ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Бияс "Жизнь - война"

12-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Будет весело и страшно” – пожалуй, именно за это любители социального панка любят и котируют любимый жанр, и андеграундный питерский состав Бияс готов предоставить интересующимся все эти ингредиенты и даже немного больше, а именно “смесь реальных историй, юмора, сарказма и ужаса от происходящих событий”, как говорят сами музыканты и о чём буквально кричит яркая и динамичная обложка альбома. Протест, стиль, адреналин, хулиганство и творчество – это те самые пять китов, на которых зиждется музыка данного объединения, и, собираясь воедино, они действительно очень напоминают нечто схожее по виду и эффекту с отчаянным кулаком, направленным фронтально и непримиримо прямо в “фейс”.

Группа была организована ещё в начале десятых годов, называлась в то время B.I.Y.S., но очень быстро залегла на дно и вернулась лишь в 2018 году, начав активно креативить и готовить свой дебютный лонгплей, который сейчас, наконец, и доступен для всех желающих на просторах всемогущего Интернета. Сами участники коллектива говорят о своих симпатиях к ностальгическому прото-панку 70-х, и их приверженность данной музыкальной эпохе на все сто слышна и очевидна в их песнях. Простенькие и достаточно лёгкие, но невероятно заводные композиции с диска “Жизнь - война” напоминают не только первопроходцев раннего панк-рока, но и таких уважаемых в среде рок-н-ролльщиков деятелей как Чак Берри, Клифф Ричард и Литтл Ричард.

Музыка дебютного творения Бияс одновременно легка и тяжела. За кажущейся и, казалось бы, очевидной лёгкостью их ретроспективного саунда очень скоро, привыкая, начинаешь различать по-настоящему тяжёлые и даже грузные риффы (“Подруга”, “Бутылка”), в которых есть даже нечто от первопроходцев NWOBHM и таких групп как Fist, Samson и Angel Witch. Сам подход к построению музыкальных композиций и обращение участников Бияс со своими риффами в первую очередь напоминает как раз все эти древние команды, я бы даже сказал, у группы не так много от классического разухабистого панка и от тех же Sex Pistols, The Damned и Clash, а намного больше от The Runaways, Сьюзи Кватро или ранних Motorhead, что меня очень порадовало.

Для классического панка Бияс слишком осмысленны, логичны и романтичны (“Вина”), а бессмысленного протеста и алкогольно-наркотического дурмана в их текстах и риффах я не увидел вовсе. “Жизнь - война” это не юношеский максимализм и не бунт ради бунта, это очень взрослые, взвешенные и музыкальные пьесы, каждая из которых является потенциальным хитом, и в 70-х у соответствующей аудитории пошла бы просто на “ура”. Ну а сегодня в 2020 году, когда всё больше людей заявляют о своей тотальной усталости от стандартных пластмассовых релизов и о желании вернуться в мир крафтового, винтажного и лампового звука прошлого века, Бияс могут быть очень даже кстати и можно сказать, что появились они очень и очень вовремя.

Удивительно встречать на диске такие душевные и “человечные” треки как “Подруга” и “Воспоминания”, где нет общих фраз, заезженных текстовых клише и желания пропеть-прокричать лишь бы что-нибудь, отмахнувшись от себя и от слушателей под предлогом “и так сойдёт”. Участники Бияс не пытаются подражать интеллектуальным мудрствованиям Янки и Егора Летова, не тянут резину и котов за хвост, стеная в духе вечно живого и вечно депрессивного русского рока, а вместо этого следуют по стопам западных мэтров тяжёлого хулиганства начала-середины 70-х и исполняют бодрый, позитивный, жизнеутверждающий, но не лишённый мыслей и идей панк-хэви-метал-рок, под который можно хоть танцевать, хоть трясти головой и слэмить.

На мой вкус это скорее простенький, но не безыскусный NWOBHM, чем панк. Послушайте хотя бы такие вещи с рецензируемого CD как “Культ” и обратите внимание на риффы, соло и общий саунд этих композиций. Коммунистический лозунг “лучше меньше да лучше” оказался как нельзя более “в тему” в случае с данным альбомом, и минималистичные, но не примитивные ритмы данного лонгплея наверняка порадуют ценителей таких антикварных релизов и даже приведут под знамёна старомодного хэви-металла новых последователей и приверженцев, которые ещё вчера, может быть, и думать не думали, что когда-нибудь станут слушать такую архаичную и “несовременную” музыку.

