ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом проекта Метеорит "Экстаз"

22-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Александр Семенченко и его группа Метеорит представляют сейчас уже свой второй полноформатный альбом, и их сибирский рок-н-ролл успел поднять голову и окрепнуть, но при этом музыкант не растерял свежести восприятия и чувства юмора (читай самоиронии) и продолжает создавать очень яркие, личные и приятные на слух композиции. Автор не обделён адекватным вкусом, и по крайней мере некоторые из его песен выглядят как маленькие шедевры лёгкого музыкально-шаршевого гротеска. Я нарочно начинаю эту рецензию именно с этих слов, ведь кое-кто из слушателей вполне всерьёз высказываются в духе “он не умеет петь”, “вокал слабый” и т.д и т.п., а ничего подобного к Александру и его нарочито оформляющему свои релизы в стиле грампластинок и магнит-кассет времён совпедии проекту совершенно не относиться.

Начать стоит с того, что петь в академическом и собственном смысле слова Александр даже и не пытается и не пробует, а вместо этого с явным удовольствием подтрунивает над узколобыми спецами-критиками, играя голосом на манер куртуазных маньеристов и в частности напоминая замечательного Вадима Степанцова с его гениальными пародиями-юморесками. И снова я должен вспомнить про хороший вкус автора и часто сопутствующее ему чувство меры, благодаря которым он способен удерживать необходимый баланс между юмором, иронией, серьёзностью и лирической глубиной. То, что делает Метеорит, это не всегда панк или стёб, не всегда карикатура или пародия, а часто вполне серьёзные и порой на самом деле очень глубокие рок-композиции, которые исполняются с некоторой долей самоиронии. По крайней мере так было ещё год назад.

Если вы знакомы с такими группами, как Бахыт Компот, Несчастный Случай и более современными и довольно широко раскрученными сейчас рок-патриотами из группы Капитан Кенгуру, то без труда поймёте, что имеется в данном случае ввиду и какого плана материал стоит ждать от рецензируемого сейчас коллектива, а я могу только добавить, что такие ранние вещи Александра как “Привет, привет!”, “Не Обмани”, “Устали” и интересно обыгрывающая классику Чёрного Кофе блюзовая вещица “Леди” при прослушивании оставляли у меня традиционно очень благостное впечатление, на вполне конкретном экзистенциальном примере демонстрируя, как битловско-роллинговские идеи могут жить, цвести и плодоносить на нашей отечественной и вполне себе русскоязычной почве.

От нового полноформатника Метеорита мне действительно хотелось ждать многого и хорошего, и хотя свойственная Александру некоторая небрежность в аранжировках и не всегда наличествующее желание работать над качеством в противовес количеству несколько осаживали смелость моих ожиданий, в целом я был настроен по поводу его нового релиза положительно. И почти не ошибся. Талант, как известно, не пропьёшь, даже если очень сильно стараться, но иногда в дело вмешиваются другие факторы, и всё выходит так, как выходит. Замечу в плане предисловия, что актуальный диск очень диковинно скомпонован, и как будто всеми силами старается отпугнуть всех случайных, мимоходом занесённых на огонёк залётными ветрами путников, чтобы все самые личные и вкусные вещи смогли услышать только действительно стойкие, бесстрашные и вообще только настоящие рокеры с незашоренным восприятием.

Александр не стал изменять себе и его вокальная манера практически не претерпела изменений: перед нами всё тот же панковитый, временами нарочитый и даже смешной рок в традициях Бахыт Компот и Капитана Кенгуру с очень простыми, доходчивыми и очевидными текстами на такие же простые и очевидные темы, написанные с такой обескураживающей искренностью, что по мере прослушивания не знаешь, то ли радоваться и ликовать, то ли удивляться и недоумевать. Именно в таком духе следует титульная вещь с альбома, приближаются к ней глумливая “Дон-диги-дон” и распевная “От Винта”. Панка у Александра определённо стало больше, чем это было ещё год назад во времена его диска “Прекрасно!”, и панк-рок в его интерпретации насквозь экзистенциален, театрален и пародиен – словом, всё в лучших традициях Вадима Степанцова, но…

Уже упомянутая мной неразборчивость автора в плане аранжировок и продакшна иной раз не очень сильно вредит его произведениям, а порой - сильно. Я уважаю и ценю непосредственность вообще и непосредственность Александра Семенченко в частности, но иногда его пофигистичность и разухабистая прямота на самом деле довольно ощутимо мешают ему и даже откровенно портят его песни. Увы, такие треки как “Дон-диги-дон” на что-то большее, чем прикол в стадии демо-версии никак не тянут, и, к сожалению, на своём новом альбоме далеко не всегда музыкант может удержаться от ниспадения в тотальную панкосмехопанораму. Песен на альбоме много, все они как обычно не плохи, но первая половина компакта по большей части пугает и будоражит, нежели радует и расслабляет (хотя на вкус и цвет, как говорится, все аккумуляторы…)

