ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл Alexander Butov и Владимира Ефимова "Трам-пам-пам и Путин"

24-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Меня немного раскритиковали в последнее время за гиперсерьёзные рецензии и активно эксплуатируемую в недавних публикациях тему коронавируса, поэтому сейчас настало время небольшого журналистского эксперимента и некоторого нововведения. Я давно и многократно говорил, что нашей ASTARTA подвластно всё, что поистине прекрасная музыка не знает границ и ограничений, а помимо тяжёлых жанров, фолка, эмбиента, альтернативы, экспериментальной электроники и иже с ними, мы готовы с удовольствием писать в том числе о джазе, блюзе или даже хоть о шансоне. Если вы подумали, что это шутка или преувеличение, сейчас вам предстоит убедиться в том, что мы готовы отвечать за свои слова и не прочь подкрепить теорию практикой.

И речь сейчас действительно пойдёт именно о шансоне. И не о каком-нибудь французском варианте данного направления вроде того, что пропагандируют Патрисия Каас с Ванессой Паради и не о канадских шансонье вроде Аланис Морисетт, да и не о канадском еврее Леонарде Коэне, а о самом настоящем, исконно русском и родном шансоне в стиле тех исполнителей и музыкантов, которые поют для нас с вами из ТВ-ящика в программах наподобие “Трёх Аккордов”. Есть определённая категория меломанов, которая величает данный жанр не иначе как “хорошему человеку плохо в такси”, однако автор этих строк давно и с большим интересом присматривается к творчеству некоторых шансонье и вот теперь, наконец, решил написать ревью на шансон-сингл.

Владимир Ефимов – старый рок-н-ролльщик, поэт-песенник, шоумен, сценарист и просто весёлый, общительный и тусовочный человек, который не так давно отпраздновал своё шестидесятилетие, давно перестал заморачиваться такими условными и относительными понятиями как “жанровые рамки” и просто делает то, что в радость ему самому, не обращая ни на кого внимания и не оборачиваясь на условность запретов и границ, будь то электроника, поп, авторская песня, бард-рок или что-то ещё. Видимо, именно таким вот образом Владимир и познакомился с американцем Александром Бутовым, проживающим в Нью-Йорке, а вылилось это, как и полагается, в шумный и застольный совместный сингл. В жанре “русского шансона”, конечно же.

Как говорит сам Владимир Ефимов, с Александром Бутовым он познакомился, когда две недели гостил в Нью-Йорке. Он замечает, что был поражён общим сходством и внешней похожестью себя и Александра, что отметили и все его знакомые, а также очень глубоко проникся бродвейским детским мюзиклом Бутова и его рок-оперой “Масада”, её размахом и профессионализмом, и в итоге братья-рок-н-ролльщики решили объединить свои усилия и сделать совместный музыкальный номер, который на удивление оказался не рок-оперой и не мюзиклом, да и вообще не имеет ничего общего с рок-музыкой и рок-сценой как таковыми, а представляет собой жёсткий, танцевальный и разухабистый кабаре-шансон, смешанный с авторской песней.

По своему настрою их совместная композиция представляет собой классический вариант “седина в бороду, бес в ребро”, а в плане инструментальном и музыкальном следует в русле традиций “Карабаса-Барабаса российской шансон-эстрады” Михаила Шуфутинского, которому мы обязаны бесплатными презентами ВКонтакте каждый год 3 сентября (кстати говоря, наш портал именно в этот день празднует свой День рождения, поэтому эту дату мы просто не в состоянии проигнорировать, как бы нам этого ни хотелось), с большим удовольствием и не единожды упоминая про водочку, “вискарь” и прочие шансон-радости, столь близкие и понятные человеку из наших экстремальных и вообще специфических российских широт.

Идея песни, как это ни странно, принадлежат как раз американцу Александру Бутову, а вот за стихи и музыку отвечает уже Владимир Ефимов, в то время как с гитарной работой помог россиянин Александр Кулаков, а свою дополнительную лепту в вокальную полифонию внёс американец Яков Ройтман. Вот так, очень весело и “на четверых” авторы, исполнители и вокалисты сообразили эту композицию, и результат вышел настолько “шансонным” и настолько доступным, насколько это вообще бывает. По сравнению с рецензируемым треком кое-какие вещи Михаила Круга кажутся интеллектуальным роком, а мелодии и ритмы здесь буквально сочатся характерным российским релаксом и специфическими алкогольными испарениями с привкусом еврейской мацы, на фоне которых так весело и беззаботно любят отдыхать наши дорогие сограждане.