Буквально пару дней назад я написал рецензию на новейший EP столичных панкеров из Азон, где восхищался их осмысленностью, мелодичностью и глубиной, а теперь настал черёд петь дифирамбы чуть более тяжёлым и прямолинейным Бияс. Музыканты блестяще реставрировали и воссоздали тот самый суховатый звук первопроходцев харда, панка и хэви-металла 70-х, и даже их не самые сильные и выдающиеся голоса звучат на альбоме “Жизнь - война” почти как хоры задорных купидонов. Сам того не ожидая, я так плотно подсел на треки с дебюта питерцев, что гоняю их по кругу четыре дня подряд, и они даже не думают мне надоедать. Короткие, простые, иногда ироничные, иногда поучительные, иногда просто весёлые – это просто музыкальные пирожки, а не песни!

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Рецензия на концертный альбом группы Horband "Lion Live"

12-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Ещё лет двадцать назад концертные альбомы были само собой разумеющейся практикой и выходили с завидной периодичностью, но всё изменилось с приходом Интернета и воцарением цифровой эпохи. Слушатели и пользователи социальных сетей уже не так котируют концертный формат, однако серьёзные меломаны до сих пор помнят времена концертников и продолжают с удовольствием переслушивать пёпловский ”Made In Japan”, пристовский “Unleashed In The East” и многие другие подобные релизы классических групп. В первую очередь именно таким искушённым и заинтересованным слушателям и адресован рецензируемый сейчас “зальник”, но интересен он на самом деле может быть куда более широкому кругу слушателей.

Я не стану тратить время и силы на теоретическое обоснование особой прелести концертников как таковых, а сразу и конкретно перейду к обозреваемому сейчас “Lion Live” и на данном, отдельно взятом - и нужно сказать, действительно очень ярком и показательном примере, - постараюсь показать, почему в некоторых случаях знакомство с творчеством той или иной группы лучше всего начинать как раз-таки с live-релиза. Horband, ранее известные как Группа Хороших и предводительствуемые большим романтиком и мечтателем Ильёй Хороших, с самого начала своего творческого пути делали ставку на жёсткий, ржавый и разухабистый микс из блюза и металла, а потому их железный рецепт вряд ли может звучать аутентичнее, чем в live-варианте.

На данный момент в арсенале у группы два полноформатника и два EP, а нынешней весной Horband решили дополнить свою дискографию официальным концертным релизом, исполнив вживую практически все имеющиеся у себя композиции, что по хронометражу в итоге составило полтора часа. Мощные рок-н-ролльные боевики, грубоватые ковбойские баллады, англоязычные и русскоязычные вещи, пружинящие соло и рваные, напоминающие рёв взбесившихся моторов риффы дополняют друг друга на “Lion Live” и создают неповторимую атмосферу чадящей дорожной романтики. Очевидно, что в данном случае на первом месте находится не музыка, а некое специфическое настроение – ощущение, характерное для старых вестернов и боевиков вроде культового и нашумевшего “Харлей Дэвидсон и Ковбой Марльборо”, и это совсем неплохо.

Не случайно именно этой исторической киноленте посвящена одна из вошедших на концертник композиций (я имею ввиду брутальный “мужской” хит “За мотором и бабой”), ведь по духу “Lion Live” это самый настоящий ковбойско-байкерский гимн любителям дорожных приключений, крепких слов и напитков и лихих стальных коней. Погрузиться в атмосферу этого пыльного праздника скорости и юности и предлагают своим слушателям сейчас Horband. Я даже думаю, что группе стоило не тянуть с выпуском концертника, а сделать это сразу же после выхода их дебютной пластинки или даже вовсе дебютировать live-релизом, ведь именно в концертном варианте музыка группы выглядит максимально приближенной к своему винтажному идеалу.

