ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Bog-Morok "In A Dark Time"

29-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сейчас перед нами одна из самых сильных, оригинальных, интересных и стабильных отечественных индустриальных команд и попутно одна из самых котируемых и ярких позиций в каталоге одного из старейших отечественных андеграундных экстремальных лейблов. Если большинство российских индастриал-групп удовлетворяются исполнением чего-то околотанцевального как Amortem или околорамштайнового как Mordor, то музыкант, скрывающийся под псевдонимом Morok, в рамках своего проекта Bog-Morok вот уже девять альбомов подряд продолжает гнуть экспериментально-эклектичную линию и пробовать психику потенциальных слушателей на прочность.

Каждый альбом состава получается самобытным и непохожим на другие, а на актуальном диске Морок, недавно принятый в ряды культовых в определённых кругах Bethlehem, предлагает нам смесь поп-индастриала a la Pain и авангардного индастриала с изрядной долей мат-металла и мат-кора. Звучит это дело причудливо: временами инопланетно и странно, временами очень даже доходчиво и напевно, а временами просто с головой окунается в глубокую ванну экспериментов и мутировавших там пиявок, но если говорить кратко и не углубляться в нюансы, Bog-Morok образца 2019 года играет немного усложнённую и “запифагоренную” вариацию взрослого aor-металла – музыки, которую так любят уставшие от канонов ветераны и гении умного и тяжёлого металла.

Есть на альбоме и танцевальные элементы (“Acquanted With The Night”), и тяжёлый электронный кач в духе Waltari (“In A Dark Time”), и пробирающие до костей баллады очень даже европейского и солидного качества, которым мог бы позавидовать сам Питер Тагтгрен (“Sickness”), и намёки на морозную экстремальщину (“East Coker”), а потому по мере прослушивания компакта вас наверняка будет лихорадить почти так же, как лихорадило Морока и ассистировавшего ему драммера Владимира в ходе работы над таким противоречивым и непоследовательным релизом. Впрочем, по поводу непоследовательности я, конечно, загнул, альбом хоть и не придерживается единой жанровой линии, но развивается очень логично и планомерно.

Что делать, если ты вдруг понимаешь, что не можешь написать настолько же крутую лирику, какой получилась музыка? Можно несмотря ни на что всё-таки писать, мучить себя и слушателей или обратиться к какому-нибудь Деметру Грэйлу и обрушить на свою потенциальную аудиторию тонны зарифмованного пафоса. А можно поступить проще, адекватнее и мудрее – просто взять хорошие, проверенные временем и уж точно качественно выражающие все свои мысли вирши классических поэтов прошлого, а заодно немного просветить свою аудиторию. Именно третий вариант выбрал Morok, и я должен сказать, что это очень хорошее решение! Поэзия Фроста, Элиота, Верлена и иже с ними хороша уже сама по себе, а данный CD она ещё более украсила.

Лишь для одной композиции с “In A Dark Time” музыкант написал тексты сам, и надо сказать, в ней не очень-то лестно отозвался о нашем брате журналисте (“Journalists And Whores are the same to me”), но я на него не в обиде, ведь основной лейтмотив данной композиции – это тотально-непомерная усталость от всех и вся, зашкаливающее безразличие и желание вечной тишины и успокоения. “Я не хочу истины, я хочу покоя” – написал как-то философ В.В.Розанов, возвращаясь от зубного врача, а музыканта Bog-Morok, судя по всему, стоматологи атаковали так настойчиво и долго, что он окончательно потерял всякий интерес к жизни и теперь поёт о том, что безразличие это прекрасно, поскольку не судит и не заботится ни о чём, да и вообще помогает пребывать в таком состоянии, когда тебя ничто не колышет, и даже геноцид и коррупция равно фиолетовы.