Раз уж я упомянул в самом начале этой рецензии про “Три Аккорда”, то сейчас упомяну вновь и скажу, что рецензируемый трек сделан как будто специально для этой программы. Никаких философских глубин, тюремной философии и горькой печали, свойственных для отечественного шансона, здесь нет, а на первом, втором, третьем и прочих местах находятся застольный кураж, широта русской души и ядрёный антикризисный юмор. Слушать (и петь?) такое хорошо в бане и после бани под традиционную русскую закуску к не менее традиционным русским напиткам с обязательной отметкой в виде 40 градусов. Воспринимать и воспроизводить такое в трезвом и грустном настроении – почти преступление, да оно с подобным настроем, что говорится, и “не зайдёт”.

Как утверждает мой сосед дед Юра, после 40 градусов жить только начинается, даже если тебе уже 85 (ему именно столько), и хотя Владимиру Ефимову до этой возрастной отметки ещё далековато, он, судя по всему, придерживается в точности такой же жизненной философии и смотрит на вещи с большим позитивом и жизнелюбием даже в эпоху затяжных эпидемий, вынужденной самоизоляции, штрафов и прочих не самых приятных экзистенциальных реалий. Трек был выложен на просторы мировой паутины 5 апреля, видео появилось буквально вчера, и такой специфический саундтрек в самый разгар нерабочего апреля кажется мне вполне закономерным и даже предсказуемым. Талант не пропить, а уж позитив и радость жизни – тем более.

Музыканты дополнили песню очень душевным и поистине народным видеоклипом, который со всеми своими многочисленными разговорными вставками и весёлыми диалогами в режиме реального времени тянет почти что на мини-фильм. Как бы там ни было, а заценить и распробовать эту песню в первый раз лучше всего как раз в видео-варианте, ведь именно при таком раскладе вы сможете максимально проникнуться исторической и географической подоплёкой композиции и как следует рассмотреть все её нюансы, а также самостоятельно и воочию оценить внешнее сходство Владимира Ефимова и Александра Бутова. Это уже больше, чем песня и больше, чем просто шансон, это состояние души и почти юнговский архетип – авторы попали в самую точку и всё сделали на самом высшем уровне!

Работа над треком проходила в ABS World Production (Нью-Йорк) и в студии "Saundmaster" (Москва), что ещё более укрепило и усилило дружескую российско-американскую специфику композиции, которую так хотели подчеркнуть авторы, хотя я, признаюсь честно, особо не понял, что в треке как таковом конкретно американского. Насколько мне удалось понять замысел песни, повествует она исключительно о том, что есть универсальные и безусловно понятные каждому, живи он хоть в Москве, хоть в Нью-Йорке, категории, и хороший отдых, правильная закуска и качественные напитки к ним относятся как раз в первую очередь. К чему и зачем там Трамп и Путин, спросите вы. А вероятно, для того чтобы подчеркнуть глобальность идеи. Ведь песня просто о дружбе и более ни о чём, однако дружба уже сама по себе есть величина глобальная, автономная и самозначимая.

Рецензия на мини-альбом группы VooDoo "Do You Believe In?"

23-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В последнее время электронно-танцевальная разновидность рока или сокращённо edm набирает всю большую популярность и массированно наращивает обороты, а как следствие интересных групп в данном жанре становится всё больше, и (ещё одно следствие) у нас на ASTARTA их альбомы мелькают всё чаще и чаще. Совсем недавно мы говорили про Tryme и Beyond Borders, чуть ранее про LKVR и The Last Four, а теперь настал черёд уделить немного внимания молодой команде под названием Voodoo и их дебютному трёхтрековому EP, который звучит как бодрая зажигательная рейв-пати, к которой решили присоединиться дружелюбные гуманоиды, только что приземлившиеся на крышу местного клуба и оставившие на время свои смертоносные бластеры.

Зря я вспоминал Кинга Даймонда, рассматривая название группы и их альбома – содержимое релиза это исключительно русскоязычный электронный метал с явным упором на танцевальные ритмы. Как и полагается любому уважающему себя edm, авторы и создатели “Do You Believe In?” всячески упирают на то, чтобы создать максимально плотный кач, наполнить атмосферу ритмичными пульсациями и заставить даже самых скромных и нерешительных покинуть свои интровертские убежища и как следует растрясти грусть и негатив в сумасшедших и потрясающих разум и воображение танцах на грани научной и ненаучной фантастики. Энергия и драйв – это наше всё в случае любого edm, и Voodoo стараются ни в коем случае не отставать от этого credo.

Кстати, классическая расшифровка термина edm звучит как electronic dance music (и это тоже на все сто подходит и соответствует тому, что делают сейчас Voodoo и другим подобные им группы), но с лёгкой руки команд подобных Tryme этот термин ныне обрастает другими толкованиями и в частности начинает трактоваться как electronic dance metal, что тоже имеет некоторое отношение к рецензируемому сейчас релизу. Не смотря на то, что какой-то особой тяжести и агрессии, свойственных экстремальным формам металлических жанров, у сегодняшних VooDoo особо нет, их, тем не менее, всё-таки можно и стоит отнести к рок и метал-музыке, а их симпатии танцевальным ритмам и дымным ночным клубам не подлежат совершенно никаким сомнениям, и видны, что говорится, абсолютно невооружённым глазом.