Сами авторы и музыканты подчёркивают, что звук “Lion Live” не подвергался никакой студийной обработке, огрехи, ошибки и аудио-нюансы не рихтовались и не ретушировались, а всё попало на диск исключительно в том виде, в каком было исполнено и представлено на той самой живой презентации второго долгоиграющего компакта команды под названием “My Kind Of Love”. Именно в таком варианте музыка Horband показалась мне наиболее естественной и доходчивой. Этот дымный непричёсанный саунд, общение со зрителями, небрежное исполнение и соло-импровизации представляют песни Ильи Хороших именно в том виде, в котором их звучание выглядит самым эффектным и впечатляющим образом, а все недостатки группы при таком раскладе автоматически переходят в разряд плюсов и козырей.

Ностальгия, чад и копоть локальных клубных гигов аналоговых 80-х и литературные текстовые зарисовки с лёгким привкусом мистики и романтики очень удачно обрамляют простенькие рок-н-ролльные блюзы Horband, которые Илья и его музыканты исполняют с оглушительным дисторшном и повышенной громкостью, свойственной метал-концертам. Если смешать Motorhead, Guns’n’Roses, Dire Straits и отправить получившегося монстра в разгар жёсткого южного сейшна в крошечный камерный клуб, выйдет как раз “Lion Live”, который доступен, кстати, и в аудио-формате, и в стильной чёрно-белой видео-версии. Тот самый случай, когда форма на все сто соответствует содержанию и служит ему, многократно усиливая изначальный посыл.

Рецензия на мини-альбом группы Азон "Лайтс"

11-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Азон - это та самая группа, которая играет чуть утяжелённый панк в духе ранних подвигов NWOBHM и вот уже двадцать лет продвигает в массы свои мелодичные металлизированные хиты на стыке Sex Pistols, NOFX и ранних Iron Maiden. Я был почти в восторге от их альбома “Пока не выключат свет…” (2018) и до сих пор с удовольствием слушаю и переслушиваю хит с того диска “Всё равно”, на все сто и двести разделяя юношеский задор вокалиста группы Павла Захарова и его показную, нарочитую, но всё равно очень здоровскую и огненную воодушевлённость. Эти незатейливые, простые и даже примитивные, но всё равно такие мелодичные, эмоциональные и ядерные вещи просто невозможно не любить, ведь каждая из них это настоящий маленький гимн безбашенной философии вечных скитальцев и романтиков ранних панко-метал-сражений – в каждой из них есть что-то, что близко и знакомо абсолютно любому из нас.

Но зачем такой отвязной и хулиганской группе записывать акустику? Казалось бы, это нонсенс и глупость, а отказавшись от гитар, драйва и дисторшна, команда потеряет и всю свою харизму, но – только не Азон! Не случайно авторы говорят в предисловии о балансе на стыке десятков стилей, всё на самом деле именно так. Драйв, кач и напор никуда не исчезли, а вместо грязноватого и нестройного скрежета прежние хиты Азона засияли новыми красками, играя отголосками регги, фолка, кантри, рокабилли, регтайма, ритм-н-блюза, классического рока, всё того же перво-хэви-металла и ещё массы музыкальных жанров и направлений. Контрабас, туба, гармошка и традиционные для панк-рока акустические гитары и ударные пришли на “Лайтс” к идеальному взаимопониманию и в итоге выдали на гора, наверное, идеальный софт-поп-хэви-панк-манифест с великолепными мелодиями, отличными текстами и почти симфоническими аранжировками.

Когда-то на изломе тысячелетий Metallica, Scorpions и им подобные рок-гиганты первой величины экспериментировали, давая концерты с симфоническими оркестрами, а теперь Азон решили сделать что-то похожее, но всё-таки несколько другое. Массированно облегчить свой классический материал, добавить в него нехарактерных звуков, инструментов и новые эмоциональные нюансы с тем, чтобы посмотреть на себя и на свои песни с непривычного угла зрения – почему бы и нет. Вышло не просто здорово и интересно, а почти шедеврально. Даже эти типичные мейденовские гитарные пробуксовки “Всё равно” стали ярче и рельефнее, а смысл текстов выступил на первый план со всей своей прямотой, что теперь действует как инъекция молодящего раствора – как машина времени, переносящая каждого желающего в те далёкие и заветные 17, когда трава была зеленее, пиво вкуснее и небо выше.

