ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл группы ShtrefalmeT "Metal Child"

06-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Мне очень нравилось то, что делала ярославская группа Avenger Kills и её лидер Александр Красильников, о чём я подробно рассказывал в своих довольно обстоятельных рецензиях на релизы команды, однако, как недавно выяснилось, коллектив не смог справиться с проблемами в составе, погряз в лайн-ап-чехарде и в итоге развалился, а вместо него на метал-арене появился другой состав – группа с труднопроизносимым сочетанием согласных, что в итоге складывается в слово, которое выглядит как Shtrefalmet. На данный момент в активе капеллы всего четыре сингла и два клипа, но музыканты клятвенно обещают больше и анонсируют кровь из ушей и глаз.

Тяжмет? Цветмет? Штраф и мент? Шефа нет? Решайте сами, как лучше это запомнить и не забыть (может, запомнить будет и не так легко, но зато никакой путаницы с одноимёнными составами уж точно не возникнет), а я тем временем познакомлю вас с музыкантами, которые вошли в состав “штрефалмета”. Помимо самого Александра (гитара, вокал), в команде замечен гитарист Арсений Токарев, задействованный также в Bloodstate, басист Александр Скворцов и драммер Иван Шевцов. Сами музыканты характеризуют собственное жанрово-идеологическое кредо как просто “метал”, но на деле всё куда разнообразнее и интереснее.

Если Avenger Kills исполняли героический хэви-пауэр в духе Manowar, Judas Priest и Sacred Steel, то Shtrefalmet заметно погрузнели, погрустнели, нарастили пивные животы грув-металла, а в своей повседневной речи стали цитировать наравне с витязями под управлением Джоуи Демайо техасских рейнджеров из Pantera. И уж конечно без пантеры в создании их материала не обошлось, а так же без Overkill образца середины 90-х и чего-то ещё из той же жанровой ниши и подобной же категории. Очень американский хэви с их лёгкой руки оказался замешан с таким же очень американским пауэром и трэшем и грувом, а в результате вышло мощно, но мелодично.

Деятельность группы началась с апокалиптического инструментала “The End Has Come”, на который был снят такой же страшный, футуристический и всемукопецный ролик, а затем музыканты освоились, раскочегарились и стали выдавать настоящие полноценные композиции с голосом и со всеми сопутствующими прибамбасами. “Law Abiding Citizen” оказался в том, что касается текста насквозь политичным и протестным, но в клипе на него мы видим дичайшее месиво из летающих тарелок, рапторов-рептилоидов, заброшек и традиционной металлической эстетики. К чему там рептилоиды и почему их так любят музыканты? Интрига и большая тайна.

Что касается музыки, то здесь нас ждёт сумасшедшая солянка из столь традиционных для Avenger Kills отсылок в сторону ортодоксального хэви-металла, намёков на вязкий грув, космически-хаотического металла a la Voivod и новых не-русских трэшеров вроде Nevermore. Пришельцы-рептилоиды, огнеупорная sci-fi-тематика, эпизодические вокальные взвизги, сочный кач и всё это с вокалом в духе прист времён “Jugulator” и такой же общей индустриально-трэшевой эстетикой. Музыканты нарезают свою адскую апокалиптическую петрушку так основательно и увесисто, что мне то и дело даже вспоминались классические Juggernaut, а атмосфера у трека действительно просто прекрасная, сногсшибательная и кинематическая.

Больше грува на грани с трэшем, плотных железобетонных риффов и изящной хэви-мелодики слышится в сингле-преемнике, пришедшем на смену “Law Abiding Citizen”, который называется “Fears”, и влияния старых добрых самотрадиций Avenger Kills здесь действительно ощущаются на все сто, в то время как в самом современном на сегодняшний день студийном творении команды под названием “Metal Child” отголосков первой команды Александра ещё больше, что видно уже по названию. Меланхолия и драйв, напор и мелодика, огненные риффы и искромётные соло – Shtrefalmet сталкивают противоположности и получают на выходе жёсткий металлический шторм.