В отличие от наглухо электронных Tryme, наши сегодняшние герои не намерены игнорировать чёткие гитарные риффы, и гитары в их музыкальном творчестве всё ещё играют достаточно заметную роль. Именно такова открывающая релиз гимноподобная и эпатажная “Потреблять!” с хаотичными танцевальными синтезаторами и мощным гитарным дисторшном. Нет сомнений в том, что основа музыкальной парадигмы команды это синтезаторы, а гитары задействованы здесь в точности с тем же расчётом и на том же основании, как это было некогда у довольно популярной и раскрученной группы Scooter, гремевшей в 90-е с ТВ-экранов. Эдакий электронный апокалипсис, отчасти стилизовано задекорированный под рок и метал.

Разместившаяся на втором месте данного релиза напевная баллада “Огонь и пепел” удивляет своей раздольной лиричностью и разом напоминает и классический русский рок и такой же классический отечественный метал в духе Мастера, Тяжёлого Дня, Арии и Арды. Инструментальная составляющая здесь тоже склоняется к дискотечной электронной направленности, а факультативные гитары вырисовываются на правах сэмплов и эпизодически используемых диковинных экзотик-приправ. Впрочем, на инструментал в данном случае обращаешь не слишком много внимания, ведь на первом плане в этой вещи однозначно находится упоительная вокальная мелодия и запоминающиеся текстовые пассажи.

А далее нас ждёт ещё один сюрприз, и завершающая диск композиция, давшая название всему мини-альбому, представляет из себя предельно альтернативный и даже речитативный номер со спотыкающимися гитарными атаками и инопланетным алармом синтезированных музыкальных форм. И вновь мои ассоциации по ходу звучания данного трека понесли меня в глубь 90-х, где на заре данного десятилетия вовсю экспериментировали Лика Стар, Кар-Мен и Ван Мо. Сегодняшние VooDoo в треке “Do you believe in?” звучат как смесь всех трёх этих исполнителей, к которым музыканты добавляют современный драйв и изломанную электронику в духе Слайд Шоу, что наверняка порадует и слушателей со стажем, и юных рейв-рейнджеров.

Не случайно я упомянул в начале этой рецензии группу Beyond Borders, ведь совсем недавно у Voodoo вышел совместный сингл с этой командой, который был назван “Jump Up!”. Данная работа стала первым англоязычным номером в арсенале коллектива, а по звучанию, с одной стороны, продолжает собственные традиции VooDoo, а с другой – усиливает “тяжёлые” гитарные тенденции и ещё дальше продвигается по полю вокальных экспериментов в духе Amortem. По степени зажигательной харизмы и бронебойной дискотечной хитовости данный трек вполне может конкурировать с теми же Scooter, под которых вовсю отрывались завсегдатаи танцпола в 90-х, но старается, при всём уважении к этим славным традициям, развивать и углублять их.

У группы выходит вполне приятный и импозантный музыкальный винегрет, который уже сейчас звучит интересно и привлекательно. Если немного поколдовать со сведением и, быть может, доработать звучание гитар (или этот синтетический сэмпловый звук это особая задумка и специфическая фишка проекта?), то всё станет ещё лучше и круче. На данный момент все треки в обойме коллектива сделаны в разном ключе и в разных стилях, что демонстрирует творческие амбиции и гипотетические векторы развития VooDoo, что можно считать неплохим портфолио и внушительной демо-заявкой перед более широкомасштабными и массированными музыкальными интервенциями. Ждём новых залпов и свежих студийных и концертных свершений.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Рецензия на мини-альбом группы Spaint "Krypto"

20-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Столичный коллектив Spaint - это во многом удивительный феномен и потрясающий в своём роде нонсенс: ребята играют модный и современный модерн-метал, ничуть не чураются разных альтернативных или даже вовсе танцевальных фишек, но в то же время умудряются делать это так адекватно и аккуратно, что даже такие упёртые и убеждённые олдскуллеры как Александр Горбанёв (Тиран, Wings Of Destruction, HELZ ZINE, etc.), на дух не переносящие материал с приставкой “модерн”, отзываются о группе исключительно в положительных и респектных тонах. Как это им удаётся – большой вопрос, но то, что удаётся – факт, не подлежащий никаким сомнениям. И превосходный миник 2014 года, и последовавший за ним полноформатник “Живые камни” – это яркие и убедительные аргументы в пользу состоятельности и фундаментальной сноровки этой группы, а слушать их будет приятно и старорежимным металлистам в потёртых косухах, и современным хипстерам-интеллигентам.