Эх, не одобрил бы подобные воззрения Лев Николаевич Толстой, но для такого случая можно аккуратненько закрыть портрет великого писателя полотенчиком и беспрепятственно слушать “In A Dark Time”. Как известно, в тёмные времена лучше видно светлых людей, и хотя таким уж светлым современный Bog-Morok не назвать, коптит и чадит он действительно на славу – такое будет видно издалека даже самой чёрной и беззвёздной ночью, а меланхоличные распевки Морока с рифмами, позаимствованными у седых классиков, на фоне кубизма и супрематизма инструментальных чертежей наверняка порадуют даже самых искушённых слушателей, которые давно перелопатили дискографии Tool, Strapping Young Lad, Opeth, Waltari и иже с ними.

“Потрясающий бинокль ночного видения со скидкой. Нож в подарок!” – увидел я как-то рекламу ВКонтакте и благополучно о ней забыл. А ведь “In A Dark Time” это именно такой бинокль ночного видения с подарочным ножом – вдруг осенило меня только что… Бинокль с ножом, пирожок с “сурпризом”, чемодан с двойным дном – сами собой стали нанизываться друг на друга цепочки ассоциаций. Начиная слушать этот альбом, никогда не угадаешь, где и как будешь его дослушивать, и до какой ручки доведёт тебя этот калейдоскоп отсылок, цитат, межпредметных связей и прочих музыкальных извращений. Издающий лейбл вполне мог бы налепить на новейший диск проекта стикер “умная музыка для умных людей”, и это была бы полная правда.

Рецензия на альбом группы Hladomrak "Arctic Hysteria"

29-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Русские эмигранты во времена “философских пароходов” были самой интеллектуальной и достойной прослойкой российского общества, отчасти это верно и теперь, когда даже еврейский Die Entweihung и немецкий BitacHi на поверку оказываются ведомы бывшими российскими согражданами, и даже в рядах таких значительных команд как Bethlehem и Empheris всё так же выявляются люди с CIS-территорий. Может, конечно, и не Бердяевы с Шестовыми уезжают сегодня из России и заселяют забугорные берега, но иной раз среди них действительно обретаются очень даже небесталанные экземпляры, как вот прямо сейчас, к примеру.

А сейчас перед нами переиздание второй полноформатной работы шведского коллектива Hladomrak в оригинале вышедшей в 2017 году, который начинал свою деятельность как one-man-проект, а ко времени реализации “Arctic Hysteria” уже успел разрастись до полноценной команды и, судя по фото в буклете, даже где-то выступал со своим материалом вживую. Оба нынешних участника Hladomrak россияне, и именно данным фактом объясняется то интересное обстоятельство, что один из треков с рецензируемого сейчас лонгплея под названием “Frost” имеет русскоязычную лирику, написанную, правда, латиницей.

Сырой, скрипучий, жёсткий, но совершенно не похожий на дэт-метал, материал Хладомрака звучит импозантно и привлекательно, а здоровый минимализм, избранный музыкантами, вызывает доверие и симпатию. Практически ничего не имея общего с трэшем, а оставаясь на вполне себе каноничных блэковых рельсах, новоиспечённые шведы умудряются быть и драйвовыми, и жёсткими, и железными. Музыканты нашли для себя замечательный “колючий” саунд и благодаря ему Hladomrak – это действительно стопроцентный метал, и в этом его главная сила и невероятная харизма.

Не впадая в ненужные проговые и авангардные усложнения, авторы “Арктической истерии” умудряются играть и интересно, и сложно, и даже в какой-то степени непредсказуемо, а самый смак начинается, когда дело доходит до упоминавшейся уже русскоязычной “Frost”, которая размещается на альбома под номером девять. Именно эта вещь является концептуальной кульминацией релиза, а следом за ней идут ещё два очень интересных и нетривиальных номера, где Hladomrak отрываются по полной, меняя разные темпы исполнения как перчатки, а попутно вставляя такие изломы и сбивки, от которых начинает казаться, что рушится сам небесный свод.

