ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Теория Невероятности "Мрачная Лирика"

07-02-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Когда я сажусь разгадывать кроссворд, проходить какую-нибудь эрудитскую викторину-шараду или заезжаю на передачу к моему другу Дмитрию Диброву, то очень люблю, когда там попадаются вопросы вроде “сколько ног у трёхногого табурета”, “сколько лет длилась столетняя война” и иже с ними. Такие вопросы мало того что позволяют тебе почувствовать себя невероятным интеллектуалом и повышают чувство собственной важности, так ещё и время здорово экономят! Прекрасно же, согласитесь, когда не нужно сидеть битый час, почёсывая затылок и напрягая извилины, а можно сразу же с победным видом выкрикнуть ответ и почувствовать себя победителем. И список подобных вопросов теперь можно расшить и добавить туда что-нибудь вроде “какого плана тексты присутствуют на CD, который называется “Мрачная лирика”?”

Но я, конечно же, иронизирую, и столетняя война длилась совсем не сто лет, да и ног у трёхногого табурета (особенно после того как его ремонтировали в одном из отечественных сервисных центров) может быть и пять, и шесть, и все восемь, ну а лирика на новейшем диске весьма симпатичной мне группы Теория Невероятности далеко не мрачна, а скорее таинственна, романтична, гротескна, рафинированна, стилизованно-мечтательна, гипертрофированно-инфантильна, но никак и вовсе не мрачна. Ну, в самом деле, не называть же мрачными, скажем, Alphaville, Duran Duran, S.A.D.O., Пикник или HIM, так почему же мы сейчас должны говорить в таких категориях о Теории Невероятности? А ведь хотя бы по той простой причине, что коллективу и его предводителю Сергею Ерёмину вновь захотелось достать свои картонные мечи, бумажные плащи и поиграть в пластмассовый декаданс, укрывшись лиловыми сумерками.

Скучно, наивно и смешно? Только в том случае если вы и есть такой скучный, наивный и смешной человек, который всеми силами старается убедить себя же в том, что это не так! Любой адекватный homo sapiens при наличии некоторого минимума чувства юмора и элементарного кругозора в конце рабочей недели так успевает намаяться с умными и взрослыми вещами, что будет только рад на час-другой окунуться в волшебный мир детской непосредственности и почувствовать себя Питером Пэном, тряхнуть стариной и снова войти в ту самую реку ранней юности, барахтаясь в которой мы все были так веселы и счастливы. Мироощущение этой команды довольно сильно напоминает мне о волне неоромантиков и об их музыкально-вербальных подвигах, но музыку они играют всё-таки несколько другую.

В общем говоря, Теория Невероятности это всё те же “дети Агаты”, как определил жанр последователей братьев Самойловых один из отечественных музыкантов, и “Мрачная лирика” ещё глубже утопает в насквозь синтетически-электронном, флуоресцентном и нарочито готическом тумане классической Агаты Кристи, но я бы не стал называть рецензируемый альбом клоном и стопроцентной агатовской копией. Дело в том, что даже в лирике актуального диска намного больше фантазии и свободы, чем у типичных представителей направления, и тексты (раз уж я начал с того, что решил пройтись именно по текстам) в намного большей степени напоминают Эдмунда Шклярского с его более тонкой и аристократичной эстетствующей манерой.

Как я уже заметил, на своём новейшем альбоме музыка Теории Невероятности стала в намного большей степени электронна, а в некоторых композициях, среди которых стоит упомянуть открывающую альбом “Депрессняк”, чуть ли не дискотечна, однако мелодический талант Сергея Ерёмина никуда не исчез, и новейшие композиции коллектива по-прежнему очень и очень хитовы. Гм, по-прежнему?.. Пожалуй, сейчас хитовый потенциал и соответствующие амбиции основного автора и мастермайнда команды вышли на ещё более высокий уровень и взмыли куда-то туда, где Юра Шатунов и Рома Жуков спорят на дымном облаке из сахарной ваты, кто из них круче и слаще. И “Депрессняк”, и “Мой мир”, и ещё много треков с актуального лонгплея это действительно почти Ласковый Май, но готический и намного более изощрённый, и это, поверьте, по-настоящему здорово.