Когда я прихожу в гости, и меня спрашивают, сколько ложечек сахара насыпать мне в чай, то я всегда отвечаю, что семнадцать или двадцать семь (в гостях же, надо нагружать хозяев по максимуму и пользоваться всеми благами их гостеприимства), но при этом прошу сахар не размешивать, поскольку совершенно не люблю сладкое. А сколько же ложек дёгтя отыщется в раннем творчестве Shtrefalmet и стоит ли его размешивать? Сейчас попробуем разобраться. Обилие жанровых ингредиентов, которыми жонглируют “штрефальметы” уже само по себе несколько настораживает, и без некоторой кашеобразности и размытости необходимого “кислотно-щелочного” баланса в данном случае не обошлось.

Музыканты сталкивают разные стихии и жанры, юмор и серьёзность, драйв и мелодику, но далеко не всегда это получается одинаково впечатляюще и чётко вписывается под единый знаменатель. Самой эклектичной и противоречивой в этом плане получилась “Fears”, где на фоне типичных мерсифулфейтовских риффов непонятно откуда и зачем нарисовался экстремальный хрип, а проигрыши кажутся слишком долгими и гнетущими. Более сбалансированной и гармоничной в этом плане выглядит как раз “Metal Child”, поскольку легче и аутентичнее вписывается в канон ортодоксального хэви-металла и практически не норовит уже сбежать ни в какие сопредельные края и веси и поживиться за счёт родственных и смежных жанров.

Если вам близка теория мирового заговора, сумасшедшие инопланетные тирексы и нравятся трэшевая меланхолия с намёком на прогрессив и объёмный саундтрековый грув, то добро пожаловать на огонёк – вы наверняка не будете разочарованы тем, что делают наши сегодняшние герои. Нечто подобное в наших российских широтах исполняют Druknroll, но Shtrefalmet более мелодичны, не так шизофренично-многоголосы и делают упор не на технику исполнения, а на чувства, эмоции и настроения. По большому счёту, это просто чуть более экстремальный и современный хэви-метал (некая разновидность того, что исполняли давно позабытая группа Anesthesia и упоминавшиеся уже присты времён 1997 года), и звучит это дело бодро и интересно!

Рецензия на альбом группы Gariwoodman "Воробьиный Рок"

02-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Gariwoodman, он же Серый Кит (ранее Серый Кит, ныне Gariwoodman) это проект Сергея Гарифуллина, который уже наверняка успел примелькаться и запомниться вам если не одним своим проектом, то другим. Я не так уж и редко писал про творчество Сергея, а его смелые яркие образы и самобытные стихи стабильно имели свойство плотно входить в сознание и оставаться там недолго. В конце 2018-го года по окончании тура в поддержку альбома "Друзья" Сергей на московской студии своего товарища Никиты Дорошенко приступил к записи нового материала. 8 февраля 2019 года в своём интервью Gariwoodman рассказал, что уходит в творческий отпуск до 2020 года. Музыкант отметил, что отказывается от живых выступлений в связи с переездом в Азию.

И долгожданный альбом “Воробьиный рок” ещё дальше отошёл от всех возможных стандартов, ограничений и стереотипов, легко и беззаботно, комбинируя рок, рэп, трип-хоп, лаунж, нью-эйдж, электронику и поп-музыку. Не знаю, кто как, а я никогда не сомневался, что Сергей немного с луны (помните “Лунного зайца”?) и слегка (или не слегка?) indie-видуален. Подобно герою фильма “С любовью, Рози”, который видел сны о том, что он неодушевлённый предмет, Сергей может то (и может это очень естественно и легко), что простым смертным кажется невообразимым или нереальным, а порой выкидывает такие штуки, что просто диву даёшься… Но хватит долгих вступлений, а лучше послушаем песни, которые вошли на диск “Воробьиный рок”, вышедший аккурат в первый день нового 2020 года.

Песен не так уж много, и за вычетом глубокомысленно-медитативного интро, их количество останавливается на отметке “7”, однако каждая из них это маленький праздник, новая история и почти что новогодний салют. “Песня счастливого человека” стартует как философичный, плотно завязанный на электронном саунде инди-рок, но очень скоро неприметно сворачивает на путь речитатива, а затем и вовсе расплывается нежными соул-волнами. Кто-то скажет, что это не рок, а лаунж-дискотека, и будет прав. “Всё дальше от традиционного рока, всё ближе к позитивной музыке вне границ, жанров и ограничений” – пожалуй, именно так можно обозначить творческое кредо группы Gariwoodman, хотя это всё-таки по-прежнему рок, но совсем не в том смысле, в котором роком являются U2, The Cranberries или Muse.