Тем не менее, такие современные пьесы Александра как “Продолжается ночь”, “Взять реванш”, “Вокзал” по-прежнему вызывают в памяти хорошие, крепкие, достойные восхищения и подражания рок-гимны прежних лет с лёгким налётом беззастенчивой в своей нарочитой наивности иронии, и я послушал их с большим и даже огромным удовольствием. Музыкант может писать очень красивые и гармоничные вещи, добавляет к ним прекрасные вдумчивые стихи, и это действительно прекрасно, но иногда ему как будто становится скучно, и он начинает хулиганить. Такого хулиганства на рецензируемом диске достаточно много, но более серьёзных, по-настоящему талантливых рок-н-ролльных номеров всё-таки больше, и я отчаянно плюсую харизматичной манере автора, его проникновенным стихам, его смелости и пластичности! Да и кто сказал, что хулиганство и эпатаж, элемент стихийности и импровизация это плохо и неприемлемо?

Слушать альбом: https://vk.com/wall-92317634_7546

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Рецензия на мини-альбом группы ЛТП Ойкумена "Серые на сером. Часть 2. Рабство"

21-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Талантливые и концептуальные идеологи из ЛТП Ойкумена не стали затягивать со второй частью своего триптиха и выдали её в максимально сжатые и даже почти рекордные сроки после выхода части первой, однако на качестве материала это никоим образом не сказалось. Период умных цитат от уважаемых в мире философии и философов людей в сообществе коллектива адекватно подготовил почву для серьёзного и важного разговора, и вот, наконец, этот разговор или точнее, его аудиально-художественное отражение перед нами. Всё та же замечательная карандашная графика на тему бессмысленного погружения современных индивидов в мир псевдо-культуры и псевдоценностей на правах обложки, всё те же узнаваемые штрихи и пятьдесят оттенков серого, а что же музыка и тексты?

Основная фишка “Серых на Сером” времён “Рабства” – это совмещение очень бодрых и даже отвязных рок-н-ролльно-блюзовых гармоний и ритмов с серьёзной философской и чуть ли не богословской проблематикой, которая, однако, выражена очень простым и доступным, практически повседневным языком. Экзистенциальные парадоксы, ад и пустота социальных сетей, серьёзный и даже вполне себе академический категориальный аппарат и холодный зимний воздух христианства, которым так любил дышать О.Э. Мандельштам, помогают авторам убедительнее и резче заклеймить серую круговерть повседневности aka день сурка и призвать своих слушателей внимательнее и зорче всмотреться в неисследимую и бездонную бездну колодца собственной души с её жаждой, тоской и болью.

ЛТП Ойкумена не первая современная отечественная группа, которой не дают покоя лавры пинкфлойдовской “Стены” (вспомнить хоть DeLight Theatre) и её играющая оттенками универсальность, они создают свой концептуальный мир кирпичик за кирпичиком с такой же страстью, которая отличала ранних “флойдов”, и почти что с остервенением главного героя “The Wall”, а их размах поистине заслуживает уважения. Действительно, кто бы мог подумать, что серьёзный классический арт-рок 70-х так аутентично и удачно адаптируется к жёстким реалиям современной цифровой эпохи и расцветёт такими впечатляющими порослями, и что важнее – не будет просто подражать или перенимать внешние формы, а создаст что-то настолько глубоко и органично своё, собственное, самостоятельное и аутентичное, зовущее ввысь и древним способом от противного вызывающее отвращение к наличествующей данности нашего эмпирического и конкретного бытия, но это так.

Христианства на этот раз стало больше – не просто “просто христианства” в традициях Льюиса и его одноимённой книги, а очень даже кондового и ортодоксального его воплощения в традициях восточной церкви, однако невооружённый взгляд человека неискушённого сможет распознать и задетектить всё это лишь в финальной композиции под названием “Депрессия”, где бодрые рок-н-ролльные ритмы отходят на второй план, а музыканты начинают, наконец, заниматься куда более характерной и привычной для себя арт-прог-меланхолией. Остальные же треки на удивление эклектичны и непредсказуемы - послушайте хотя бы “Легко”, где балладная нега легко и ненавязчиво переходит в шершавый хардовый риффинг, а затем срывается в электронный авангард и расцветает речитативной декламацией в обрамлении проговых басовых линий.