Что, вы сейчас презрительно морщитесь при упоминании этой старой и уже почти архаичной “попсы”? А помните ли вы, как перепевала на английском Жанна Агузарова “белые розы”? Дискотека 80-х в стиле у Теории Невероятности получилась настолько отменная, что не поддаться её чарам практически невозможно. Авторы жёстко “идут с козырей” – тут вам и маленький принц, и космос, и изумрудный город, и ещё много-много беспроигрышных романтических клише, которые в их умелых руках превращаются в обоюдоострые скальпели безбашенной романтики. Порой параллели к Руки Вверх (“Изумрудный город”), Ласковому Маю, Modern Talking и иже с ними настолько выходят на поверхность, что становится немного не по себе, но группе это идёт.

Предыдущий диск команды был очень и очень неплох, и у меня в плейлисте надолго (подозреваю, что навсегда) застряли многие песни с него, но “Мрачная лирика” даже лучше. Здесь уже хороши и прекрасны не какие-то отдельные треки, но весь альбом в целом очень монолитен, селективен и бронебоен, а композиции и даже их порядок и расположение выглядят как проявление некоего общего хитроумного плана, который работает с неумолимостью гильотины и действительно срубает буквально наповал. Конечно, это уже немного другой стиль и другая фаза той сладкой опиумной мечтательности, которую с такой самоотверженной энергией культивирует Сергей Ерёмин, но это уже совершенно не важно: диск действует как аудионаркотик.

Здесь есть и юмор, и неподдельная вера в мечты/идеалы, и добрая детская наивность, которой нам всем так не хватает в нашем насквозь прагматичном и взрослом мире; присутствует даже нечто неуловимое от Високосного года (“Солнцестояние”), и это странно, чудесно и удивительно. Возможно, мелодии и аранжировки стали теперь чуть проще и доступнее (“попсовее”), вплотную приближаясь к уровню и стилю “белых роз” и кого-то такая предельная доходчивость отпугнёт и оттолкнёт, но мне это не показалось недостатком альбома, и пластинка всё равно просто шикарная. И да, с Агатой Кристи сравнивать Теорию Невероятности я бы не стал вовсе – для меня это чуть более электронная и современная версия классики мелодичного рока в духе Kingdom и Axxis с примесью мега-хитовости Alphaville, и именно в таком качестве я воспринимаю “Мрачную лирику”.

Рецензия на альбом ансамбля Читинская Слобода "Песни Русских Людей, Выпуск 2: Казачьи Песни и Романсы" (2 CD)

05-02-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В наше время стало модно говорить об аутентичности, о славянских корнях, о настоящем фолке и тому подобном, и вот именно для таких искателей аутентичности представляет свои записи достаточно известная уже в определённых кругах забайкальская капелла Читинская Слобода. Рецензируемый сейчас двойной альбом – вторая работа коллектива, отметившего в ушедшем году своё пятилетие, и включает в себя походные, исторические и плясовые песни казаков Сибири, Дона, Кубани и Терека (первый CD), а также казачьи романсы и лирические песни (второй CD). Всего на альбоме двадцать девять треков, пятнадцать из которых расположены на первом из компактов, а четырнадцать – на втором.

Композиции у Читинской Слободы по большей части вокальные, исполняемые а-капелла, то есть без музыкального сопровождения, но то и дело на альбоме всё-таки встречаются партии гармони и балалайки. В принципе, если только что у вас спонтанно возникла ассоциация с некогда популярной телевизионной программой “Играй, гармонь”, то интуиция вас не обманывает: где-то в подобном ключе и поют участники коллектива, но именно с пометкой “где-то”. Всё-таки эмоциональная окраска исполняемых песен значительно варьируется и находится в спектре от очень воинственных и былинных (“Дело было под Полтавой”) до напротив очень лирических и нежных (“Прости, звезда”) или откровенно печальных и чуть ли не траурных (“Берестечко”).

Если вы знакомы со старыми советскими экранизациями классики Н.В.Гоголя или с другими фильмами, где присутствуют казаки, то представить себе содержание рецензируемого альбома вам будет ещё проще, ведь манера исполнения у Читинской Слободы очень характерная и знаковая. Участники коллектива предстают на промо-фото во всей красе традиционных народных костюмов и облачений, и предлагают своим слушателям максимум разнообразия в рамках заявленных жанров, а по ходу дела действительно обращаются к самым разным темам и вокальным техникам. Аллюзии к горловому пению (“На заре то было”), изящное смешение мужских и женских партий, антифонные распевы (“Была весна”) и много других вокальных радостей в изобилии присутствуют на рецензируемом альбоме и делают его ещё интереснее.