На альбоме всего три композиции, это хулиганский эпик “После нас”, призывающий игнорировать ограничивающие скорость знаки и пакостить на детских площадках, уже упомянутая мной антивозрастная и противокалендарная “Всё равно” и, наконец, пронзительная, пробирающая до мозга костей “Незачем спешить” – тут просто нет ни места, ни возможности для блеклых и проходных вещей, а развивается EP по нарастающей: на первый взгляд бодрая и бунтарская, но на самом деле грустная и серьёзная, отдающая Оруэллом “После нас” сменяется задорной, чуть апгрейдившей свою текстовую составляющую “Всё равно”, а затем всё завершается уже откровенно глубоководной и откровенно чувствительной и даже романтичной “Незачем Спешить”. Если вы сомневались, что ершистые и колючие панки это просто последователи и друзья Питера Пэна с нежной и ранимой душой, которые отчаянно не желают взрослеть и терять свою искренность и детскую чистоту, сейчас самое время в этом убедиться.

Я во всём этом не сомневался никогда, да и с творчеством Азона уже был знаком, давно привыкнув к каждой из вошедших на диск композиций, но даже для меня новейший EP коллектива стал настоящим откровением. Эти песни в своей новой аранжировке действительно стали глубже и мощнее, они на самом деле заставляют задуматься о важном и вечном, и, чем дольше я в них всматривался, тем больше я видел, чувствовал и понимал. А про “Всё равно” надо бы сказать отдельно и особо. Как и любой, кто начинал слушать рок и метал-музыку на заре 90-х и недавно перевалил через возрастную отметку в 35 лет, но до сих пор не оставил своих прежних симпатий и увлечений, фронтмен Азона и автор этих строк, пронеся свою любовь к тяжёлой музыке через года, в итоге превратили своё увлечение в жизненную философию и начали видеть смысл и значение в каждом решении и в каждом, даже казалось бы бессмысленном действии. Пожалуй, именно таким “возрастным” и рефлексирующим олдскуллерам и адресован в первую очередь этот релиз, и именно они оценят и полюбят его в первую очередь.

Такой лайтовый и облегчённый вариант Азона понравился мне даже больше, чем оригинальный вариант звучания команды или, по крайней мере, не меньше. Конечно, в дисторшновом хаосе и отчаянной молотьбе мимо струн тоже есть своя радость и своё очарование, отрицать это просто невозможно, но в своём обновлённом акустическом амплуа музыканты показали себя с совершенно иной стороны и стали похожи на стильных рок-н-ролльщиков-авангардщиков, примеривших на себя роль музыкальных гендальфов и вознамерившихся в сказочной и ненавязчивой форме донести до детишек-хоббитов хотя бы часть приобретённого за годы странствий опыта. Давно знакомые и заученные наизусть песни засияли новыми гранями, обнажив невероятную глубину, и эта парадоксальная радостно-грустная иронично-серьёзная фолковость их новейшего EP действует теперь как взрыв сознания. Такие простые, кричаще-эпатажные и бунтарские, казалось бы, вещи теперь выглядят намного глубже и серьёзнее, и даже в голосе Павла как будто стало больше грусти, рефлексии и какой-то особой горьковатой тоски. Это действительно просто бомба, с удовольствием плюсую и рекомендую!

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Рецензия на альбом Dawn Of Solace "Waves"

11-05-2020 Дмитрий Фомин

Как ни старался Туомас Саукконен начать жизнь с чистого листа, закрыв в 2013-м все свои многочисленные проекты, дабы целиком сосредоточиться на Wolfheart, но, видимо, прошлое не желает так просто отпускать его. Многие из поклонников его творчества надеялись на продолжение деятельности Before The Dawn или Black Sun Aeon, но сам композитор неожиданно решил реанимировать именно Dawn Of Solace, чей дебютный альбом "The Darkness" увидел свет в уже далеком 2006 г. и который вполне имел все шансы стать единственным в дискографии, как и "Pimeys" RoutaSielu.

Причин на то может быть несколько, сам же Саукконен объясняет это простым вдохновением, которое неподвластно человеческой воле. Впрочем, зная потенциал Туомаса, удивляться не приходится. Недаром же он в свое время вполне удачно поддерживал на плаву сразу пять музыкальных проектов, умудряясь разграничивать музыку, сочиняемую в тот или иной период. Так что нет ничего сверхъестественного, что материал для ''Waves" появился вполне естественно, позволив знаменитому финскому мультиинструменталисту ментально и духовно перегрузиться.