“Расчёска для мыслей” изящно играет отсылками к трип-хопу, хип-хопу, а “Воробьиный рок” хоть и начинается расслабленно и меланхолично, но очень быстро разгоняется, наращивает мускулы драйва, добавляет гитар, кричащих ноток в вокале и общей инструментальной полифонии, не забывая при этом об изящных инструментальных зарисовках, хороших мелодиях и красивых соло. Сергей Гарифулин очень неплохо смешивает серьёзный классический рок в традициях тех же The Cranberries или U2 с фишками столь популярных у современной молодёжи групп вроде Пошлая Молли или Мэйби Бэйби. Получается интересно и хотя я не уверен, что кто-то из современных подростков после прослушивания “Воробьиного рока” бросится штудировать дискографии Боно и Долорес О’Риордан, но у них определённо появится хоть какое-то представление о более качественной, глубокой и серьёзной музыке.

И, кстати, глубокомысленная баллада “Факел” ещё ближе подбирается к серьёзным рок-пьесам, не забывая при этом про забористую молодёжную эпатажность и даже вворачивая кое-где в кульминационных моментах резкие околосленговые словечки и пограничные литературные грубости. Кто-то из насупленных снобов-экспертов наверняка снисходительно обронит, ну, раз не хотят слушать Элтона Джона и Маккартни, пусть уж слушают лучше Gariwoodman чем Пошлую Молли. И я тут категорически не соглашусь. “Воробьиный рок” – это не “меньшее из зол”, это не зло вообще. Эта музыка добра, позитивна, лучиста и настраивает на бодрый и благодушный лад, что в наше холодное и колючее время очень даже важно. А что до Элтона с Маккартни – при всей их гениальности и почтении к их гениальным свершениям, “All You Need Is Love” в 2020 году уже пора бы было спеть по-новому.

Как? Может быть не так, как это делает Gariwoodman в акустически-минималистичных “Гаджетах-шпионах” или в легкомысленной пьесе под названием “Очищающая”, но для кого-то и это вполне может сойти как вариант (попробуйте пропеть сейчас на мотив “All You Need Is Love” “Я никогда не буду мусорить” – возможно, современное поколение действительно больше нуждается в таком универсальном слогане, чем в битловском манифесте любви). Завершающая альбом “Вечерняя” сходу рисует перед мысленным взором огромный европейский концертный зал, а может и стадион вроде тех, где выступают Милен Фармер и Селин Дион, мириады зажигалок освещающие его необъятные просторы и музыкантов, ткущих в полумраке сцены свою обволакивающую, медитативно убаюкивающую паутину.

Качественная, приятная и слушабельная музыка с текстами со смыслом и с адекватным конструктивно-созидательным месседжем это всегда хорошо и здорово, а Gariwoodman делают своё дело с явной харизмой и с таким же явным ощущением живого креативного отношения к жизни. Кроме того, у любителей современных хип-хоп-подобных читок тоже должна быть альтернатива, и если выбирать между явной деградацией Пошлой Молли, сомнительными сленговыми безднами Мэйби Бэйби, депрессивными недофилософами, пытающимися высказываться о том, о чём они не имеют ни малейшего представления и жизнеутверждающим материалом “Воробьиного рока”, то я однозначно ставлю на последнее. Для современного общедоступного молодёжного рока, в качестве которого позиционируют себя группа, это определённо не худший вариант, да и звучит он действительно неплохо и даже зажигательно.

Рецензия на мини-альбом группы Severed Hand "На краю мира"

30-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Давно прошли те времена, когда кого-то можно было удивить или заинтриговать female-fronted дэт-металлом, но питерская группа Отрубленная Рука со своим дебютным мини-альбом, кажется, намерена слегка подкорректировать это положение дел. Ребята не стремятся переплюнуть в брутальности Merlin или Sinister, не намерены подражать дэтовой трэшевости Uppercut, а комбинируют техничный среднетемповый дэт-метал с мелодичным думом, что в итоге смахивает то на ранних Paradise Lost, то на таких же ранних Novembers Doom, а то ещё на кого-то.