Русскоязычный трек звучит очень причудливо и как будто со шведским акцентом (непросто, должно быть, нашим бывшим соотечественникам там на чужбине разбирать некогда родную речь, начертанную теперь вражеской латиницей, вот и ломают с непривычки языки), но однозначно эффектно и как-то даже одиозно, торжественно. Как будто какой-то полубезумный хтонический некромант вышел ночной порой на поляну в плаще на голое тело, весь покрытый спутанными седыми космами, шишками, грибами и лесными жучками, воздел руки к безмолвным небесам и ну себе заклинать, жаловаться, причитать и приговаривать:

“Holodno…

Zamerzaet Dyhanie, Nemeet Vsyo

Holodno…

Mutneet Soznanie I Mysl’ Vyazka

Igly Iz L’daTerzayut Plot’ Dushat Razuma Plamya”

(c) Hladomrak - “Frost”

На альбом даже затесался причудливый акустический инструментал (“Archaic”), а некоторые треки (в том числе очень неплохая титульная вещь) порой звучат так интенсивно, что это сравнимо с доброй вязанкой хвороста, на которую вы с размаху упали с высокого столетнего дуба в глухую осеннюю полночь. Не зря лейбл сравнивает их риффы с качающимися в непогоду деревьями – в этих гитарных хитросплетениях действительно есть что-то очень лесное, мрачное и дремучее. Слушать альбом наверняка очень приятно в продуваемой насквозь всеми ветрами одинокой лесной избушке, где всё такое древнее, грубое, основательное и немного страшное, как в фильме про ведьму из Блэр, а до природы рукой подать.

Если вы искали типичную музыку лесников и древорубов, то вам точно сюда. Рубить лес или просто злиться на весь мир в лесной глуши под такой аккомпанемент будет очень даже аутентично. Альбом прекрасно создаёт атмосферу, вокал отлично гармонирует со звуком гитар и немного тормознутыми колотушками барабанов, а дисторшновый бас добавляет в этот сумрачный частокол льдистых спиц и пронзительных сосулек. Буклет с текстами тоже оформлен очень даже стильно и неплохо, а потому – не теряем времени даром, загружаем эти морозные узоры в стереосистему и наслаждаемся!

Рецензия на альбом группы Песня Бурь "Песня Бурь"

27-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Вот и увидел, наконец, свет полноформатник этой саратовской хэви-фолковой команды, и вышел он не один, а с особым литературным бонусом, в качестве которого выступает сопровождающий релиз лонгплея фэнтези-рассказ, служащий своеобразными путеводителем по персонажам, событиям и сюжетным перипетиям предлагаемой сейчас нашему с вами вниманию пластинки. Смелый юноша-бунтарь, мечтающий о подвигах и жестоких битвах, прекрасная Люта, тощий диверсант Вальдо, хитроумные монахи, лесные ведьмы и ещё масса персонажей ждут вас на этих страницах и, конечно же, в песнях, которые и представлены сейчас нашему с вами вниманию.

Можно конечно проигнорировать это несколько пространное литературное вступление, но даже если прямо сейчас вам и не хочется углубляться в переплетения имён и запутанных отношений героев друг с другом, я рекомендовал бы не отказываться от знакомства с печатной частью релиза вовсе, и обязательно вернуться к ней, когда появится время и придёт соответствующее расположение духа. Рассказ неплох сам по себе, а песни после прочтения обретают дополнительную жизненную силу, словно обрастая плотью и кровью, в то время как доносящиеся до слуха строчки причудливо и стройно складываются в сознании в единый законченный пазл.

Песня Бурь всегда радовала меня своей повышенной металлической олдскульностью и тонким восприятием фолка, а их грубоватые варварские риффы и железный напор очень здорово сочетались с изящными партиями флейты и нежным женским вокалом. Они откладывали релиз лонгплея так долго, что, кажется, вся эта эпопея длится ещё с прошлого тысячелетия, но вот сейчас, наконец, после демо, синглов, репетиционных черновиков и EP перед нами полноценный и полновесный залп команды, ставший первой значительной вехой в эволюции Песни Бури, со всеми своими огрехами, недостатками и неизбежными шероховатостями, свойственными всем без исключения дебютникам.

