и не отвлекаться на то, чтобы “менять пластинку” и “переворачивать кассету”.

Есть мнение, что народные песни, поп-метал вроде Axxis и вообще любая по-настоящему цепляющая, хитовая и запоминающаяся музыкальная вещь – это осколки божественной гармонии, знаки небес и благословение Творца – часть того вечного эфирного бытия, которое лежит в основе всех наших дел и намерений, и к творчеству Владимира всё это тоже имеет самое непосредственное и живое отношение. Эти песни бодрят и делают жизнь ярче, и даже если человек любит только трэш-метал или, скажем, только готический рок, в его жизни хотя бы раза три в год обязательно появится ситуация, когда звёзды сойдутся так, что песни Ефимова окажутся актуальны, своевременны, как ни что другое, а может быть даже и незаменимы.

А в этой связи мне вспоминается ещё одна забавная и поучительная ситуация. Когда в 1993 году журнал РокКор начинал публиковать свою музыкальную энциклопедию и выпустил первую часть с группами на букву “A”, то, предвидя возмущение и непонимание некоторых читателей по поводу того, что в данной энциклопедии присутствуют не только тяжёлые группы, но и множество очень ”компромиссных” и вообще, откровенно говоря, лёгких команд, небезызвестный и бессменный главред и директор РокКора Алексей Болдов написал буквально следующее: “Можно любить какую угодно музыку, предпочитать исключительно дэт-метал и грайндкор, но знать Black Sabbath, The Beatles, Atomic Rooster и UFO нужно и необходимо. Без этих групп становление и развитие тяжёлых жанров были бы просто невозможно, а фундамент у любой, по-настоящему великой и крутой музыки всего один – это вдохновение и талант”. Чем больше я живу и слушаю музыку, тем больше понимаю, что это действительно так.



Рецензия на альбом группы Onetimealive "Аккуратный бардак"

18-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

На днях общался с одним музыкантом и совместными усилиями с ним размышляли, как лучше двумя словами охарактеризовать его музыку: контролируемый хаос? Управляемый хаос? Организованный хаос? Нет, это уже было в 2001 году у Benediction – не оригинально Упорядоченный беспредел? Структурированный швах? Разобранная арматура? Необъезженный мустанг? Всё не то! А вот Виктор Разживин (G-Hard), судя по всему, голову себе поисками и сомнениями не ломал, а сразу, легко и естественно нашёл правильное название для дебютной работы своего one-man-проекта, и попутно ещё и симпатичного котика отыскал на роль официального представителя своего музыкального детища – чем не радость и удача?

Аккуратный бардак в данном случае подразумевает под собой творческий беспорядок, свойственный, собственно, каждому из нас, когда мы не ждём гостей и не готовимся к празднованию Нового года, а просто живём в своём обычном, каждодневном и рабочем режиме креативных поисков и экзистенциальных страданий, и автор и единственный участник OneTimeAlive подаёт его в таком ключе и таким образом, что этот самый бардак становится чуть ли не синонимом жизни вообще, а альтернатив ему не видится и не представляется. На альбом вошли всего семь композиций, последняя из которых представляет собой кавер-версию, однако в совокупности всё это складывается в единое целое и с трудом, но всё-таки дотягивает до LP.

Нежные, даже попсовые мелодии и романтические посылы открывающей диск “Без Меня” заботливо заворачиваются в перегруженные гитары альтернативного металла, титульная вещь ещё сильнее нажимает на надрывные припевы и жёсткие риффы, а “Всё Могло Быть Иначе” приносит на диск почти речитатив (!) и в припеве обращается к типичным мелодическим рисункам лав-металла. Полубалладный “Кинозал” и уже откровенно меланхоличная “В Бетонной Клетке” дарят альбому щепотку лёгкой грусти; рефлексирующая “Переписка” удивляет контрастом сладких запевов, громоподобных припевов и эпизодических скрим-вскриков, ну а “Unhappy Fate” – это бодрый англоязычный постскриптум, сюрприз и благодарность за внимание.

Вы можете себе представить авторскую песню, которая доведена аранжировками до такого состояния, что это уже не авторская песня вовсе, а очень даже нечто модерновое, альтернативное, мелодичное и модное? Вот и я такой вариант развития событий представлял себе довольно смутно, однако всё изменилось, когда состоялось моё знакомство с деятельностью OneTimeAlive. Эти песни просты и доходчивы, но не примитивны, а их драмы и переживания порой цепляют не хуже, чем плакатные хиты-откровения HIM и To/Die/For. Сладкая ванильная искренность, вкрадчивый голос Виктора, поучительные истории в текстах и драйв альтернативно-металлических аранжировок, объединяясь, создают интересный гибрид, который бодрит как водка и гренадин, столь любимые Верой Полозковой, а может, даже сильнее.