И недостатка в арте и прогрессиве на данном EP действительно совсем не наблюдается, а порой эксперименты выводят музыкантов даже почти к фанк-берегам (“Аватары”), где вокал как две капли мёртвого моря похож на речитатив, в то время как грохочущая тяжесть таких треков как “Легко” и “Она от него ушла” очень изящно сочетается у них с полётной прог-мечтательностью. Тяжёлый, гротескно-свингующий ритм-н-блюз пятого трека всё натужнее и напряжённее прячет под бодрыми и такими порывисто-рваными, нервозными и размашистыми ритмами свою горькую полночную тоску, а в финальной вещи она вырывается наружу во всём своём всесокрушающем и довлеющем великолепии, очень быстро затмевая всё собой и восходя над серым, давно захлебнувшемся в равнодушии мире чёрным, зловеще-траурным солнцем.

Этот EP тяжёл как самая грузная и до отказа нашпигованная свинцом и алюминием железная бабочка, и каких-то проблесков света, позитива и небесной гармонии я здесь практически не увидел. Они, конечно, присутствуют, но исключительно как “луч света в тёмном царстве”, бликово и декоративно, являясь всего лишь одной из сотен других серых красок в общей палитре, и эта краска хоть и более светлая и жизнеутверждающая, но в сущности своей такая же серая и монохромная. В таком мире возможно только экзистенциальное “мужество быть”, а от упоминавшегося выше христианства ЛТП Ойкумена берут только Великого Инквизитора, но не радость, любовь и триумф воскресшего Христа, что в очередной раз подчёркивает тот простой факт, что на земле Достоевского изъясняться без надрыва и трагедии не принято и нежелательно.

Авторы подразумевают духовность и высший смысл, упрекают современников в их отсутствии, но сами целиком сосредоточены на критике и негативно-отрицающем “фи” по отношению к приземлённому, механическому и слишком земному, однозначно характеризуя их как скотство и деградацию, в чём очень явно и чётко прослеживается влияние Ницше, который так истово и категорично отрицал всё слишком человеческое, предрекая его гибель и крах. Отсылок и параллелей к первой части триптиха на рецензируемом EP достаточно (взять хоть общий жанрово-звуковой курс или количество треков), но тексты первых пяти композиций в этот раз ещё более просты, жизненны и эмпиричны, а обращаются они к более простым и прозаичным вещам и являют на вполне конкретном и жизненном примере, что бывает, когда “журавлей оставил небу и встал в очередь за хлебом”. Ну а по накалу критичности и её количеству создатели “Рабства” могли бы дать фору даже Канту с его критической фундаментальностью и ярким полемическим даром.

Стало меньше эпичности в аранжировках, меньше героики в мелодиях и больше извилистых решений и многозначных оттенков в ритмах, а в итоге по прослушивании альбома так и хочется запустить в этот мастерски нарисованный авторами картонный очаг обыденности книжкой Сартра с надписью “Тошнота” на обложке или каким-нибудь Камю-Кафкой-Мережковским. Лично мне ближе, понятнее и роднее “Порабощение” с его более человеческими, серьёзными, высокими и лиричными мотивами, с его “Войной”, “Артефактом”, треком “Капля за каплей” и, конечно же, с убийственной вещью “Серые на сером”, где контрасты резче, а аранжировки проще, громогласнее и неожиданнее, однако, нет совершенно никаких сомнений, что некоторая сумбурность и чрезмерная насыщенность нынешнего релиза это намеренный ход, смысл и суть которого – показать, как душно и маетно может быть в одной бане с пауками и со Свидригайловым, если на дверях в эту баню кто-то повесил табличку “Вечность” и снять её нет никакой возможности.

Сейчас у ЛТП Ойкумена определённо стало меньше хитовых мелодий и запоминающихся текстовых ходов, меньше драматизма и предельных красок, а потому если вы ещё не знакомы с их творчеством, то начинать это знакомство имеет смысл всё-таки с дебютного EP. Хронология в данном случае действительно важна и желательна не только по причинам последовательности и геометрической прогрессии сюжета – цепляющих хуковых мелодий и сочных сбивок в первой части куда больше, и хотя у рецензируемого шеститрекового миника есть своё особое очарование, до него ещё нужно дорасти, дожить, дойти и добраться, а лучшего пролога к этому чем “Порабощение” просто не придумать. Они всё так же дерзновенны, серьёзны и концептуальны, всё так же глубоки и основательны, просто сейчас им стали чуть более симпатичны театрализованные упражнения вроде рок-опер Sieben, и они с головой окунулись в этот свободный и невероятно пластичный жанр, предполагающий поистине феноменальную гибкость используемой фактуры и задействованного инструментария, а значит - стали сложнее.