Интересно, что основа данного музыкального винегрета это именно техничный дэт, а русскоязычная лирика тоже следует в русле дэтовых стандартов, в то время как думовые фишки аккуратно складываются сверху словно поленья для жаркого и прожорливого костра, на котором нынешним вечером кого-то собираются сжечь. Вокал Марии Nocheru утробен и мрачен, умудряясь звучать очень по-думовому – не злобно, не агрессивно, не яростно, а именно грустно, задумчиво и обречённо.

Много мелодичных гитар, интересные смены ритма и темпа, а порой и вовсе удивительные фишки вроде обилие “железа” в раннем треке коллектива под названием “Соглядатай” звучали интересно, а в итоге перед слушателем раскрывалась весьма симпатичная и причудливая, и в то же время очень даже олдскульная картина, где то и дело проскакивали фьюнерал-аллюзии и эпичные авангардные зарисовки (“За час до рассвета”), а инструменталисты даже не пытались скрывать своих жарких симпатий в отношении прог-дэта и техно-трэша.

В той же “За час до рассвета” (особенно в коде) Severed Hand как будто забывали о том, что решили играть дэт, и с головой окунались в неспешные и глубокомысленные гитарные ковыряния, напомнившие мне такие славные команды прошлого как Last Descendants, Anacrusis и Despair. Звук менялся, саунд становился ещё более проговым и прозрачным (насколько это вообще реально и возможно в рамках олдскульного дум-дэта), а упадка и грусти в плане задействованных сегментов эмоционального спектра становится больше.

Но всё это в прошлом. На своём актуальном трёхтрековом EP авторы стали более собранными, сконцентрированными и целостными, напоминая то этнику Amorphis и Deva Obida (“Холодные дни”), то Godgory (“Ойкумена”), а то и Paradise Lost времён их диска “Shades Of God” и отчасти “Gothic” (“Рассвет”). Музыканты изрядно подтянули свои композиторские навыки, добавили суровых дэтовых прогонов и перестали злоупотреблять прог-инсинуациями, что им однозначно пошло на пользу и наверняка расширит потенциальную аудиторию релиза.

Своей визитной карточкой и самым достойным творением в рамках Severed Hand сами музыканты считают трек “Рассвет”, на который они сняли и презентовали буквально пару дней назад атмосферное лирик-видео. Именно эта вещь является самой хитовой, простой и дэтовой в их сегодняшнем репертуаре, и начинать знакомство с творчеством состава действительно можно с данного ролика (кроме того, вам не придётся напрягать слух и пытаться с помощью фантазии домыслить те фразы и слова, которые плохо различимы при чисто аудиальном восприятии).

Истоки и корни Severed Hand уходят вглубь истории и просматриваются где-то вплоть до 2008 года или даже раньше, когда основатель и основной автор коллектива Сергей Берков начал выкладывать на суд общественности свои познавательные зарифмованные идеи в русле “вегетарианского грайдкора” (“грайнд в письменной литературной форме”). И кстати, рецензируемый сейчас EP вполне мог бы иметь совершенно другое название, а именно “О наболевшем”, поскольку насквозь литературен, метафоричен и выстрадано-глубок.

Как и полагается пробе пера, “На краю мира” ещё довольно сыр и неидеален, хотя и намного более импозантен, чем раннее творчество команды, а довольно специфичный фоново-разреженный вокал, а также несколько угрюмый подход к сочинению своих треков явно помешает Отрубленной Руке составить адекватную конкуренцию Arch Enemy или давно оставившим идеи внедрения женского гроула в дэт-метал голландцам из Sinister, но олдскуллеры и фанаты старорежимного дэт-дума наверняка порадуются и, вероятно, даже будут в восторге.

Я сам в начале 90-х с огромной радостью, а порой с упоением и восторгом слушал, искал и невероятно котировал группы вроде Zelator (одна из первых отечественных русскоязычных дэт-дум-групп, кстати), Disinter Dead, Мёртвая Весна, Winter и иже с ними, а “грустный” гроул команд вроде Phantasm казался мне невероятно сильной и впечатляющей находкой. Если вы можете сказать о себе что-то в таком же духе, то не теряйте времени и срочно знакомьтесь с дебютным творением питерских философствующих вегетарианцев и берите Severed Hand на заметку!