Уже название свежего мини-альбома команды однозначно намекает на то, что нас ждёт преемственность, преемственность, ещё раз преемственность и массированные отсылки к уже упоминавшемуся мной EP 2014 года со стилизованным под греческий язык и алфавит названием “МЕΛОΔIA”. Дурашливая обложка с дискотечным шаром и грубо приделанным сбоку смайликом обескураживает и немного напрягает, но дальше этого небольшого и эпизодического хулиганства мастера из Spaint не пошли – на музыку диска несерьёзность арта никак и никоим образом не повлияла. “Krypto” – это действительно греческое слово и означает оно “тёмный”, “тайный”, “скрытый”, что очень точно подходит по настрою и по тематике текстов этому короткострельному, но от этого не менее великолепному диску, который звучит как отличный образчик старого доброго отечественного металла, который не пытается войти дважды в одну и ту же реку и повторить собственные былые подвиги.

На “Krypto” всего четыре композиции, но уже этого более чем достаточно для того, чтобы как следует распробовать мастерство Spaint образца 2020 года и составить представление о современном векторе их творческого развития. Сегодняшний материал команды – это предельно свободный, альтернативный и творчески переосмысленный Чёрный Обелиск, который исполняется и подаётся так, чтобы быть актуальным и современным в эпоху криптовалют и прочих криповых тенденций. Вокалист Михаил Краснов ныне ещё свободнее обращается с мелодиями и ещё динамичнее использует свои вокальные данные, о чём свидетельствует уже открывающая диск одноимённая с названием диска вещь с этими отрывистыми кричалками-речёвками и немного легкомысленными альтернативными “о-о” в припеве. Такой трек действует как бутылка пива с утра, то есть практически равнозначен шагу в никуда и прыжку в бесконечность – после такой бодрящей и взрывной вещи можно ждать чего угодно и в каком угодно стиле.

Вторая вещь “Своя” более сдержанна и ортодоксальна с точки зрения металлических стандартов, а напоминает в большей степени как раз поздний Чёрный Обелиск времён Дмитрия Борисенкова, где в припеве вновь настаёт время душещипательных мега-задушевных припевов, которыми так славятся Spaint, когда душа сначала медленно и нежно разворачивается, а потом так же медленно и нежно сворачивается обратно. Этническое вступление “Н.К.М.” выливается в такую же богатую этническими отсылками вещь, которая удивительным образом напоминает Amorphis, а по настрою лирики и атмосфере имеет нечто схожее с творчеством гипер-серьёзных американцев из Queensryche, ну а финальная “Восход” с первых же секунд своего звучания берёт быка за рога и буквально обрушивает на головы слушателей лавины обгоняющих друг друга завораживающих мелодий.

Ещё наш замечательный российский художник Илья Ефимович Репин замечал интересную закономерность: сначала художник рисует просто и плохо, потом - сложно и плохо, потом сложно и хорошо, и только потом - просто и хорошо. И Spaint на своём новейшем четырёхтрековом мини-альбоме окончательно утвердились на четвёртой, финальной стадии этого поэтапного восхождения к мастерству. Их новые песни просты, доходчивы и универсальны, а их модерн-метал хоть и не грешит однообразием и очевидностью, но порой доходит до очевидности и супрематической ясности задушевных бардовских песен, которые так приятно петь летними ночами у костра. “Музыка должна быть универсальной, даже если это трэш, чтобы можно было включить её человеку, который в принципе такое не слушает и ни разу не слышал раньше, и чтобы он сходу въехал и проникся” – хочется вновь вспомнить мне и процитировать Анатолия Крупнова, ведь Spaint сейчас даже ещё более превзошли в этой доходчивости и понятности своих старших товарищей и наставников.

На альбоме нет каких-то экспериментов и попыток расширять стиль группы и её возможности за счёт использования пограничных жанров и нехарактерных для Spaint приёмов, нет англоязычных треков и экстремального вокала, чем отличался материал с “МЕΛОΔIA”, нет крышесрывающих риффов и качающих грувовых прогонов, зато на альбоме полным полно отличных риффов, запоминающихся припевов и забористых куплетов, а эти песни просто приятно слушать и переслушивать, а потом напевать себе под нос, направляясь за пивом или возвращаясь домой с работы. Группе очень идёт игривая альтернативность a la Amaranthe, которой так много в треке “Krypto” (не случайно именно эта вещь стала титульной и программной), но те более душевные, жизненные и экзистенциальные темы, которые ребята продвигают в “Своей”, “Н.К.М.” и “Восходе”, хоть и не врезаются в мозг так беспардонно, однако обладают ещё большей глубиной и смысловой нагрузкой.