Нет сомнений, что эта музыка и сопровождающие её тексты глубоко экзистенциальны и автобиографичны, выстраданы и вообще здесь нет ничего лишнего и случайного, как и нет сомнений в том, что, по сравнению с дебютом, “Рабство” это прогресс и следующая ступень на пути полифоничной экскалации и профессионализма аранжировок, вот только въехать во весь этот кабаре-калейдоскоп сходу мне было непросто, в то время как дебютный диск команды зашёл в сознание сразу и без лишних слов, однако после семи-восьми прослушиваний до сознания стало доходить, насколько сейчас аранжировки стали глубже и разнообразнее, как кстати голос освоил массу новых, ранее недоступных или не используемых за неимением соответствующей взлётной полосы оттенков, а в целом пейзаж стал масштабнее и солиднее, и хотя изначальной песенности и берущей за душу архетипичной простоты уже меньше, перед нами всё тот же качественный, современный и одухотворённый “The Wall”, где фишки Никольского, Канунникова и Калугина поют “Аллилуйю” единым хором с Бареттом, Гилмором и Фриппом.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 1 за 2020 год

Рецензия на альбом группы Время Альбиносов "Страна Странных Струн"

20-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Первое, на что обращаешь внимание, когда подходишь к знакомству с этим коллективом, это его самоопределение – рок-арт-проект. Что-то здесь не то – наверняка скажут или подумают многие, должно быть арт-рок-проект – артроковый проект. А вот и нет – на самом деле всё правильно, и Время Альбиносов – это, в первую очередь, арт-проект, который играет музыку в стиле рок. А что такое арт-проект? Вестимо, художественный проект, куда входят разные музыканты, художники, сценаристы, поэты, писатели и прочие креативщики, которые совместными усилиями создают некое интеллигентское благообразие, которое, в конце концов, обретает вид законченных и пригодных для аудиального восприятия музыкальных пьес.

В случае со Временем Альбиносов, все эти “мои приятели художники-писатели” консолидируются вокруг поэта Дмитрия “Рич” Романова и его творчества. Дмитрий пишет стихи, музыканты помогают ему создавать адекватное и соответствующее инструментальное обрамление для них, а вокалисты озвучивают и заставляют эти слова обретать плоть и кровь. В общей сложности Время Альбиносов под разными названиями существует и выпускает альбомы более тридцати лет, имеет солидную дискографию, а в нынешнем 2019 году в группе, помимо самого Дмитрия, насчитывается одиннадцать человек. Это действительно арт-проект или даже целая рок-лаборатория, где совместными усилиями в итоге появляются на свет очень интересные песни-стихи, а автором музыкальной концепции выступает талантливый композитор Артём Аматуни.

Ну а когда начинаешь слушать “Страну Странных Струн”, сразу же замечаешь на удивление гармоничное, слаженное и приятное звучание (не андеграунд, не подвальный русский рок времён Перестройки и не авангард, а действительно практически арт-рок) где-то на уровне Високосного Года и позднего Наутилуса Помпилиуса и в подобной же жанровой нише (синтезаторы, красивые мелодии, въедливый вокал, общая атмосферность, etc). Лирика имеет нечто общее с виршами Кормильцева, и то, как авторы подают эту лирику, тоже вызывает в памяти образы участников Наутилуса его золотой эпохи. Никаких унылых декламаций, натужного морализаторства и менторского тона – только чёткие, весьма гармоничные мелодии и риффы, которые очень адекватно вписываются в сложную поэтику стихов Дмитрия Романова.

Очень осмысленные, богатые образами, порой по-настоящему философские и напоминающие притчи седых суфиев стихотворения Дмитрия действительно на удивление благозвучно и аутентично звучат на актуальном альбоме – совершенно и никак не приходит на ум, что это не песни, а стихи, и порой стихи достаточно короткие и ёмкие. Никакой развлекаловщины, попыток заглядывать в рот слушателю и заигрывать с широким массовым вкусом, а только взрослые рифмы, аутентичные смыслы и соответствующе взрослый подход к реализации и воплощению всех этих задумок – вот что отличает “Страну Странных Струн”, которая уже во время звучания третьего трека стала напоминать мне серьёзные прог-рок-альбомы 70-х, которые так любили интеллектуалы от рока.

Лёгкие намёки на фолк (“Холодает”, “Моё небо с твоим разные”), причудливый шаманский ритм-н-блюз с вкраплением джазовых интерлюдий трека “В твоей чёрной дыре”, неожиданная окологотическая инсинуация в духе Кукрыниксов под названием “Надежда”, хулиганский шарж с нотками Кинчева, именующийся на диске “Лесть бескровная”, раздолбайский бард-рок-фолк-кантри-стёб “Им пох твой нах” - альбом напоминает набор выдержек из снов, которые заботливыми руками авторов и аранжировщиков были собраны в единое целое и приобрели вид такого милого и уютного интеллектуального праздника, где винтажный фолк-рок отплясывает сногсшибательную джигу с современным роком.