Если последние работы Wolfheart становились все жестче и брутальнее, то нынешний Dawn Of Solace исследует несколько иные, более мелодичные и атмосферные территории. Как всегда Саукконен выступил в роли основного композитора, партии всех инструментов, за исключением нескольких гостевых соло, были записаны им же лично. А вот лид-вокал был всецело отдан небезызвестному Микко Хейккиле (Simanore, Black Sun Aeon, RoutaSielu). Таким образом музыканты намеревались отдать дань своему давнишнему плодотворному сотрудничеству, создав при этом нечто оригинальное на отголосках прошлого.

"Waves" это весомый образец чисто финского мелодичного дума с особой обволакивающей меланхолической аурой, прозрачной как воды горной реки. Некоторые слушатели отметили на альбоме влияние готического метала, равно как и усматривали его в работах Before The Dawn, однако я всегда категорически отрицал присутствие этого стиля в творчестве Саукконена. То, что воспринимается как готика, в данном случае следует трактовать как типично северную (ну или типично финскую) рефлексию, проистекающую из достаточно суровых природных особенностей местных широт. Так что здесь имеет место исключительно национальный аспект, который оставил свой неизгладимый отпечаток и в музыке.

Стихийность, природная гармония и кристальная грациозность мелодий составили основу звучания "Waves", наделив его особой атмосферой полной отчужденности и предельного погружения в себя. Словно художник-пейзажист, Саукконен умело и аккуратно добавил в звуковое полотно легчайшие оттенки темной тоски, всепоглощающей мечтательной меланхолии, подспудной ярости, отчаяния гибнущих надежд и возвышенности от переполняющих сердце чувств. И вокальная, и инструментальная составляющие действуют в унисон подобно накатывающим волнам, чередуя периоды сонного затишья и последовательно возрастающего всплеска эмоций.

Можно сказать, что партии Микко и игра Туомаса это две отдельные роли, но как и в любой хорошей пьесе они блестяще дополняют друг друга. Вокал Хейккилы выступает как язык тела, он силен, чист и кристально мелодичен, но в тоже время избавлен от лишней драматичности, которая в данном случае могла бы все испортить. Он обладает проникновенной напевностью и отличным интонированием, способным своей исповедью как следует задеть за живое. Памятуя предыдущий альбом, порой кажется, что его вокальную эстафету вот-вот должен перехватить Туомас, добавив мощного гроула (на протяжении всего альбома нечто подобное можно услышать лишь единожды, но и там они выступают синхронно), но этого не происходит. Но именно такова и была задумка композитора.

Своей игрой Саукконен олицетворяет исповедь души, то, что нельзя выразить словами. Здесь чистое кружево протяжных эфемерных мелодий сталкивается с твердостью характера, который, несмотря на непреклонность, нуждается в том, чтобы излить свою душу. Изящество и вдумчивая красота гитарных пассажей, чарующие акустические переборы, пронизанные безысходностью риффы, невесомая дымка клавишных переливов и уверенная ритм-секция, а также сдержанная элегантность и возвышенность выразительных вокальных линий превратили альбом в сугубо личностное, но при этом эстетически глубокое и, безусловно, красивое произведение.

Как и многие творения Саукконена, "Waves" местами однообразен, местами спонтанен, минималистичен, в нужных пропорциях угрюм и холоден. Но те, кто знакомы с проектами этого финна не понаслышке, скажут, что именно размытость границ и верность своему творческому подходу входит в число достоинств композитора, который прежде всего творит для себя. И стоит только поглубже вникнуть в его новый материал, как в скором времени его цикличные мелодии уже прочно завладевают тобой, а выразительные напевы Микко становятся ближе и понятнее, даже если вы не владеете английским или уже тем более финским языками.

"Waves" просто создан для часов полного уединения, желательно во время одиноких скитаний по притихшему лесу срединной осенью или же только-только пробуждающейся весной, когда едва уловимый ветер еще хранит дыхание зимы, а через стволы деревьев доносится мерный рокот горной реки. И дыхание дубрав, и шум реки, и вековые думы природы подобны тому, что мы слышим на альбоме. Он одновременно и умиротворяет, и погружает в глубочайшие мысли, высвобождая из плена цивилизованности, он и вдохновляет, и он же очищает.