Как заметил ещё де ла Серна, с эхом не поспоришь, и участники Читинской Слободы пользуются данной привилегией на все сто и поют на разные голоса, не дожидаясь своей очереди, с таким удовольствием, что их энтузиазмом трудно не проникнуться. Далеко не всегда они так отчаянно веселы и разгульны как участники упомянутого выше раритетного телешоу с упоминанием гармони в своём названии, да и используют музыкальные инструменты крайне редко и без фанатизма, но их увлечённость своим делом и любовь к нему совершенно не подлежит никакому сомнению, что особенно ярко проявляется на втором диске, где представлены самые “хитовые”, “зажигательные” и жгучие композиции (чего стоит хотя бы одна “От чего так быстро вянут розы”).

Если вы любите предания старины глубокой и всё подлинное, настоящее и проверенное или питаете особую симпатию к этнографическим экспедициям и добываемым в их ходе артефактам, то творчество Читинской Слободы и представляемый нашему с вами вниманию релиз определённо для вас. Однако рекомендовать данный двойной альбом можно ещё более широкому кругу слушателей, среди которых я отчётливо вижу и ценителей упоительного застольного пения, и любителей аутентичного фолка, и даже поклонников Инны Желанной и Ольги Арефьевой. Плотность вокального напора иной раз достигает такой концентрации (“Из-за лесу копий и мечей”), что мне даже в некотором роде напомнило оратории-имитации Van Canto.

Авторы удачно и интересно разместили исполняемые треки по жанру-тематике на двух компактах, снабдили издание увесистым и красочным буклетом, а издающий лейбл постарался сделать всё так, чтобы релиз действительно радовал всех покупателей по максимуму, в итоге альбом определённо не разочарует всех интересующихся, а может быть даже привлечёт к нему внимание кого-то из более концептуальных и строгих лагерей, где обретаются слушатели Очелья Сороки и Hedningarna или даже Северных Врат. Как некогда Бони Нем, исполнители из Читинской Слободы постарались показать, что традиционные народные и казачьи песни могут быть интересны и актуальны даже в XXI веке, и у них всё отлично получилось.

Кроме того, развитие и расширение кругозора это определённо есть хорошо, а пока вы раздумываете о том, нужен ли вам такой причудливый компакт в коллекции, я лучше пойду ещё разок хлебну традиционного белого кваса с хреном и послушаю Читинскую Слободу с их бравыми и основательными напевами – бодрит с утра просто отлично и даже невероятно, а вечером позволяет скинуть все хвори и тяготы и с удовольствием отжигать как в восемнадцать и двадцать! Никогда не считал себя поклонником традиционного фолка и казачьих песен, но в данном случае только высший балл и никак иначе: Читинская Слобода в очередной раз подтвердила свои громкие притязания и с шиком и блеском отметила свой первый значимый юбилей.

Альбом на сайте лейбла: http://sketismusic.ru/catalog/chitinskaya-sloboda-son..
Купить CD в интернет-магазине Sketis Music: https://shop.sketismusic.ru/chitinskaya-sloboda-songs..
iTunes – https://geo.itunes.apple.com/at/album/id1463962855
Яндекс Музыка – https://music.yandex.ru/artist/7412191
VK – https://vk.com/audios-9343884?z=audio_playlist-934388..
Spotify – http://open.spotify.com/album/2BlYT0BUa1ky6ngJTqiHl8
Google Play – https://play.google.com/store/music/album/Chitinskaya..
Deezer – http://www.deezer.com/album/97129232
Amazon – https://www.amazon.com/Songs-Russian-People-Cossack-R..
Bandcamp – https://sketismusic.bandcamp.com/album/songs-of-russian-people-vol-2-cossack-songs-and-romances-2-skmr-146-2cd

Рецензия на альбом группы Månegarm "Fornaldarsagor"