Конечно, до высоких стандартов Боба Дилана, Донована, Fairport Convention и Fleetwood Mac Время Альбиносов, может быть и не доходят, но по большей части обретаются где-то в непосредственной близости от них и очень неплохо смешивают традиционный поэтический русский рок, западный арт-рок и такой же хороший и качественный западный фолк-рок с эпизодическим влиянием кантри, блюза и чего-то ещё, схожего с ними по настроению и эмоциональной окраске. Композиции с альбома очень разнятся по отношению друг к другу, но в то же время очень легко и естественно складываются в единое и непротиворечивое целое, где общим фундаментом является самобытный подход к аранжировкам Артёма Аматуни и, конечно же, интеллигентная философская подоплёка стихов Дмитрия Романова, так изящно и ненавязчиво подчёркивающая их самоидентичность:

“Моё небо с твоим... разные,

Эта разница терпкая, вкусная,

Старо-письмено-песенно-устная,

Чуть дождливая, не алмазная.

Эта разница городом сплюнута,

Загустевшая запахом падальным,

Перешита пришествием кабельным,

Передёрнута, свёрнута, всунута.

Эта разница зимняя, низкая,

Летом - море без дна, бесконечная,

Вся искрится фатой подвенечною,

Опускаясь на землю неблизкую.

Эта разница формами колота,

Беленой да эфирами взбычена,

Позитивом партийным пресыщена

Да форматная с привкусом солода.

Эта разница радугой хожена

И медвежьими лапами топтана,

Звездной нитью запутано штопана,

Облаками седыми взъерошена.

Моё небо с твоим... разные,

Да и мы, лишь, обычные встречные.

Моя разница млечная, вечная,

А твоя, как и ты, несуразная”

(c) Время Альбиносов – “Моё небо с твоим разные”

Я не случайно сравнил Время Альбиносов с Fairport Convention, Донованом и Диланом – сделать поправку на время, стиль звучания и прочие косметические штуки, конечно же, стоит, но факт остается фактом: перед нами всё тот же взрослый рок, не чуждый бесов в рёбрах и эпизодической шутейности, но в целом насквозь завязанный на вдумчивом и рефлексирующем отношении к жизни. Мне безмерно приятно, что мы в случае со “Страной странных струн” имеем такой качественный и выдержанный аналог забугорных кроссоверщиков фолка и арт-рока в лице Mostly Autumn, The Wishing Tree и иже с ними, да ещё и с такой яркой и мощно выраженной нашей собственной отечественной лирической спецификой. Качественно, солидно и колоритно.

Рецензия на альбом альбом проекта Elegiac "Edge Of Reason"

16-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот американский one-man-проект играет очень интересную музыку: мрачную, шумную, какофоничную и нестройную, но в то же время не лишённую своеобразной мелодичности и жаркой адской атмосферы. У меня дома дебютный лонгплей Elegiac стоит на полке рядом с творениями отечественного блэк-дивизиона Lucifer’s Dungeon, и в этом есть определённый смысл: и американец со своим элегическим музыкальным судном, и ростовские патриархи изобретательности и многообразия в рамках чёрного жанра равно осмысленны и неслучайны, и в музыке как первого, так и второго состава явно ощущается немелкая доля какой-то потусторонней и иррациональной магии. Добавьте к этому потрясающе стильное чёрно-белое оформление компактов данных групп и их коллекционную стереотипность, и вы, вероятно, поймёте, как я радуюсь, когда добавляю к имеющимся у меня компактам Elegiac и Lucifer’s Dungeon очередные CD-артефакты, которые вторые выпускают с завидным постоянством, а первые стараются не отставать.

Вот только Lucifer’s Dungeon хрипят всё по большей части про Люцифера, подземелья, склепы и философские штуки, а Зэйн Янг, представляющий Elegiac и уверенно позирующий топлес, демонстрируя огромный замок, вытатуированный у него на торсе, предпочитает изъясняться куда туманнее и абстрактнее. Было время, я думал, что в своих текстах музыкант жалуется на политическую ситуацию у себя в стране и призывает правительство поднять пособие по безработице и опустить цену на бензин (американский флаг, перманентно присутствующий на обложках проекта и у него в буклете, позволял делать такие предположения, а отсутствие текстов в картоночке, прилагающейся к диску, подстёгивало и без того разыгравшуюся фантазию просто невероятно), но теперь тексты в буклете таки напечатаны, и никаких явных социальных и антиправительственных пассажей там нет, а всё сплошь какие-то грустные и высокопарные рассуждения об экзистенции, чёрном искусстве, отчаянии и золотом пламени.