Рецензия на сингл группы Last Trial "Дыши"

09-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эта калужская группа привлекла моё внимание уже своим дебютным мини-альбомом 2016 года, где заливистый мдм великолепнейшим образом соседствовал с клавишной агрессией Children Of Bodom, намёками на печаль в традициях Eternal Tears Of Sorrow и даже редкими, но прекрасными дум-порослями. Последний Суд, Финальное Испытание, Завершающее Заседание – как ни переведи имя этой команды, всё равно выходит масштабно и внушительно, и хотя название группы это только половина дела, а ещё далеко не всё, вторую половину Last Trial тоже не пускают на самотёк.

Что может быть хорошего в Калуге кроме пива “Моя Калуга”, винтажных церквей и узких провинциальных улочек? Сейчас мы ещё раз попробуем это выяснить, тем более что команда хранила напряжённое и упорное студийное молчание почти четыре года, а сейчас перед нами, наконец, очередное творение Последнего Суда, с антикризисным названием “Дыши”. Произносишь название сингла, и как будто воочию слышишь медитативный шорох осенних листьев и тихое дыхание кого-то близкого и важного. И хочешь слышать их снова и снова. Дыши…

Не смущайтесь приставкой “modern”, которая красуется в шапке этой рецензии и которую сами авторы-музыканты добавляют к описанию своего жанра – ничего ультрасовременного, рафинированного и бестолково-перепродюсированного на этом альбоме нет, а модерновость команды заключается по большей части лишь в желании выйти за пределы канонов и рамок жанра, да и наваять нечто свежее и оригинальное, своё. Самобытность в случае с этой группой зиждется главным образом на их подходе к исполнению мдм и весьма романтичном понимании мелодичного дэт-металла.

Как оказалось, в лагере группы не обошлось без перемен – за истёкший четырёхлетний период в коллективе сменились фронтмен и басист, что, конечно, не могло не отразиться на звучании Last Trial. Новым вокалистом стал фронтмен калужской дэткор-формации Sanity Decay Леонид Парамонов, а для исполнения бас-функций был рекрутирован Константин Казаченко, ранее замеченный в Galean и Оскорд и уже имевший на момент присоединения к коллективу изрядный исполнительский опыт и впечатляющие навыки игры на своём инструменте.

Как видно уже из названия, “Дыши” это совместный трек, и за партии женского вокала здесь отвечает приглашённая вокалистка Анна Малолетнева, известная по проекту Nora и являющаяся по совместительству женой лид.гитариста Last Trial Дениса Малолетнева. Как говорит сама Анна, этот трек вызревал несколько лет, а текст появился только в самое последнее время, однако вышел в точности таким, как она и задумывала, как это и должно было быть. “Дыши” – это баллада, но исполнена она в сопровождении всех характерных для калужцев мдм-фишек.

Last Trial действительно поступили именно так, как поступает каждый, кто имеет дела на Ближнем Востоке – развернулись на девяносто градусов, немного перетряхнули своё творчество и сделали несколько нехарактерную для себя композицию, которая разрядила бы обстановку после долгого молчания и вернула бы им внимание и заинтересованность метал-общественности, и такой шифт пошёл им только на пользу. Может, на радио эта вещь и не попадёт, но готовящийся альбом Последнего Суда она действительно разбавит и украсит.

Сведением композиции занимался Владимир Лехтинен, и качество находится на должном высоком уровне. Хотя экстремальные вокальные линии и звучат несколько диковинно, в данном случае это не недостаток, а особенность собственного фирменного стиля калужских мелодэтстеров. Мелодий, атмосферы и чувств в музыке коллектива становится всё больше, размах становится всё более впечатляющим, а чтобы подчеркнуть свои корни и верность мдм-базису, музыканты усиливают брутальность своей вокальной составляющей и буквально “ревут медведем” (в начале 90-х в профильной прессе так отзывались о концертах Napalm Death).