03-02-2020 Дмитрий Фомин

"Во сне, который я видел, были три большие фигуры,
Разъяренные медведи и свирепый кабан,
Во сне, который я видел, были три большие фигуры,
Убивали наш народ, а наше королевство было подожжено.
Во сне, который я видел, были три большие фигуры,
С широкими кораблями и стаями волков…"

(с) Manegarm, ''Tvenne Drommar"

"Легендарные сказания" – такое патетическое и по-своему интригующее название получил девятый полноформатный альбом Manegarm, одних из самых уважаемых деятелей экстремальной метал-сцены Швеции, одних из немногих, для кого отсутствие крупного коммерческого успеха (по меркам тех же Amon Amarth) никак не повлияло на их позицию и верность своему творческому направлению. Немногие ветераны, подобные Manegarm, стояли и по-прежнему стоят на страже традиций настоящего викинг-метала, в полной мере олицетворяя его сущность.

В середине – второй половине нулевых группа находилась на пике своей активности, как студийной, так и концертной, а в 2015-м г. Manegarm уже отмечали двадцатилетие своей деятельности. И одноименный альбом, изданный в том же году, был призван подытожить весь творческий путь этой формации, с чем он справился просто блестяще. После такого насыщенного релиза пауза в четыре года была вполне оправдана, но вовсе не из-за того, что Manegarm переживали творческий кризис. Один из основателей команды, гитарист и композитор Йонас Алмквист, счел этот период крайне подходящим, чтобы неожиданно покинуть ряды своей дружины.

Так что уже над "Fornaldarsagor" работали трое оставшихся бойцов, чьи звериные ипостаси столь монументально отразил на обложке альбома Крис Вервимп: вокалист/басист (а, когда нужно, еще и драммер) Эрик Гравсё, который в очередной раз выступил в качестве основного композитора и автора лирики, гитарист Маркус Анде и барабанщик Якоб Хеллегрен. Урезанный состав никак не помешал команде сотворить очередной мощный релиз в лучших традициях жанра, который следует воспринимать как частичный перезапуск потенциала Manegarm с новыми силами и свежей подачей материала.

В текстовом плане альбом в полном соответствии со своим названием обращает внимание слушателя к древним скандинавским сагам и героическим преданиям дохристианского периода, буквально олицетворяющим национальный культурный пласт Швеции. Фрагменты эпических "Cаги о Херворе'' и "Саги о Вельсунгах", а также нордический мистицизм, кровавые предзнаменования, предания о кровопролитном противостоянии языческих конунгов и христианских правителей, превозношение воинской доблести и презрения к смерти – вот что стало фундаментом этого произведения.

На фоне степенного и во многом лиричного "Manegarm" новая пластинка возвращает нас к более брутальным и бескомпромиссным формам, щедро замешанным на фолковых и блэк-металлических основах. Восемь новых композиций звучат однородно и на первый взгляд минималистично, но на деле они просто избавлены от всего лишнего, умело аранжированы и убийственно гимноподобны. Гитарный драйв и экспрессивно-молниеносные вокальные партии Эрика, который филигранно совмещает грубый хриплый харш и разящие наповал чистологосые распевки, усиленные мужественными хорами, сделали материал по-настоящему грозным и хватким. Одно из весомых доказательств тому – потрясающей красоты и силы трек ''Hervors Arv'' ("Наследство Хервор").

Забористые тремоло с рельефными мелодичными текстурами и маршеобразные рубящие риффы гордо вышли на первые роли, что хорошо видно на примере таких хуковых боевиков как "Sveablotet" ("Жатва Свеев") или "Spjutbadden" ("Постель Из Копий"), в то время как фолковая составляющая на этот раз ограничена партиями скрипки. Но и этого оказалось достаточно, чтобы украсить залихвасткими народными мелодиями разудалые и напористые вещи "Slaget Vid Bravalla" ("Битва У Броваллы") и "Tvenne Drommar" ("Два Сна"), заставляющие проникнуться ослепляющей эйфорией битвы и непреклонностью рока.