Много эпичности, много угловатых старорежимных ритмов и спид-металлического драйва – десять композиций, вошедшие на этот диск, грубы и порывисты, как и полагается, настоящей буре. Отличные мелодии, за которые отвечает флейта в руках Виктории Snap, и героическая метал-патетика сплетаются в единый шторм клинков и молний, оставляя очень целостное и почти волшебное ощущение. Даже огрехи, неровности и очевидные недочёты очень адекватно и уместно встраиваются в общую картину и ничуть не портят этот манифест фолкового хэви-металла, очень здраво и адекватно апеллируя к золотой эпохе 80-х.

Музыка на рецензируемом компакте это стопроцентный стальной спид-метал 80-х безо всяких натяжек, условностей и экивоков, но “Песня Бурь” интересна и значительна не только в силу редкости и специфичности выбранной музыкантами жанровой ниши и даже не потому что им удалось совершенно непротиворечиво и аутентично скрестить Orkrist, Dark Reality и ранних Blind Guardian, а просто по той простой причине, что это действительно очень эмоциональная, одухотворённая музыка, от которой веет не просто ролевой постановочностью, но потрясающей жизненной силой – аутентичностью, к которой всегда стремятся все мечтатели и ролевики.

Правдиво, сурово и натурально, витязи под предводительством Николая Жалмашева снова и снова идут в бой, призывают к оружию, клеймят гордых и заносчивых королей, воодушевляют народ и воспевают силу и доблесть академическим вокалом Макса Иванова, а прекрасные валькирии Юлия Тутаева и Светлана Маграттея своими чарующими голосами воодушевляют их на новые победы и героические свершения. Альбом не переполнен разными вокальными линиями и не сильно похож в этом плане на рок-оперу, но в данном случае это не недостаток, а скорее наоборот плюс, поскольку предполагает и обеспечивает большую слушабельность песням и не грузит деталями.

Стоит упомянуть замечательные думовые вкрапления, которые наиболее очевидно прорисовываются на альбоме в таких композициях как “Братство Меча” и “Поле Скорби” – Cirith Ungol, Menhir, Pagan Altar, Sorcerer и даже Дио (“Поле Скорби” сделано в духе саббатовского “Dehumanizer”) гордились бы такими продолжателями своего дела, а Песня Бурь знай себе припечатывают друг к другу тяжеловесные олдовые риффы, и из грубых неподатливых камней на свет выходят стройные и грациозные фигуры древних принцесс и мифических полководцев. Не обошлось и без нежной баллады, в которой кто-то, вероятно, услышит отголоски Мельницы.

А вот издавать такое нужно в делюксовом дигипаке стандартного книжного формата, и чтобы книга с рассказом была там в роли буклета. Песня Бурь записала отличный аналог расплодившимся в последнее время метал-операм и сделала всё намного убедительнее и солиднее, чем это выходит даже у прославленных и заслуженных метал-ветеранов. Даже олдскульный звук и характерные мезозойские фишки не кажутся в данном случае бородатым анекдотом, а воспринимаются очень живо, мощно и бронебойно (неужели кто-то всерьёз считает, что песни про битвы могут звучать пластмассово, воздушно и деликатно?!.)