Конечно, с упомянутых мной только что пор утекло много воды, но группы вроде Dusk, Humanity Zero или Abysmal Growls Of Despair всегда очень вовремя поднимали то и дело выпадающее из склонных к рефлексии и имеющих привычку быть отрубленными рук первопроходцев жанра знамя, и поднимали его на необходимую для того, чтобы быть адекватно обозреваемым, высоту. Вот и Severed Hand решили пополнить легион рефлексирующих пессимистов-экпериментаторов и узаконили свои притязания с помощью предлагаемого нам с вами мини-альбома. Ценим и знаем!

Рецензия на альбом группы Sinner "Santa Muerte"

30-12-2019 Дмитрий Фомин

Что-что, а продуктивности и энергичности Мэта Синнера, заслуженного труженика немецкой тяжелой отрасли, можно позавидовать. Primal Fear, Voodoo Circle, Rock Meets Classic, Kiske/Somerville, Level 10 – вот основной перечень коллективов, в которых Мэт принимал участие в последнее время и, что характерно, сбавлять обороты он не намерен. И, разумеется, он продолжает поддерживать на плаву свое легендарное детище Sinner, что на фоне вышеперечисленных проектов был и остается своего рода отдушиной для своего создателя.

В рамках Sinner Мэт волен творить ту музыку, которая нравится в первую очередь именно ему, не задумываясь об ее актуальности и оригинальности, воздавать должное рок-кумирам своей молодости, да и просто отлично проводить время в компании друзей-единомышленников за доброй выпивкой и прослушиванием старых пластинок. Именно на такие мысли наводил вышедший в 2017-м "Tequila Suicide", который открыл новую сторону проекта, тяготеющую к американизированному хард-року и мексиканской культуре. Продолжение не заставило себя ждать, и спустя пару лет мы можем насладиться новейшим лонгплеем немцев под сочным названием ''Santa Muerte''.

Лайн-ап, задействованный в записи этого альбома, недвусмысленно говорит о том, что сейчас Sinner потихоньку превращается в целый рок-ансамбль наподобие все того же Rock Meets Classic, где сам герр Синнер отводит себе роль строгого куратора, нежели главнейшего генератора идей. Помимо самого Мэта, как всегда отвечающего за вокал и бас, над альбомом работали гитаристы Том Науманн и Алекс Шольп, барабанщик Маркус Куллман, а также ряд приглашенных музыкантов, как, например, знакомый нам Магнус Карлссон, а также вокалисты Саша Кребс, Ронни Ромеро (Rainbow) и Рики Уорвик (Thin Lizzy, Black Star Riders).

Однако самым удивительным новшеством ''Santa Muerte'', вне всякого сомнения, можно считать участие выдающейся певицы Джорджии Коллелуори, которая на равных разделила с Боссом все вокальные партии, а также весьма эффектно поработала и сольно. Казалось бы, сам Синнер как старожил немецкого метала и обладатель узнаваемого и бархатистого рок-баритона априори должен быть впереди всех, но тем не менее львиная доля женского вокала привнесла свежее дыхание и эффект неожиданности в новый материал.

Кстати, о самой музыке. Как и его предшественник, ''Santa Muerte'' еще больше заточен под классический заводной хард-рок с утяжеленным металлизированным звучанием, но при этом уровень хитовости у него заметно выше, чем у "Tequila Suicide". Разделив обязанности фронтмена, Мэт не забыл как следует поднавалить свой бас, в то время как Науманн и Шольп выдают вкуснейшие полновесные риффы и мелодичные соло в лучших олдовых традициях Sinner. По этой схеме написана энергичная, в чем-то восьмидесятническая открывашка ''Shine On'', однако вместо характерного сосредоточенного пения Мэта слушатель получает заряд экспрессивного перформанса от Джорджии, которая с ходу завоевывает все внимание.

Последующие "испаноязычные" хиты "Fiesta Y Copas" и "Santa Muerte", вдохновленные народными празднованиями в духе Дня мертвых и культа Смерти, по сей день бытующих на территории Мексики, возглавляет уже сам босс Синнер при поддержке сильных хоровых бэков и выполнены в схожей лайтовой манере, помноженной на четкие свингующие ритмы традицинного хард-рока.