Лирическая сторона альбома представлена не менее захватывающими произведениями ''Ett Sista Farval'' ("Последнее Прощание") и ''Krakes Sista Strid" ("Последняя Битва Краке"), где вокальный дуэт Эрика и Эллинор Вайдфорс, которая также принимала участие в записи предыдущей пластинки, преобразует мидтеповый стафф в пленительные сказочные повествования с преобладанием акустических мелодий и трогательных хоровых напевов. Во многом благодаря им же заключительная баллада ''Dodskvadet'', посвященная Рагнару Лодброку, приобрела столь чувственный драматизм и душевность, овеянные светлой печалью по ушедшему в золотые чертоги герою далекого прошлого.

В разделе бонус-треков пластинка также преподносит парочку приятных неожиданностей. Первая из них – кавер на ''(Don't Need) Religion" Motorhead, органично исполненный в характерной стилистике Manegarm, а также ''Day Star – Son Of Dawn" – весомый образец по-шведски мощной блэчины, облаченной в броню норманна, еще один ремастированный и облагороженный раритет из раннего творчества шведов, прежде никогда ранее не издававшийся. Как мы видим, музыканты не только ревностно чтут свои национальные корни, но и отдают дань столпам тяжелого метала (не даром в видеоклипе на ''Hervors Arv'' Эрик Гравсё предстает с басом Rickenbacker наперевес) и не чураются оглядываться назад, на собственное прошлое.

Их новая работа динамична и красочна, до краев наполнена бурлящей энергетикой и воинственным духом. Настоящая языческая ярость и непреклонность, варварский романтизм, а также неприкрытая гордость за деяния пращуров, сказания о которых передавались из уст в уста, стали лейтмотивом альбома. Этот тот самый случай, когда вполне каноничные приемы, взятые на вооружение многими командами, приумножены и преподнесены с небывалой свежестью и мощью. Если коротко, "Fornaldarsagor" вполне справедливо стоит назвать эталонным образцом самого настоящего скандинавского (не мексиканского, не бразильского, не японского, и не индийского) викинг-метала в своем исконном обличье, черты которого за последние годы несколько исказились.

Рецензия на сингл группы The Last Four "Тень"

01-02-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Я так и не понял, какую цель ставили перед собой эти питерские ню-металлисты: то ли показать ультимативный уровень качества в своём жанре, то ли попасть на Евровидение, то ли максимально сблизить яростные модерн-метал и электронный инди-поп, а может, что-то совсем другое, однако получилось всё у них мощно, хитово, забористо и даже танцевально. Оставаться в рамках жёсткого ню-металла, но в то же время стать доступными и приятными глазу и уху аудитории, совершенно не знакомой с данным музыкальным направлением не так уж просто, однако The Last Four очень постарались всё сделать правильно: взяли простые и эффектные риффы, добавили много электроники, прикрутили хитовый припев и в довершение всего качественно всё это дело записали и свели.

Грубые гитары, такой же грубый, но ставший намного более разнообразным и профессиональным вокал, контрастные переходы и поэтичные лириксы – даже сам рецепт создания “Тени” не является каким-то революционным ноу-хау, однако звучит всё приятно и совершенно не утомительно. Я бы даже сказал, слишком не утомительно – трек длится менее четырёх минут и все свои эксперименты с лёгкостью умещает в мтв-радиоформат (а что, чем Киркоров не шутит, того и гляди включим свои ТВ-ящики весной, чтобы посмотреть очередное Евровидение, а там скомбинировавшие Лазарева и Slipknot The Last Four со своим “теневым” синглом покоряют упадочную западную цивилизацию), в то же время совсем не скатываясь в примитив и не желая растворяться в компромиссной поп-форматности.

Клип же не отличается большим разнообразием и не обладает какой-то сногсшибательной зрелищностью, однако сделан качественно и смотрибельно, а контраст между мрачным ню-метал-имиджем со скелетоподобной нижней частью лица и танцевальными движениями обладающего бугристо-атлетической фигурой вокалиста и его ближайших музыкальных сподвижников выходит значительным и запоминающимся. Можно придираться в чём-то по мелочам, сетовать на то, что в плане операторской работы отечественные умельцы пока ещё не дотягивают до своих забугорных коллег, но в общем и целом смотрится ролик вполне пристойно и нестыдно, а богатая мимика и театральные движения фронтмена, иллюстрирующие текст припева, наверняка надолго запомнятся и возможно даже будут вспоминаться вам ночной порой в навязчивых сонных видениях.