Красивое клавишное вступление остаётся в качестве фона на всём протяжении звучания композиции, а женский вокал волшебно и изящно дополняет традиционные для группы хриплые всполохи. Я не случайно вспомнил в этой рецензии Eternal Tears Of Sorrow – сходство с такими композициями финнов как “Bride Of The Crimson Sea” не подлежат никаким сомнениям, а мягкий, прогрессивный, типично финский подход к построению риффовых атак и в целом к аранжировкам ещё более укореняет подобные околопрогрессивные финские ассоциации.

Против всех ожиданий и, казалось бы, логичных предпосылок, новейший сингл группы посвящён совсем не мировой пандемии коронавируса, а победе в Великой Отечественной войне, о чём даёт понять и соответствующее оформление релиза, и это, пожалуй, самое нежное и поэтичное посвящение Дню Победы, которое я только слышал. Не пытаясь взывать к патриотизму и играть на общих темах, участники Last Trial очень авторски и вообще по-своему переиграли тематику событий давно минувших дней и сделали их вновь живыми, актуальными и современными.

За семь лет своего существования и за четыре года, прошедшие с момента выхода EP “Имплантант” коллектив не растерял свежесть и первозданную забойность своего материала, а лишь ещё более укоренился на и без того устойчивых меланхолично-агрессивных началах. Зря говорят, что выше головы прыгнуть нельзя – Last Trial долго собирались с силами и выдали настоящий эпик атмосферы и вязкой ночной меланхолии. Не напрасно я ещё четыре года назад сравнивал их с Gardenian, ведь такие мдм-баллады может делать далеко не каждый.

Не скажу, что у песни абсолютно нет никаких недостатков, но ребята явно не теряли времени даром. Помимо рассматриваемого сейчас сингла в последнее время, а если точнее, в прошлом 2019 году, команда разродилась двумя демо-треками, которые звучат в лучших традициях Suidakra, Wintersun, Norther, Kalmah и других подобных составов. Цунами академических, таких строгих и мечтательных мелодий, смен ритма и волшебных фейри-колокольчиков прекрасны и печальны уже сами по себе, а зверское двухголосое рыко-хрипение в духе “чудовище и чудовище” добавляет в эту полночную идиллию динамики и драйва.

А ведь в песне “А время шло” они экспериментировали и с эпизодическим мужским чистоголосьем. Пусть до The Black League и до тех же Gardenian все эти мдм-ритуалы в исполнении калужских бородачей ещё не дотягивают, но уже сейчас звучит это всё очень привлекательно и вдохновенно. Если верить анонсам в сообществе команды ВКонтакте, в данный момент вовсю идёт работа над первым полноформатником команды, и мне уже сейчас не терпится его услышать. Что ж, поживём – услышим. А музыкантам – вдохновения и успехов с лонгплеем!

Рецензия на альбом группы AcatoniA "Война"

06-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Столичные прогрессивщики из AcatoniA три с половиной года готовили свой третий лонгплей и не случайно выпустили его в апреле, как раз накануне праздника Великой Победы. Альбом концептуален, в отличие от предшествовавшего ему релиза под названием “Зеркала”, а посвящён он войне, доблести, мужеству, чести, взаимовыручке и многим другим высоким и не само собой разумеющимся в наше время качествам, хотя по большей части представляет и показывает войну без каких-либо прикрас и упирает на реализм. На прогрессивный и адекватный реализм.

Опираясь на традиции американских классиков вроде Queensryche, Fates Warning, Crimson Glory, Savatage и Dream Theater, нынешние Acatonia ещё глубже, чем это было на упомянутых уже выше “Зеркалах”, уходят в серьёзный прог-метал со сложными структурами треков, масштабными аранжировками и глобальным, чуть ли не оперным размахом. Рокот вертолётов, переговоры пилотов и другие звуки войны встраиваются в среднетемповый риффинг, а изящные симфонические аранжировки оттеняют и без того монументальный подход авторов.

На свежайшем полноформатнике команды всего пять композиций, здесь нет какого-то огромного разнообразия, баллад, фитов с приглашёнными музыкантами, инструменталов и так далее, но вошедшие на диск пять треков это поистине масштабные и эпические творения. О многом говорит уже тот факт, что открывающая диск “Млечный путь” и завершающая пластинку “Театр военных действий” имеют весьма солидную и не слишком свойственную метал-трекам длительность (12:21 и 21:50 соответственно), и альбом действительно отличается глубиной и размахом.