В ту же степь смотрит сильнейшая тема ''Last Exit Hell'', которая разительно отличается от предыдущих песен истинно металлической хваткой, страстной энергетикой и харизмой самих исполнителей. Признаюсь, эта вещь в одночасье стала моим фаворитом на том одном простом основании, что в ней прекрасно абсолютно все: драйв гитарных риффов, вокальные бриджы и мощнейший припев в исполнении дуэта Мэт-Джорджия. Осознание того, что такие сокрушительные хиты, к счастью, еще не разучились писать, пробирает до мурашек. Второй раз в схожей манере им предстоит сойтись вместе в рамках чертовски тяжелого боевика ''The Wolf'', не оставляющего и камне на камне от привкуса романтичных исповедей в духе ''What Went Wrong''.

Госпожа Коллелуори в очередной раз подчеркнула свой вокальный профессионализм, ее манера исполнения импульсивна и по-джазовому раскрепощена. Как показывает дальнейшее знакомством с альбомом, ей в равной степени удаются и более прямолинейные, твердые партии в не по-женски нахрапистом ''Lucky 13'', и старомодный, но дико эмоциональный блюз ''Death Letter'', и сильнейшие, на грани фола рулады ''Misty Mountain'', а также парящие околооперные ноты в ''The Ballad Of Jack'', поразительно напоминающей Nightwish нынешнего образца, где Мэт и Джорджия предстали этакими Марко и Флор. Безусловно, с ее появлением группа обрела совершенно новые возможности.

Любителям старого-доброго Sinner также будет чем поживиться – непринужденный и мелодичный шлягер ''Craving'' и энергичная ''Stormy Night'' с ирландскими плясовыми мотивами (еще один реверанс в сторону кумиров Мэта Thin Lizzy) щедро источают то самое олдскульное очарование, что присуще, пожалуй, только ветеранам тяжелой сцены, взрастившим на своей музыке не одно поколение.

Казалось бы, пластинка такого жанра прямо-таки обязана звучать несколько шероховато, с потрескиваниями и шуршаниями, но не тут-то было. Ведь мы имеем дело с германской командой, действующей в высшей рок-лиге, а поэтому огрехи саунда, даже атмосферы ради, неприемлемы. Словно прохладный горный речей звук ''Santa Muerte'' безупречно чист и кристален до такой степени, что от него порой режет уши и ломит зубы (шутка!).

На самом же деле подобный перфекционизм просто необходим, дабы в наилучшем свете представить все прелести данной работы, которую в какой-то степени можно назвать исключительной. А в том, что Sinner выдали один из своих самых ярких, хитовых и интереснейших альбомов за свою сорокалетнюю карьеру, сомневаться не приходится. Чувствуется, что музыканты основательно поработали над этой пластинкой, но не на публику, а гораздо душевнее, искреннее и с полной самоотдачей, как при рождении собственного ребенка. А ведь именно так рождались альбомы во времена наивысшего расцвета тяжелого рока.

Рецензия на альбом группы Bog-Morok "In A Dark Time"

29-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сейчас перед нами одна из самых сильных, оригинальных, интересных и стабильных отечественных индустриальных команд и попутно одна из самых котируемых и ярких позиций в каталоге одного из старейших отечественных андеграундных экстремальных лейблов. Если большинство российских индастриал-групп удовлетворяются исполнением чего-то околотанцевального как Amortem или околорамштайнового как Mordor, то музыкант, скрывающийся под псевдонимом Morok, в рамках своего проекта Bog-Morok вот уже девять альбомов подряд продолжает гнуть экспериментально-эклектичную линию и пробовать психику потенциальных слушателей на прочность.

Каждый альбом состава получается самобытным и непохожим на другие, а на актуальном диске Морок, недавно принятый в ряды культовых в определённых кругах Bethlehem, предлагает нам смесь поп-индастриала a la Pain и авангардного индастриала с изрядной долей мат-металла и мат-кора. Звучит это дело причудливо: временами инопланетно и странно, временами очень даже доходчиво и напевно, а временами просто с головой окунается в глубокую ванну экспериментов и мутировавших там пиявок, но если говорить кратко и не углубляться в нюансы, Bog-Morok образца 2019 года играет немного усложнённую и “запифагоренную” вариацию взрослого aor-металла – музыки, которую так любят уставшие от канонов ветераны и гении умного и тяжёлого металла.