Если бы Бари Алибасов взялся продюсировать Slipknot и Bullet For My Vallentine, то, вероятно, в итоге вышло бы что-то подобное. И это совсем неплохо. Как известно, нельзя в полной мере понять и прочувствовать, что такое ревность, проникнуться особой оттеловской импрессией, пока сам кого-нибудь не задушишь, вот так и с поп-ню-металлом – можно сколько угодно теоретизировать и теоретически осуждать “продажность” и эксперименты, пока однажды сам не попадёшь на крючок вот такой меткой и ребристой вещицы, которая застревает в подкорке словно гвоздь под хвостом у Чёрного Плаща. Я всегда с особым смаком плевался, когда в моём присутствии кто-то упоминал Backstreet Boys и иже с ними нанайцев, но металлизированный вариант типичных мальчуковых групп в виде современного творения The Last Four не оставил равнодушным даже меня.

Этот обескураживающий своей электронной негой припев действует как надпись на дне чашки “вас отравили, прощайте”. Если у вас обострение аллергии на Backstreet Boys и тяжкая непереносимость Джастина Тимберлейка, то, вероятно, когда дело дойдёт до припева, вы действительно почувствуете себя в точности так, как и те сократы, в чей утренний кофе ненароком подмешали цикуту, но при отсутствии строгих медицинских противопоказаний, воспринять и переварить эту ядерную хитовость можно. Воспринять, переварить, а затем принимать эти семь капель Евровидения, не ощущая ни малейшего отторжения. И ведь песня действительно хорошая и цепляющая: всё ещё тяжёлая, невероятно доходчивая и мелодичная и в то же время по-хорошему универсальная и качественная.

Теперь уже нет никаких сомнений по поводу того, почему и зачем бывшие Solerrain (до 2016 года The Last Four назывались именно так и играли намного жёстче, вплотную приближаясь к мелодик-дэту и деятельности титанов из Amorphis, Dark Tranquillity, Norther, Amon Amarth и иже с ними, с которыми “последняя четвёрка” с удовольствием делила сцену) сменили название – от дэта в их сегодняшней музыке остались только рожки да ножки – но с другой стороны, те же Amorphis или, скажем, Theatre Of Tragedy не были бы собой, если бы оставались всегда в одной поре и перестали развиваться, и The Last Four явно эволюционируют с огромным удовольствием и ограничивать себя ни в чём не думают, что некогда делали и “аморфисы” с “театралами”, а также ещё сонмы парадайзов и тиаматов.

И ведь музыка – это и есть такой универсальный язык, который должен быть понятен и приятен абсолютно каждому и абсолютно всегда, будь то трэш, дэт или мелодичный модерн-метал (что и требовалось доказать), а потому новейшую работу питерских модерновых коммандос можно назвать вполне логичным, понятным и оправданным результатом их долгой и планомерной творческой эскалации. Звучать вкусно и доходчиво – это лучше чем звучать злобно, мрачно и кашеобразно, а ведь у “Тени” ещё и русскоязычные вирши, достойные пера Шекспира или Байрона: “дай мне время понять и не потерять, дай мне силы сломать и не забывать. Тишина мне в ответ, и я куда-то пришёл, почему я здесь и чей это дом. Моя тень за спиной и почему-то она говорит со мной - а вот это я.”

Рецензия на альбом группы Månegarm "Månegarm"

01-02-2020 Дмитрий Фомин

Бесспорно, шведы редкостные умельцы творить отменные музыкальные релизы, причем, только самого высокого качества. В случае с группой Manegarm это утверждение правдиво на все сто. В преддверии нового альбома этих удалых викингов многие почитатели их таланта, в числе коих находится и автор этих строк, трепетно ждали младшего брата брутального релиза "Legions Of The North", который уж наверняка заставит пошатнуться непоколебимые склоны самой Роковой Горы. Но не тут-то было.

Как видно, эти ребята не ставили перед собой подобные цели и решили придерживаться собственной стези. Да и имеет ли смысл группе с таким стажем и пылкой творческой энергией что-то кому-то доказывать или устраивать состязания на выносливость, хотя такое положение вещей было бы как раз в духе викингов. К тому же, у музыкантов наметился еще один серьезный повод. Трудно поверить, но в 2015 году группе Manegarm исполнилось целых 20 лет. Чем не повод как следует отпраздновать это событие?