Насколько я знаю, изначально для “Krypto” музыканты запланировали более обширный треклист, и помимо четырёх композиций основной программы задумывали включение в программу мини-альбома также дополнительные бонус-треки, но разыгравшаяся некстати пандемия коронавируса внесла свои коррективы, и релиз был выпущен в таком несколько усечённом и урезанном виде, а идея с бонусами была задвинута в долгий ящик и теперь уже неясно, окажется ли реализованной когда-либо. Как бы там ни было, “Krypto” выпущен, реализован, доступен для прослушивания и, как обещают авторы, в скором времени будет выпущен в CD-формате. Вероятно, босс HELLZ ZINE поставил бы такому релизу четыре, но я не могу скрыть своего восхищения, и с удовольствием отправляю в качестве оценки альбому все пять возможных из пяти звёзд. “Krypto” не случайно отдалённо напоминает русское слово “круто”, это действительно очень крутой миник, на который вошли только по-настоящему сильные и бронебойные вещи.

Рецензия на сингл и клип группы Addict "Crimson Sky"

20-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Было бы странно, если бы группа, которая называется Addict, пела о чём-то кроме зависимостей и социальных невзгод, и эти столичные грув-металлисты не станут вас разочаровывать: их новейший двухтрековый сингл и пущенный ему вдогонку клип посвящены исключительно важным, злободневным и насущным вопросам. Летом минувшего 2019 года мы уже публиковали рецензию на их актуальный, второй по счёту мини-альбом “Against You All”, а также делали интервью с ребятами, где постарались расспросить их обо всём, что связано с зависимостями, конспирациями и узнать, как им удаётся поддерживать такую высокую планку качества и выпускать такие шикарные во всех отношениях релизы, а теперь настало время двигаться дальше.

Группа не теряла времени даром и с момента выхода своего последнего релиза упорно и кропотливо оттачивала исполнительское мастерство и отрабатывала саунд-нюансы, а в итоге теперь их новейшие треки звучат кристально чисто, но всё равно тяжеловесно, агрессивно и напористо и в то же время слаженно и технично. Собственно, всё то же самое можно было сказать и про материал “Against You All”, однако теперь места для случайностей в музыке ребят осталось ещё меньше, а гармоничное содружество баса, ударных, гитар и вокала ещё больше напоминает строгие и стройные ряды аптечных медпрепаратов первой необходимости, где всё подчинено строжайшему порядку, жесточайшей организации и не менее жесточайшей стерильности.

В музыкальном плане коллектив всё так же делает ставку на апокалиптический грув-метал с лёгким привкусом индустриальщины, математической архитектоникой, тревожной атмосферой с мрачной дэтовой подкладкой, но теперь во всём этом ещё сильнее ощущается почерк рыжего Дейва и интеллектуальный подход, характерный для позднего Megadeth и его умеренность в отношении агрессии, тяжести и ужасов ради ужасов. Действительно, в “Crimson Sky” намного больше техники, атмосферы и холодного рационального расчёта, чем каких-либо иных составляющих, что относится не только к инструменталу, но и к безупречно срежисированным вокальным линиям, что делает этот почти семиминутный эпик почти что мини-симфонией.

В первые моменты клип на “Crimson Sky” может показаться грубоватым и чрезмерно упрощённым, топорным, но если пересилить себя в первые секунд двадцать-тридцать и остаться у монитора своего ПК (или где вы там обычно смотрите видео-новинки музыкальных групп), то ролик начнёт раскрываться подобно цветку клевера в колдовскую майскую полночь. За смазанными мультипликационными штрихами и тёмным апокалиптическим, слегка утрированным фоном без труда узнаётся наша повседневная действительность, и эффект очень скоро начинает приближаться к тому, который наш великий и замечательный А.С.Пушкин озвучил словами “себя как в зеркале я вижу”. Видимо, как раз эффекта зеркала авторы и хотели достичь.

Сделать видео в духе пейновского “Just Hate Me” само по себе ни о чём не говорит, но Addict сумели здорово освоить все эти мультипликационные фишки и заставить их лить воду на свою мельницу. Люди-призраки, безликие и бездушные рабы своих телефонов, ставшие бесплатными и бессмысленными приложениями к своим гаджетам, всемирное цифровое рабство информации и интернет-коммуникаций, из которых выбраться ещё труднее, чем мухе угодившей в паутину к толстому и прожорливому пауку. Хороша находка с проведением параллели между offline и offlife, да и помимо неё в клипе достаточно интересных попаданий и метких, достаточно ярких и безусловно запоминающихся образов.

Выпускать синглы и клипы, посвящённые или так или иначе связанные с коронавирусом, с пандемией, со смутными временами и иже с ними, стало уже почти что дурным тоном и грозит превзойти все мыслимые и немыслимые пределы, но Addict исхитрились и влиться в эту волну, и не замарать себя дурновкусием вкупе с желанием дешёвого хайпа на повседневных, не слишком радостных реалиях. У них в клипе всё вроде как и мрачно, и постапокалиптически, и депрессивно, но прямую связь с нашей вынужденной изоляцией не провести, а вот прямая связь с нашей тотальной зависимостью от своих андроидов сомнению не подлежит – тут не узнает себя разве что человек, напрочь лишённый разума и каких-либо аналитических способностей.