Долго пытался я отыскать в лирике хоть что-то объясняющее, почему американский звёздно-полосатый флаг перевёрнут в буклете, но так ничего и не нашёл. По сравнению со своим предшественником, альбомом под названием “Spiritual Turmoil” (2017), нынешний релиз это стопроцентный EP: всего шесть треков, один из которых инструментал, никаких тебе интро и аутро, отсутствие по-настоящему пространных и депрессивно-упаднических мотивов, которых, помнится, было не так уж и мало на диске 2017 года – всё указывает на то, что сейчас нас ждёт не полноценный блэк-пир, а всего лишь мелкая и локальная пирушка, междоусобчик. Собственно, по причине своей скорострельности и отсутствия достаточного времени для того чтобы растекаться мыслью по древу, Elegiac времён своего нынешнего студийного залпа воспринимается более легко, удобоваримо и концентрированно - качающий риффинг, нестройные барабаны и злобный скрим не затягивают волынку, а управляются со своей задачей очень шустро, умещаясь в рамки 39 минут.

“Edge Of Reason” – это своего рода light-demo-версия концептуальности и особого фирменного стиля Elegiac, который в своей нынешней ипостаси воспринимается очень доступно и почти не депрессивно, что с учётом нехилой мизантропии и повёрнутости Зэйна, нужно воспринимать как большую редкость и даже почти чудо (видимо, американец каким-то невероятным образом всё-таки наскрёб себе денег на антидепрессанты в 2016 году, когда создавал этот материал). Если на “Spiritual Turmoil” подобными настроениями и ритмами отличался только финальный номер под названием “Winds Of Destruction”, то сейчас такие маниакальные фазы случаются чаще и больше, да и вообще весь диск можно воспринимать как одно большое сезонное обострение, когда гормоны бушуют, ярость кипит, а грустить, унывать и предаваться медитативным глупостям вроде как и хочется, но не сейчас, а когда-нибудь потом. И всё это дело жужжит и ёрзает в динамиках достаточно олдскульно и вообще в традициях дарктронов-батори и келтикфростов, эпизодически срываясь в ураган более современных блэковых фишек и столь характерных для Зэйна депрессняшек.

Но даже депрессняшки звучат на “Edge Of Reason” очень воинственно и старорежимно (зацените, к примеру, “Howling Wind”, который исполнен практически на двух монотонных аккордах, но всё равно воспринимается как стопроцентный метал-гимн с той же грядки, где некогда почковались и цвели Hellhammer, Bathory и Judas Iscariot) - такой замечательный железный блэк-дум в наше время надо ещё поискать! Звук, конечно, у Elegiac андеграундный, и его в той же “Howling Wind” лихорадит порой так, что кажется, сейчас от гитары что-нибудь отвалится или канализация в санузле репетиционной точки, где татуированный злыдень чадит своим музыкальным мраком, рванёт и затопит Зэйна со всеми его чернушными идеями с головы до ног, но нет, музыкант очень хорошо знает, где находится тот самый край здравого смысла (“Edge Of Reason”), за который не стоит заходить, и хоть и бродит по лезвию бритвы, срываться с обрыва и захлёбываться канализационными потоками не намерен. Вы давно искали грустный, но не скучный блэк с огоньком и с фантазией? Тогда этот релиз, вероятно, создан специально для вас!

Рецензия на сингл группы Rosa Infra "Метал мёртв. Инфраморфозы"

13-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Бескомпромиссные столичные инфра-метал-провокаторы из Rosa Infra снова на марше, и хотя об очередном полноформатнике речь пока не идёт, их новая работа наверняка заинтересует и привлечёт внимание многих. Провоцировать, провоцировать и ещё раз провоцировать – эта фраза могла бы стать негласным девизом группы, и они действительно как будто нарочно стараются с каждым своим релизом становиться ещё более жёсткими, бескомпромиссными и эпатажными, а их напор и прямота впечатляют. Ещё больше авангарда, разноликого и несочетаемого, диссонирующего и противоречащего, тяжеловесного, жёсткого, ржавого и массивного – всё это про их новый сингл.

“Метал мёртв” – как обухом по голове. Николай Карпушин и его подопечные не стесняются использовать приёмы из арсенала старика Ницше и не чураются категорических формулировок. Устав колоть и жалить прогнивший в продажности и в культе потребления социум и барбиподобных glamour-girls, инфра-апологеты из Rosa Infra перекинулись на метал как таковой и не стали ходить вокруг да около, а сразу же громогласно провозгласили, что всё не просто плохо и печально, а прямо таки хуже некуда. Пациент скорее мёртв, чем болен или отдыхает от трудов праведных – таков их диагноз современной металлической сцене, и полутонов здесь нет.