Итак, перед нами восьмой студийный альбом металлистов из Нортеллье, нареченный кратко и без изысков – "Manegarm". Уже после первого ознакомления с этой удивительной пластинкой становится ясно, что выбор названия отнюдь не указывает на недостаток креатива, что-что, а у Manegarm с этим все в порядке. Каждый из участников группы вложил свою посильную лепту как в создание музыки, так и в написание текстов, что говорит о единстве этого коллектива. Под этим кратким, но грозным названием сконцентрирован высококлассный материал, в полной мере отражающий весь творческий потенциал группы. Ее сердце и душу, если хотите. Ее суть. Эту работу можно назвать как и обобщающим элементом всего творчества шведов, так и путеводителем к совершенно новым музыкальным горизонтам.

Воистину, это самый непредсказуемый, самый эмоциональный, самый мелодичный и лиричный альбом Manegarm. Блэк и дэт словно остались в далеком прошлом, уступив первенство чистокровному и благородному viking-folk-metal. Здесь тяжеловесные боевики ("Blodorn"), начиненные разудалыми риффами, поочередно сменяются откровенно жестокими и мрачными эпизодами ("Nattramn"), а также громоподобными хитами ("Odin Owns Ye All" и пр.). Последние в равных пропорциях разбавлены великолепными балладами ("Blot", "Allfader") с мастерски вплетенными партиями скрипки, волынки и акустики. Эти произведения стали самыми настоящими жемчужинами юбилейной работы и способны растрогать самое черствое скандинавское сердце. Тем более, если учесть, что исполнены они, как впрочем, и добрая половина песен всего альбома, на шведском языке.

Вокальные партии также достойны доброго слова. Фронтмен коллектива Эрик Гравсё (который, к слову сказать, внес львиную долю в написание новой пластинки) как всегда на должном уровне и с равным успехом демонстрирует воинственный скрим-гроул и скальдический вокал. Разумеется, не стоит обходить вниманием и гостей этого тинга, без участия которых альбом наверное не обрел бы своего неповторимого звучания. В числе приглашенных отметились музыканты Primordial и Skyforger, отвечавшие за партии фолковых инструментов, певица Эллинор Вайдфорс, а также Матс и Рагнар из Ereb Altor, которые как нельзя лучше влились в общий молодецкий хор.

При всем своем многообразии тем, мелодий, инструментов и людей, на этих инструментах играющих, альбом звучит поразительно гармонично, взвешенно и вместе с тем очень искренне. Именно так, как и должен звучать альбом группы, наделенной редкостным талантом и абсолютной преданностью своему прошлому и своему ремеслу. Без преувеличения, песни "Manegarm" берут за живое. Вместе с ними в одночасье можно испытать невероятный подъем воинского духа, окунуться во всеобщий угар и веселье, вдоволь погрустить и поразмышлять о былом.

Умение затронуть тончайшие струны человеческой души и есть высшее мастерство. И на сей раз парни из Manegarm доказали, что владеют им превосходно. Помимо этого они явили миру еще один прекрасный образчик самого настоящего viking-metal, за который им точно не будет стыдно, когда они войдут во Дворец Павших Воинов и предстанут перед взором Одина. Но, будем надеяться, что произойдет это еще очень не скоро.

P.S. Оригинальная версия данного текста ранее была опубликована автором на сайте Dark-World.ru.

Рецензия на сингл группы ScaryON "Jack"

30-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

«Carry on» – это один из главных хитов классических Manowar, «carrion» – это мясо непригодное к употреблению, проще говоря, падаль, а ScaryON - это новейший отечественный анонимный проект в стиле хоррорвейв. Коллектив заявил о себе 20 января нынешнего 2020 года, выбросив на страницу своего только-только стартовавшего и ещё совершенно пустующего сообщества ВКонтакте, а заодно и на тематические платформы, первый скэри-сингл, практически сразу сорвал «Прометея» и уверенно начал набирать армию «скэрионцов».

Сама идея музыкального хоррора далеко не нова – в точности тем же самым занимался ещё дедушка Элис Купер, но ScaryON решили сделать классический, леденящий кровь и душу хоррор современным, объёмным, кинематографичным и саундтрековым, а для этого смешали в едином ведьминском котле индастриал, дарквейв, мрачную готику, фишки, характерные для оркестрового металла, а попутно завернули всё это во впечатляющую красочную обёртку в виде полноцветной обложки с образами-страшилками, где монструозный маньяк поджидает беспечную полночную девицу.