Есть на альбоме и танцевальные элементы (“Acquanted With The Night”), и тяжёлый электронный кач в духе Waltari (“In A Dark Time”), и пробирающие до костей баллады очень даже европейского и солидного качества, которым мог бы позавидовать сам Питер Тагтгрен (“Sickness”), и намёки на морозную экстремальщину (“East Coker”), а потому по мере прослушивания компакта вас наверняка будет лихорадить почти так же, как лихорадило Морока и ассистировавшего ему драммера Владимира в ходе работы над таким противоречивым и непоследовательным релизом. Впрочем, по поводу непоследовательности я, конечно, загнул, альбом хоть и не придерживается единой жанровой линии, но развивается очень логично и планомерно.

Что делать, если ты вдруг понимаешь, что не можешь написать настолько же крутую лирику, какой получилась музыка? Можно несмотря ни на что всё-таки писать, мучить себя и слушателей или обратиться к какому-нибудь Деметру Грэйлу и обрушить на свою потенциальную аудиторию тонны зарифмованного пафоса. А можно поступить проще, адекватнее и мудрее – просто взять хорошие, проверенные временем и уж точно качественно выражающие все свои мысли вирши классических поэтов прошлого, а заодно немного просветить свою аудиторию. Именно третий вариант выбрал Morok, и я должен сказать, что это очень хорошее решение! Поэзия Фроста, Элиота, Верлена и иже с ними хороша уже сама по себе, а данный CD она ещё более украсила.

Лишь для одной композиции с “In A Dark Time” музыкант написал тексты сам, и надо сказать, в ней не очень-то лестно отозвался о нашем брате журналисте (“Journalists And Whores are the same to me”), но я на него не в обиде, ведь основной лейтмотив данной композиции – это тотально-непомерная усталость от всех и вся, зашкаливающее безразличие и желание вечной тишины и успокоения. “Я не хочу истины, я хочу покоя” – написал как-то философ В.В.Розанов, возвращаясь от зубного врача, а музыканта Bog-Morok, судя по всему, стоматологи атаковали так настойчиво и долго, что он окончательно потерял всякий интерес к жизни и теперь поёт о том, что безразличие это прекрасно, поскольку не судит и не заботится ни о чём, да и вообще помогает пребывать в таком состоянии, когда тебя ничто не колышет, и даже геноцид и коррупция равно фиолетовы.

Эх, не одобрил бы подобные воззрения Лев Николаевич Толстой, но для такого случая можно аккуратненько закрыть портрет великого писателя полотенчиком и беспрепятственно слушать “In A Dark Time”. Как известно, в тёмные времена лучше видно светлых людей, и хотя таким уж светлым современный Bog-Morok не назвать, коптит и чадит он действительно на славу – такое будет видно издалека даже самой чёрной и беззвёздной ночью, а меланхоличные распевки Морока с рифмами, позаимствованными у седых классиков, на фоне кубизма и супрематизма инструментальных чертежей наверняка порадуют даже самых искушённых слушателей, которые давно перелопатили дискографии Tool, Strapping Young Lad, Opeth, Waltari и иже с ними.

“Потрясающий бинокль ночного видения со скидкой. Нож в подарок!” – увидел я как-то рекламу ВКонтакте и благополучно о ней забыл. А ведь “In A Dark Time” это именно такой бинокль ночного видения с подарочным ножом – вдруг осенило меня только что… Бинокль с ножом, пирожок с “сурпризом”, чемодан с двойным дном – сами собой стали нанизываться друг на друга цепочки ассоциаций. Начиная слушать этот альбом, никогда не угадаешь, где и как будешь его дослушивать, и до какой ручки доведёт тебя этот калейдоскоп отсылок, цитат, межпредметных связей и прочих музыкальных извращений. Издающий лейбл вполне мог бы налепить на новейший диск проекта стикер “умная музыка для умных людей”, и это была бы полная правда.

Рецензия на альбом группы Hladomrak "Arctic Hysteria"

29-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Русские эмигранты во времена “философских пароходов” были самой интеллектуальной и достойной прослойкой российского общества, отчасти это верно и теперь, когда даже еврейский Die Entweihung и немецкий BitacHi на поверку оказываются ведомы бывшими российскими согражданами, и даже в рядах таких значительных команд как Bethlehem и Empheris всё так же выявляются люди с CIS-территорий. Может, конечно, и не Бердяевы с Шестовыми уезжают сегодня из России и заселяют забугорные берега, но иной раз среди них действительно обретаются очень даже небесталанные экземпляры, как вот прямо сейчас, к примеру.