У меня сложилось впечатление, что в случае с рецензируемым лонгплеем, AcatoniA решили всё сделать исключительно своими силами и с минимумом лирических отступлений, чтобы не отвлекать внимание слушателя от главного, центрового и основополагающего. Они избавились от всего, от чего только можно было избавиться, максимально сконцентрировались на основной идее и постарались изложить её так доходчиво и так изящно, как это только возможно.

Группа по-прежнему упирает на достаточно ностальгический и олдскульный прогрессивный хэви-метал и по-прежнему подаёт его так, чтобы это было современно и интересно сейчас в 2020 году, но авторы уже не считают нужным пытаться как-то искусственно удерживать внимание слушателя за счёт громких имён или разных средств художественной выразительности, используемых на CD. Из прежнего, работавшего над “Зеркалами” состава остался один только фронтмен и главный идеолог коллектива Алекс Хованский, и это, конечно же, не могло не отразиться на музыке.

Уже в первой вещи с компакта мне в голосе и в риффах стало периодически мерещиться нечто из арсенала Black Sabbath и их российских последователей из Саботаж, затем в ход пошли обильные симфонические зарисовки, появились узнаваемые риффы Алекса. Новые рекруты Акатонии Михаил Галутва (ударные) и Денис Андрианов (бас) отлично вписались в состав и, кажется, понимают Алекса с полуслова или даже вовсе без слов, а в целом новейший материал коллектива действительно напоминает прогрессив-версию чего-то очень древнего, мощного и архетипичного вроде тех же Black Sabbath, и кто сможет и осмелится сказать, что это плохо?!

По большей части вещи с нового альбома среднетемповые, грузно-основательные и прогрессивно осмотрительные, явно не желающие отказываться от привычки всё делать с чувством, с толком и с расстановкой. Ещё до того, как я прочитал в сообществе группы ВКонтакте комментарии Алекса, у меня буквально сразу же появилось ощущение, что именно такие композиции – это и есть самая настоящая и неподдельная, не обременённая компромиссами и какими-либо чуждыми форматами AcatoniA, и слышать столь искренний, аутентичный и сделанный исключительно по зову сердца материал от этой группы поистине одно удовольствие.

Я бы даже сказал, что рецензируемый альбом это и есть та самая музыка, к записи которой команда шла с самого начала своего существования. Это не радиоориентированный “Байкер” и не нежная ванильная балладность “Время всё сказать”, это настоящий прогрессивный метал в том виде, в каком он задумывался и реализовывался всё теми же Fates Warning, Queensryche и Savatage, и звучит он очень натурально, естественно, аутентично и живо. Пожалуй, на этом стоило бы заканчивать эту рецензию и не марать более бумагу – всем и так понятно, что альбом шикарен и прекрасен уже в силу одного этого обстоятельства, что же здесь говорить и разводить ещё?

“Война” в исполнении AcatoniA правдива и натуральна, а правда часто бывает ужасной и довольно неприглядной. Как говорится, сказка ложь, да в ней намёк, и добрые короли не такие уж и добрые, злые ведьмы часто нуждаются в спасении, хорошие люди не так часто встречаются, да и плохие тоже, а основная часть где-то посередине, что совсем не отменяет того, что простые бойцы, которых генералы воспринимают в качестве кукол и марионеток, тоже мечтают о млечном пути, видят яркие сны и делают всё для того, чтобы приблизить долгожданную победу.

Такой серьёзный, многослойный и прогрессивный материал по определению не может быть общедоступным и развлекательным, этого на новейшем лонгплее AcatoniA и нет, однако при всей своей жёсткости и тяжеловесности “Война” Алекса Хованского и его музыкальных однополчан не кажется мрачной и довлеющей. Альбом эфирен и воздушен как вечный бег облаков, а грозовые раскаты дисторшновых гитар не перекрывают и не отменяют этой чарующей звёздной высоты. Очень зрелая и естественная, но не лишённая прог-изящества работа от очень зрелой и естественной группы. Ничего лишнего, только качественный первозданный прог-метал.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Показать ещё