Можно было бы позанудствовать и посетовать на то, что на диске каких-то отдельных ингредиентов меньше или наоборот больше, чем того ожидалось и хотелось, но я этого делать не стану – альбом зашёл мне сразу и абсолютно на “ура”, все идеи авторов оказались созвучны с моими собственными, а их непокорная упёртость и упорство кажутся сейчас во времена засилья фанерных и искусственно выбеленных релизов чуть ли не Священным Граалем. В такой фэнтези-метал мне действительно хочется верить, за такой фэнтези-метал не стыдно и такой фэнтези-метал-альбом действительно хочется переслушивать раз за разом, потому что это настоящий метал, а фэнтези-составляющая здесь рельефна и непредсказуема как сама жизнь.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 1 за 2020 год

Рецензия на альбом группы Eryx "Killing For Escape"

27-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Как всё-таки важно оказаться в нужное время в нужном месте и среди нужных людей – участникам этой команды посчастливилось попасть на первую часть сборника Volga Metal Compilation, потом они открывали вторую часть волжского сборника, а в итоге лейбл, курирующий это дело, издаёт сейчас и их долгожданный дебютный полноформатник. Я никогда особо не любил модерновый трэш и Nevermore с The Haunted, на которых ориентируются ERYX, да и блекловато-схематичная и какая-то неопределённая обложка релиза не внушала особого оптимизма, но в итоге был приятно удивлён – материал у группы действительно очень даже неплохой, качёвый и достойный.

Не зря участники квартета корпели над своим лонгплеем аж с 2011 года и уж точно не зря решили доверить работу по продюсированию звука знаменитой Slaughtered Studio – теперь им точно не стыдно за конечный результат. Звук и сведение на очень солидном и адекватном уровне это первое, на что с удовольствием обращаешь внимание при знакомстве с “Killing For Escape”, но совсем не последнее. ERYX не страдают от недостатка идей, и их треки звучат напористо, жёстко, но в то же время невероятно мелодично, что для трэша далеко не является само собой разумеющимся. Порой они почти альтернативны и чуть ли не готичны, но в то же время всё ещё достаточно трэшевы и не думают отказываться от сочных гитарных риффов и скоростных ударных.

В начале нулевых подобными экспериментами занимались шведы из In Flames и Soilwork, и сейчас ERYX как будто возвращаются на машине времени во времена их “Clayman” и “Predator’s Portrait”, чтобы густо замешать с фишками Nevermore, The Haunted, Evergrey и приготовить впечатляющую солянку собственного приготовления. Техничность и умение выдавать эмоциональные соло определённо их конёк, а душещипательные припевы это как раз та вишенка на торте, благодаря которой мне было интересно и нескучно переслушивать альбом раз за разом и возвращаться к нему, отвлекаясь от трудов праведных.

Вопреки грубой и неотёсанной обложке, музыкально ERYX скорее тяготеют к интеллигентности Megadeth, Annnihilator и Evergrey, явно предпочитая сложные музыкальные гармонии и неожиданные меланхоличные вставки прямолинейной и жёсткой долбёжке, но вот тексты делают понятным, как и откуда пришёл такой арт и соответствующее оформление буклета. Шесть англоязычных и одна русскоязычная вещь с актуального диска хоть и посвящены серьёзным темам (“Dead Men Attack”, к примеру, повествует о знаменитой атаке мертвецов, связанной с защитой крепости Осовец), но написаны таким языком, что вывод напрашивается сам собой: это хардкор.

Хардкорщики, исполняющие техно-прог-трэш с призрачными, почти неcуществующими, но интуитивно угадывающимися отсылками к мелодик-дэту, такое бывает? Теперь да. Мдм-прошлое Тимура Керимова (ударные) и Евгения Чистякова(гитара), которые до того как организовать ERYX играли в мелодэтовой команде Vital Process, до сих пор не кануло в Лету и временами поднимается из глубин приводя к тому, что даже типично трэшевые гитарные прогоны таких треков как “Blood Runs Slowly” воспринимаются как мелодичный дэт-метал. Характерные для хардкора хоровые выкрики венчают этот самобытный винегрет, а в итоге мы имеем нечто хоть и не свободное от противоречий, но качественное, слушабельное и даже оригинальное.