Надо понимать, монструозного дядьку в старомодной шляпе зовут Джек, и это не какой-то рандомный Джек, а самый что ни на есть Jack The Ripper, в музыкальном же плане ScaryON выглядят сейчас как знойный и уверенный хоррор-аттракцион, где клоуны все как один напоминают о Стивене Кинге, ведущий смахивает на Кинга Даймонда, а декорации вот-вот оживут и схватят тебя своими костлявыми пальцами и склизкими щупальцами. Смешать Marilyn Manson, Rob Zombie, Combichrist и Dance With The Dead? Ну а что, очень даже неплохая идея!

Неторопливый темп, много сэмплов, харизматичный саспенс-вокал и массированные подпевки с активными синтезаторными прогонами это и есть музыкальный хоррор в представлении ScaryON. Авторы не стараются переплюнуть по напору Cradle Of Filth или по интенсивности своих ужасов Necrophagia и Brujeria, а делают всё очень аккуратно, стильно, изящно, интеллигентно и вообще «с умом». Кстати, подобные мысли и эпитеты всплывали у меня в сознании, когда я смотрю «Vampiria» Дэвина Таунсенда, однако никакой комедийности, в отличие от него, у ScaryON нет.

Не всегда стоит дожимать все ручки громкости и тяжести до мыслимых и немыслимых пределов, иногда душа хочет чего-то более классического и мелодичного в традициях всё те же куперов, ди снайдеров и Death SS, и вот тогда-то из тёмных углов в свете тусклого уличного фонаря и появляется ScaryON со своим нервным, будоражащим сознание, но не долбящим во все тяжкие материалом. Подспудные отсылки к модным и любимым ныне Rammstein, Pain и тому же Мэрлину Мэнсону наверняка сделают своё дело и заинтригуют вашу психику, а навязчивый, шизофренично-многоголосый припев уж точно надолго увязнет в сознании и будет преследовать ещё долго.

Мне понравился, частично отсылающий к трип-хопу и дипхаусу тягучий звук синтезаторов, понравились достаточно изобретательные и оригинально скрипучие (и слово «с-creep-учие» в данном случае может происходить в том числе от столь любимого современными тинейджерами слова «криповый») гитарные партии, понравились театральные оттенки в голосе бэк-вокалистки!

Да и в анонимности в данном случае, конечно, есть своя особая прелесть и притягательность (когда не видишь лиц участников и не знаешь, кто эти самые участники, можно представлять и воображать абсолютно что угодно, ни в чём себя не ограничивая, вплоть до Кипелова и Агузаровой), но, сдаётся мне, авторы не вытерпят долго и не смогут оставаться инкогнито дольше какого-то определённого, не слишком длительного периода, и уже очень скоро мы все узнаем, кто же всё-таки творит и пугает нас, скрываясь за мультяшной маской Джека Потрошителя.

На сингл вместе с титульной вещью вошла её инструментальная версия, что можно расценивать как приглашение устроить зажигательную караоке-вечеринку на грядущий хэллоуин, а пока суть да дело потренироваться и разработать связки, чтобы в день икс не ударить лицом в грязь. Помимо отсутствия вокальных линий инструментал ничем не отличается от оригинальной версии (кроме своего хронометража), а оставшиеся на своих местах вокальные сэмплы помогают воссоздать нужную атмосферу страшилки в реальном времени.

Если посмотреть, какие очереди выстраиваются в кинотеатры даже на посредственные и криво слепленные ужастики, можно не сомневаться, что идея запугать нас до холодных липких мурашек, которую только что воплотили в жизнь таинственные, безликие и безымянные музыканты ScaryON увенчается хоть каким-то, но успехом. Вероятно, группе и синглу следовало бы накинуть балл за хорошее начало и удачную рекламную компанию себя любимых, но подождём лучше их второго хода и посмотрим, во что всё это выльется и чем разразится. Гм, а ведь кажется дождь собирается, вот и холодная луна скрылась во мраке, а из подворотен потянуло сыростью…

Показать ещё