А сейчас перед нами переиздание второй полноформатной работы шведского коллектива Hladomrak в оригинале вышедшей в 2017 году, который начинал свою деятельность как one-man-проект, а ко времени реализации “Arctic Hysteria” уже успел разрастись до полноценной команды и, судя по фото в буклете, даже где-то выступал со своим материалом вживую. Оба нынешних участника Hladomrak россияне, и именно данным фактом объясняется то интересное обстоятельство, что один из треков с рецензируемого сейчас лонгплея под названием “Frost” имеет русскоязычную лирику, написанную, правда, латиницей.

Сырой, скрипучий, жёсткий, но совершенно не похожий на дэт-метал, материал Хладомрака звучит импозантно и привлекательно, а здоровый минимализм, избранный музыкантами, вызывает доверие и симпатию. Практически ничего не имея общего с трэшем, а оставаясь на вполне себе каноничных блэковых рельсах, новоиспечённые шведы умудряются быть и драйвовыми, и жёсткими, и железными. Музыканты нашли для себя замечательный “колючий” саунд и благодаря ему Hladomrak – это действительно стопроцентный метал, и в этом его главная сила и невероятная харизма.

Не впадая в ненужные проговые и авангардные усложнения, авторы “Арктической истерии” умудряются играть и интересно, и сложно, и даже в какой-то степени непредсказуемо, а самый смак начинается, когда дело доходит до упоминавшейся уже русскоязычной “Frost”, которая размещается на альбома под номером девять. Именно эта вещь является концептуальной кульминацией релиза, а следом за ней идут ещё два очень интересных и нетривиальных номера, где Hladomrak отрываются по полной, меняя разные темпы исполнения как перчатки, а попутно вставляя такие изломы и сбивки, от которых начинает казаться, что рушится сам небесный свод.

Русскоязычный трек звучит очень причудливо и как будто со шведским акцентом (непросто, должно быть, нашим бывшим соотечественникам там на чужбине разбирать некогда родную речь, начертанную теперь вражеской латиницей, вот и ломают с непривычки языки), но однозначно эффектно и как-то даже одиозно, торжественно. Как будто какой-то полубезумный хтонический некромант вышел ночной порой на поляну в плаще на голое тело, весь покрытый спутанными седыми космами, шишками, грибами и лесными жучками, воздел руки к безмолвным небесам и ну себе заклинать, жаловаться, причитать и приговаривать:

“Holodno…

Zamerzaet Dyhanie, Nemeet Vsyo

Holodno…

Mutneet Soznanie I Mysl’ Vyazka

Igly Iz L’daTerzayut Plot’ Dushat Razuma Plamya”

(c) Hladomrak - “Frost”

На альбом даже затесался причудливый акустический инструментал (“Archaic”), а некоторые треки (в том числе очень неплохая титульная вещь) порой звучат так интенсивно, что это сравнимо с доброй вязанкой хвороста, на которую вы с размаху упали с высокого столетнего дуба в глухую осеннюю полночь. Не зря лейбл сравнивает их риффы с качающимися в непогоду деревьями – в этих гитарных хитросплетениях действительно есть что-то очень лесное, мрачное и дремучее. Слушать альбом наверняка очень приятно в продуваемой насквозь всеми ветрами одинокой лесной избушке, где всё такое древнее, грубое, основательное и немного страшное, как в фильме про ведьму из Блэр, а до природы рукой подать.

Если вы искали типичную музыку лесников и древорубов, то вам точно сюда. Рубить лес или просто злиться на весь мир в лесной глуши под такой аккомпанемент будет очень даже аутентично. Альбом прекрасно создаёт атмосферу, вокал отлично гармонирует со звуком гитар и немного тормознутыми колотушками барабанов, а дисторшновый бас добавляет в этот сумрачный частокол льдистых спиц и пронзительных сосулек. Буклет с текстами тоже оформлен очень даже стильно и неплохо, а потому – не теряем времени даром, загружаем эти морозные узоры в стереосистему и наслаждаемся!

Показать ещё