Я так и не смог отделаться от ощущения, что слушаю я одну группу, а коробка с буклетом и обложкой, из которой я достал несколько часов назад CD чтобы загрузить его в стереосистему, принадлежат какому-то совсем другому коллективу, настолько сильно не вяжутся грамотные и гармоничные инструментальные упражнения ERYX с примитивной наскальной живописью буклета, поэтому не возьмусь утверждать, что понял, прочувствовал и разгадал замысел альбома и смог по-настоящему понять его и скажу сейчас только за себя и исключительно “со своей колокольни”: в будущем хотелось бы больше мелодий и академизма в духе “Dead Men Attack” и “Lost”, больше атмосферы Megadeth и Annihilator, а пока – твёрдые 4 из 5 и рекомендации взять эту группу на заметку всем интересующимся.

Рецензия на альбом группы Hellbomb "Darkness Grinds Within"

27-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти изначально столичные, а ныне питерские металлические злыдни так радикально сменили логотип, что я вертел их новый диск в руках минут пятнадцать так и эдак, прежде чем до меня дошло, что это действительно те же самые АдскиеБобмы, все три релиза которых стоят на почётном месте в моей фонотеке и на два из которых я писал очень даже благодушные и тёплые ревью. Они всегда очень ответственно относились к оформлению своих CD – уже их первое трёхпесенное демо было очень даже привлекательно и стильно оформлено, а когда хэллбомбы перебрались под крыло More Hate Productions, всё и вовсе стало “лучше лучшего” – на их компакты любо дорого поглядеть и листать буклеты к ним и вовсе сплошное удовольствие, и, пожалуй, это единственное, что есть общего у прежних Hellbomb ещё образца 2017 года и нынешних Hellbomb времён “Darkness Grinds Within”.

Они действительно изменились. С приходом Евгения Каженцева из Infiltration в музыке группы изменилось практически всё. Канули в прошлое резвые, едкие и ядовитые сбивки эпохи “Crown Of Skulls”, нет и намёка на грязноватый дисторшновый напор “Hatebombs From Hell”, радикально поменялся вокал Андрея Ковалёва, полностью исчезли хоровые бэки, более того - оказалась полностью и тотально перекроена общая атмосфера их музыки и вместо тягучих, иезуитских и сардонических перехлёстов мы теперь имеем основательный, среднетемповый, атмосферный и невероятно патетический дэт. Никакого хардкора, никакого олдскула, никакого блэкового скрежета – теперь Hellbomb исключительно основательны и ценят в первую (а также во вторую, в третью и в последнюю) очередь мощь, силу и грозную грозовую ярость. Никаких лишних движений и ненужной суеты – только взрослый и серьёзный монолит царственного дэт-металла.

Изменился звук гитар, и они как будто ушли с первого плана куда-то в тень, однозначно предпочитая теперь вместо очевидного “кулак тебе в челюсть” более страшное, непредсказуемое и дьявольское “спицу тебе в бок” или даже “факел тебе в….кхм…в солому, что сложена у твоих ног, в то время как ты связан по рукам и ногам и прочно зафиксирован у этого деревянного шеста”. Безапелляционный – это ещё одно слово, которое прекрасно подходит чтобы описать то, что исполняют нынешние Hellbomb. Питерцы как будто вещают с трона, не спеша, с чувством, с толком и с расстановкой шаг за шагом доказывая, что мир идёт ко дну, шансов на спасение ни малейших, а смысла дёргать и пытаться что-то изменить и предотвратить просто нет. Ещё Достоевский изобрёл термин “восторг гибели”, а Hellbomb досконально прочувствовали эту фразеологическую единицу и представили нам впечатляющую звуковую зарисовку на заданную тему.