Виктор подошёл к созданию своего первого сольного релиза со всей возможной ответственностью и любовью и пригласил поучаствовать в его создании на факультативной основе многих своих хороших друзей и знакомых. Михаил Дмитриев из Vector Of Undeground записал соло для “Переписки”, Никита Стрюков занимался сведением и помогал с аранжировками, Андрей Полыгалов (ATIS STUDIO) занимался записью ударных, а Кирилл Аникин и Егор Жоголев из Subway Porno одолжили Виктору для записи и работы над альбомом гитару и ударные. Вот так буквально с миру по нитке и создавался в данном случае творческий беспорядок, который в итоге полностью оправдывает своё название, но не кажется таким уж хаотичным.

На самом деле название диска в данном случае это указание на некую концепцию без концепции. Альбом нельзя назвать концептуальным в собственном смысле слова, однако общее у вошедших на него композиций всё-таки есть. Эти вещи были записаны в период с 2012 по 2018 г.г. в разных ситуациях, в разных жизненных обстоятельствах и с разными мыслями, но в итоге всё-таки сложились в единый пазл, попали на эту пластинку и теперь предлагаются для прослушивания в качестве единого плейлиста. Чем не аккуратный и лишь имеющий вид организованного и упорядоченного хаоса бардак? Сам автор говорит, что каждая из этих песен – это важная и значимая история из его жизни, что-то очень сокровенное и интимное, чем он решил поделиться.

Стоит ли удивляться, что альбом вышел таким тёплым, приятным и дружеским. Каждый из множества принявших в его создании участие человек внёс на него что-то свое, подарил этой записи частичку своей души и помог сделать атмосферу звучания диска ярче, жарче и привлекательнее. “Когда в товарищах согласья нет…” – мрачно начинал свою известнейшую басню Иван Андреевич Крылов, а лидер OneTimeAlive решил продемонстрировать прямо противоположный вариант, и это у него с успехом получилось. Альбом напоминает о подзабытых ныне идеалах дружбы и взаимовыручки, показывая на конкретном примере, как много значит заинтересованное отношение к делу, неравнодушный подход и готовность придти на помощь.

Материал с “Аккуратного бардака” может понравиться и фэнам традиционных рок-групп вроде Guns’n’Roses и Aerosmith, и даже любителям модерновых хрипов в духе Ektomorf (в этом месте рекомендуется оценить юмористический кавер Виктора на песню этой венгерской группы). Данный релиз – это не просто хроники наподобие семейного альбома с фотографиями, но и отчёт об этапах внутренней эволюции музыканта. В ходе работы над диском мастермайнд и единственный участник проекта выучился играть на барабанах, сам сыграл на них для пластинки, научился оформлять и структурировать свои идеи и мысли, а самое главное – довёл, наконец, свою задумку до логического финала, который сейчас и предлагается нашему вниманию.

Ну а меня данный релиз привлёк как раз своей хрестоматийностью и слаженной разбросанностью. Интересно было посмотреть, как из голых остовов обыкновенных бардовских песенок, коих практически любой более-менее одарённый автор может наклепать штук сорок за неделю, вышли вот такие серьёзные, автономные и полноценно аранжированные композиции, которые звучат как настоящий модерн-метал с какого-нибудь пафосного современного радио. 14 лет назад вокалистка Trail Of Tears и Imperia выпустила свой дебютный сольный альбом, который назвала “Женский дневник”, ну а “Аккуратный Бардак” можно расценивать в качестве мужского дневника, где музыка как средство самовыражения пытается дотянуться до высоких канонов и стандартов строгого официального шоубизнеса.

Вышло занятно и слушабельно. Кстати, если у кого-то возникло желание погрузиться в этот дневник чуть глубже и подробнее узнать об историях, стоящих за песнями, о тех экзистенциальных ситуациях и процессах, которые протекали по ту сторону звука и вокала, доступных нам с вами теперь в виде вот таких аудиодорожек, то в сообществе музыканта ВКонтакте обретаются достаточно подробные и интересные авторские записи практически обо всём, что связано с работой над этим релизом. Пожалуй, именно эти тексты-истории покорили меня в данном случае больше всего и помогли заглянуть в самую глубь вещей, воспринять попавшие на альбом треки чуть глубже, чем это доступно случайному и поверхностному взгляду.

Показать ещё