Музыка деградирует, неформальные объединения изживают себя, заслуженные бунтари продались и почивают на лаврах, продаваясь то одним, то другим боком в угоду сниженному и усреднённому общественному вкусу, а новые метал-герои слишком наивны и зелены, чтобы быть в состоянии предложить этому миру и своим слушателям что-то по-настоящему честное и заслуживающее внимания, а параллельно всё тонет в лицемерии и ханжестве – Rosa Infra рисуют поистине апокалиптический мир, не жалеют красок, и если присмотреться - в этой удручающей картине действительно можно увидеть наши современные реалии и тенденции, и сходство с ними.

Сами авторы не скрывают, что “Метал мёртв” их самая авангардная, смелая и жёсткая вещь за всю историю, и это действительно так. Масса электроники, характерный инфра-саунд и всесокрушающий гул толстенных басовых струн сдвоенных бас-гитар – сейчас перед нами всё тот же звуковой ад, благодаря которому Rosa Infra были знамениты со времён их “Мета-Комы”, но только синтезаторов теперь ещё больше, гармонии ещё более авангардны и атональны, а общий саунд напоминает густой ведьминский отвар, дошедший до высшей точки кипения седой январской полночью.

Синтетические сирены, хаотичные ритмы, словно готовящийся вот-вот сорваться на гроул вокал Николая и безжалостно клеймящий всех и вся текст – композиция как будто грозит в любую минуту развалиться на составные части, но какая-то невидимая сила удерживает эти громоздкие и действительно достаточно разнородные элементы вместе, создавая ощущение гротескного колосса-монолита, наподобие того, что вышагивает на обложке Dismember “Massive Killing Capacity”, который движется куда-то вдаль по распроданной и благополучно красующейся глянцевыми ценниками российской земле.

История Тэмока и его скитаний по Серограду продолжается, наш герой разочаровался в былых субкультурных идеалах, шипы и заклёпки бескомпромиссной металлической юности поблекли, а пока розовый флёр прежних надежд и грёз догорает вместе с тусклой полоской заката, он ищет в своей памяти ответы на главные вопросы и неожиданно приходит к столь любимой весьма любимым и уважаемым шведами из Therion Владимиром Соловьёвым идее всеединства. В войне и противостоянии нет смысла, народы Серославии и Чернославии едины, делить им нечего, а значит… пора объединиться против подлинного врага – Чудовищного Червя и культа потребления!

“А с чем у нас сегодня пирожки?” – как-то между делом поинтересовался домовёнок Кузя у Бабы-Яги, а та загадочно отвечала ему: “с сурпризом!” Примерно так же всё обстоит у нас и в случае с новейшим синглом Rosa Infra, а роль “сурприза” отводится соло-бриджу, где мы слышим упадническо-апокалиптическую версию государственного гимна РФ. И звучит это дело почти как пирожок с зельем, отшибающим память, а заодно и весь мозг! Авторы указывают на то, что прогнили и стали сомнительными не просто какие-то частности, а сами несущие конструкции, базис и фундамент нашей жизни, её мировоззренческие и метафизические основы.

Можно не разделять общей патетики актуального сингла и с пеной на губах доказывать неправоту Николая Карпушина и его одногруппников (как это и делают, скажем, посетители и завсегдатаи ресурсов вроде Darkside), но отрицать тот факт, что авторы достаточно убедительно продолжают радикальные бунтарские традиции богов и патриархов первородного и изначального металла, просто невозможно. Что ни говори, а выглядит это всё достаточно убедительно и аутентично, а уж придумать лучший повод в очередной раз порвать глотку в комментариях и диванных баттлах, доказывая правоту своих воззрений и убеждений под это дело, наверняка было бы трудно.

Метал мёртв? До здравствует метал! Метал мёртв? Верую ибо абсурдно! Или как там у Ницше… Умереть может лишь тот метал, который может умереть! И тут, откуда ни возьмись, появляются какие-то знакомые американские фейсы и с удовольствием скандируют: death to false metal, death, death, death! Может, до мордобоя со всем миром, учинённого в 1987 году братками из Manowar данная работа и не дотягивает, но прецедент действительно вполне достойный, знаковый и нескучный, а уж каким нескучным и бомбическим выйдет готовящийся полноформатник можно только гадать! В очередной раз убеждаюсь в правоте бессмертного лозунга эмтивишного Headbanger’s Ball: death is only beginning!…

Рецензия на альбом группы Daydream Flights "Whisper"