“Darkness Grinds Within” хорош и авторитетен, этого не отнять, но я настолько обескуражен столь радикальными переменами, что даже не знаю, что сказать. У Hellbomb не просто сменился логотип, с приходом Евгения как будто напрочь изменилось лицо команды и сама эта команда. Да, они стали взрослее и серьёзнее, солиднее, мрачнее и основательнее, да, во всём этом есть своё очарование и немалая харизма, и уже за это стоит любить, принимать и котировать “Darkness Grinds Within” наравне (не ниже) со ставшими для меня уже классическими прежними релизами “бомб”, а к тяжкой, плотно обступающей свинцовой беспросветностью, фундаментальности их новейшего релиза просто нужно привыкнуть. Сесть, отключить мобильный, повесить на двери табличку “don’t disturb” и не спеша погружаться стакан за стаканом в этот организованный хаос нюансов, красивейших инструментальных фишек и неожиданных вкраплений.

У меня осталось ощущение от рецензируемого компакта как будто Bestial Deform скрестили с Ancient Ceremony времён “Третьего Завета”, и это, как вы понимаете, очень даже неплохие ассоциации. Когда-то Celtic Frost называли хамелеонами трэша, а теперь поиграть в хамелеонов решили Hellbomb, и это их право. Главное – их музыка по-прежнему на высоте и всё так же эмоциональна, качественна и самобытна, а уж “кулак тебе в челюсть”, “топор тебе в череп” или “подайте Сократу цикуту” так ли это важно? “Нам хоть водка, хоть пулемёт – главное чтобы с ног сшибало” – говорят бывалые олдскуллеры и экстрим-метал-маньяки, и это на все сто подходит к новейшему релизу Hellbomb и соответствует ему. Он сшибает с ног и на достигнутом не останавливается, продолжая жарить и поливать всё напалмом до полного дистроя, попутно ещё цитируя великих и отпуская ироничные ухмылки в связи с этими цитатами. Вот такое вот изуверство. В хорошем смысле, конечно же.

Рецензия на альбом группы Overkill "The Wings Of War"

27-12-2019 Дмитрий Фомин

Всем нам знакомо часто обсуждаемое и расхожее выражение "художник должен оставаться голодным". Причем, касается оно практически всех творческих личностей, начиная с живописцев, писателей, спортсменов и заканчивая режиссерами и, конечно, музыкантами. В нашем случае это касается некоторых метал-ветеранов, что, как и герои этого обзора, неутомимые Overkill, с течением времени превращаются в некий отлаженный механический конвейер, зачастую штампующий альбомы "для галочки" или исходя из контрактных обязательств, охладев душой к собственному творчеству.

В данное время трэш-квинтет Overkill, готовящийся отметить сорок лет своей деятельности, не похож на группу голодающих юнцов с горящим взором и шилом в заднице, которыми они были на заре карьеры, но и чересчур зажравшимися их назвать нельзя. Однако стабильность стала для них главным приоритетом. Вот уже почти два десятилетия с завидной регулярностью они выдают на суд общественности металлические изделия, не отличающиеся разнообразием, но при этом отмеченные безупречным качеством и фирменным клеймом, заслуженным в боях за свое место на сцене.

Порой такие конвейеры дают сбой, но гораздо реже им удается сделать действительно нечто особенное, чего мало кто из их поклонников мог ожидать. Итак, перед нами – внимание! – 19-й студийный релиз знаменитых трэшеров из Нью-Йорка под грозным названием ''The Wings Of War'', который смело и безо всяких преувеличений можно назвать самым органичным, свежим и хитовым альбомом группы, пожалуй, за всю последнюю декаду.

Пару лет назад подобные эпитеты звучали в одной из моих рецензий в адрес "The Grinding Wheel" и это было вполне оправданно. Однако нынешнее творение ощутимо превзошло своего предшественника, приумножило его плюсы и попутно избавилось от лишних наслоений. "Крылья войны" стали тем приятным исключением, когда в подаче видавших виды музыкантов, помимо хорошо узнаваемого почерка, присутствует заразительный азарт и… голод. Агрессивный и отчасти фанатичный голод творчества, который часто толкает молодых бунтарей браться за гитары и, наплевав на техническую сторону дела, дико ломиться на завоевание мира.