Далеко не часто здоровый минимализм дотягивается до рубежей настоящего искусства и становится по-настоящему убедительным и прекрасным, но сейчас перед нами как раз один из тех случаев. Addict задействовали всю имеющуюся у них эмпатию, почувствовали себя настоящими Пикассо и нарисовали довольно небрежный и угловатый, но всё равно шедевральный шарж на современность, да ещё и снабдили всё это дело очень впечатляющим звукорядом и интересным текстом. Вы хватаетесь за ваш смартфон больше пяти раз за вечер? Тогда Addict направляются к вам со своим новейшим видео-творением. Смотрим и отучаемся быть зомби-киборгами и рабами бездушных приборов. Действует почти безотказно.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Рецензия на альбом группы Emerald Night "Зеркало Троллей"

17-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

1996 год выдался весьма удачным для "тяжёлой" музыки и во многом определил её будущее развитие на много лет вперёд. Именно в этом году свет увидели такие нетленки, как “Elegy” (Amorphis), “Irreligious” (Moonspell), “Dusk... And Her Embrace” (Cradle Of Filth) и ещё куча других эпохальных пластов, которые – уверен, - любой металхэд будет котировать до седин, или даже полного старческого облысения. Во время самого первого прослушивания диска “Зеркало Троллей” от московской формации Emerald Night, я всю дорогу думал: “Эх, вот услышать бы сей любопытнейший лонгплей в 96-м – запал бы в душу на всю жизнь”. Но нет, не судьба. В 96-м проект ещё только-только зарождался (причём, даже не в Москве) и был в самом начале большого и тернистого пути к столь добротным и по-хорошему коммерческим релизам. Кстати, не исключено, что под влиянием вышеупомянутых пластинок.

Отмечу, что “Зеркало Троллей” - не первое моё знакомство с творчеством Дисмаэля и его товарищей, но это первая их работа, которая устроила меня на все сто. Ранние демки оставили неоднозначные впечатления. Да, в них всегда было что-то пронзительное, глубокое и искреннее, что заставляло время от времени возвращаться к этим записям и переслушивать их. С другой стороны - не хватало качественного звука, привлекательного оформления и вообще некой целостной концепции. И, кстати, русского языка. Все “нулевые” я мечтал услышать Emerald Night на русском. Первые русскоязычные треки были на демке 2005 года и этот опыт оставлял желать… нет, не лучшего, а большего!

Собственно, мечты сбываются: сейчас перед нами русскоязычный полноформатник, профессионально записанный и оформленный, продуманный до мелочей во всех аспектах. Заглавный трек (давайте считать, что первая вещь альбома “Проклятое Зеркало” - заглавная, хоть и не совсем одноимённая) возвращает нас к бессмертной прекрасной истории Ганса Христиана Андерсена. С самого начала песни (поначалу оно мне показалось несколько затянутым, но, может, оно так и надо, чтобы “нагнать атмосферы”) перед внутренним оком мелькают жутковатые образы, причудливые морозные узоры и отблески ранящих осколков в беснующейся вьюге. Вероятно, человек, который писал эту музыку, действительно мобилизовал все свои силы, накладывая штрихи на музыкальное полотно, добавляя нюансы и создавая некую дивную картину, в котором есть и размытые абстракции, и чётко очерченные детали.

Что вообще интересного в Emerald Night? Сейчас это вполне узнаваемый бренд, не удивляющий особо ни новизной, ни новаторством, но и не вызывающий быстрых ассоциаций с кем-то ещё. Лично я, потребляющий тонны прекрасной и разнообразной музыки каждый день в режиме non-stop, не могу так сходу взять и вписать Emerald Night в какой-то определённый жанр. Музыка, по большому счёту, простая. Сложно объяснить, почему она так затягивает. Она ещё и органично сочетается с оформлением, у которого, кстати, есть своя история. Обложка и буклет – это работы известного московского иллюстратора Александра Кошкина, выполненные для сборника “Баллады” Жуковского - по-моему, в конце 70-х (ещё до моего рождения!). Это очень известное оформление, картинки легко найти в интернете, но лично я нигде не видел настолько качественного изображения, как на обложке “Зеркала” - словно эти иллюстрации были нарисованы вчера, а не сорок с лишним лет назад. Что мне всегда нравилось в Emerald Night – это умение вытащить на свет божий что-то редкое и необычное, давно забытое – и вкусно это подать с надлежащим качеством. Альбом Ashen Light “Песнь Велеса” – один из первых заметных экспериментов в русскоязычном блэке – не был записан идеально, но любили его всегда не за это. Оказалось, что можно записать трек “Веда Рода” на жирном современном звуке, а к микрофонной стойке поставить собственно Всегарда. Который после этого играл и пел в Emerald Night ещё добрых пять лет - и кстати, получилось очень интересное сочетание разноплановых скримов у группы на этом и двух последующих дисках.