13-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть альбомы и группы, в которых есть какое-то особое очарование, некая изюминка, что-то странное, особенное и ни на что не похожее, что замечаешь сразу и что цепляет глубоко и основательно, как английская булавка, случайно забытая кем-то на стуле и вонзившаяся вам в зад. В случае с альбомом Daydream Flights “Шёпот”, что в переводе на английский звучит как “Whisper”, таких булавок не одна и не две, а как минимум дюжина. Судите сами: визионерское название группы (уже само сочетание слов, вызывающее в сознании смутные ассоциации, связанные с полётами в ходе задрёмывания на работе, когда ловишь кайф от высоты и упоения собственной безграничной свободой, одновременно рискуя свалиться со стула, не рассчитав в отключке равновесия, и быть застигнутым главредом за совсем не тем, чем он поручил заниматься, в очередной раз сурово напомнив о дедлайнах), прекрасная обложка, цвета на этой самой обложке, названия треков… это уже четыре или шесть я насчитал?

А ещё есть своеобразный клип на трек “The Way”, который оставил у меня очень двойственные и амбивалентные впечатления, и я до сих пор не могу решить, понравился ли он мне или нет. Идея интересна, даже почти не подкачала (ну а что, смотрятся и пересматриваются же до сих пор классические клипы Anathema вроде “The Silent Enigma”, где “анафемовцы” предстают в растянутых майках и в прочей расхристанной непосредственности), но общее ощущение амбивалентности и какой-то нарочитой противоречивости здесь не просто доведено до крайности и предела, а дожато до финальных граней и последних пределов как-то очень специфично и на любителя. Если вам ничего не говорит жанровое определение блэкгейз, где даже пьяный туманный ёжик без труда сходу рассмотрит блэк и шугейз, то вероятно, именно это определение стоит воспринимать как ключ к пониманию угрожающе-жужжащей атмосферы авторства Daydream Flights.

И клип на самом деле довольно неплохой, но намёки на авангард (балерина, какой-то бомж в тельняшке с олдскульным телефоном наперевес, художница и т.д.), присутствующие на концертных фото коллектива, позволяли ждать от их видео большего, в точности так же как о большем намекает, а порой буквально кричит и стонет музыка сыктывкарского квинтета. И в этом месте моего повествования все знатоки и любители качественной и атмосферной тяжёлой музыки наверняка встрепенулись, вспомнили качественные и солидные команды данной постблэковой клумбы, произрастающие в тех же краях, и разочарованы они точно не будут, хотя наши сегодняшние герои из Daydream Flights совсем не так романтичны и мелодичны, как можно было бы ожидать, а скорее угрюмы, хаотичны и авангардны и вполне себе вписываются в заявленную пресс-релизом совместимость с Shining и Silencer.

И альбом оставляет более целостное и аутентичное впечатление, чем видео. Тягучие риффы, апатичные околоанафемовские гитарные переборы, словно скрежешущий ножом по стеклу вокал – всё в совокупности сливается в единую картину тоски и декаданса с обязательным суицидальным флёром. От классического dsbm здесь всё ещё достаточно много, но инструментальная составляющая “Шёпота” более разрежена и разнообразна, а по настроению напоминает скорее флегматичный и атмосферный дум a la ранняя Katatonia. Не обошлось без отсылок к шугейзу, и “Declivity” с “Indifference” звучат на самом деле очень воздушно и готично, действительно во многом напоминая столпов жанра, в то время как низкочастотный скрим в этих треках иногда кажется как будто искусственно прикрученным к нежной меланхолии пост-рока, а инспирация у всего у этого очень удивительная и даже неожиданная – старые советские фильмы, в которых, как вы понимаете, можно нарыть ещё и не такой психодел, а порой вполне реально просто утонуть в смыслах, отсылках и атмосфере.

Daydream Flights интересны и в какой-то степени оригинальны, по крайней мере ожидать от них можно чего угодно и действительного многого (я нисколько не удивлюсь, если на своём втором диске они начнут осваивать тематическое пространство старых советских мультфильмов и представят что-нибудь на тему “Ёжика в тумане” или мумми-троллей советского психоделического образца). На данном этапе не всё у них выходит гладко и безукоризненно, но сама идея заслуживает внимания и уважения. Я не совсем понял, как сочетается с депрессией советских фильмов великолепный арт альбома, но к музыке он подходит очень даже неплохо, а это, конечно же, главное, а результат – качественный и очень фирменный коктейль из пост-блэка, атмосферы, театра и шугейза. Интересно, как бы стал восприниматься наш замечательный классический и навеянный Стругацкими “Сталкер” с таким саундтреком? Есть смысл прямо сейчас пересмотреть кино, а потом ещё раз внимательно и с должным пиететом послушать “Whisper”.

Показать ещё