Разумеется, и на этот раз Overkill в лице неизменного вокалиста Бобби "Блитца" Эллсворта, басиста Ди-Ди Верни, гитаристов Дэйва Линска и Дерека Тайлера, при мощнейшей поддержке новоиспеченного драммера Джейсона Биттнера (Flotsam & Jetsam, Shadows Fall) следовали не единожды проверенной формуле сонграйтинга. Но на этот раз решили не заострять внимание на изощренности композиционных изысков, порой уводящих слушателя в тесные лабиринты бездушной и сухой техничности, и решили рубануть как следует, попутно выдав тонну вкуснейшего убойного трэша американского разлива.

Overkill предстали необычайно энергичными и задиристыми, их новый материал действительно крут, полон брызжущей через край энергетики, грозно искрит и грозит превратить стереосистему в безликую массу дерева и пластика. В какой-то степени ''The Wings Of War'' можно назвать порождением оголтелых ранних работ американцев в лице одноименного EP и дебютного ''Feel The Fire'', скрещенных с выверенной хитовостью знакового ''Horrorscope'' и технической подкованностью поздних работ.

Пронзительный вокал Эллсворта словно стал еще выше и изощреннее как хирургическая бормашина, звенящий и клацающий бас подобен бешено пульсирующему нерву. Превосходно скомпонованные, кусачие и режущие риффы отточены до совершенства и "прокачивают" как надо, а беснующаяся соло-гравировка добавляет необходимый акцент мелодичности. Ну а нещадно лупцующие ударные задают тот самый забойный темп, сопротивляться коему нет ни сил, ни желания. Даже саунд на этот раз стал более плотным, увесистым и, скажем так, "обжигающим", подчеркивая гибкость и драйвовость нового альбома.

Профессиональное чувство умеренности и грамотная композиторская работа привели к созданию по-настоящему цепких вещей, которые, несмотря на типичный для этих ребят железный лязг и скрежет, все же больше похожи на настоящие, если угодно, форматные песни. ''The Wings Of War'' дает полное представление всего самого лучшего из арсенала группы, как-то: бескомпромиссный и шинкующий все и вся металлический натиск ''Last Man Standing'', суровый грув и мелодичность ''Believe In The Fight'' и маниакальная исступленность совершенно разгромной и убийственной ''BatShitCrazy", обещающей жесточайший мош-пит и слэм, в котором не избежать кровопролития и сломанных конечностей.

На ''Distortion'' группа несколько снижает накал страстей, ловко оперируя накатывающими риффами в духе поздней Metallica, в то время как соло оставляет легкое послевкусие Iron Maiden. В целом отголоски классического хэви можно услышать на протяжении всего альбома, если держать ухо востро. Разухабистый гимн ''Welcome To The Garden State'' обнаруживает самое что ни на есть панковское нутро Overkill, ну а настоящий "срыв" можно диагностировать после ''Out On The Road-Kill" c ее совершенно "психопатическими" ритмами – как будто кровожадный и напрочь отмороженный экипаж боевой машины-монстра отправляется в очередной набег за драгоценным топливом. Заключительный трек "Hole In My Soul" – а я весьма ценю эффектный финал – удался на славу, выдав еще одну искрометную порцию филигранной трэшевой нарезки наивысшего качества.

На ''The Wings Of War'', пожалуй, нет ни одного номера, который можно назвать откровенно проходным. Все пятьдесят с небольшим минут, а именно таков хронометраж нового альбома, пролетают на одном дыхании, заставляя пережить настоящую бурю пламенных эмоций на пределе нервного возбуждения. Кажется, в этот раз Overkill как никогда угодили всем своим преданным фанатам - не покидая зоны комфорта, они выдали по-настоящему цепляющую пластинку, которая подкупает совсем не новизной идей, а прежде всего душевностью, неподдельной страстью и большой преданностью своему ремеслу. Один из лучших метал-релизов 2019 г. и, несомненно, дополнительный повод для гордости самой группы.

Показать ещё