Или кавер на песню Butterfly Temple, идущий на диске бонусом. Сперва я подумал: да что это за вещь такая, “Страна Фей”? Оказалось, что это древняя песня “Abscent” с дебютного альбома Butterfly Temple “Велес”. Яркая и совершенно нетипичная для "бабочек" - но, как оказалось, просто идеальная для "изумрудов". И хотя там нет того чувственного саксофона (наверняка, ради него всё и писалось), песня заходит на ура! Думаю, это хорошо, что Дисмаэль не стал петь её по-английски. Слушатели могут этого не знать, но сама вещь написана по мотивам стихотворения Эдгара По “Страна Фей” (да-да, он ещё и стихи писал, а Амати - делал чешские барабаны для крутых музыкантов) и лидер Emerald Night взял оригинал, сделал авторский перевод и всё это идеально легло на музыку и заиграло новыми красками, во многом благодаря великолепному голосу Абрея – оригинального вокалиста Butterfly Temple. Мне подумалось, что наверное эта песня так и должна была звучать, только в момент выхода альбома “Велес” это было сложно технически и идея ждала своего часа, пока не нашла своё воплощение вот таким вот заковыристым образом.

Вообще, почти весь альбом состоит из таких вот антикварных находок, мифов, апокрифов, переосмысления чего-то давно забытого – и все это мощно, разнообразно и органично сплетено между собой. Неважно, что звучит – разрушающее бластбитами “Проклятое Зеркало” или проникновенные, берущие за душу метал-серенады “Лесная Песнь” или “На Север”, или даже монументальный русскоязычный кавер на греков Septic Flesh (необычный выбор, я бы сказал) – всё это выполнено в едином ключе и слушается на одном дыхании. Бесспорным украшением альбома стали приглашённые вокалистки Ксения (Калевала) и Тиллен Аверс (Аэлла), которые наполнили этот диск особенной магией и светлым эльфийским волшебством.

В чём находка этого альбома и творчества Emerald Night в целом? Странное и даже немного грубоватое сочетание мелодик-блэка с фэнтезийным фольклором и обильными россыпями симфонизма. Меня всегда поражало, как легко и ненавязчиво команде удаётся совместить несовместимое – и очарование пробирающих до глубины души эльфийских мелодий, и певучую русскую поэзию, и мрачный мир чёрного языческого металла. Стилистические эксперименты, поиск нового сочетания – это, собственно, и есть история музыки. В этом плане творчество Emerald Night недалеко ушло от классики, оно вызывает желание переслушать ранние релизы Lake Of Tears, Paradise Lost, Cradle Of Filth, Cemetary и Menhir – не потому, что похоже, а потому что “сейчас так не играют”. Супрематические ритм-структуры “Зеркала Троллей” и даже звучание гитар имеют весьма много общего с классическими релизами вышеупомянутых групп и подобные аллюзии – как бальзам на уши олдскуллеров. В этой музыке можно сутками скитаться и блуждать, она насыщает воображение яркими и реалистичными образами и затягивает, как Скайрим. Кстати, трек “На Север” - единственная на моей памяти русскоязычная вещь, написанная по вселенной TES.

Я не знаю, что ждёт группу в будущем. Я слышал, как молодые музыканты свысока отзывались о творчестве Emerald Night, как о простеньком фэнтезийном шансоне – потому что они выросли на совершенно другой музыке, у них другой музыкальный опыт и впечатлять их нужно тоже как-то по-другому. А тех, кто готов вслушаться, ждёт весьма интересное знакомство с чем-то, стоящим отдельно от других жанров. Я могу с интересом слушать и Аркону, и Калевалу, и Сваргу – эта музыка сделана на хорошем европейском уровне и в ней всегда много драйва. Но иногда мне нужны совсем другие звуки, которые могут научить мечтать. Emerald Night никогда не были идеальны, но мне нравится то, кем я себя ощущаю под эту музыку. Даже сейчас, спустя девять лет после своего выхода, “Зеркало Троллей” ничуть не потеряло своего очарования, а значит и актуальности.

Рецензия на мини-альбом группы Tryme "Первый признак, что ты жив"

17-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Танцевальный метал – не настолько революционная и ультра-современная штука, как может показаться, отдельные поиски в данном направлении можно задетектить ещё в середине 90-х, а это было задолго до того, как на сцену вышли Satyrian, Danse Macabre или наши соотечественники из Amortem, LKVR, The Last Four и Tryme. Но зачем мы тогда говорим сейчас про Tryme и их новый EP, спросит нетерпеливый читатель. А здесь дело в том, что “Первый признак, что ты жив” – это не просто танцевальный метал, а ядерный рейв-метал или EDM, как говорят сами музыканты –electronic dance metal. А это уже нечто с намёком или, по крайней мере, с претензией на оригинальность и уникальность, и заслуживает особого и отдельного разговора. Скажу сразу: если вы как тот дядя слишком строгих правил признаёте только чистые музыкальные жанры и принципиально болеете только классическими металлическими направлениями, вам лучше пройти мимо и не тратить своё время на группу, о которой сейчас пойдёт речь, а вот если ваш разум открыт для экспериментов – добро пожаловать, хотя всё-таки на всякий случай abandon all hope.

В 90-х я очень удивлялся и недоумевал, когда видел прожжённых тяжметаллистов в клубах и на дискотеках, но затем постепенно стал понимать, что к чему, а музыканты из Tryme смогли идеально вербализировать ответ на все мои сомнения и недоумения одной предельно короткой и однозначной фразой: “рано или поздно ты начинаешь уставать от тяжести и однообразия металла. Начинаешь хотеть танцевать, а не хаотично махать руками”. А ведь всё действительно именно так. В 90-х я плевался, когда услышал, что Amorphis взялись за электронику на “My Kantele”, Tiamat записали целиком электронный “A Deeper Kind Of Slumber”, а Paradise Lost с головой окунулись в синтезаторы на “Host”, но со временем пришло осознание: когда электронными экспериментами занимаются группы такого опыта и масштаба, это не может быть простое и бессмысленное “тыц-тыц”.

Но Tryme решили пойти дальше всех и вся, и не просто задействовали электронику и синтезаторы, а нырнули в самую бездну дискотечных пульсаций и растворились в них. Что может быть дальше и глубже, чем The Prodigy, совместные вещи Бориса Гребенщикова с Deadушками и ремиксы на Morbid Angel? Ураган страстей и ослепляющих софитов, изломанные синтетические пульсации, медитативная атмосфера Killing Ophelia и авангардные тени Fading Colours – всё это нашло своё отражение на новейшем мини-альбоме столичных экспериментаторов из Tryme, которые по накалу своей бешенной необузданной энергетики не уступают тем же The Prodigy, а по драйву и напору могут переплюнуть самые неистовые и жёсткие ebm-составы вроде Hocico и Alien Vampires, всеми силами стараясь устроить сумасшедшую диско-метал-пати на грани дозволенного, возможного и способного действовать в спектре человеческого восприятия.

На альбоме за вычетом абстрактного и фонового интро всего пять композиций, однако концентрация безбашенного дискотечно-металлического драйва здесь такова, что этого точно никому не покажется мало. “Ты не будешь такой же” интересно совмещает прямолинейный электронный напор, кибернетические синтезаторные помехи и затейливую мелодичность с намёком на поп-хитовость; “Одинокий рэйв” смешивает жёсткий ebm-чёс, свойственную The Prodigy развязность и мелодии, свойственные металлической альтернативе; “Тело и сердце” пробует на прочность синтетические структуры музыкальной композиции, всемерно расшатывая их и словно пытаясь взорвать песню изнутри, а в качестве детонатора используя старый добрый авангард. Ремикс на “Одинокий рэйв” почти так же авангарден и футуристичен, а завершает релиз ещё одна причудливая и диковинно звучащая вещица – “Между Небом и Землёй”.

Метал без жёсткого гитарного “дж-дж-дж”? Ну а что, играют же Apocalyptica метал на виолончелях, а Van Canto и вовсе без струнных инструментов, используя только голоса, почему бы не попробовать сделать то же самое с помощью подручных кнопочных средств. Если оценивать “Первый признак, что ты жив” с точки зрения общепринятых и традиционных металлических жанров, то это не трэш и не хэви-метал, а скорее альтернатива, ню-метал и модерн-метал (вокал и вокальная манера выдают в участниках Tryme любителей и последователей именно этих металлических жанров), но отнюдь не простые и не поверхностные, а затейливые, таинственные и обильно сдобренные трайбово-этническими (“Между небом и землёй”) и авангардными (“Тело и Сердце”) элементами, что временами по ходу прослушивания альбома отдалённо напоминает Sepultura времён “Roots”, а также Betray My Secrets, Shiva In Exile и Tenochtitlan.

Строго говоря, то, что делают Tryme, это предельно жёсткий и динамичный ebm, а металла как такового здесь особо не наблюдается, но с учётом выше обозначенных оговорок о том, что Apocalyptica и Van Canto это тоже метал, можно загрести сюда и наших столичных танцевальных электронщиков. Под такую музыку будет удобно и естественно танцевать, трясти хайром, и выделывать на танцполе разные умопомрачительные пассы, но важнее в данном случае другое – эта музыка очевидно создана для массированных выбросов лишней и “дурной” энергии, после чего вы будете чувствовать себя поистине заново родившимися. Тематика песен и тексты в данном случае предельно альтернативы и современны, а в совокупности всё это создаёт ещё более целостную и непротиворечивую картину всеобщего отрыва и экстремального празднования… что для многих как раз-таки будет очень кстати в ситуации массовой отмены концертов и публичных мероприятий, когда душа требует праздника.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N3 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Показать ещё